Научная статья на тему 'Конституционализация полицейского законодательства как фактор укрепления конституционного правопорядка'

Конституционализация полицейского законодательства как фактор укрепления конституционного правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / CONSTITUTIONALIZATION / POLICE LEGISLATION / CONSTITUTIONAL LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новицкая О.Н., Трифонов В.А.

По мнению авторов статьи, процесс конституционализации сферы внутренних дел в правовом аспекте это важнейший фактор укрепления конституционного правопорядка. Кроме того успешность конституционализации правовой основы деятельности полиции связано с формированием и развитием у сотрудников полиции конституционного правосознания, в основе которого должно быть уважение, как к самому человеку, так и к его правам и свободам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONALIZATION OF POLICE LEGISLATION AS A FACTOR IN STRENGTHENING THE CONSTITUTIONAL ORDER

According to the authors of the article, the process of institutionalization of the sphere of internal Affairs in the legal aspect is the most important factor in strengthening the constitutional order. In addition, the success of the constitutionalization of the legal basis for police activities is associated with the formation and development of a constitutional legal awareness among police officers, which should be based on respect for both the individual and his rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Конституционализация полицейского законодательства как фактор укрепления конституционного правопорядка»

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА

О.Н. Новицкая, канд. юрид. наук, доцент В.А. Трифонов, преподаватель Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10913

Аннотация. По мнению авторов статьи, процесс конституционализации сферы внутренних дел в правовом аспекте это важнейший фактор укрепления конституционного правопорядка. Кроме того успешность конституционализации правовой основы деятельности полиции связано с формированием и развитием у сотрудников полиции конституционного правосознания, в основе которого должно быть уважение, как к самому человеку, так и к его правам и свободам.

Ключевые слова: конституционализация, полицейское законодательство, конституционный правопорядок.

Правовая система российского государства уже почти три десятилетия подряд развивается на прочном правовом фундаменте, в основе которого находится Конституция Российской Федерации. Федеральная Конституция «является не только приоритетной фундаментально-

ценностной и нормативно-правовой основой обеспечения конституционного правопорядка, его социально-правовым ориентиром» [1; с. 40].

Рассуждая на тему подлинного осуществления закрепленных в ныне действующем Основном законе Российской Федерации конституционных ценностей, следует согласиться с мнением А.В. Безрукова. Данный ученый полагает, что «эффективной реализации положений федеральной Конституции способствует процесс кон-ституционализации отраслевого законодательства, что влечет укрепление конституционного правопорядка, повышает эффективность правового регулирования и деятельности государственного аппарата, включая органы обеспечения правопорядка». Кроме того, вполне справедливым кажется тезис, согласно которому отсутствие в тексте Конституции Российской Федерации прямого упоминания о наличии в системе органов исполнительной власти органов полиции как составного элемента органов внутренних дел и неимение в федеральной Конституции самого перечня пра-

воохранительных органов не препятствует тому, что «ее положения аккумулируют в себе исходные конституционные основы деятельности тех или иных правоохранительных органов, включая полицию и в целом органы внутренних дел, которые конкретизируются в положениях действующего законодательства» [1; с. 127]. Все это позволяет с уверенность говорить о необходимости рассматривать деятельность полицейских подразделений в свете положений Основного закона нашего государства.

Конечно, изучение современных процессов конституционализации различных сфер правовой жизни нашей страны, в частности, деятельности по обеспечению правопорядка, невозможно без уяснения значения понятий «конституционализм» и «конституционализация». Обращаясь к понятию конституционализм, отметим, что данное понятие вошло в отечественный научный оборот относительно недавно и не имеет простой формулировки, он (конституционализм) многоэлементный и многоуровневый феномен, понимаемый в различных срезах.

Первый срез подразумевает понимание конституционализма как конституционно-правового мировоззрения, то есть здесь речь идет о философско-правовом осмыслении конституции. В рамках второго среза обозначенный феномен воплощает в се-

бе научную конституционно-правовую доктрину. Третий срез и соответственно вариант трактовки конституционализма связан с позиционированием этого феномена правовой действительности в качестве конституционно-правовой системы. Еще один четвертый по счету срез понимания конституционализма лежит в плоскости рассмотрения исследуемого понятия в контексте конституционно-правовой политики. Весьма важный срез конституционализма связан с восприятием его как средства, позволяющего гарантировать всестороннюю практическую реализации положений основного закона государства - конституции [3].

Известные ученые-юристы, исследующие в своих трудах проблемы конституционализма и внесшие весомый вклад в развитие данного направления науки конституционного права основными элементами обозначенного феномена называют следующие аспекты понимания конституционализма: мировоззренческий, идейно-теоретический, нормативно-правовой, институционально-функциональный, обеспе-чительно-защитный аспект [3]. Все сказанное говорит нам о том, что дать какое-то общее или универсальное определение конституционализма весьма затруднительно в связи с многоаспектностью данного феномена правовой действительности.

Переходя к рассмотрению феномена конституционализации также нельзя не отметить сложность в трактовке этого понятия. В этой связи представляется уместным привести мнение, которое как представляется, наиболее точно отражает сущность и содержание конституционализа-ции. В юридической, конституционной, а также правовой политике следует ориентироваться на конституциализацию всех сфер общественной и государственной жизни общества. Незамедлительного разрешения требуют наиболее острые проблемы в сфере демократических преобразований, разрешение центрального вопроса конституционного строительства - предоставление возможности достойного существования каждого человека, его прав и свобод. Внедрение конституционных по-

ложений и принципов в правовую действительность набирает обороты и направлено на их осуществление в правоохранительной деятельности для соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Смотря сквозь призму исследуемой проблемы значительный позитивный потенциал, имеют позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации [4; с. 9].

Ко всему прочему в науке, прежде всего, конституционно-правовой про феномен конституционализации идет речь при рассмотрении тех или иных правовых институтов, например правосудия и судебной практики [5]. М.В. Смирнова, К. Торнхилл приводят понятие «вторичная конститу-ционализация». Под этим понятием данные авторы понимают конструирование фактической конституции путем воплощения, расширения и превращения в социальные и правовые практики норм письменной конституции [6; с. 40-48].

Не стоит забывать о том, что в юридической науке понятие «конституционали-зация» рассматривается в двух значениях с точки зрения объема смыслового содержания этого правового феномена: «широком» и «узком». Говоря об узком смысловом содержании понятия конституционализа-ция, следует отметить, что оно связано с подъемом правовой нормы на уровень конституционного регулирования. Широкое понимание термина может использоваться не только в юриспруденции, но и в других (смежных) областях науки как развитие взаимосвязанных средств и методов юридизации общественных отношений. Процесс юридизации общественных отношений рассматривается как постепенное развитие конституционализации правопорядка в целом [7; с. 154-156].

Переходя к рассмотрению проблем кон-ституционализации полицейского законодательства необходимо признать, что для этого в нашем государстве сделано немало за последние годы. Говоря о положительных сдвигах нельзя не сказать о том, что на сегодняшний день сформирована новая современная система федерального законодательства, а также произведено значи-

тельное обновление подзаконного нормативного массива в сфере внутренних дел. Произведено существенное обновление правового регулирования управленческой деятельности, конфигурации органов внутренних дел (осуществлены структурные изменения), отбора на службу и ее прохождения, гарантирования социальной защищенности сотрудников; систематизированы статусные документы федеральных казенных учреждений органов внутренних дел Российской Федерации [8; с. 364-371].

Вместе с тем создание специальной системы специального законодательства, регламентирующей деятельность органов внутренних дел (полиции) все же недостаточно. Как справедливо отметил в 2012 году Ю.Е. Аврутин необходимо проникновение конституционных принципов и норм не только в соответствующие законодательство, но также и в практику его реализации [9; с. 53].

Эффективность конституционализации правовой основы деятельности полиции трудно представить без развития конституционного правосознания у сотрудников полиции как у субъектов механизма соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. По словам А.Н. Перова, «сближение общественности и полиции по мере демократизации общества и развитие конституционного правосознания как правоприменителей, так и иных участников деятельности полиции формируют активный процесс конституционализации на основе представлений не только о правовом, но и о социальном государстве» [9; с. 31].

Не подвергая сомнению, тезис, высказанный А.Н. Перовым, стоит отметить и проблемы, которые сейчас возникают в процессе конституционализации современного российского права, которые хоть и косвенно но могут оказывать воздействие на конституционализацию правового регулирования деятельности полиции, развитии у сотрудников полиции конституционного правосознания.

По мнению Р.А. Ромашова на сегодняшний день нельзя констатировать, что человек в нашей стране является высшей ценностью. Точнее человек как таковой не

в полной мере воспринимается в качестве такой ценности. Установление этого принципа в Конституции Российской Федерации, к несчастью, не стало панацеей и не привело к разрушению стереотипа сложившегося в годы существования имперского и советского типов государственности в нашей стране [10; с. 37].

Приведенные выше рассуждения вполне применимы и к сотрудникам органов внутренних дел (полиции). Что имеем ввиду. К примеру, в процессе служебной деятельности сотрудники могут сталкиваться с представителями самых различных социальных групп (в том числе с низкой социальной ответственностью, личности откровенно маргинальные). Такой представитель общества занимает не высокое место в системе официальной социальной иерархии, уважение его личности со стороны представителей власти может не дотягивать до уровня высшей ценности.

Анализ всего вышеизложенного позволяет сделать некоторые выводы и предположения. Процесс конституционализации правового регулирования деятельности органов внутренних дел (полиции) сложный, многоаспектный процесс. При этом можно сказать, что процесс конституцио-нализации сферы внутренних дел в правовом аспекте это важнейший фактор укрепления конституционного правопорядка. Иными словами конституционализация полицейского законодательства представляется неотъемлемым условием конститу-ционализации правопорядка в целом. В свою очередь фактором определяющим успешность конституционализации правовой основы деятельности полиции является формирование и развитие у сотрудников полиции конституционного правосознания, в основе которого должно быть уважение, как к самому человеку, так и к его правам и свободам. Добиться положительной динамики в этом смысле возможно в случае дальнейшего развития социальной функции полиции и укрепления партнерской модели взаимоотношения полиции и общества, основополагающие идеи которой уже заложены в полицейском законодательстве.

Библиографический список

1. Безруков А.В. Роль органов публичной власти и институтов общественности в обеспечении конституционного правопорядка в России: монография. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. - 268 с.

2. Безруков А.В. Роль полиции в реализации Конституции Российской Федерации и конституционализации правопорядка // Социология, философия, право в системе противодействия преступности: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор В.Е. Шинкевич . 2018. - С. 127-134.

3. Конституционализм и конституционность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/konstitucionalizm.html

4. Конституционализация России: проблемы теории и современной практики: Сборник научных статей, посвященных памяти профессора Н.В. Витрука. - Белгород: ООО «ГиК», 2016. - 203 с.

5. Кузьмин А. Г. Конституционализация правосудия и арбитражная судебная практика в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2016. - 599 с.

6. Смирнова М.В., Торнхилл К. Роль судов и международного права в процессе вторичной конституционализации в России // Журнал российского права. - 2016. - № 6 (234). - С. 40-48.

7. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики): монография. - М., 2002. - 584 с.

8. Аврутин Ю.Е. Коллизионность законодательного регулирования модернизации полиции в современной России // Юридическая техника. - 2017. - № 11. - С. 364-371.

9. Аврутин Ю.Е. Конституционализация правового регулирования деятельности российской полиции: аксиологические и формально-юридические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 2. - С. 51-54.

10. Перов А.Н. Конституция Российской Федерации - нормативная основа деятельности полиции // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) Санкт-Петербургский университет МВД России. - 2017. - С. 30-33.

11. Ромашов Р.А. Уважение к человеку и его правам как фактор конституционализации современного российского права // Границы прав и свобод личности с точки зрения ли-бертарно- правовой теории (к 80- летию академика РАН В.С. Нерсесянца): Сборник трудов международной научной конференции (Воронеж, 1-2 июня 2018 г.) / [редколл.: Денисенко ВВ., Беляев М.А.]. - Воронеж: НАУКА- ЮНИПРЕСС, 2018. - С. 33-38.

CONSTITUTIONALIZATION OF POLICE LEGISLATION AS A FACTOR IN STRENGTHENING THE CONSTITUTIONAL ORDER

O.N. Novitskaya, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor V.A. Trifonov, Lecturer

Saint Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. According to the authors of the article, the process of institutionalization of the sphere of internal Affairs in the legal aspect is the most important factor in strengthening the constitutional order. In addition, the success of the constitutionalization of the legal basis for police activities is associated with the formation and development of a constitutional legal awareness among police officers, which should be based on respect for both the individual and his rights and freedoms.

Keyword: constitutionalization, police legislation, constitutional law and order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.