Научная статья на тему 'Конституционная концептуализация национальных интересов в современной России'

Конституционная концептуализация национальных интересов в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные интересы / публичные и частные интересы / Конституция России / national interests / public and private interests / the constitution of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д С. Велиева

Исследуются сущность и предназначение Конституции РФ, ее значение для развития Российского государства и общества. Анализируется значимость Конституции как правового фундамента обеспечения конституционных ценностей и национальных интересов, стабильности конституционно-правового развития Российского государства. Отмечается комплексный характер национальных интересов и необходимость согласования интересов личности, общества и государства при решении политических, экономических, социальных и иных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Conceptualization of National Interests in Modern Russia

The essence and purpose of the Constitution of the Russian Federation, its importance for the development of the Russian state and society are investigated. The significance of the Constitution as a legal basis for ensuring constitutional values and national interests, the stability of the constitutional and legal development of the Russian state is analyzed. The comprehensive nature of national interests and the need to harmonize the interests of the individual, society and the state in solving political, economic, social and other problems are noted.

Текст научной работы на тему «Конституционная концептуализация национальных интересов в современной России»

УДК 342 ББК 67.400

DOI 10.22394/1682-2358-2018-5-23-28

D.S. Velieva, Doctor of Sciences (Law), Professor, Head of the Constitutional and International Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stoly-pin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

CONSTITUTIONAL CONCEPTUALIZATION OF NATIONAL INTERESTS IN MODERN RUSSIA

The essence and purpose of the Constitution of the Russian Federation, its importance for the development of the Russian state and society are investigated. The significance of the Constitution as a legal basis for ensuring constitutional values and national interests, the stability of the constitutional and legal development of the Russian state is analyzed. The comprehensive nature of national interests and the need to harmonize the interests of the individual, society and the state in solving political, economic, social and other problems are noted.

Key words and word-combinations: national interests, public and private interests, the constitution of Russia.

Д.С. Велиева, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

конституционная

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Исследуются сущность и предназначение Конституции РФ, ее значение для развития Российского государства и общества. Анализируется значимость Конституции как правового фундамента обеспечения конституционных ценностей и национальных интересов, стабильности конституционно-правового развития Российского государства. Отмечается комплексный характер национальных интересов и необходимость согласования интересов личности, общества и государства при решении политических, экономических, социальных и иных проблем.

Ключевые слова и словосочетания: национальные интересы, публичные и частные интересы, Конституция России.

В

преддверии 25-летнего юбилея Конституции РФ на страницах юридической литературы широко обсуждались проблемы становления правового, демократического, социального государства в России, обеспечения верховенства права, конституционного правопорядка, гарантированности прав человека, соотношения норм национального

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5

23

законодательства и международного права, эффективности публичной власти. Объектом пристального внимания явились вопросы соотношения фактической и юридической конституции, модернизации федеративных отношений, развития парламентаризма, реформирования избирательной и судебной системы. Предметом научной дискуссии в современной доктрине конституционного права выступает и предназначение самой конституции, проблемы ее прямого действия, стабильности и ценностное значение.

Действующая Конституция РФ 1993 г. определила конституционные параметры развития Российского государства, закрепила новую концепцию прав человека, установила совершенно новые принципы взаимодействия государства, общества и личности. Основное ее достижение заключается в том, что она содержит базовые ценности, способствующие установлению правопорядка в обществе и уравновешиванию социальных противоречий. Как справедливо отмечает Н.С. Бондарь, «Конституция в этом плане предстает как отражение и нормативная правовая форма обеспечения сбалансированной реализации высших социальных ценностей, нравственно-юридических установок многонационального народа России» [1, с. 13].

Современные авторы видят социально-юридическую сущность Конституции в закреплении Основным Законом совпадающих жизненных интересов народа, признании общечеловеческих ценностей. Как акт высшей юридической силы Конституция РФ отражает потребности государства и общества в политической, экономической, социальной, духовной сферах, выступает юридическим выражением, квинтэссенцией жизненно важных интересов народа.

Современный этап развития государства, характеризующийся политическими, социально-экономическими сложностями, требует «закрепления юридических механизмов преодоления соответствующих противоречий, конфликтов и коллизий, нормативного моделирования развития общества и государства в соответствии с провозглашенными конституционными целями, признаваемыми ценностями и идеалами» [2, с. 7]. Такой подход к сущности Конституции РФ представляется верным, поскольку «глобальная конкуренция, присущая постиндустриальному развитию человечества, остро ставит и вопрос о способности Российского государства гарантировать национальные интересы страны, сохраняя при этом ее цивилизационную и государственную идентичность [3, с. 14]. Отсюда следует задача современной Конституции страны, которая заключается в обеспечении конституционных принципов, ценностей и национальных интересов.

Легальное определение национальных интересов содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации — это объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития [4]. Обеспечение защиты национальных интересов как высшей социальной ценности составляет фундаментальную функцию Российского государства. Его следует рассматривать как непременное условие и гарантию совершенствования общественных отношений, успешной жизнедеятельности государства, незыблемости конституционных прав и свобод граждан.

24 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5

Определяющую роль в обеспечении государственных интересов, интересов личности и общества играет законодательное регулирование, при этом национальные интересы выполняют роль реального базиса правовой политики государства. Они выступают тем ориентиром, который способен придать ей высший ценностный смысл и «выстроить» осязаемые, фактически достижимые текущие и перспективные цели. Право на этом пути — один из главных инструментов, который призван оберегать национальные интересы, но не препятствовать их реализации, не осложнять функционирование [5, с. 87].

В системе приоритетных целей развития государства обеспечение национальных интересов занимает особое место. Этим объясняется широкое использование представителями различных научных направлений в своих трудах понятия «национальный интерес». Комплексный характер вопросов, связанных с обеспечением национальных интересов, обусловливает необходимость осуществления системы мер — политических, правовых, организационных, экономических, идеологических. Их реализация, в свою очередь, предполагает законодательную регламентацию содержания и объема полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в конкретной сфере.

Термин «национальный интерес» вошел в научный оборот сравнительно недавно. Этимологическое и политико-правовое значение данного термина и его связь с понятием национальной безопасности требует современной интерпретации содержания в условиях глобализации. Национальный интерес не совпадает с общественным интересом. В отличие от общественного интереса, который регулируется и связан с системой законов, определяющих внутригосударственную политику, национальный интерес относится к сфере внешней политики государства. Примечательно, что сторонники строгого понимания категории «национальный интерес» как в теории, так и в политической практике придерживаются этого разделения: «Так же как понятие «общественный интерес» использовалось для увеличения и защиты общественного блага против внутренних вызовов — понятие "национальный интерес" использовалось для продвижения целей внешней политики» [6, с. 121].

Вместе с тем общественные и национальные интересы — не взаимоисключающие категории. Национальный интерес — категория абстрактная и весьма субъективная, так как ее содержание определяется картиной мира и ценностной системой, существующей в данном обществе и государстве. М.В. Ильин отмечает, что «национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связаны с понятием национального интереса и в значительной мере определяют его смысловую структуру» [7, с. 141]. При этом сущность национального интереса заключается в отношении, выражающем стремление государства и гражданского общества к достижению самосохранения государства [8, с. 16].

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 /]

Несомненно, национальные интересы выражают наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие, поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики. В совокупности они образуют единую систему взаимообусловленных национальных интересов. Именно поэтому одной из важнейших проблем современной науки конституционного права является необходимость определения конкретных национальных интересов России и их иерархии [9].

Система национальных интересов России отражена в нормах действующего законодательства, в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию: национальные интересы в сфере национальной безопасности, пограничной сфере, внешнеполитическом курсе, сфере культуры, информационной сфере, области цифровой экономики, национальной экономики и т.д. Они отражают потребности государства, общества и личности во всех областях экономической, общественной и политической жизни.

Публичный интерес, по мнению Ю.А. Тихомирова, в качестве концентрированного выражения общесоциальных потребностей и стремлений выступает системообразующим явлением и с юридической точки зрения характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности. Общее родовое понятие публичного интереса сочетается с видовыми нормативными понятиями, такими, как интересы общества и государства, национальной безопасности, общие интересы, интересы наций, народов, населения, общеэкономические интересы, интересы экологического благополучия, региональные и местные интересы, корпоративные интересы. В концентрированном виде, считает Ю.А. Тихомиров, публичный интерес закрепляется в Конституции РФ и служит правообразующим для всех отраслей права, являясь при этом объектом отражения и закрепления и в отраслях частного права [10, с. 4—5].

Значение конституционного закрепления категории «интерес» заключается в том, что в этом случае интересы становятся юридическим средством обеспечения не только личных, но и общественных и государственных потребностей в различных сферах жизнедеятельности. На внутригосударственном уровне национальные интересы заключаются в обеспечении общественной, информационной, экономической, экологической, продовольственной, ядерной и радиационной безопасности.

В формулировании национальных интересов и формировании внешнеполитической стратегии, которая реализует их, большое значение имеет система ценностных ориентаций, принципов и убеждений государственных деятелей — восприятие ими современной геополитической ситуации в мире и оценка места страны в ряду остальных государств, составляющих мировое сообщество. Определение национальных интересов отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества. В этом контексте заслуживают

26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5

внимания положения Концепции внешней политики России [11], органически связанной с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.

Обеспечение национальных интересов и реализация стратегических национальных приоритетов Российской Федерации требуют выполнения основных задач во внешнеполитической деятельности государства:

обеспечения безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепления правового государства и демократических институтов;

создания благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения;

упрочения позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира;

всесторонней эффективной защиты прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников.

В таком контексте должны функционировать все органы государственной власти, согласуя все действия и решения с национальными интересами. Национальные интересы являются связующим элементом между жизненно важными потребностями и ценностями общества и государства и стратегическими целями государственной политики. Именно национальные интересы задают направленность функционирования государства и целостной общественной системы, а также прогрессивное развитие. В сфере обеспечения прав и свобод человека Россия в соответствии с универсальными демократическими ценностями стремится обеспечивать уважение прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного, равноправного международного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей и ценностей каждого государства, осуществлять мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в мире. Решение этой задачи возможно во взаимодействии с институтами гражданского общества, неправительственными организациями.

Безусловно, одна из главных задач государственной власти — обеспечение баланса интересов личности, общества и государства, который является важнейшей основой стабильности конституционно-правового развития Российского государства. Обеспечивая согласование интересов личности, общества и государства посредством поиска консенсуса, государство способствует решению политических, экономических, социальных и иных проблем, где интересы становятся важным фактором конституционной стабильности в государстве.

В целом концепция национальных интересов, определяя приоритеты развития общества, условия его самосохранения, место в геополитическом пространстве, способы взаимодействия с другими государствами, ориентирована на развитие политических, экономических, технологических, экологических, идеологических и правовых факторов, которые важны сегодня не только с точки зрения выживания, но и для успешного функционирования и развития институтов гражданского общества, государства.

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 2 /

Библиографический список

1. Бондарь Н.С. Ценность Конституции России как юридического акта и социокультурного явления (к 20-летнему юбилею) // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6.

2. Бондарь Н.С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. № 11.

3. Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

5. Баранов В.М. Деструктивное воздействие права и национальные интересы // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 84-87.

6. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. 2005. № 12.

7. Ильин М.В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.

8. Кардашова И.Б. О сущности национального интереса // Административное право и процесс. 2015. № 5.

9. Хижняк В.С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5.

10. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5.

11. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 нояб. 2016 г. № 640 // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

28

ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2018. V)!. 18. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.