Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / безработица / социальное государство / пандемия / пособия по безработице / Constitution of the Russian Federation / unemployment / social state / pandemic / unemployment benefits

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оксана Владимировна Саратова, Неля Викторовна Филиппова, Дмитрий Станиславович Шелестов

В статье рассматриваются современные проблемы безработицы граждан в Российской Федерации, а также анализируются нормы действующего законодательства, направленные на защиту граждан от безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оксана Владимировна Саратова, Неля Викторовна Филиппова, Дмитрий Станиславович Шелестов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal protection of citizens’ rights against unemployment during the pandemic

The article analyzes some current problems of unemployment of citizens in the Russian Federation, the norms of current legislation aimed at protecting citizens from unemployment being treated as well.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-21-23

конституционно-правовая защита прав граждан от безработицы в период пандемии

V V ___

в российской федерации

Оксана Владимировна САРАТОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I

Неля Викторовна ФИЛИППОВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I

Дмитрий Станиславович ШЕЛЕСТОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I anatbel@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы безработицы граждан в Российской Федерации, а также анализируются нормы действующего законодательства, направленные на защиту граждан от безработицы.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, безработица, социальное государство, пандемия, пособия по безработице.

Annotation. The article analyzes some current problems of unemployment of citizens in the Russian Federation, the norms of current legislation aimed at protecting citizens from unemployment being treated as well.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, unemployment, social state, pandemic, unemployment benefits.

Проблемы безработицы, с момента закрепления в международном праве и национальных правовых системах права на труд, а также права на защиту от безработицы, являются актуальными в той или иной степени для всех стран мира. Именно трудовые отношения являются основным источником доходов и, как следствие, средством социально-экономического благополучия большинства граждан любой страны, в том числе и граждан России.

Пандемия новой коронавирусной инфекции соу1^19 особо актуализировала проблемы обеспечения права на труд и права на защиту от безработицы.

В главе 2 Конституции Российской Федерации, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина, ст. 17 определено, что «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международно-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

го права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Часть 3 ст. 37 Конституции РФ устанавливает право гражданина на защиту от безработицы.

Безусловно, в рамках одной статьи провести комплексный анализ политики, проводимой в этот период, невозможно. Поэтому рассмотрим некоторые меры по поддержке граждан РФ, которые применялись государственным аппаратом, в целом и более узко — меры, применяемые в отношении работодателей.

Правительством РФ в целях принятия мер по реализации гарантии конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы было принято постановление от 8 апреля 2020 г. № 460 [1], которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее — Временные правила № 460).

Эти Правила вступили в силу со дня официального опубликования постановления1 и действовали по 31 декабря 2020 г. Однако анализ сложившейся эпидемиологической обстановке в России повлиял на продление действия Временных правил № 460 до 31 марта 2021 г.

Также были продлены до 31 марта 2021 г. Временные правила представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему «Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 486 [2] (далее — Временные правила № 486).

21 апреля 2020 г. Президент РФ поручил Правительству РФ оказать финансовую поддержку предпринимательству посредством выделения из федерального бюджета на безвозмездной основе финансовой поддержки, направленной на решение неотложных задач, в частности, для выплаты заработной платы работникам. Данная мера поддержки определялась как сумма, эквивалентная МРОТ, на каждого официально трудоустроенного работника в месяц, т.е. 12 120 руб.

Помимо представленной выше меры поддержки, 11 мая 2020 г. было анонсировано появле-

ние льготных кредитов для поддержки предприятий, которые пострадали от коронавирусного кризиса больше всего, для сохранения прежнего уровня занятости.

Так, предприятиям по льготной ставке 2% годовых предлагалось получить кредит в сумме одного МРОТ в месяц на каждого официально трудоустроенного работника предприятия. Условия предоставления кредита были следующие: погашение полной стоимости кредита до 1 апреля 2021 г.

При этом в случае, если работодателю удастся сохранить 90% и более штата, то ему спишут весь кредит и проценты по нему, а в случае, если занятость будет сохранена на уровне 80%, то спишут половину суммы полученного предприятием кредита и процентов.

Однако отметим, что для компаний, работающих в наиболее пострадавших отраслях, т.е. в тех, которым пришлось в связи с введенными ограничениями временно остановить свою деятельность и, следовательно, лишиться оперативной прибыли, данная программа льготного кредитования представляется не вполне эффективной. Это связано с тем, что одного МРОТ на работника недостаточно и для полного сохранения средней заработной платы (которая в большинстве случаев существенно выше МРОТ), и для оплаты арендных платежей, и для прочих необходимых расходов.

Основные издержки по сохранению рабочих мест и доходов работников на период локдауна государство предпочло перенести на работодателей. Часть марта, весь апрель и часть мая 2020 г. были объявлены Президентом «нерабочими днями». Однако данное понятие отсутствует в действующем трудовом законодательстве [3].

Организации, которые на период действия «нерабочих дней» не были отнесены к непрерывно действующим и в то же время не могли вести свою деятельность полностью дистанционно, были обязаны государством сохранить работникам заработную плату в полном объеме на весь срок действия соответствующих ограничений.

В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 9 апреля 2020 г., при данных обстоятельствах вынужденную остановку работы работодатель не может квалифицировать как простой по не зависящим от воли сторон обстоятельствам и оплачивать его, соответственно, в размере двух третей от размера должностного оклада работника, находящегося в режиме «нерабочих дней».

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

Очевидно, что если государство «перекладывает» ответственность за последствия, связанные с искусственной остановкой экономической жизни с себя на работодателей, то и работодатели будут пытаться перенести свои экономические потери на работников посредством, например, нарушения их трудовых прав.

Согласно данным СПЧ (Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека), в период «нерабочих дней» наиболее частыми нарушениями работодателей по отношению к работникам были: принуждение работников к уходу в отпуска без сохранения заработной платы; неправомерное снижение заработной платы; принуждение к трудовой деятельности в нарушение режима нерабочих дней; недостаточное обеспечение средствами индивидуальной защиты, невыполнение рекомендаций Роспотребнадзора в отношении профилактики коронавируса.

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации мог бы стать временный запрет на увольнения по инициативе работодателя, за исключением увольнений, связанных с серьезными дисциплинарными проступками, сопровождающийся правом работодателя отправлять работников в отпуск без сохранения заработной платы, но с выплатой компенсации из фонда занятости.

Думается, что такая оплата могла бы быть реализована из средств федерального бюджета. При этом данную оплату можно было бы осуществлять по аналогии с оплатой простоя по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (т.е. в размере двух третей от оклада). При этом целесообразно установить социально обоснованный максимум для такого рода компенсационных выплат с привязкой к средней заработной плате в стране, например, однократный размер средней заработной платы в соответствующем регионе.

По нашему мнению, в сложившихся условиях пандемии государству необходимо принимать более оперативные меры в части поддержки населения, которое в большей степени пострадало от введенного локдауна.

Подводя итог, необходимо отметить, что весьма актуальной в настоящее время остается проблема реализации конституционных норм о социальной защите граждан России. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосред-

ственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Но в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются достаточно общими, большинство норм Конституции о социальных правах не может иметь прямого действия. В ряде случаев конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений, который бы ее конкретизировал.

В качестве общей оценки государственной политики, проводимой в период пандемии в части смягчения ее негативного воздействия, возникшего в результате введения ограничительных мер в отношении как населения, так и работодателей, нам приходится констатировать недостаточность выделяемых бюджетных средств, системности в подходе к сложившейся ситуации, охвата различных категорий населения, слабость администрирования и крайне опасный правовой нигилизм со стороны государственной власти.

1 На офиц. интернет-портале правовой информации // http://www.pravo.gov.ru — 09.04.2020

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» // СЗ РФ. 2020. № 15 (ч. IV). Ст. 2311.

2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 486 (ред. от 31.12.2020) «Об утверждении Временных правил представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» // СЗ РФ. 2020. № 16. Ст. 2597.

3. Черных Н.В. Трудовое законодательство России га коронавирус: кто победит? // Актуальные проблемы рос. права. 2020. № 5. С. 151—159.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.