Научная статья на тему 'Константин Леонтьев о характере русского народа'

Константин Леонтьев о характере русского народа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
742
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ / KONSTANTIN LEONTIEV / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / RUSSIAN CONSERVATISM / РУССКИЙ НАРОД / RUSSIAN PEOPLE / РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. / RUSSIAN NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черныш Алексей Михайлович

Статья посвящена взглядам крупного русского мыслителя консервативной направленности XIX века К. Н. Леонтьева на русский народ и его характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the ideas of the prominent Russian conservative thinker of XIX century Konstantin Leontiev on Russian people and its character.

Текст научной работы на тему «Константин Леонтьев о характере русского народа»

ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ====

Константин Леонтьев о характере русского народа

Исследование русского национального характера, отношения России и русского народа к другим народам и цивилизационным сообществам - важная часть философско-культурологического наследия Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) - врача, писателя, дипломата, яркого публициста, крупного мыслителя консервативной направленности.

За последние двадцать с лишним лет, когда с имени и произведений Леонтьева в России снят запрет, российская общественность открывает его идеи как бы «заново», чему способствует переосмысление в наши дни итогов первых десятилетий реформ в России и либеральных западных ценностей, активным противником которых был и К.Н. Леонтьев. Представляется, что сегодня пришло время до конца осмыслить его творческое наследие, поскольку, как указывал прот. И. Фудель, «судьбы России, ее будущность и культурная самобытность - вот что тревожит ум К. Леонтьева до конца дней его жизни»1. Н. Бердяев назвал его единственным крупным мыслителем консервативного лагеря,

л

блестящим и своеобразным умом . В начале XX в. К. Леонтьева даже окрестили

3

«русским Ницше» . Нельзя не согласиться с мнением исследователя творчества К. Леонтьева А.А. Королькова о том, что сегодня необходимо его новое про-

4

чтение .

К.Н. Леонтьева зачастую причисляют к поздним славянофилам на основании его антизападничества, критики европеизма, защиты русской национальной самобытности и т.п. Но здесь не все так однозначно. Творчество Леонтьева

Цит. по: ...Из русской думы. М., 1995, т. 1, с. 221.

2 Бердяев Н.А. К. Леонтьев - философ реакционной романтики // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 2007, с. 3.

3 «Не знаю, лестно или нет было бы для самого К. Леонтьева такое сближение, - писал прот. И. Фудель в 1910 г., - но думаю, что ему, смиренному послушнику оптинских старцев, и не снилось, что когда-либо в нем найдут тождество с ярым антихристианином Ницше» (Прот. Фудель И. Судьба К.Н. Леонтьева // К.Н. Леонтьев: Pro et Contra. СПб., 1995, с. 250).

4 См.: Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991, с. 115.

проходило в иных исторических и социальных реалиях. В понимании и анализе самосознания русского народа, мировых цивилизационных процессов он глубже и радикальнее родоначальников славянофильства. В творчестве К. Леонтьева можно усмотреть много точек соприкосновения прежде всего с идеями Н.Я. Данилевского, труды которого он высоко ценил. В одной из самых известных работ К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство» прослеживается влияние идей книги Данилевского «Россия и Европа»1.

Национальное для К.Н. Леонтьева есть синоним культурного; проявление национального - всегда культурное явление, и наоборот - культурное всегда имеет свою национальную принадлежность. Нации и государства - организмы особого порядка, «они суть идеи, воплощенные в известный общественный

л

строй» . Нация для Леонтьева - «физическое представление», географически соотнесенная общность индивидов, говорящих на одном языке. Нация в его представлении — совокупность «идеального» и «физиологического». Леонтьев призывал разграничивать понятия «нация» и «национальное». «Национальное» — понятие более отвлеченное; это качество нации, совокупность признаков, которые более или менее свойственны всем людям, составляющим нацию. Национальное, по К. Леонтьеву - совокупность объективных, приобретенных в результате исторического развития культурных признаков. Чем ярче культурные признаки той или иной нации, тем больше, по мнению К. Леонтьева, в ней «национальности», под которой он понимает особенности, своеобразия, «ори-

-5

гинальности», приобретенные в ходе исторического развития .

Культурная самобытность для Леонтьева есть основа национальной отличительности. Истинное бытие нации, ее душа, условия самосохранения и самовоспроизводства - это самобытная культура4. Национальный идеал для Леонть-

1 К.Н. Леонтьев писал: «Данилевскому принадлежит честь открытия культурных типов. Мне - гипотеза вторичного и предсмертного смешения» (Из писем К.Н. Леонтьева А.А. Алексан-

дрову // .. .Из русской думы, т. 1, с. 230). Леонтьев К.Н. Панславизм и греки // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 106.

3 Леонтьев К.Н. Панславизм и греки, с. 105-107.

4 Леонтьев К.Н. Племенная политика как орудие всемирной политики // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993, с. 316-326.

ева - духовно-культурная самобытность, сохранение наличной культурной самобытности и создание новых самобытных форм культуры. Культура - сложная система идей, которая вырабатывается всей жизнью нации1. «Дисциплина национальных нравов» для Леонтьева привлекательнее общечеловеческой нравственности2.

На вопрос, как русским явлениям (прежде всего культурным) стать явлениями мирового значения, Леонтьев давал простой ответ: национальное своеобразие, проявление национального характера. Только тогда национальное яв-

-5

ление приобретет мировое значение .

Осмысливая национальный характер народа, Леонтьев наибольшее значение придавал религиозному фактору. Религия для него - «главное обособляющее начало». В иерархии общественной жизни Леонтьев отводил религии высший уровень. «Религия, преобладающая в каком-нибудь народе, вот краеугольный камень охранения прочного и действительного. Когда веришь, тогда знаешь, во имя чего стесняешься и для чего ... переносишь лишения и страдания»4. Основами русского национального характера Леонтьев называет православие, самодержавие и поземельный мир (общину).

Русский народ, на взгляд Леонтьева, весьма своеобразен по духу, он не похож на других. «Великоросс может все, что может другой славянин; но он сверх того способен на многое, на что ни другой славянин, ни грек или француз, и др. европейцы не способны!»5. В характере русского человека, по замечанию Леонтьева, есть нечто неуловимое и необъяснимое, нечто крайне сложное. Великоросса отличает и пламенная религиозность, и женолюбие, и склонность к кутежу6. Русский мужик развит, продолжает Леонтьев, он «умен, тонок, нок, предприимчив; в нем много поэтического и музыкального чувства; местами он неопрятен, но местами очень чист и всегда молодец. Он умеет изворачи-

1

Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 227. Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника» // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 415.

3 Там же, с. 432.

4 Там же, с. 413.

Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 79.

6 Леонтьев К.Н. Грамотность и народность, с. 81.

ваться в таких обстоятельствах, в которых растеряются грамотные, но тупые французские или немецкие поселяне»1.

Интересно замечание Леонтьева о том, что если и приравнивать к чему-нибудь западному оригинальный дух русского народа, то его скорее можно назвать мирным, умеренным и монархическим социалистом, чем либералом. И вследствие этого он не имеет в себе ничего революционного и разрушительно-го2.

Леонтьев видел в государстве особую форму для обуздания русской народной стихии, «русских пороков». В одном из писем В. Розанову он указывает, что эти пороки очень большие и «требуют большей, чем у других народов, власти церковной и политической. То есть наибольшей меры легализованного внешнего насилия и внутреннего действия страха согрешить... Народ же выносящий и страх Божий, и насилие, есть народ будущего в виду общего безнача-

-5

лия...» . Для Леонтьева, таким образом, нет сомнения в том, что русский народ авторитарен и для него важен авторитет власти и властных структур в целом и самодержавия в частности. Смесь страха и любви в сердцах - вот что, по мнению Леонтьева, созидает нации, объединяет их, ведет к славе и победам, в то время как развитие «демократического индивидуализма» способствует их па-

4

дению .

Он ценил в русском народе его «государственный такт», несмотря на его грубость в личных делах. Этого такта, по мнению Леонтьева, как раз недостает русской интеллигенции, развращенной европейскими предрассудками, оппозиционным ухарством и либеральным фразерством5. Он страстно выступал против европейского либерального индивидуализма, считая, что это путь в никуда. Он считал, что либерализм в России - это роковое заблуждение. В советское время, критикуя взгляды К.Н. Леонтьева о приоритете государства над лично-

1 Там же, с. 77.

Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 470.

"3

Письма К.Н. Леонтьева к В.В. Розанову // Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева, с. 134.

4 Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 409.

5 Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 420.

стью, его объявляли чуть ли не сторонником тоталитаризма. Это, конечно, не так. Духовность, религия, культура - вот главные элементы государственного организма, по Леонтьеву. Культура для Леонтьева - продукт и ядро государственной жизни.

У Леонтьева была своя точка зрения на просвещение народа, которую он высказал в статье «Грамотность и народность» (1870). Леонтьев считал, что грамотность не может быть целью - она есть лишь средство. Поспешные шаги в деле распространения грамотности, осуществленные по европейским рецептам, способны погубить лицо России и оказать разрушительное воздействие на культурно-исторические устои народа. Соглашаясь с горькой правдой, что русский народ безграмотен, Леонтьев полагает, что это наше счастье, а не горе1. На первый взгляд вывод кажется странным и парадоксальным. Мыслитель так разъясняет свою позицию: безграмотный народ, по его мнению, более хранитель «народной физиономии», без которой не будет своеобразной цивилизации. Безграмотный народ лучше, полнее сохранил народный дух, основы народной жизни.

Леонтьев боится, что поспешное и обязательное обучение русского народа космополитической интеллигенцией, оторвавшейся от народных корней, ни к чему хорошему привести не может: «Надобно, чтобы образованная часть русского народа (так называемое общество) приступила бы к просвещению необразованной части его только тогда, когда она сама (т.е. образованная часть) будет зрелее. Обязательная грамотность у нас тогда только принесет хорошие плоды, когда помещики, чиновники, учителя, т.е. люди англо-французского

л

воспитания сделаются ... более славянофилами.» . Отчасти к таким выводы К. Леонтьев пришел под впечатлением фактов, которые он наблюдал на Балканах, где образованные болгары и сербы «оторвались» от народных оснований жизни, перенимая европейские традиции, поведение, ценности (прежде всего либеральные) и т.п.

1 Там же, с. 58.

2 Леонтьев К.Н. Грамотность и народность, с. 73-74.

5

Леонтьев, как и Н.Я. Данилевский, к принципиальному свойству и качеству характера русских относит их миролюбие; он полагал, что Россия миролюбивее всех других держав - она миролюбива «вследствие широты своей, и вещественной, и духовной. Эта широта есть ее исторический fatum»1. С другой стороны, у России, согласно Леонтьеву, своя особая политическая судьба, поскольку ее интересы носят нравственный характер поддержки слабейшего, угнетенного2.

Леонтьев имел свою собственную точку зрения на европеизацию России, считая этот процесс весьма противоречивым и негативным для развития национального самосознания, национального духа русского народа. Он полагал, что со времени Петра I в жизнь России было привнесено слишком много европейского. История России XVIII и XX вв., по мнению Леонтьева, была подража-

3

тельной . Дело дошло до того, что славяне - наши единоверцы и единоплеменники - ценят русских настолько, насколько мы европейцы: «им и в голову не приходит ценить в нас то, что в нас собственно русское»4.

К. Леонтьев уже в свое время переживал, что из жизни России уходит национальный дух, национальный колорит, национальные костюмы, традиции, утварь и т.п., которые можно увидеть лишь на выставках. Он не понимал и не принимал тенденции заменять русское национальное западноевропейским. Он ратовал за сохранение, изучение и пропаганду «самобытных национальных вкусов у славян». «От развития народного вкуса в высшем русском обществе, которое везде славится тонкостью своего общечеловеческого вкуса, зависит будущность не только русской, но, вероятно, и всей славянской промышленно-сти»5. В то же время К. Леонтьев верил, что гармонии в развитии еще можно достичь. Для этого европеизированной части общества и народу надо идти на-

1 Леонтьев К.Н. Панславизм и греки, с. 106-107.

2 Там же, с.100.

"3

Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 446.

4 Леонтьев К.Н. Грамотность и народность, с. 56.

5 Леонтьев К.Н. Грамотность и народность, с. 70.

встречу друг другу. Надо суметь воспользоваться сохранившимся народным «полносочием» и тогда мы сможем изумить мир, выработаем «мировое свое».

Национальный характер для Леонтьева есть синоним национальной культуры. Для него очевидна строгая взаимозависимость - оригинальная национальная культура может существовать и развиваться только через оригинальные национальные формы. Леонтьев подчеркивает, что только тот народ, который свое национальное доводит до высших пределов развития, только тот народ наилучше служит всемирной цивилизации1. Пафос практически всех трудов Леонтьева направлен на спасение национальной культуры, т. е. на спасение коренных черт русского национального характера. Для Леонтьева национальное своеобразие и национальная культура - самое дорогое, что есть у славян, без него невозможно быть большим, огромным государством. Он считает национальное своеобразие важнее и ценнее нравственности и науки, так как именно оно легко может уйти у славян в XIX веке! .

Леонтьев отнюдь не был противником всего западного, европейского. Он призывал к гармоническому сочетанию того и другого: принимая европейское, считал Леонтьев, надо его перерабатывать в себе так, как пчела перерабатывает сок цветов. Надо дорожить своим своеобразием, призывал Леонтьев, «не обращаться с ним торопливо, дабы не погубить своей исторической физиономии, не утратить исторических прав на жизнь и духовный перевес над другими»3.

Жизнь и творчество Леонтьева пришлись на время ломки традиционного уклада жизни. Позитивизм и рационализм становятся господствующими философскими течениями в Западной Европе. Идеи демократии и социализма все больше доминировали в общественном устройстве и культуре. Республика уничтожала монархические устои. Для него эпоха, в которой он жил, ассоциировалась с глобальным цивилизационным «ненастьем». Предсказания Леонтьева по большей части оказались правильными: «ненастье» XIX столетия выли-

1 Там же, с. 72-73.

2 Там же, с. 76.

3 Там же, с. 82.

лось в бурные и трагические катаклизмы XX века - революции, войны, перевороты, социальные эксперименты.

Леонтьев надеялся на Россию и Восток, так как считал, что и в России, и на Востоке сохранилась еще живая духовная традиция. Он любил Россию во многом за то, что она была хранительницей традиции. Тем не менее черты «гниения» Леонтьев видел уже в самой «официальной» России и предчувствовал приближение катастрофы1. Сбывается пророчество В.В. Розанова, сетовавшего, что Леонтьев был «преждевременен», «рожден не в свой век». Он считал, что время Леонтьева еще придет, и оказался прав.

Незадолго до смерти, обозревая плоды современных ему реформ, Константин Леонтьев с горечью заметил, что «европеизм» и либерализм расшатали устои российский жизни: в умах царит смута; в чувствах - усталость и растерянность; воля наша слаба, идеалы неясны; народ пьян, лжив, нечестен; чиновники робки; духовенство нерешительно. Если этот негативный процесс не остановится, то, предсказывал Леонтьев, через каких-нибудь полвека русские из народа «богоносца», сами того не замечая, превратятся в «народ-богоборец»2. История показала, что прогноз Леонтьева сбылся еще раньше.

Пророческим можно сегодня считать высказывание Леонтьева о том, что теперь в России настало время мужества3. По-прежнему актуальны и слова Н. Бердяева о том, что Леонтьев остается живым для нашего времени, для русской гуманитарной мысли4. Все творчество К.Н. Леонтьева проникнуто предостережением об опасности воинствующего либерализма, всеобщей унификации, примитивизации. Ему жаль уходящей культуры, растворяющейся в губительных процессах упрощения.

Философско-культурологические идеи, высказанные К. Леонтьевым, актуальны и в наши дни. Удивительным образом размышления русского мысли-

1 Именно в этом контексте своих рассуждений К. Леонтьев для борьбы с процессами гниения и предлагал «подморозить» Россию.

Леонтьев К.Н. Над могилой Пазухина // .Из русской думы, т. 1, с. 234.

3 Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 450.

4 См.: Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. М., 2007, с. 219.

8

теля совпали не только с проблемами в развитии России, но и с мировыми гуманитарными процессами XX-XXI вв. Пугавший многих современников леон-тьевский консерватизм и антилиберализм сегодня уже не воспринимается нами как нечто страшное и косное, поскольку история России в ХХ в. подтвердила наихудшие опасения К. Н. Леонтьева. Многочисленные социальные эксперименты-катаклизмы, игнорирующие фундаментальные особенности национального характера, подрывают жизненные силы русской нации, переживающей на рубеже XX-XXI вв. процесс демографической депопуляции.

Пророчески звучат слова философа о том, что России нужна внутренняя сила, крепость организации, крепость духа дисциплины1. Любовь к России, вера в ее здоровые духовные корни и национальный характер - вот главный дискурс размышлений К. Леонтьева. Сегодня, когда русский народ стоит перед лицом агрессивной бездуховности, потери смысложизненных ориентиров, утраты национальных, культурных и морально-нравственных установок, идеи этого оригинального отечественного исследователя об укреплении народного духа должны быть наконец адекватно восприняты в современном обществе.

А.М. Черныш

ведущий научный сотрудник Института финансов, экономики и права офицеров запаса (г. Москва) *

Черныш А.М. Константин Леонтьев о характере русского народа. Статья посвящена взглядам крупного русского мыслителя консервативной направленности XIX века К. Н. Леонтьева на русский народ и его характер.

Ключевые слова: Константин Леонтьев, русский консерватизм, русский народ, русский национальный характер.

Chernysh A. Konstantin Leontiev about character of Russian peopleю. The article is devoted to the ideas of the prominent Russian conservative thinker of XIX century Konstantin Leontiev on Russian people and its character.

Key words: Konstantin Leontiev, Russian conservatism, Russian people, Russian national character.

1

Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство, с. 226.

* Черныш Алексей Михайлович, e-mail: alchernysh@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.