Тимченко Александр Андреевич
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583516)_
Консолидация социальных групп в условиях глобализации информационной среды
В статье рассмотрены проблемы консолидации социальных групп в условиях глобализации информационной среды, проведено соотношение категорий «социальная структура» и «информационная среда», предложена авторская трактовка факторов групповой консолидации в условиях неравновесного состояния социальной системы.
Ключевые слова: феномен консолидации социальных групп, глобализация и информатизация социума, формы социального пространства, электронное социальное пространство, глобализация информационной среды.
A.A. Timchenko, Adjunct of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516. Consolidation of social groups in a globalized information environment
In the article considered the problems of the consolidation of social groups in a globalized information environment, conducted ratio categories of «social structure» and «information environment», the author 's interpretation of the factors of group consolidation in non-equilibrium state of the social system.
Key words: consolidation phenomenon of social groups, globalization and information society, the forms of social space, electronic social space, the globalization of the information environment.
В современных условиях пореформен-н ого экономического и социального развития частично утрачены ценностно-нормативные регуляторы социального поведения молодежи, а механизмы государственного регулирования ослаблены. При этом процессы социального контроля деформированы, что приводит к распространению разнообразных девиаций, трансформациям социальных норм и дисфункции процессов социального контроля, а в конечном итоге - к ослаблению функции безопасности социальной системы. Для современного общества проблема консолидации социальных групп является имманентной, масштабной и многоплановой. Она по-разному проявляется в различных социальных институтах, в разных условиях.
Теоретический и эмпирический институциональный социологический подход к изучению феномена консолидации социальных групп в социальных институтах различного типа, основанный на междисциплинарном синтезе, позволяет объяснить представления о феномене консолидации с позиций субъективно воспринимаемого риска, в виде которого индивидами воспринимается уровень угроз в тотальных и либеральных институтах. Осознание риска в тотальных институтах приобретает особую остроту; на микроуровне он оценивается как опасность для конкретного индивида, на макроуровне - как опасность для социума. Наряду с этим, новые средства и способы коммуника-
ции, упрощение доступа к информационным ресурсам оказали заметное влияние на масштабы распространения актов девиантного поведения, особенно - в молодежной среде. Девиации являются социокультурным конструктом цивилизационного ответа на вызовы эпохи. Более частными категориями являются девиации как форма ответа в тотальных социальных институтах и девиантное поведение в либеральных социальных институтах. Новые социальные отношения и культурные практики чаще воспринимаются вначале как девиация и антикультура - отрицание отживших культурных форм, идей, языка, средств самовыражения; далее как контркультура, потом - субкультура; в процессе укоренения эти культурные стандарты и способы их формирования могут становиться на определенный период социокультурной нормой.
Девиации на макроуровне определяют «взрывоопасное» поле, требующее немедленного нормативного государственного регулирования и ответных действий государства по оптимизации управленческих воздействий. Меры государственного контроля способствуют реализации макрофункции безопасности общества как социальной системы и сохранения социальной стабильности [5, с. 80-84].
Очевидно, что глобализация информационно-коммуникационной среды не препятствует, а в ряде случаев способствует возникновению условий для экстремистской экспансии. Глобализация и информатизация социума, сопровождаю-
278
щиеся минимизацией контроля и управления информационными потоками, расширяют возможности для самоорганизации молодежи на основе экстремизма, формирования экстремистских движений. Если еще 10-15 лет назад деятельность экстремистских движений локализо-вывалась пространственными границами города, района, области, то в настоящее время, благодаря информационно-коммуникационным технологиям (прежде всего, Интернету), экстремистская деятельность расширяется в масштабах страны. Сотовая связь, мультимедиа, компьютерные технологии трансформировали межличностную и групповую коммуникацию до масштабов массовой (форумы, чаты, блоги и прочие стали достоянием широких слоев интернет-аудитории). В итоге члены экстремистских движений и групп получили возможность распространять свою идеологию, убеждения в интернет-ресурсах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Такие ресурсы воздействия на молодежное сознание сравнимы с потенциалом традиционных СМИ, только не контролируемых государством и обществом. Под видом «обмена мнениями» в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих», используя в своих целях несформировавшееся молодежное сознание [1, с. 15]. Эта проблема, по мнению автора, в настоящее время недооценивается в России.
Весьма противоречивую роль в этом процессе играют средства массовых коммуникаций (СМК). С одной стороны, они расширяют информационное пространство для индивида, с другой - их влияние в глобализирующемся информационном обществе не всегда имеет общественно значимую направленность. Нередко вследствие влияния СМК в системе ценностных предпочтений личности формируются ложные установки.
Глобализация и информатизация общества привели к возникновению таких условий, в которых молодежный экстремизм получил стимулы роста, новый потенциал, а также возможности для своего дальнейшего развития. Это, прежде всего, информационное неравенство, виртуализация социальных практик, доминирование сети Интернет в молодежной среде, развитие социальных сетей. Расширяется потенциальная аудитория молодых людей, попадающих посредством глобальной компьютерной сети в сферу влияния экстремистских движений и групп. Указанные условия значительно изменяют социальную среду, в которой существует экстремизм. В итоге молодежный экстремизм «виртуализируется», получает ресурсы для коммуникативного воздей-
ствия на молодежь. Именно поэтому осложняется профилактика этого антисоциального явления.
Глобальная компьютерная сеть в новых условиях становится не только ключевым игроком медиарынка, но и инновационной социальной средой, где происходит взаимодействие акторов, опосредованное компьютерно-коммуникационными технологиями. В результате проведенного контент-анализа интернет-ресурсов удалось установить, что доля сайтов экстремистской направленности составляет от 4,3 до 8,8% (в абсолютных цифрах: в Yandex -76, Rambler - 62, Google - 45, AltaVista - 37). Следовательно, может идти речь о существовании более 100 сайтов экстремистской направленности, выступающих в качестве альтернативной медиасистемы, оказывающей влияние на подрастающее поколение. Это позволяет экстремистским движениям и группам успешно «рекрутировать» новых членов [2, с. 34].
Социокоммуникативные трансформации, происходящие в обществе во второй половине XX -начале XXI в., привели к изменениям в социальном пространстве, под которым мы будем понимать поле социальной деятельности, включающее совокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении [7, с. 201-202]. Конкретные разновидности социального пространства обнаруживаются во всех уровнях общества, в том числе в информационно-коммуникационной среде. Обратим внимание на, изменения произошедшие в информационно-коммуникационной среде, а также оказавшие значительное влияние на функционирование общества, изменившие его облик, способствовавшие возникновению новых форм социального пространства.
В научной литературе имеется немало заслуживающих внимания работ, касающихся влияния электронного общения (коммуникации) на архитектуру социального пространства. В качестве представителей данного направления можно назвать М. Маклюэна, Н. Лумана, М. Кастельса, Дж. Семпси, А. Турена, Ю. Ха-бермаса, У. Эко и многих других исследователей. В их работах социум представлен как мир общения, в котором новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире и взаимодействия людей друг с другом [4, с. 34-52].
Качественным отличием при этом является именно глобальный уровень коммуникации. Благодаря новым технологиям складывается глобальная коммуникационная сеть, которая представляет собой некий аналог центральной нервной системы человека. Это позволяет индивиду соучаствовать и ощущать последствия не только каждого своего действия, но и действий других. Произошел своеобразный
279
«взрыв вовнутрь» коммуникаций, когда за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, находящийся в одном месте, индивид может одновременно переживать состояние отдаленных объектов. Таким образом, происходит снятие координат центра и периферии [8].
Электронные средства коммуникации радикально преобразовали всю сферу межчеловеческого общения. М. Маклюэн считал, что электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись) создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен («СМИ диктуют культуру»). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе [3, с. 20-31].
Наиболее объективный и всесторонний анализ социальных основ сетевого общества, виртуализации социального пространства представлен в трудах М. Кастельса. Согласно его теории «сетевого общества» развертывание информационно-коммуникационных сетей приводит к появлению общества нового типа, в котором приоритетное значение имеют информационные потоки, пронизывающие общественную жизнь в различных направлениях: горизон-
тально и вертикально, внутри отдельных стран и в масштабах всего мира. Называя сеть «организационной разновидностью информационной эры», М. Кастельс считает, что роль ее технологического базиса выполняют компьютерные сети, прежде всего Интернет, который он считает «ключевой технологией» современного общества. Благодаря многократному увеличению возможности и скорости осуществления коммуникаций, Интернет решает одну из важнейших проблем современного общества, заключающуюся в генерации, обработке, передаче постоянного потока и огромного массива информации [6, с. 12-13].
Анализируя имеющиеся исследовательские концепции, касающиеся новых форм социального пространства, возникающих под воздействием информационных, компьютерных технологий, можно отметить следующее. Во-первых, становится очевидным, что информационная революция и прогресс коммуникативных технологий оказывают прямое и непосредственное влияние на жизнь социума. Во-вторых, такое влияние имеет как позитивные, так и негативные социальные последствия, поэтому сейчас сложно однозначно говорить об их характере. В-третьих, глобальная компьютерная сеть, роль которой в современном мире сложно переоценить, способствует формированию новых форм социального пространства и социальной организации. Новое общество испытывает веяние тенденций сетевизации и виртуализации. Под воздействием вышеупомянутых процессов существуют объективные основания для процессов консолидации социальных групп в условиях глобализации информационной среды.
1. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях становления глобального информационного общества: моногр. Краснодар, 2011.
2. Кубякин Е.О. Особенности формирования и проявления экстремизма в молодежной среде: моногр. Краснодар, 2011.
3. Маклюэн М. С. Появлением спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только // Кентавр. 1994. № 1.
4. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникационной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб., 2004.
5. Мкртумова И. В. Социальная конструкция позитивной девиации как фактор повышения качества жизни студента-инвалида // Уровень жизни населения регионов России. М., 2010. №7 (149).
6. Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.
1. Kubyakin E.O. Youth extremism in the conditions of formation of global information society: monogr. Krasnodar, 2011.
2. Kubyakin E.O. Features of formation and manifestation of extremism in the youth environment: monogr. Krasnodar, 2011.
3. Maklyuen M. S. emergence of the satellite a planet became global theater at which there is no audience, and there // the Centaur. 1994. № 1.
4. Mikhaylov V.A., Mikhaylov S.V. Features of development information informative-communication environments of modern society // Actual problems of the theory of communication. SPb., 2004.
5. Mkrtumova I.V. Social design of positive deviation as factor of improvement of quality of life of the disabled student // Standard of living of the population of regions of Russia. M., 2010. № 7 (149).
6. Radkevich A.L. Social Internet experts of Russians in the conditions of formation of information society: autoref. dis. ... Master of Sociology. M., 2009.
280
7. Социология: слов.-справ. / под общ. ред. Ю.Г. Волкова. Краснодар, 2006.
8. Бакулев Г. П. Кабельно-спутниковое телевидение: Мировой опыт. М., 1999.
7. Sociology: dictionary / ed. by Yu.G. Volkov. Krasnodar, 2006.
8. Bakulev G.P. Cable and satellite television: World experience. M., 1999.
281