Научная статья на тему 'К вопросу о социально-политической и религиозной эволюции взглядов К. Н. Леонтьева'

К вопросу о социально-политической и религиозной эволюции взглядов К. Н. Леонтьева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ / КОНСЕРВАТИЗМ / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / ВИЗАНТИЗМ / АНТИБУРЖУАЗНОСТЬ / АНТИНАЦИОНАЛИЗМ / RUSSIAN SOCIAL THOUGHT / CONSERVATISM / RELIGION / ORTHODOXY / CHURCH / BYZANTINISM / ANTIBOURGEOISIE / ANTINATIONALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюренков Михаил Анатольевич

В своей статье автор рассматривает мировоззренческое становление ведущего русского консерватора XIX столетия К.Н. Леонтьева, который совершил, с одной стороны, традиционную для многих консерваторов "эволюцию вправо", но, с другой стороны, в социальных аспектах своего творчества оставался ориентирован на построения целого ряда радикальных мыслителей, таких, как Дж.-Ст. Милль, Г. Спенсер и А.И. Герцен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociopolitical and religious evolution of sights of K.N. Le- ontev

The article considers the development of the worldview of a leading Russian XIX century conservative K.N. Leontiev, who, on the on hand, had a common for many conservatives "evolution to the right", but on the other hand in the social dimention of his works remained oriented towards the ideas of the most radical philosophers, like J.-St. Mill, G. Spenser and A. Hertsen.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-политической и религиозной эволюции взглядов К. Н. Леонтьева»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 4

М.А. Тюренков, координатор Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА

В своей статье автор рассматривает мировоззренческое становление ведущего русского консерватора XIX столетия К.Н. Леонтьева, который совершил, с одной стороны, традиционную для многих консерваторов "эволюцию вправо", но, с другой стороны, в социальных аспектах своего творчества оставался ориентирован на построения целого ряда радикальных мыслителей, таких, как Дж.-Ст. Милль, Г. Спенсер и А.И. Герцен.

Ключевые слова:русская социальная мысль, консерватизм, религия, Православие, Церковь, византизм, антибуржуазность, антинационализм.

The article considers the development of the worldview of a leading Russian XIX century conservative K.N. Leontiev, who, on the on hand, had a common for many conservatives "evolution to the right", but on the other hand in the social dimention of his works remained oriented towards the ideas of the most radical philosophers, like J.-St. Mill, G. Spenser and A. Hertsen.

Key words: russian social thought, conservatism, religion, orthodoxy, church, byzantinism, antibourgeoisie, antinationalism.

Биографические материалы о мыслителях такого масштаба принято начинать следующим образом: "Среди русских консерваторов XIX — XX вв. фигура Константина Николаевича Леонтьева стоит особняком", в дальнейшем пускаясь в пафосные размышления о том, насколько герой нашего повествования был "литературным изгнанником", "неузнанным феноменом" и "гениальным изгоем". В нашем случае нет необходимости доказывать кому-либо важность вклада Константина Леонтьева в русскую консервативную мысль. Полагаю, что практически все, для кого консерватизм — не просто некое отстраненное философское и социально-политическое учение, но основа или хотя бы часть личного мировоззрения, в той или иной степени с леонтьевским творчеством знакомы. В то же время с подробностями биографии этого человека знакомы лишь те, кто вплотную изучал историю русской мысли, — увы, практически все книги о К.Н. Леонтьеве вышли мизерными тиражами, а "Библиотека ЖЗЛ" его личностью пока не заинтересовалась. Именно поэтому, ни в коей мере не надеясь исправить данный

* ТОоренков Михаил Анатольевич — mt@socio.msu.ru

провал, считаю возможным предложить вниманию читателей нашего журнала краткий очерк, в значительной степени посвященный мировоззренческой биографии социально-политического и религиозного мыслителя, который по праву может быть назван "русским консерватором номер один".

Основы православного мировоззрения Леонтьева были заложены еще в раннем детстве, несмотря на то что семья, в которой в 1831 г. появился на свет будущий мыслитель, не отличалась глубокой религиозностью и строгой традиционностью. Мать Константина Леонтьева, Феодосия Петровна, происходившая из достаточно древнего русского аристократического рода Карабановых, не была в полной мере воцерковленным человеком, обладала крутым нравом, но при этом с эстетической стороны смогла привить сыну любовь к формальным сторонам церковности, русскому быту, воспитала в нем чувство патриотизма и преданности монархии. Именно поэтому даже в период своего максимального отхода от Церкви в письме петербургскому издателю А.А. Краевскому от 1 ноября 1853 г. Леонтьев "готов был удушить собственными руками такого человека, который стал бы говорить что-нибудь против пасхальной заутрени в Московском Кремле"1.

Стоит отметить, что детский наивный монархизм на некоторый период жизни К.Н. Леонтьева уступил место юношеским радикальным воззрениям (будучи уже зрелым мыслителем, Леонтьев терзался тем, что юношей позволял себе республиканские симпатии). В то же время иррациональный патриотизм, а также глубинный, во многом бессознательный эстетизм оставались основой леонтьевского мировоззрения на протяжении всего периода его жизни. Так, уже письма будущего мыслителя к матери, написанные в период службы Леонтьева военным врачом во время Крымской войны 1854—1856 гг., помимо описания обыденных забот содержат едва уловимое чувство патриотического долга. Именно это чувство, хотя и лишенное излишнего пафоса, не позволило молодому человеку в период военной кампании бросить службу и вернуться в родовое имение Кудиново. И это вопреки тому, что, судя по всему, молодой Леонтьев попал на фронт не столько из патриотических побуждений, сколько из-за тяги к приключениям2.

Некоторые исследователи отмечают, что в период Крымской войны Константин Леонтьев с головой окунулся "в бурную, полную приключений жизнь, отвечавшую его романтическому настроению", "лихо занимался мародерством и т.д."3. В то же время подобные

1 См.: Хатунцев С.В. Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография. 1850—1874 гг. СПб., 2007. С. 52—57.

2 См.: Леонтьев К.Н. Избранные письма. СПб., 1993. С. 21—37.

3 Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века: К.Н. Леонтьев. М., 2000. С. 7.

оценки не вполне соответствуют фактам. Бретер, романтик и эстет Леонтьев действительно искал приключений, но и не избегал тяжелой работы. Так, уже в первую зиму военной кампании молодой военврач сделал семь ампутаций. Относительно же мародерства известен единственный факт, когда Леонтьев самовольно отдал приказ голодным донским казакам поймать и зарезать овцу из стада испанского консула4.

Перечисленные биографические подробности наглядно демонстрируют особенности характера будущего мыслителя, которые в значительной степени повлияли на его мировоззренческое становление. В то же время переход от юношеского радикализма к более зрелому, но достаточно аморфному либерализму произошел не в силу пережитых испытаний, но в первую очередь под влиянием И.С. Тургенева, с которым молодой Леонтьев не только был знаком лично, но и как начинающий прозаик пользовался тургеневской протекцией.

Литературно-политическая близость молодого литератора и его зрелого покровителя продолжалась вплоть до начала 1860-х гг. И хотя восторженная леонтьевская реакция на освобождение крепостных крестьян была во многом созвучна тургеневской, но расхождение Леонтьева и Тургенева начинается уже в этот период. Именно в 1861 г. практически прекращается их переписка, а немного позднее мыслитель отзывается о вчерашнем учителе предельно резко: «Автора "Рудина" и "Дворянского гнезда" "духовно не стало" после "Отцов и детей", а в "Дыме" он стал "ничтожен как прах"»5.

Важно отметить, что в этот же период немалое влияние на ле-онтьевские социальные воззрения оказал английский экономист и социолог-позитивист Джон Стюарт Милль, чьи либеральные взгляды достаточно быстро стали для К.Н. Леонтьева чуждыми, но чьи научные заслуги мыслитель оценивал очень высоко вплоть до конца своих дней. Более того, по мнению Ю.П. Иваска, именно Дж.-Ст. Милль во многом "повернул" Леонтьева "в сторону реакции", поскольку английский мыслитель «осуждал "коллективное ничтожество" (collective mediocrity) буржуазной массы в Англии и в Америке»6.

Еще в 1862 г. молодой Константин Леонтьев перевел две главы книги Дж.-Ст. Милля "On Liberty" ("О свободе") (предварив их небольшим вступлением), которые под заголовком "Мнение Джона-Стюарта Милля о личности" вышли в органе Военного министер-

4 См.: Иваск Ю.П. Константин Леонтьев (1831—1891). Жизнь и творчество // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. СПб., 1995. С. 293.

5 Там же. С. 303.

6 Там же. С. 313.

ства "Русский инвалид" без указания авторства и впервые были атрибутированы и переизданы лишь в 2005 г.7

Интерес Леонтьева к исследованию творчества Милля продолжался в течение всех 60-х гг. XIX столетия и даже позднее. В частности, в 1869 г. будущий мыслитель-консерватор задумал статью "Джон-Стюарт Милль и Россия" для почвеннической "Зари". По всей видимости, К.Н. Леонтьев собирался провести в данном материале сравнение учений Дж.-Ст. Милля и Н.Я. Данилевского, на что указывают следующие строки леонтьевского письма к Н.Н. Страхову от 21 мая 1869 г.: "...а статьи о Дж<оне>-Стюарте Милле и России я до тех пор писать не могу, пока не получу продолжение статьи Данилевского"8.

Не менее парадоксальным является влияние на леонтьевское мировоззренческое становление идей А.И. Герцена. Не восприняв герценовских революционно-демократических установок, Леонтьев в полной мере принял герценовское острое отвращение к новой буржуазной Европе, во многом эстетическое по своей природе. Творчеству Александра Герцена Константин Леонтьев уделял особое внимание, многократно цитируя его в своих работах (так, например, в "Византизме и славянстве" (1875) упоминаются "антиевропейские блестящие выходки Герцена"9, а в "Среднем европейце как идеале и орудии всемирного разрушения" А.И. Герцен именуется "гениальным эстетиком" и комплиментарно противопоставляется большинству западных социальных мыслителей-современников10). В то же время нельзя утверждать, что презрение к европейской буржуазии и мещанству Леонтьев заимствовал исключительно у Герцена. Скорее можно согласиться с С.В. Хатунцевым, утверждающим, что благодаря герценовскому влиянию русский мыслитель-консерватор "осознал и сформулировал свою собственную, основанную на оригинальных эстетических установках, точку зрения на данное явление в целом" (выделено автором. — С.Х.)п.

К периоду начала реформ императора Александра II относится первый значительный мировоззренческий перелом Константина Леонтьева, вызвавший постепенное разочарование в либеральных идеях (хотя, как справедливо отмечает тот же С.В. Хатунцев, либералом-практиком Леонтьев, по сути, никогда не был12). Несомненно, значительное влияние на изменение леонтьевских взглядов оказали женитьба, ранее упомянутый разрыв молодого мыслителя

7 См.: Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т. 7 (1). СПб., 2005. С. 7—48.

8 Там же. Т. 7 (2). СПб., 2006. С. 531.

9 Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 108.

10 Там же. С. 400—432.

11 Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 84.

12 Там же. С. 75—77.

с И.С. Тургеневым, общее разочарование в петербургской либеральной интеллигенции (в столице К.Н. Леонтьев провел конец 1860 — начало 1861 г.). Также на идейный перелом оказали влияние неудачи на литературном фронте, связанные с трудностями публикаций леонтьевских сочинений в либеральных журналах. Однако стоит упомянуть и иные, менее личные, но от этого не менее значимые факторы изменения мировоззренческой позиции будущего мыслителя-консерватора.

Так, Константину Леонтьеву даже на эстетическом уровне претили проводившиеся в Российской Империи либерально-буржуазные реформы. Несмотря на уже упомянутую восторженность по отношению к освобождению крестьян от крепостной зависимости, общий характер реформ постепенно приводил Леонтьева в уныние. Значительно позднее русский консерватор вспомнил один из эпизодов своей жизни 1862 г., в котором между Леонтьевым и Пиотровским (молодым сотрудником журнала "Современник") завязался следующий характерный диалог:

"— ...Желали бы Вы, чтобы во всем мире все люди жили в одинаковых, маленьких, чистых и уютных домиках?..

— Конечно, чего же лучше...

— Ну, так отныне я не ваш... Если к такой ужасной прозе должны привести демократические движения, то я утрачиваю последние свои симпатии к демократии. Отныне я ей враг! До сих пор мне было не ясно, чего прогрессисты и революционеры хотят..."13

В дальнейшей части данного диалога Константин Леонтьев настаивает на эстетической ничтожности либерализма, хотя стоит отметить, что здесь мы сталкиваемся уже не с чистой эстетикой, но с эстетикой социальной, проекцией понятия о прекрасном на сословную иерархичность русского общества. Таким образом, изначальный эстетизм социальных воззрений К.Н. Леонтьева, упомянутый многими леонтьевоведами, действительно имеет место быть. В то же время, на наш взгляд, зрелая леонтьевская социально-иерархическая концепция, имея эстетизм в качестве элементарной базовой посылки, в целом основывалась на фундаменте православного миропонимания, намного больше соответствующего святоотеческим установкам, нежели утверждали и утверждают некоторые исследователи.

Незадолго до смерти в одном из писем короткой переписки с В.В. Розановым К.Н. Леонтьев писал о своей "давней (с 1861— 1862 гг.) философской ненависти к формам и духу новейшей европейской жизни <...> а с другой, — эстетической <...> приверженности к внешним формам Православия"14. Тем самым Леонтьев

13 Цит. по: Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991. С. 5.

14 Леонтьев К.Н. Избранные письма. С. 587.

лично подтверждает тезис, согласно которому уже с начала 60-х гг. XIX столетия он становится консерватором. Хотя необходимо подчеркнуть, что к осознанному и отрефлексированному религиозному и социально-политическому консерватизму Константин Леонтьев пришел значительно позднее.

Таким образом, можно смело констатировать, что уже в начале 60-х гг. К.Н. Леонтьев утверждается на еще достаточно аморфных консервативных позициях. При этом стоит отметить, что в данный период эти позиции имели четкий славянофильский оттенок, что косвенно подтверждает переписка будущего мыслителя. Так, в марте 1862 г. в письме одному из лидеров славянофильства И.С. Аксакову Леонтьев просил назначить его агентом в славянские области Австрии и Турции, где в тот период проходило Герцеговинское восстание 1861—1862 гг., к которому весной 1862 г. примкнула Черногория и которое было жестоко подавлено турками15.

Еще больше на консервативно-славянофильских (и при этом — более того — охранительных) позициях будущего мыслителя утвердило Польское восстание 1863 г. После подавления восстания Константин Леонтьев, ранее устроившийся на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел, наконец осуществил свою давнюю славянофильскую мечту, будучи отправлен служить по дипломатической линии на Балканы.

Между тем главным расхождением славянофилов и К.Н. Леонтьева уже в первой половине 60-х гг. XIX столетия было отношение к "петербургскому самодержавию" как монархическому строю, сложившемуся в России начиная с периода правления Петра I. Так, если для славянофилов самодержавно-бюрократический строй Российской Империи был искажением идеала "народной монархии", то Константин Леонтьев именно в нем видел выражение сословно-иерархического общественного идеала.

Однако в рассматриваемый период К.Н. Леонтьев еще не был консервативным мыслителем, а его патриотизм, верность монархии и антиевропеизм выражались не в идейно-теоретическом творчестве, а в прямом действии. В данном отношении показательна одна история из дипломатической карьеры Леонтьева, когда летом 1864 г. в ответ на оскорбительное высказывание о России французского консула Дерше молодой русский дипломат ударил обидчика по лицу:

"— Ничтожество! — крикнул ему француз.

— А вы всего лишь жалкий европеец!.. — ответил Леонтьев"16.

15 Там же. С. 38—41.

16 Иваск Ю.П. Указ. соч. С. 335.

В то же время, как уже упоминалось ранее, леонтьевский консерватизм, сложившийся в начале 1860-х гг., был не только аморфным, но и безрелигиозным. При этом его нельзя назвать атеистическим, поскольку эстетическая близость к Православию сохранялась даже при общих нигилистических ценностных установках молодого Леонтьева, что наиболее четко прослеживается в переписке будущего мыслителя, относящейся к 1861—1870 гг.17

Стоит отметить, что леонтьевский государственнический консерватизм уже в 60-х гг. XIX в. был достаточно далек от традиционного имперско-бюрократического охранительства. Если представители последнего, к примеру, считали революционные процессы в Европе безусловным злом, то, по мнению Константина Леонтьева, в революциях существует положительное начало, поскольку «крайности демократических вспышек вызывают противодействие "забытых, дремлющих сил" пребывающего в бездействии консервативно-охранительного начала, которое дает истории новые, блистательные и суровые имена и организует отпор революционным порывам»18.

Для понимания социально-политических взглядов Леонтьева как сложившегося мыслителя немаловажно проследить складывание в 1860-е гг. его представлений о цивилизационной миссии России и русского народа, а также позиции по основным вопросам актуальной политики рассматриваемого периода. Ведь нельзя утверждать, что стройная концепция социально-политического византизма, наиболее ярко представленная в таком знаковом произведении К.Н. Леонтьева, как "Византизм и славянство" (1875), могла сложиться у мыслителя за считанные годы "на ровном месте".

К сожалению, Константин Леонтьев, по всей видимости, не завершил письмо ранее упоминавшемуся Дж.-Ст. Миллю под заглавием "Что такое Россия и славянский мир и почему Россия может дать миру то, чего уже запад не даст". О проекте данного письма Леонтьев в 1868 г. писал своему начальнику по дипломатической службе графу Н.П. Игнатьеву, утверждая, что данный текст мог бы прояснить представления английского мыслителя о России и русском народе19.

Тем не менее мы можем составить довольно ясную картину ле-онтьевских воззрений на вышеозначенные проблемы, исходя как из его ранней публицистики, так и из литературных работ. Наиболее показательны в данном отношении роман К.Н. Леонтьева "В своем краю" (1864) и его первая значимая социально-политическая и общеисторическая статья "Грамотность и народность"

17 См.: Леонтьев К.Н. Избранные письма. С. 38—81.

18 Цит. по: Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 112.

19 См.: Леонтьев К.Н. Избранные письма. С. 61—62.

(1870), опубликованная почвенническим журналом "Заря". В первом мыслитель устами одного из своих героев пришел к выводу, что русские "более азиятцы, чем другие европейцы (и, по-моему, это не всегда порок)"20. Во второй Леонтьев привел достаточно глубокий для публициста социологический анализ современного ему русского общества, акцентируя внимание на самобытности великорусского народа, не уклоняясь в шовинизм, отмечая отрицательные и даже отвратительные стороны социальной жизни своего народа21.

К основным характеристикам русского народа в статье "Грамотность и народность" К.Н. Леонтьев отнес глубокую духовность и пламенную религиозность при относительно невысоком уровне нравственности, а также формальную необразованность при достаточно высокой "развитости" простого русского мужика. В последнем аспекте леонтьевские выводы фактически совпали с герценов-скими. При этом в другом тексте того же времени — пространном письме к Н.Н. Страхову "Несколько воспоминаний и мыслей о покойном Ап. Григорьеве" (1869) мыслитель удивительно точно подметил социальный парадокс, согласно которому если на Западе элита общества (знать и просвещенные слои) не в меньшей степени, чем простонародье, олицетворяли национальные типы, то в России "неизгладимую русскую печать" во многом бессознательно несли такие сословия, как крестьяне, купцы, казаки, а также старообрядцы в целом22.

Безусловно, в последних выводах опытный дипломат (в 1869— 1871 гг. — консул в греческом городе Янине), но пока еще начинающий мыслитель Константин Леонтьев фактически смыкается с ведущими представителями славянофильства и почвенничества. В то же время, в отличие от последних, Леонтьев не видел антагонизма между привилегированными сословиями и простолюдинами. Основой противоречий он считал не социально-экономический фактор (оппозиция "бедность—богатство"), а социокультурный ("ев-ропеизм-народность")23. В рассматриваемый период леонтьевский антиевропеизм значительно отличался от славянофильского не столько в культурном, сколько в социальном плане. Так, К.Н. Леонтьев связывал с внедрением европейских начал усиление сословного неравенства, которое, по мнению мыслителя, внесло чаемую сложность и разнообразие в "слишком простой", по его мнению, общественный уклад средневековой Руси.

20 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем. Т. 2. СПб., 2000. С. 156.

21 См.: Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // Он же. Полн. собр. соч. и писем. Т. 7 (1). С. 90—130.

22 См.: Леонтьев К.Н. Несколько воспоминаний и мыслей о покойном Ап. Григорьеве // Он же. Полн. собр. соч. и писем. Т. 6 (1). СПб., 2003. С. 22.

23 См.: Леонтьев К.Н. Грамотность и народность. С. 116.

Последние выводы, несомненно, укладываются в сложившиеся позднее леонтьевские социокультурные и историософские теории, но остаются далекими от исторической реальности. В частности, С.В. Хатунцев совершенно справедливо отмечает, ссылаясь на историка-евразийца Г.В. Вернадского, что «жесткое разделение общественных классов достигло своего пика именно при "московском правлении", примерно к 1650 г.»24 Таким образом, парадоксальность и некоторая противоречивость концепций Константина Леонтьева заметны уже на заре его публицистического творчества. При этом в том же 1870 г., когда была написана статья "Грамотность и народность", Леонтьев в письме к Н.Н. Страхову, исходя из той же парадоксальной логики, отмечал, что "Раскол есть одно из величайших благ России... Чем разнообразнее русский дух, тем лучше"25.

Несомненно, К.Н. Леонтьев не был сторонником тех репрессивных государственных мер, которым начиная со второй половины XVII в. были совершенно безосновательно подвергнуты ревнители древних православных богослужебных чинов. Однако именно в старообрядческом расколе он видел парадоксальное сохранение тех общественных устоев и традиций, которые в течение XVIII—XIX вв. были фактически утрачены абсолютным большинством русских людей. Стоит отметить, что помимо уважительных высказываний в адрес староверов в ряде леонтьевских произведений в пользу данного факта говорит и многолетняя дружба мыслителя с государственным контролером Т.И. Филипповым, известным своей активной деятельностью в поддержку старообрядцев.

Именно к периоду рубежа 60—70-х гг. XIX столетия некоторые леонтьевоведы отмечают начало духовного кризиса мыслителя26. Существует несколько версий, с чем связано достаточно резкое изменение ряда мировоззренческих установок К.Н. Леонтьева в 1871 г Здесь и глубокие впечатления от чтения книги Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", и личная трагедия, связанная со смертью матери, а также с умственным помешательством молодой супруги, и, наконец, чудесное выздоровление после тяжелой болезни, связанное с христианскими обетами, данными перед иконой Богородицы.

Данный перелом закончился тем, что в 1871 г. высокопоставленный дипломат фактически самовольно оставил службу, более года прожил на Афоне с безуспешной целью принятия монашеского пострига. После этого в 1873 г. Константин Леонтьев получил отставку, в 1874 г. возвратился в Россию, где в конце 1874 — начале

24 Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 160.

25 Леонтьев К.Н. Избранные письма. С. 72.

26 См., напр.: АндроновЮ.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Указ. соч. С. 8.

1875 г. подвизался послушником в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, после чего вернулся к активной литературной и публицистической деятельности.

Несомненно, все перечисленные факторы оказали определенное влияние на комплекс леонтьевских взглядов, однако определяющее значение, сформировавшее зрелое мировоззрение мыслителя, остававшееся фактически неизменным в последние два десятилетия его жизни, имел мистический опыт, связанный с чудесным выздоровлением. Так, за несколько месяцев до своей смерти в письме к В.В. Розанову К.Н. Леонтьев в подробностях описал этот опыт, отметив, что именно "личная вера... докончила в 40 лет и политическое и художественное воспитание мое"27.

Кроме этого очень важным итогом леонтьевского мировоззренческого перелома, связанного с духовным кризисом рубежа 60— 70-х гг., стало то, что, «знакомясь со строгим, аскетическим Православием, К.Н. Леонтьев пришел к мысли, что то реальное разнообразие общественного развития, которое он находил столь прекрасным и полезным, не может долго держаться без формирующего, сдерживающего и ограничивающего мистического единства, то есть без преобладания в социальной жизни <...> "положительной" религии <...> предполагающей детально разработанную догматику, обрядность, крепкую церковную организацию»28.

Существенную роль в переоценке взглядов К.Н. Леонтьева на славянский вопрос в контексте церковной тематики сыграло отношение мыслителя к так называемому "греко-болгарскому вопросу" — проблеме взаимоотношений между Константинопольским Патриархатом и Болгарской Церковью. Если абсолютное большинство русских консерваторов как славянофильской, так и имперско-охранительной направленности сочувствовали болгарам в их стремлении обрести церковную независимость (автокефалию) от Константинопольского Патриарха, то Константин Леонтьев занял достаточно неожиданную и парадоксальную для консерватора позицию. Он, а также ранее упоминавшийся Т.И. Филиппов высказались против "этнофилетизма" болгар, поскольку последние посредством разрушения сложившейся церковной иерархии решали далекие от Православия эгоистические задачи национальной эмансипации. Леонтьев выступил в строгом согласии с буквой православных канонов, но не столько из собственной канонической сознательности, сколько из приверженности церковной иерархичности, основы которой могли поколебать болгары в своем стремлении к церковному обособлению.

27 Леонтьев К.Н. Избранные письма. С. 587.

28 Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 181.

14 ВМУ, социология и политология, № 4 209

Следовательно, церковно-иерархические основы сословно-кор-поративного общественного идеала К.Н. Леонтьева были заложены именно в начале 70-х гг. XIX в. в ходе дискуссий по греко-болгарскому вопросу. Именно в этот период мыслитель окончательно избавился от либеральных представлений молодости, сформировавшись в качестве органичного фундаментального консерватора с четкой аксиологической системой, основанной на аскетических религиозных представлениях. Именно с этим был связан и чуть более поздний по времени отказ Константина Леонтьева от своих прежних националистических представлений. Мыслитель в некоторой степени разочаровался в современном ему русском народе и даже России в целом29, а также пришел к выводу, что современные ему "племенные" движения являются "видоизменением космополи-

»30

тическои революции 30.

Помимо прихода к православной вере и желания принять монашеский постриг большое влияние на окончательное оформление мировоззренческой позиции Константина Леонтьева стало его разочарование в славянофильстве и панславизме. Как позднее отмечал сам мыслитель, на рубеже 60—70-х гг. он был достаточно давно и хорошо знаком «с учением Хомякова и Ив. Аксакова <...> Оно "говорило", так сказать, сильно моему русскому сердцу. Но <...> оно казалось мне и тогда уже слишком эгалитарно-либеральным <...> Это учение казалось мне в одно и то же время — и не государственным, и не эстетическим. Со стороны государственности меня гораздо более удовлетворял Катков <... > Со стороны же исторической и внешне-жизненной эстетики, — я чувствовал себя несравненно ближе к Герцену, чем к настоящим славянофилам. Разумеется, я говорю не о Герцене "Колокола"; этого Герцена я с начала 60-х годов ненавидел <...> но о том Герцене, который издевался над буржуазностью и прозой новейшей Европы» (выделено автором. — К.Л. )31.

При этом нельзя с уверенностью сказать, что К.Н. Леонтьев, разочаровавшись в славянофильстве и панславизме, как утверждает С.В. Хатунцев, полностью "отошел от веры в славянство"32. Конечно, известные слова мыслителя о том, что "в славянофильстве не столько сами славяне важны, сколько то, что в них есть особенного славянского, отделяющего нас от Запада"33, позволяют сделать подобный вывод. Но в то же время из этих же слов ясно, что

29 Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба. 1874—1875 года // Он же. Полн. собр. соч. и писем. Т. 6 (1). С. 78.

30 Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. С. 735.

31 Там же. С. 667—668.

32 Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 185.

33 Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба. 1874—1875 года // Он же. Полн. собр. соч. и писем. Т. 6 (1). С. 94.

для Леонтьева славянская идентичность даже после его отхода от славянофильства и панславизма оставалась значимой ценностью.

Также в начале 70-х гг. XIX столетия в период написания работы "Византизм и славянство" К.Н. Леонтьев окончательно разочаровался в либеральных реформах императора Александра II. В особенности мыслителю претила западническая по своей сути буржуазно-капиталистическая направленность реформ, разрушавшая самобытность России (и в этом Константин Леонтьев в очередной раз сблизился с Александром Герценом). По собственному утверждению Леонтьева, он "стал с грустью замечать, что даже какого-нибудь бала или пира в России не умеют устроить по-своему, а не по-общеевропейски; когда что ни шаг, то все уравнение и уравнение прав, воспитания, понятий и обычаев" (выделено автором. — К.Л. )34.

При этом нельзя утверждать, что в своей антибуржуазности К.Н. Леонтьев фактически смыкался с русскими социалистами по экономическим вопросам (хотя стоит отметить, что особый интерес к социализму возник-таки в поздних сочинениях мыслителя). К примеру, еще в 1870 г. Леонтьев в ранее упоминавшейся статье "Грамотность и народность" отмечал: "Пусть русский богатеет, но не становится скверной копией европейского буржуа, подобно болгарам и грекам, — пусть он не отказывается от своих национальных и культурно-бытовых форм, носит русскую одежду, а не сюртук или фрак, содержит посты, строит церкви и т.д."35. Таким образом, в экономике мыслитель фактически был сторонником так называемого "третьего пути", как антилиберального, так и ан-тимарксистского36.

В качестве основного метода спасения России от новоевропейского буржуазно-эгалитарного прогресса и продления жизни самобытного русского самодержавия, защиты строго-аскетического Православия, а также не менее строгой социальной и церковной иерархии Константин Леонтьев именно в этот период предложил возврат к "византистским" истокам и идеалам российского общественного устройства. "Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь. Византизм дал нам силу перенести татарский погром и долгое данничество <...> Византизм дал нам всю силу нашу в борьбе с Польшей, со шведами, с Францией и Турцией. Под его знаменем, если мы будем ему верны <...> мы, конечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она <...> осмелилась когда-нибудь и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблажен-

34 Там же.

35 Цит. по: Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 172.

36 См., напр., любое интернет-издание книги А.Г. Дугина "Экономика — геополитика".

стве, о земной радикальной пошлости!", — отмечал К.Н. Леонтьев в своей статье-манифесте "Византизм и славянство".

Таким образом, к середине 70-х гг. XIX столетия К.Н. Леонтьев подошел как сложившийся фундаментальный православный консерватор, антиэгалитарный сословно-иерархический монархист, противопоставлявший «яркую, аристократическую личность эпохи "цветущей сложности" продукту нивелировки — "среднему человеку" эпохи "вторичного упрощения"»37.

Мыслитель стоял особняком среди современников-консерваторов как славянофильской, так и имперско-охранительной направленности. От первых его отличало критическое отношение к славянству (и особенно к панславизму), от вторых — оригинальная позиция по целому комплексу внешне- и внутриполитических вопросов (включая церковно-общественную проблематику). Также с абсолютным большинством консерваторов Леонтьев расходился в своем неприятии политического национализма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дальнейшем — в течение второй половины 70—80-х гг. XIX столетия — Константин Леонтьев уже не отказывался от мировоззренческих позиций, сформировавшихся в 60—70-е гг., но лишь развивал, углублял и конкретизировал основные положения своей консервативной теории, которая закономерно привела мыслителя в последний, 1891 г. от Р.Х., год его жизни к иноческому постригу Почил же новопостриженный отец Климент (Леонтьев) в самом сердце Русского Православия — городе преподобного Сергия Радонежского — Сергиевом Посаде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века: К.Н. Леонтьев. М., 2000.

Гоголев Р.А. "Ангельский доктор" русской истории. Философия истории К.Н. Леонтьева: опыт реконструкции. М., 2007.

Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 2008.

Иваск Ю.П. Константин Леонтьев (1831—1891). Жизнь и творчество // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. СПб., 1995.

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996.

Леонтьев К.Н. Избранные письма. СПб., 1993.

Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т. 1—8 (1). СПб., 2000— 2007.

Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.

Хатунцев С.В. Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография. 1850—1874 гг. СПб., 2007.

37 Хатунцев С.В. Указ. соч. С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.