Выполнение этих задач, несомненно, будет способствовать тому, что патерналистские настроения в обществе постепенно будут уменьшаться до разумного уровня. Ситуацию может изменить и новая модель социально ориентированного развития государства и общества. Основные ее принципы и пути реализации прописаны в известных майских указах Президента РФ. Модель социально ориентированного государства нацелена на эффективное развитие социального бизнеса и социального взаимопартнерства, долгосрочное социальное инвестирование. Вместе с тем такая модель развития государства не предполагает использования общественно-государственных ресурсов для обогащения отдельных лиц. Напротив, его цель — социальная безопасность граждан. Поэтому вся конституционно-правовая практика государства должна быть направлена на построение реального справедливого социального государства в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2013. 320 с.
2. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. 8 июня.
3. Скуратов Ю.И., Иванин Д.С. Конституционная модель российского социального государства // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 5. С. 5-11.
References
1. Kabyshev V.T. With the Constitution of life: Selected scientific works. Moscow: Formula Prava, 2013. 320 p.
2. Zorkin V.D. Standard of Justice // Russian newspaper. 2007. June 8.
3. Skuratov Yu.I., Ivanin D.S. Constitutional Model of the Russian Federation Social State // Scientific notes of the Russian state social University. 2012. No. 5. P. 5-11.
УДК 342.76
Е.В. Титова
КОНСТИТУЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ КАК ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ДИАЛОГА
Введение: статья посвящена исследованию конституционной психологии как ин-тегративного направления теоретико-прикладных, в т.ч. конституционно-правовых исследований. Развитие указанного направления будет способствовать повышению эффективности конституционного законодательства и мониторинга практики его применения. Цель: обосновать допустимость использования инструментария
© Титова Елена Викторовна, 2018
Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории государства и права, конституционного и административного права (Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
© Titova Elena Viktorovna, 2018
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law of the South Ural State University (National Research University) 39
и методологии политической и правовой психологии в конституционно-правовом регулировании. Методы: диалектический и логический, естественнонаучный, эмпирический, теоретический, междисциплинарный, метод формулирования гипотезы. Результаты: предложена базовая основа конституционной психологии (компонент конституционно-правового поведения; рациональный и эмоциональный компонент). Выводы: конституционная психология может рассматриваться по меньшей мере в двух аспектах: как социально-правовое явление и как конструкт конституционных политико-правовых явлений, по типу идеализации: «как это должно быть». Конституционная психология опосредует связи между народовластием и государственной властью, с одной стороны, и психологическими феноменами, в основе которых глубинные процессы в человеке и его сознании — с другой.
Ключевые слова: конституционно-правовое поведение; конституционные отношения; социально-психологический механизм действия конституции; конституционная психология.
E.V. Titova
CONSTITUTIONAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF THE mNSTITUTION FUNCTIONING AS A SUBJECT OF THE CONSTITUTIONAL DIALOGUE
Background: the article is devoted to the study of constitutional psychology as an integrative direction of the theoretical and action-oriented ones, including constitutional and legal research. According to the author, the development of this direction will contribute to improving the effectiveness of the constitutional legislation and monitoring the practice of its application. Objective: the author supposes to substantiate the admissibility of using the analyses tools and methodology of political and legal psychology in the constitutional and legal regulation. Methodology: in carrying out the research the following methods of study were applied: dialectical and logical; natural-scientific; empirical, theoretical, interdisciplinary, method of hypothesis formulation. Results: the basics of the constitutionalpsychol-ogy is proposed (component of constitutional and legal behavior; rational and emotional component). Conclusions: the researcher states that the constitutional psychology can be considered, at least, in two aspects: as a social and legal phenomenon and as a construct of constitutional political and legal phenomena, according to the type of idealization: "as it should be". Constitutional psychology mediates the relationship between democracy and state power, on the one hand, and psychological phenomena, which are based on the deep processes in a person and his consciousness — on the other.
Key-words: constitutional and legal behavior; constitutional relations; socio-psycholog-ical mechanism of constitution functioning; constitutional psychology.
§ Конституция России представляет собой воплощение объективно-субъективного
0
1 права, где человеку и гражданину отводится решающая роль в проявлении ее
I
§ действия, а сам человек, его права и свободы поставлены в центр конституцией
онных отношений. Реальная жизнь норм Конституции РФ выражается в результатах, которые обнаруживаются в юридически значимом поведении людей после того, как конституционные установления прошли через их сознание. Социально-психологическая сущность Конституции проявляется в ее уважении и признании как правовой основы стабильности и единения человека, госу-40 дарства и общества. К сожалению, российская действительность не позволяет
говорить о том, что положения Конституции РФ занимают достойное место в массовом общественном сознании. Накануне 25-летней годовщины принятия Основного Закона страны Левада-Центром был проведен социологический опрос, по результатам которого 63% респондентов сказали, что читали указанный документ, но только 11% опрошенных «довольно хорошо» помнят содержание российской Конституции1.
В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной научно-юридической литературе, упоминается о необходимости новых специальных междисциплинарных исследований, позволяющих использовать в конституционно-правовом регулировании инструментарий и методологию неюридических отраслей науки с целью эффективного мониторинга конституционного законодательства и практики [1, с. 150-157]. К числу таких новых направлений относят конституционную психологию. Конституционная психология призвана исследовать связи между такими политико-юридическими явлениями, как народовластие (ст. 3 Конституции РФ), государственная власть (ст. 11 Конституции РФ), и психологическими феноменами в основе которых лежат глубинные процессы в человеке и его сознании. Механизм власти, — пишет В.Т. Кабышев, — включает в себя инструментальную (институциональную) и социально-психологическую составляющие [2, с. 106]. Обозначенные механизмы влияют друг на друга. Практика доказала, что никакие политико-правовые явления не могут произойти без акцентуации психологических феноменов. В свою очередь, такие явления непреодолимым образом модифицируют под себя психологию человека и общества. Жизнь общества существует только в случае гармонии между этими двумя механизмами.
Центральным объектом конституционной психологии выступает человек в | его взаимодействии с перечисленными видами власти: проектирующий власть, и осуществляющий власть, поддерживающий власть, повинующийся или непо- а винующийся власти. Такому взаимодействию хотя бы периодически подвержен о каждый человек и это вызывает у него определенные мысли, чувства, пере- О живания и побуждает к вполне реальным поступкам, действиям, формируя О
п
специфическую психологию конституционно-правового поведения (правомер- а
ного, неправомерного, позитивно отклоняющегося). В рамках конституционной в
|
психологии как интегративного направления теоретико-прикладных, в т.ч. О конституционно-правовых исследований, могут быть объединены дискусси- ю
Т5
онные и разграничиваемые В.Т. Кабышевым такие понятия, как «психология |
власти» и «психология властвования». В первом случае речь идет о явлениях К
власти в статике: системе конституционных и внеконституционных органов а
власти; политико-юридическом характере принимаемых этими органами ак- |
тов; социально-психологической характеристике лиц, обладающих властными ||
полномочиями и т.д.; во втором — о процессе осуществления власти и ее психо- №
логическом воздействии на управляемых; о социально-психологической характе- 1
ристике мотивации поведения властвующих и участвующих во власти [3, с. 16]. )
В развитие высказанных уважаемым ученым идей отметим, что конститу- 8 ционная психология может рассматриваться по меньшей мере в двух аспектах: 1) как социально-правовое явление, характеризующее конституционно-психологическое состояние общества на конкретном этапе конституционно-
1 См.: Левада-Центр. Опрос «День Конституции». URL: https://www.levada.ru/2017/12/10/ den-konstitutsii-2/?utm_source=mailpress&utm_medium=email_link&utm_content=twentyten_ singlecat_18101&utm_campaign=2017-12-10T09:00:14+00:00 (дата обращения: 10.12.2017). 41
правового развития государства, позволяющее установить влияние социально-психологического состояния общества на происходящие конституционные процессы в стране, установить причины и закономерности данного процесса, определить детерминирующие начала действий и решений органов власти и должностных лиц [4, с. 51-55]; 2) как конструкт конституционных политико-правовых явлений, где ясны формулы, взаимодействие элементов и понятно содержание структуры политических событий по типу идеализации: «как это должно быть». В данном аспекте конституционная психология как вариант психологии позитивной политики — это описание конституционно-желаемого государства, отношения власти и общества, баланса свободы и власти. Базовой основой конституционной психологии могут стать: 1) психология сопричастности и вовлеченности населения в конституционно-правовые процессы народовластия, включая все виды такого участия (компонент конституционного поведения); 2) психология отражения правовых ценностей свободы, равенства и справедливости (рациональный компонент); 3) психология нравственно-этической нормативности (эмоциональный компонент). Описав базовые элементы конституционной психологии, можно сформировать образ гражданина, власти, населения, общества, а основные параметры конституционного образа, в частности цель правового регулирования, могут найти применение в соответствующих механизмах реализации конституционно-правовых норм.
Спектр исследования социально-психологического механизма действия Конституции РФ весьма обширен и располагается в различных плоскостях: от субъективных ощущений индивидом ценности своих конституционных прав а и свобод до конституционного мышления и правосознания; от российского по-
0
? литического темперамента до четко выраженных конституционно-правовых я интересов и не только. Рамки статьи не позволяют осветить весь этот спектр и » даже перечислить все его возможные компоненты. Тем не менее, хотелось бы
1 на примере института конституционных свобод очень кратко проиллюстриро-| вать ценность междисциплинарных исследований политической психологии ! и права, а также выводов, полученных в результате таких исследований. Так, § на кафедре политической психологии Санкт-Петербургского государственного | университета были проанализированы и предложены индикаторы, позволяющие | определить меру включенности в систему «человек — власть» [5, с. 93-94]. В 'I правовом преломлении такая мера измерима объемом конституционных свобод, | которые индивид приобретает в конституционно-правовых отношениях. Ис-| пользуя выводы петербуржских ученых-психологов, можно выдвинуть гипотезу
о том, что основными индикаторами изменений в поведении людей (назовем их психологическими индикаторами конституционализации правового поведения) § являются самоконтроль, саморегуляция, самоуправление, самовоспитание и, в § итоге — конституционное самосознание. Связь между психологическим феноме-| ном (сознанием человека) и политико-правовым явлением (конституционными | свободами человека) характеризуется мерой того, какой объем каждой свободы контролирует публичная власть, а какой объем свободы остается человеку. Так, самоуправление присуще зрелым и сильным личностям и наиболее прочно связано с политическими свободами. Сила личности определяется силой веры человека в ценности, имеющие для него решающее значение. В идеале конституционные ценности должны быть включены в ценности индивидуального свойства. Само-42 регуляция в основном находит свое проявление при конституционном правополь-
зовании экономическими свободами и предполагает конструктивную активность индивида. В свою очередь, самоконтроль трактуется с психологической точки зрения как проявление личной свободы. Фундаментальность такой свободы, как самоконтроль, доказывается священными текстами, а в светском государстве выражается в соблюдении нравственно-этических нормативов поведения, которые находят свое отражение и в Конституции России. Самовоспитание индивидуальности (интеллектуальная свобода) предстает как самостоятельное свободное развитие человека в определенном направлении. Данный вид свободы как один из способов реализации гражданами и их объединениями свободы совести в широком смысле слова конституционно воплощен в свободе литературного, художественного, научного и других видов творчества, включая свободу преподавания. Интеллектуальная свобода в сочетании со свободой совести в узком смысле слова образует конституционно-правовой институт интеллектуальной (мировоззренческой) свободы.
Если в процессе правового регулирования происходит подмена самоконтроля тотальным внешним контролем, саморегуляции — чрезмерной внешней регуляцией, а самоуправления — доминированием внешнего управления, то человек начинает утрачивать сознание. Человеческое сознание начинает подменяться «сознанием» публичной власти, а конституционные свободы самого человека могут быть необоснованно ограниченны ею. Соответственно, достижение необходимого баланса между интересами публичной власти и самосознанием человека составляет одну из текущих задач конституционного развития России.
В приглашении к конституционному диалогу кафедрой конституционного права Саратовской государственной юридической академии был обозначен вопрос: «Что необходимо предпринять для совершенствования конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина на современном этапе конституционного развития России?» [6, с. 17]. Завершить изложение хотелось бы следующим вариантом ответа на него: необходимо исследовать социально-психологический механизм действия российской Конституции, используя инструментарий и методологию политической и правовой психологии в конституционно-правовом регулировании.
Библиографический список
1. Овсепян Ж.И. О междисциплинарном исследовании в конституционном праве // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4 (93). С. 150-157.
2. Кабышев В.Т. Народовластие — определяющая основа конституционного строя России: реалии, тенденции развития // Конституционные проблемы народовластия в современном мире: материалы VI Международного конституционного форума, посвященного 105-летию Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов, 12 декабря 2014 г.): сборник научных статей. Саратов, 2015. Вып. 6. Ч. 1. С. 105-108.
3. Кабышев В.Т. Психология власти в системе конституционного строя России: конституционное измерение // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2009. Вып. 10. С. 7-23.
4. Габдуалиев М.Т. К вопросу о категории «психология» в науке конституционного права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1 (96). С. 51-55.
5. Коновалова МА. Значение свободы для существования политического человека // Теория и практика российской политической психологии: материалы научной конференции, посвященной 20-летию кафедры Политической психологии СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 23-24 октября 2009 г.) / под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб., 2009. С. 93-100.
6. Кабышев В.Т. Конституционный диалог // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 5 (118). С. 12-21.
Referenses
1. Ovsepyan Zh.I. About Interdisciplinary Research in the Constitutional Law // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2013. № 4 (93) P. 150-157.
2. Kabyshev V.T. Democracy is the Determining Basis of the Constitutional System of Russia: Realities, Development Trends // Constitutional problems of democracy in the modern world: Proceedings of the VI International Constitutional Forum, dedicated to the 105th anniversary of Saratov State University named after NG Chernyshevsky (Saratov, December 12 2014). Issue. 6, part 1: a collection of scientific articles. Saratov, 2015. P. 105-108.
3. Kabyshev V.T. The Psychology of Power in the System of the Constitutional System of Russia: the Constitutional Dimension // Constitutional development of Russia: Inter-university collection of scientific articles. Saratov, 2009. Vol. 10. P. 7-23.
4. Gabdualiev M.T. To the Question of the Category "Psychology" in the Science of Constitutional Law // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2014. № 1 (96). P. 51-55.
5. Konovalova M.A. The Importance of Freedom for the Existence of a Political Man // Theory and Practice of Russian Political Psychology: Proceedings of a scientific conference dedicated to the 20th anniversary of the Department of Political Psychology of St. Petersburg State University. St. Petersburg, October 23-24, 2009 / Under the scientific editorship of A.I. St. George's. St. Petersburg, 2009. P. 93-100.
6. Kabyshev V.T. Constitutional Dialogue // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2017. № 5 (118). P. 12-21.
§
Ф ^
*
ro
0 *
и
01 т
s ^
s a 2 5S
0
1 i ai ш и a ro
и О
5S
О *
и ш О