Section 2. Constitutional law
Yurkovski Alexey Vladimirovich, Head of the department of state-legal disciplines of the Irkutsk Law Institute (branch) of the Academy of General Prosecutor's Office of the Russian Federation, senior counselor of justice, Ph. D., assistant professor.
E-mail: [email protected]
Constitutionalism as a result of constitutional revolution, the teaching of the constitution and its impact on society and the state
Abstract: In the present publication deals with the problems of constitutionalism, in the light of his understanding as a complex social, political and legal category, which constitute the foundations of the constitutional ideals of democracy and the existence of certain government institutions, according to the Constitution of the political regime and legal values of the protection system.
Keywords: constitutionalism, democracy, human rights, the right ideology, legal ideology, legal policy, the policy right.
Юрковский Алексей Владимирович, Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции, к. ю.н., доцент.
E-mail: [email protected]
Конституционализм как результат конституционных революций, учение о конституции и ее влиянии на общество и государство
Аннотация: В предлагаемой публикации рассматриваются проблемы конституционализма, через призму его понимания в качестве комплексной общественной, политической и правовая категории, основы которой составляют идеалы конституционной демократии, наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и системы защиты правовых ценностей.
Ключевые слова: конституционализм, демократия, права человека, идеология в праве, правовая идеология, правовая политика, политика права.
Конституционализм как результат консти- отправных точек и условий возникновения, как
туционных революций и учение о конституции самого изучаемого явления, так и научных пред-
является одним из возможных значений в множе- ставлений о нем.
стве подходов к рассмотрению данного сложней- В широком плане конституционализм эво-
шего социального и юридического конструкта. люционирует, начиная от мифологических форм
Данное значение весьма широко представлено миропонимания — параполитологии IV-III тыс.
в научной литературе и направлено на выявление до н. э. до рационально-логичных форм мышле-
ния, т. е. до признаков теоретического знания, возникновения политико-правовой науки [12].
Под конституционализмом прежде всего, видимо, следует понимать систему представлений об общедемократических, общецивилизацион-ных политико-правовых ценностях государственно организованного общества [13, с. 30-31.].
Данное явление рассматривается как учение о конституции, философско-правовое осмысление конституции [4, с. 154-155].
Конституционализм — это система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, их конституционное оформление, а равно политико-правовая практика реализации таких идей и закрепляющих их норм [2, с. 20].
Под конституционализмом понимается учение о конституции как обоснованном инструменте политического управления государством; в первую очередь сложившаяся в обществе политическая система, основанная на конституции и конституционных методах управления государством [11, с. 54].
Предлагаемое значение, представляет собой наиболее одиозную сферу выбора мировоззренческих пристрастий, которые имеют политическую природу и направлены на утверждение определенного способа восприятия окружающей действительности через призму ценностей западной цивилизации. Предлагаемое значения в современный период яляется наиболее дискуссионным.
Так, Г. Дж. Берман настаивает на том, что термин «конституционализм» появился в американской политико-правовой мысли в конце XVIII — начале XIX в. Деятели американской революции и основатели Конституции США 1787 г. выделяли им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами [1, с. 370].
В свою очередь А. Н. Медушевский утверждает, что тип конституционализма, утвердившийся в классических странах буржуазной демократии в ХШ^ХГХ вв., в глобальной исторической перспективе выступает, скорее, как исключение, а не правило. Став идеальной моделью для всех последующих конституционных преобразова-
ний в более отсталых, модернизирующихся странах Европы и других континентов, он испытал на себе обратное, часто крайне деструктивное воздействие той исторической обстановки и социальной среды, реформировать которую он и был призван. И результатом синтеза идеализации и заимствования стало появление феномена мнимого конституционализма — гибрида новых политических форм и старых социально-политических приоритетов [2, с. 71-86].
Между тем, С. М. Тимофеев полагает, что исторически конституционализм передает и закрепляет идейно-теоретическую атмосферу поиска надлежащих принципов организации и функционирования публичной государственной власти, поиска государства, соответствующего природе и идеалам человека. На европейской почве длительное время развивались теория и принципы конституционализма (принцип суверенитета народа, принцип законности, принцип разделения властей, принцип консенсуса, принцип легитимности, принцип плюрализма и др.), которые должны ограничивать властное могущество государства, формировать конкретно-исторические модели гражданского общества и государства, определять их взаимоотношения [14, с. 13-16].
Одновременно Т. Е. Грязнова считает, что сложность изучения проблем конституционализма была обусловлена как незаконченностью процесса развития конституционных учреждений и институтов, так и отсутствием в силу новизны и динамизма осмысливаемых явлений общепринятого академического подхода к предмету нарождающейся науки конституционного права. Показательной в этом ключе является полемика М. М. Ковалевского с известными французскими государствоведами Л. Дюги и А. Эсменом. Считая ошибочным подход Л. Дюги, отождествляющего конституционное право с правом государственным, М. М. Ковалевский убежден в справедливости взглядов А. Эсмена, четко разграничивающего предметы исследования этих наук [5, с. 62-64].
В то же время, утверждает В. Пастухов, нельзя не обратить внимание и на то, что наиболее последовательные приверженцы либерально-демократической идеи, которых, кстати сказать, сами
западные исследователи называют иногда экстремистами от либерализма (либертаристами) [8, с. 1-13], считают, что у подлинной конституции и соответственно у настоящего конституционализма вообще и всегда может быть только либерально-демократическое и никакое другое содержание, потому что конституционализм — это всего лишь политико-правовая оболочка либерализма, или, проще говоря, конституционализм — это либерализм [10, с. 7-8].
Последнее высказывание кажется, наиболее приемлемым акцентом в исследовании социальных и политико-правовых феноменов применительно к странам изначально не являющимися приверженцами западных цивилизационных ценностей.
Начиная с конца XVII в. сначала в Европе, а затем и во всем мире начался процесс перехода народов от феодального и административного общества к буржуазному. Суть его заключается в ограничении прав управленцев, составляющих государственный аппарат, превращении их в инструмент гражданского общества частных собственников. Средством ограничения власти управленцев, возглавляемых правителем государства, являются конституционные нормы [6, с. 7-14].
Конституционализм как юридическое и социальное явление, начал свое формальное формирование и укрепление как учение о конституции, реально влияющее на социальное состояние и развитие в эпоху буржуазных революций в Европе. Именно в тот период было признанно, что субъект учредительной власти — народ, принимая конституцию, учреждает форму своего политического бытия, создавая конкретное государство [15, с. 10-16]. Право избирать собственную форму правления, сменить или изменить ее является неотъемлемым, неотчуждаемым и суверенным правом народа [3, с. 52-53].
Процесс подчинения класса управленцев гражданскому обществу идет волнообразно. Буржуазно-демократические революции, в результате которых появляются конституционные акты, сменяются периодами контрреволюций и контрреформ. При этом принятые ранее на волне революционных преобразований конституции или отменяются, или создается механизм нейтрализации (блокирования) их действия [7, с. 2-8].
Очевидно, что в меняющемся мире будут меняться концепции государственного и правового регулирования. Одновременно целесообразно говорить о том, что любые изменения — это всегда результат утверждения интересов конкретных политических сил, Вместе с тем, не вызывает сомнений тот факт, что приходящие к власти политические силы опираются, в конечном итоге, на средства и способы конституционно-правового регулирования для упрочнения собственных политических позиций, их легализации.
Обобщая обозначенные позиции, подведем краткие выводы по представленной в названии работы постановке вопроса о конституционализме:
1. Конституционализм как феномен социальной действительности является социальным, правовым феноменом который имеет культурное, общественное и личностное значение (значимость) как в Западной, так и в мировой цивилизации.
2. Конституционализм как научная, юридическая категория активно используется в научном дисскурсе.
3. Конституционализм как аксиологический конструкт представляет собой систему ценностей конституционно-правового характера.
4. Конституционализм преимущественно основывается на конституционных нормах, предназначенных для обеспечения тенденций к построению общества, в целом соответствующего общепринятым мировым стандартам.
5. Конституционализм является частью мировой цивилизации и положительно воспринимается в демократических странах.
6. Содержание конституционализма неоднозначно и детерминируется национальными культурными, идеологическими и правовыми особенностями, которые обусловлены спецификой подходов, средств и способов поддержания определенного, конкретного конституционного правопорядка и законности.
7. Необходимость пропаганды конституционализма во многом обуславливается приверженностью многих государств и обществ к историческим традициям правовой эволюции и конституционного строительства.
Выводы проведенного исследования носят честве исчерпывающей спецификации конститу-
общий характер и не могут восприниматься в ка- ционализма как социального явления.
Список литературы:
1. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Богданова Н. А. Понятия науки конституционного права: опыт аналитического и системного подходов к построению их системы//Вестник Моск. ун-та. 1999. N 5. Право.
3. Ваттель Э. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. (кн. I, гл. III, § 31-33).
4. Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001.
5. Грязнова Т. Е. Вариативность демократий Нового времени в концепциях либеральных мыслителей второй половины XIX — первой половины XX века//Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 62-64.
6. Денисов С. А. Механизм нейтрализации конституционных норм//Конституционное и муниципальное право. 2007. N 6. С. 2-8.
7. Денисов С. А. Судьба конституций во время контрреформ//Конституционное и муниципальное право. 2010. N 9. С. 7-14.
8. Маврин С. П. Конституционные ценности и их роль в российской правовой системе//Журнал конституционного правосудия. 2012. N 3. С. 1-13.
9. Медушевский А. Н. Что такое мнимый конституционализм?//Социологические исследования. 1994. № 2. С. 71-86.
10. Пастухов В. Конституционная реформа: поэзия принципов и проза правоприменения//Новая газета. 2012. 8 февр. С. 7-8.
11. Рябинин Н. А. Государственность и российский конституционализм//Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20-21 апреля 2000 года). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.
12. Самигуллин М. В. К вопросу о понятии конституционализма//Право и политика, 2007, N 11.
13. Степанов И. М. Грани российского конституционализма (XX век)//Конституционный строй России. Вып. I. М., 1992. С. 30-31.
14. Тимофеев С. М. Пределы деятельности государства в информационной сфере общества//Инфор-мационное право. 2011. N 3.
15. Шустров Д. Г. Учредительная функция конституции//Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 10-16.