Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19(200). Право. Вып. 24. С. 5-10.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
А. А. Баландин
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТГСОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ:
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Рассматривается понятие «конституционно-правовая идеология» в качестве структурного элемента конституционного правосознания, анализируются формы ее проявления в практике российского государства.
Ключевые слова: идеология, правосознание, конституционализм, Конституционный Суд РФ.
Анализируя генезис категории «правосознание», необходимо отметить, что первоначально в его структуру включались лишь элементы психологического порядка — знания, чувства, эмоции, мотивы, волевой компонент и другие. Ни Л. И. Петражицкий, ни И. А. Ильин (основоположники концепции правосознания в российской юридической науке) не включали в структуру правосознания правовую идеологию или какие-либо иные «внешние» элементы. В их понимании правосознание было исключительно «внутренним» правовым переживанием человека, а знание положительного права и связанные с ним теоретические концепции — лишь условием и основой формирования и воспитания правосознания каждой личности. Само понятие «идеология» указанными мыслителями употреблялось крайне редко и вне контекста структурной характеристики правосознания.
Так, И. А. Ильин писал: «Нормальное правосознание отнюдь не сводится к верному знанию положительного права. Оно вообще не сводится к одному “знанию”, но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего — волю и притом именно — духовно воспитанную волю, а затем — и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души»1.
В дальнейшем подход к анализу структуры правосознания изменился, и теперь в современной теории права традиционно в его составе выделяют два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.
Представляется, что включение в состав правосознания идеологических элементов произошло уже в советской правовой науке, опирающейся на методологические установки
марксистско-ленинского учения, существенной частью которого является анализ идеологических процессов, протекающих в государстве и обществе.
Если российские ученые-юристы до революции 1917 г. понимали правосознание как априорное и присущее каждому человеку правовое чувство, то для советских правоведов революционное (социалистическое) правосознание — это уже отражение в сознании индивида «правильного», «единственно верного» марксистско-ленинского учения.
При этом если для советской правовой науки, сформировавшейся и развивавшейся в условиях моноидеологического политического режима, было совершенно естественным выделять в составе правосознания идеологические элементы, то для современной российской юриспруденции вопрос о понятии, природе и сущности правовой идеологии представляется несколько проблемным. Трудности возникают при определении соотношения государственной и правовой идеологии, так как в соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции РФ государственная и (или) официальная идеология запрещены.
После распада СССР, а затем и принятия в 1993 г. Конституции РФ использование самого понятия «государственная идеология» в правовых исследованиях фактически стало нежелательным, а анализ процессов, происходящих в государственно-правовой действительности в соотношении с идеологией, в настоящее время практически не проводится. При этом начавшаяся и продолжающаяся деидеологизация юридической науки привела не только к отказу от марксистско-ленинской догматики, но и к прекращению исследований самого явления
государственной идеологии, в результате чего появляются понятия с несколько размытым или измененным смысловым содержанием. Одним из таких понятий является термин «правовая идеология».
Большинством современных российских специалистов правовая идеология как структурный элемент правосознания не рассматривается ни как часть, ни как синоним, ни как заменитель государственной идеологии. В таком положении дел можно увидеть некоторый парадокс: в теории государства и права общенаучным принципом является положение о том, что государственные и правовые явления должны рассматриваться системно, в их совокупности, и только понятия «государственная идеология» и «правовая идеология» представляются абсолютно не связанными друг с другом.
При этом в советской правовой науке считалось очевидным, что правовая идеология, в том числе и конституционная, представляет собой часть государственной идеологии. Например, Ю. П. Еременко рассматривал конституционноправовую идеологию как «систему взглядов на сущность основного закона, его природу и функциональную роль в жизни общества, являющуюся составной частью идеологии». Как и любую идеологию классового общества, социалистическую конституционную идеологию Ю. П. Еременко считал «классовой, отражающей основные черты социалистического общества, воплощающей мировоззренческую диалектикоматериалистическую основу практической и духовной деятельности рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции в целях построения коммунизма»2. В настоящее время такой подход к анализу сущности правовой идеологии является совершенно неприемлемым.
Так, Н. И. Матузов пишет: «Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность»3. Далее он указывает: «Правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностночувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить
его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы. Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правосозна-ния»4. Правда, в дальнейшем указанный автор, рассматривая структуру и функции правовой идеологии, называет ее и «политико-правовой идеологией» и «государственно-правовой идеологией».
А. Б. Венгеров указывает: «Пласт правовой идеологии — это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т. п. Правовая идеология — это система концентрированных правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных познаниях»5.
Сходное определение правовой идеологии дает В. В. Лазарев: «Правовая идеология — это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком научном уровне»6.
Также под правовой идеологией некоторые авторы понимают «совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее частями, могут служить: теория
о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей и т. д.»7. У других исследователей правовая идеология представляет собой «результат научного осмысления правовых явлений, закономерностей их становления и развития, имеющая в классовом обществе определенную классовую направленность»8.
Таким образом, в отечественной теории государства и права правовая идеология традиционно представляется как определенная (высшая, научная и т. п.) часть правового сознания, при этом ученые-правоведы зачастую используют термин «правовая идеология» в качестве синонима категорий «научное правопонимание», «правовая доктрина». Некоторые исследователи, обращаясь к теме правовой идеологии, вообще никак не определяют это понятие, указы-
вая лишь на то, что она является определенным типом мировоззрения9. Такой подход к анализу правовой идеологии не следует признавать полностью правильным, так как понятие «идеология» нельзя использовать в качестве синонима понятий «наука», «доктрина».
В самом общем виде разница между этими явлениями заключается в том, что идеология представляет собой некоторую официальную (предлагаемую субъектами, наделенными политической властью) позицию, которая может представлять собой совокупность взглядов, идей, убеждений и т. п. совершенно разной степени научности. В отличие от науки, главной целью которой является нахождение истины, любая идеология, оперируя этическими понятиями (добро, зло, справедливость, несправедливость, совесть, долг, честь и т. д.), выстраивает основанную на признании каких-либо ценностей систему ориентиров и правил для человека и общества.
Следовательно, идеологию можно рассматривать как определенную модель мировоззрения, предлагаемую гражданам государством (или иной политической силой). Можно согласиться с мнением И. И. Кравченко, который определяет сущность идеологии следующим образом: «Идеология, в том числе правовая, выступает как некий функционирующий в обществе ценностный модус, определяющий смысл, настроение, убеждение той или иной общественной системы. Это чувственная, человеческая окраска соответствующей системной динамики, вносящая в нее настроение, убеждение, уверенность или просто веру»10. Сходное определение феномену правовой идеологии дает и А. Ф. Байков, по мнению которого «правовая идеология — особый тип интеллектуально-духовного освоения правовой действительности, с помощью которого формулируются главные концептуальные идеи общества о праве и государстве, выражающие интересы государства и потому выражаемые в законодательстве, отражающие актуальные правовые ценности и выступающие средством регулирования индивидуального поведения»11.
Таким образом, правовая идеология — это не просто некая теоретическая правовая концепция, а исходящий из официальных источников или одобряемый ими определенный тип понимания права и его оценки.
Все изложенное относится и к конституционноправовой идеологии как составной части конституционного правосознания. Представляется,
что конституционно-правовая идеология должна содержать некоторый комплекс идей, взглядов, представлений и построенных на их основе теорий, направленных на формирование: определенного отношения к нормам, закрепленным в тексте Основного Закона, как к нормам, обладающим верховенством над всеми остальными правовыми и иными социальными нормами; уважения со стороны граждан к ценностям и целям общественного и государственного развития, закрепленным в конституции страны; умения сопоставлять практику реализации конституционно-правовых норм с моделями, заложенными в конституционных нормах, видеть нарушения этих норм и реагировать на них; определенного, желательного и одобряемого государством правопослушного поведения граждан и социальных групп.
Конституционно-правовая идеология имеет несколько форм проявления. Прежде всего, в качестве общего мировоззренческого проявления конституционно-правовой идеологии можно назвать активно разрабатываемую в российской науке конституционного права концепцию конституционализма.
Так, Н. С. Бондарь пишет: «Для нас принципиальное значение имеет признание того обстоятельства, что конституционализм в любой форме его проявления — как политико-правовая (конституционная) идеология, юридическое мировоззрение, политическая и правовая практика и т. д. — воплощает в себе показатели достигнутого в обществе компромисса между властью и свободой, интересами общества и личности, государства и гражданина. Сами же институты прав и свобод человека и гражданина, без преувеличения, являются визитной карточкой современного конституционализма»12.
В. С. Нерсесянц также рассматривал конституционализм как один из видов идеологии: «Утверждение конституционализма как общегосударственной, надпартийной идеологии и интегративной общенациональной идеи особенно актуально в современной России, в условиях отсутствия общезначимых ценностных и мировоззренческих ориентиров, острой борьбы между различными узкопартийными идеологиями»13 .
Понимание конституционализма Л. В. Сониной больше всего приближено к характеристике данной категории как структурного элемента правосознания. Указанный автор отмечает: «Идеи конституционализма — явление общекультурное;
они связаны с нравственными, религиозными, философскими и другими видами идей, стереотипом поведения и их общими предшественниками — социальными чувствами. Идеи конституционализма способны выполнять роль фундамента конституционной модели общества и государства, если они прошли этап легитимации, укоренились в более глубинных по сравнению с общественной (правовой) идеологией слоях общественного сознания и психики. Под легитимацией конституционных идей понимается не их публично-властное санкционирование, а принятие тех или иных идей индивидуальным и массовым сознанием и превращение их в действенный стимул (мотив) индивидуального и группового поведения»14.
Таким образом, конституционализм как тип юридического мировоззрения и правовая идеология предполагает: 1) верховенство и определяющую роль конституции как основного закона в системе действующего законодательства; 2) опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами; 3) конституционную регламентацию государственного строя и политического режима; 4) конституционное признание прав и свобод личности в качестве высшей ценности; 5) правовой характер взаимоотношений гражданина и государства.
Большое значение в формировании конституционно-правовой идеологии принадлежит Конституционному Суду РФ. По мнению
В. А. Кряжкова, оно состоит в том, что в результате и посредством решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ обеспечиваются: 1) нормативная интерпретация Конституции РФ; 2) соучастие Конституционного Суда РФ в законодательном процессе (в качестве «негативного законодателя»); 3) истолкование и внедрение в российскую правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права; 4) обогащение конституционной доктрины, причем на основе не только собственно решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ, но и особых мнений конституционных судей15.
Определенную роль в развитии конституционно-правовой идеологии играет и Президент РФ, который занимает особое, приоритетное место в системе органов государственной власти по обеспечению прав человека, поскольку, являясь гарантом Конституции РФ и персонифицированным представителем государства, провозгласившего права и свободы высшей ценностью
и общенациональным приоритетом, гарантирует слаженную работу всего государственного механизма на благо человека и несет за это ответственность.
Свои полномочия глава государства реализует как лично, так и путем определения основных направлений политики государства, правотворчества, участия в формировании и функционировании органов государственной власти, осуществления президентского контроля и наложения конституционной ответственности. Такие полномочия Президент РФ осуществляет с помощью программных заявлений к народу, посланий Федеральному Собранию РФ, посредством установления приоритетных направлений деятельности государства, утверждения концептуальных документов в наиболее важных сферах государственной жизни, инициирования программ развития в отдельных отраслях и сферах государственного строительства.
Одним из основных государственнополитических документов, носящих стратегический характер, является послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Обращение к Федеральному Собранию РФ с ежегодным посланием — это возможность для Президента высказать основные ориентиры конституционноправовой идеологии. В частности, в своем первом Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Д. А. Медведев указал: «В первом Послании Федеральному Собранию считаю необходимым обозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни, целей и ценностей нашего общества, закрепленных в Конституции России и благодаря этому прямо влияющих на все аспекты внутренней и внешней политики.
Кратко проанализирую, как эти цели и ценности обеспечили развитие российской государственности. И остановлюсь на следующих темах.
Первая — это решающая роль Конституции в становлении российской демократии. Вторая тема — это значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда, для избавления от коррупции и правового нигилизма. Последний, замечу, появился в России не вчера. Он уходит своими корнями в наше давнее прошлое. И пятнадцать лет — слишком малый срок для преодоления столь укоренившихся традиций. Однако справедливо и то, что этой проблемой — пробле-
мой пренебрежения к праву — мы еще системно и глубоко не занимались.
Третья тема — это Конституция и дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы. Именно в этом успех формирования среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики.
Четвертая — это реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений. Повторю, в сегодняшний непростой период государство будет выполнять свои обязательства, обязательства перед гражданами. Хотел бы, кстати, напомнить, что Конституцией также установлен запрет на пропаганду социального превосходства. Эта норма, эта моральная норма является у нас и нормой закона.
Наконец, пятая тема—это Конституция и укрепление международной законности. Известно, что она складывается из соблюдения государствами своих национальных конституций, из обязательности следования международным соглашениям и договорам. И поэтому, чем лучше состыкованы действия государств на мировой арене с международно-правовыми нормами — тем выше уровень безопасности на планете»16.
Также элементы конституционно-правовой идеологии можно увидеть в ряде официальных актов, издаваемых самыми разными государственными органами и носящих как нормативный, так и индивидуальный характер.
Так, например, в Методических рекомендациях по изучению Конституции РФ в образовательных учреждениях, утвержденных Минобрнауки России, закреплено: «Для любой страны Конституция — важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести, поэтому уважать и знать Основной Закон означает уважать свою страну, уважать самого себя. Конституция — это Закон, который дети и взрослые должны знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма правового государства и цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества»17.
Кроме того, этим же документом закрепляются задачи, которые должны решаться при изучении текста Конституции РФ. К ним, в частности, относятся: подготовка обучающихся к восприятию основ Конституции РФ; знакомство с историей развития конституционного строя России, содержанием и структурой Конституции РФ; воспитание уважения к закону и праву на осно-
ве изучения положений Конституции РФ; формирование уважения к заложенным в Основном Законе базовым общечеловеческим ценностям, основам построения правового государства.
Аналогичные положения содержатся и в письме Минобразования РФ «О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне Дня Конституции Российской Федерации». В частности, в данном документе говорится: «В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России Министерство образования Российской Федерации рекомендует накануне Дня Конституции Российской Федерации (12 декабря) провести “Урок России” во всех общеобразовательных учреждениях»18.
Элементы конституционно-правовой идеологии можно увидеть и в актах, издаваемых судебными органами. Так, например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указывается: «Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации... Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия»19. В этом же Постановлении описывается порядок разрешения спорных ситуаций при определении случаев прямого действия Конституции РФ.
С содержанием конституционно-правовой идеологии ознакомлен в той или иной степени каждый гражданин России, так как ее положе-
ния внедряются в сознание отдельной личности и общества в целом через средства массовой информации, а также через систему правового обучения и правового воспитания.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что под конституционно-правовой идеологией понимается определенная теоретическая конституционноправовая концепция, состоящая из идей, взглядов, убеждений, оценок и предлагаемых ценностей, а также исходящий из официальных источников (или одобряемый ими) определенный тип понимания конституционного права и его оценки.
Примечания
1 Ильин, И. А. Теория права и государства. М., 2003. С. 117.
2 Еременко, Ю. П. Понятие и система социалистического конституционализма // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980. С. 175.
3 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000. С. 338.
4 Там же. С. 339.
5 Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов. М., 2000. С. 296.
6 Лазарев, В. В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. М., 2000. С. 316.
7Абдуллаев, М. И. Теория государства и права : учеб. для вузов. М., 2004. С. 397.
8 Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов / под ред. А. С. Пиголкина, М., 2003. С. 212.
9 См.: Байниязов, Р. С. Мировоззренческие основы правовой идеологии // Журн. рос. права. 2001. № 11.
С. 55.
10 Кравченко, И. И. Либерализм: политика и идеология // Вопр. философии. 2006. № 1. С. 3.
11 Байков, А. Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 8.
12 Бондарь, Н. С. Права человека в теории и практике российского конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. М., 1999.
С. 200.
13 Нерсесянц, В. С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционноправовая реформа в Российской Федерации : сб. ст. / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2000. С. 6-8.
14 Сонина, Л. В. Конституционализм в Российской Федерации как политико-правовой режим : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 7.
15 См.: Кряжков, В. А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда Российской Федерации // Журн. конституц. правосудия. 2008. № 3. С. 4.
16 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года // Рос. газ. 2008. 6 нояб.
17 Письмо Минобрнауки России «Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях от 7 ноября 2008 г. № АФ-357/03 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».
18 Письмо Минобразования России «О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне дня Конституции Российской Федерации» от 1 октября 2002 г. № 13-51111/13 // Рос. газ. 2002. 22 окт.
19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1995. № 12. С. 4.