Научная статья на тему 'Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД'

Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2681
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП / ФОРМИРОВАНИЕ / СФОРМИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева А.В.

В работе рассматривается анализ проведения констатирующего этапа эксперимента по формированию коммуникативных УУД у обучающихся 5 классов. Данный анализ формирования КУУД при переходе из начальной школы в основному позволить наметить пути дальнейшего развития КУУд в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахрушева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД»

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

© Вахрушева А.В.*

Институт естественных наук

Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск

В работе рассматривается анализ проведения констатирующего этапа эксперимента по формированию коммуникативных УУД у обучающихся 5 классов. Данный анализ формирования КУУД при переходе из начальной школы в основному позволить наметить пути дальнейшего развития КУУд в основной школе.

Ключевые слова: коммуникативные учебные действия, метапредметные результаты, констатирующий этап, формирование, сформиро-ванность.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Любая программа эксперимента предусматривает возможность коррекции и получение позитивных изменений ведущих характеристик коммуникативных универсальных учебных умений. Констатирующий этап предполагает возможность выявить уровень сформированное™ данных умений. Также он позволяет определить степень осознанности его применения в общении. Данные умения рассматриваются как показатель функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи, используя все освоенные учеником знания, умения и навыки.

Что показывают данные диагностики?

Прежде всего, данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

* Магистрант кафедры Методики преподавания биологии, химии и географии.

Общая педагогика

23

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по какому ему необходима поддержка. Диагностику можно проводить на выходе из 4 класса или в начале обучения в 5 классе (по завершении периода адаптации). Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать развитие УУД у каждого учащегося индивидуально. Диагностика проводится в форме тестирования. Диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера [1].

Вообще развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетенции. Одна из форм «шести ключевых умений» на современном этапе развития общества представлена в виде общения и взаимодействия, т.е. умения представлять и сообщать в письменной и устной форме, используя речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции [2].

Отсюда, учитывая результаты сформированности УУД при переходе из начальной школы в среднее звено, появляется возможность спланировать дальнейшее развитие учебных действий.

Актуальность работы заключается в необходимости анализа сформиро-ванности КУУД у обучающихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.

Цель работы: выявить уровень сформированности КУУД у обучающихся.

Задачи:

1. Провести тестирование по формированию КУУД. У обучающихся.

2. Сделать анализ уровня сформированности КУУД.

3. Наметить пути дальнейшего формирования КУУД.

Первый этап эксперимента заключался в выявлении исходного состояния изучаемого объекта, отслеживался уровень сформированности коммуникации у обучающихся. Для проверки уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий использовались контрольноизмерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». 3-4 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петрова,

О.В. Пронина, А.Г Рубин, О.В. Чиндилова. Издательства «Балаас», 2014 г. (Образовательная программа «Школа 2100»). Данное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Оно содержит диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно сформированы коммуникативные учебные действия (метапредметный результат).

Каждый тест состоит из двух вариантов. Варианты одинаковы по трудности. Каждому ученику выдается отдельный экземпляр текста, который он должен выполнить. Проверка и оценка работ проводится с помощью при-

24

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования».

Для обобщения полученных данных использовался статистический критерий. В результате анализа данных констатирующего эксперимента нами были выделены пять групп учащихся с точки зрения умения работать с текстом. Всего работу писало 89 учеников. Максимально возможный балл, который можно набрать - 7. Учащиеся первой группы (умение вычитывать информацию данную в явном виде) - набрали 78 баллов (84,8 %) от общего числа школьников; вторая группа (объяснять смысл слова, словосочетания) -набрала 84 балла (93,57 %) от общего числа школьников; третья группа (вычитывать информацию, данную в неявном виде) - набрала 21 балл (9,7 %) от общего числа школьников; четвертая группа (понимать смысл текста в целом (главную мысль) - набрала 80 баллов (88,4 %) от общего числа школьников; пятая группа (истолковывать текст (через творческий пересказ) -набрала 123 балла (68,9 %) от общего числа школьников.

Рис. 1. Количество баллов, набранное за каждый критерий

120

юо

80

60

40

20

О

Рис. 2. Процент выполнения каждого критерия сформированности КУУД

Общая педагогика

25

Дополнительные наблюдения, проводимые учителями на уроках, показали: несмотря на то, что все учащиеся знают о правилах работы с текстом, практически применяют их не всегда правильно или совсем не применяют; не всегда могут вычленить информацию, данную в тексте, объяснить смысл слова, понимать смысл текста и т.д.

По итогам анализа таблицы можно выделить несколько уровней сформированное™ КУУД: 1) Оптимальный; 2) Допустимый; 3) Критический; 4) Сверхкритический. К оптимальному относится критерий - № 2; к допустимому относятся критерии № 1 и 4; к критическому относится критерий № 5; к сверхкритическому относится критерий № 3. На основе результатов констатирующего эксперимента установлены отдельные уровни готовности школьников к овладению коммуникативными универсальными учебными умениями.

■ МОБУСОШ №21

■ общероссийский

Рис. 3. Сравнение средних данных уровней сформированности КУУД учащихся МОБУ СОШ № 21 г. Якутска и средний общероссийский уровень, в %

В ходе исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных умений учащихся мы предполагаем причины низкого уровня сформированности данных умений. Одной из причин является незнание учителями путей формирования коммуникативных универсальных учебных умений, как следствие - отсутствие системы формирования коммуникативных универсальных учебных умений.

Как видно из таблицы 3, в 5-х классах у большинства учащихся коммуникативные универсальные учебные умения развиты до среднего и выше среднего уровней. Это свидетельствует о том, что учащиеся классов овладевают в процессе обучения коммуникативными универсальными учебными умениями. Однако специально эти умения не формируются, свидетельством

26

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

чего являются данные относительно владения умениями общения на низком уровне во всех классах.

В заключении отмечается, что последующий этапы эксперимента (формирующий) должен быть направлен на реализацию системы формирования коммуникативных универсальных учебных умений на основе определенных критериев. Особенностью данного этапа должен явиться индивидуальный подход. Так как индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся на всех этапах, во всех формах и методах учебного процесса.

Анализ результатов тестирования позволил прийти к выводу, что коммуникативные универсальные учебные умения связаны со способностью учащегося обрабатывать текст являются лишь структурным компонентом универсальных учебных действий.

Педагогическая практика показала, что коммуникативные учебные умения непосредственно имеют универсальный характер, они связаны с учебным материалом, и самое главное могут формироваться и использоваться на базе всех предметов курса школы.

Список литературы:

1. Бунеев Р.Н. Контрольно -измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г Рубин, О.В. Чиндилова. -Изд-во «Балаас», 2014. (Образовательная программа «Школа 2100»).

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011.

СИСТЕМНЫЙ подход к организации ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ органов внутренних дел

© Мартусенко С.Н.*

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России,

г. Ставрополь

В работе рассматривается организация воспитательной работы с личным составом сотрудников органов внутренних дел на основе системно-

* Заместитель начальника кафедры Тактико-специальной и боевой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.