В. С. НЕРСЕСЯНЦ*
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИДЕОЛОГИЯ
Конституция Российской Федерации - важнейшее достижение всего постсоциалистического времени, фундаментальный фактор стабильности в условиях современных преобразований, основной ориентир для всего процесса дальнейшего развития страны. Общезначимость Конституции как источника легитимации современной российской общественной, государственной и правовой систем и основание самоидентификации многонационального народа Российской Федерации существенно дополняется ее общеобязательностью в качестве Основного закона страны.
По существу именно Конституция, принятая всенародным голосованием, является официальным выражением "общественного договора" об общеобязательных для всех (всех органов государства должностных лиц, общественных союзов, партий, граждан и т.д.) нормах, о "правилах поведения" всех участников современной общественной, политической и государственной жизни.
Конституционная модель постсоветского общественно-политического строя в России постепенно воплощается в жизнь и начинает работать в режиме реального времени и пространства. Дальнейшее развитие начал гражданского общества и правового государства в России прямо зависит от прочности российского конституционализма, от полноты и последовательности соблюдения и реализации конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина, о верховенстве правового закона, о разделении и взаимодействии властей.
У каждой страны свой путь к утверждению правовой государственности. Особенности конституционной модели правового государства в России во многом обусловлены тем принципиальным обстоятельством, что в стране осуществляется переход от предшествующего антиправового социализма к постсоциалистическому правовому строю. В такой ситуации речь идет не о совершенствовании в дальнейшем развитии уже утвердившегося права и правопорядка, а лишь о начале процесса формирования правовых начал в общественной и государственной жизни.
А правовое начало и право вообще в концентрированном виде и в человеческом измерении - это прежде всего права и свободы человека и гражданина. Своеобразие и вместе с тем одно из важных достоинств новой российской Конституции как раз и состоят в том, что основные характеристики всего конституционно регламентируемого пространства в целом и правовой государственности в особенности даются в ней с позиций и под углом зрения прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека как высшей ценности. Такой подход особенно важен и актуален для общества с тоталитарно-социалистическим прошлым, где право подменялось антиправовым законодательством и властно-силовыми нормами и где отрицание права прежде всего означало отрицание прав и свобод человека и гражданина.
Присущий российской Конституции новый правовой подход (и, можно сказать, новая конституционно-правовая идеология) опирается на исторически апробированное положение о правах и свободах человека и гражданина как самом важном и в конечном счете единственном настоящем критерии наличия или отсутствия права и справедливости в общественной и государственной жизни людей, критерия правового характера действующего законодательства, правовых форм организации и деятельности государственных властей и т.д.
* В. С. Нерсесянц — академик Российской академии наук.
По своему духовному смыслу Конституция Российской Федерации - это официально признанные, общеобязательные в стране, обществе и государстве социальные, политические, экономические, правовые, общегосударственные ценности, выражающие идейное содержание и цели российской конституционно-правовой государственности. Конституционализм как идеология уважения, соблюдения и защиты Конституции является по существу общегосударственной, надпартийной идеологией любого правового государства.
Утверждение конституционализма как общегосударственной, надпартийной идеологии и интегративной общенациональной идеи особенно актуально в современной России, в условиях отсутствия общезначимых ценностных и мировоззренческих ориентиров, острой борьбы между различными узкопартийными идеологиями.
Разумеется, конституционализм как общегосударственная, надпартийная идеология (государственно-правовое сознание, позиция и ориентир) не противоречит положению Конституции Российской Федерации (п.2 ст. 13) о том, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Совершенно очевидно, что этот запрет относится ко всем партийным идеологиям, но никак не к конституционализму -уже в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции. Государство в целом, все государственные органы и должностные лица, все сторонники Конституции и конституционно-правового строя должны всемерно содействовать возвышению роли Конституции и повышению уважения к ней, реальному утверждению се статуса как Основного закона страны, последовательной реализации се норм, принципов и ценностей.
Этой идеологией конституционализма должна быть пронизана прежде всего вся деятельность уже сформированных и еще формирующихся институтов российской правовой государственности. Для реального утверждения конституционализма необходимо сформировать надлежащую нормативно-правовую базу и механизмы защиты конституционного строя от всех правонарушений, публично-правовой ответственности всех должностных лиц всех ветвей и уровней власти за неуважение к Конституции, нарушение конституционных норм, процедур и порядков.
Успехи в этом плане во многом будут зависеть от продуманной работы по совершенствованию положений самой Конституции и преодолению имеющихся недостатков. В числе таких недостатков - несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от парламента, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти), внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями и т.д.
Вместе с тем ясно, что стабильность Конституции и конституционной модели российского правового государства (наряду с полнотой, завершенностью и внутренней согласованностью этой модели) является необходимым условием ее успешной практической реализации. Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для утверждения конституционализма улучшения, изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур действующей Конституции - в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.
Стратегическая задача состоит в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках действующей Конституции и прочно блокируя опасный путь борьбы за принятие какой-то другой конституции, доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и механизма сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к Конституции и т.д.) ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия парламента как представительной и законодательной власти, создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и в результате всего этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных, согласно Конституции (ст. 10), ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования формирующейся системы российской правовой государственности.
Наиболее острая и сложная проблема при этом - с учетом российского опыта и нынешнего трудного пути к конституционализму и правовой демократии - заключается в согласовании исполнительной (т.е. по существу - президентской) власти с надлежащей представительной властью, правомочия которой соответствовали бы смыслу, идеям и требованиям разделения властей и правовой государственности.
Судьбы российского конституционализма в складывающихся условиях во многом будут зависеть от успехов на пути к достижению и утверждению жизнеспособного баланса различных властей на базе и в общих рамках действующей Конституции Российской Федерации.
Задача, следовательно, состоит в том, чтобы преодолеть застарелый порок российской власти - тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности - теперь уже, в наше конституционное время, в системе разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Нынешние постсоциалистические реалии свидетельствуют, что это, пока возможно, должны сделать сторонники действующей Конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.
Только в условиях реально и стабильно действующей Конституции может утвердиться и конституционализм как общегосударственная идеология, как интегративная ценностная установка и общий ориентир для постсоветского российского общества.