Научная статья на тему 'Консолидация российского общества как условие преодоления социально-экономического кризиса'

Консолидация российского общества как условие преодоления социально-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консолидация российского общества как условие преодоления социально-экономического кризиса»

Б.Б. Каминский,

кандида т юридических на ук, доцент, зав. кафедрой теории государства и права

АНО ВПО «Прикамский социальный институт»

И.Ф. Никитина,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, муниципального и административного права

АНО ВПО «Прикамский социальный институт»

КОНСОЛИДАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Существуют мировоззренческие основания человеческой жизни самого общего характера, которыми человек и человеческие объединения должны руководствоваться при решении конкретных задач в любой сфере общественной жизни.

Без ответа на общие вопросы бытия частные вопросы, пусть самые важные и актуальные, не получат надлежащего разрешения.

К числу таких вопросов относится и «национальная идея», как система основных смыслов, ценностей и соответствующих им норм поведения, служащих основой внутреннего социального мира в данном обществе. Среди традиционных ценностей, составляющих основу, ядро российской национальной идеи, - патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны, добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства. Именно они обеспечивают «связь времен», неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества1.

Для народа, предполагающего продолжать своё существование во времени и пространстве не может быть ничего более важного, нежели его духовное состояние.

Без понимания того, что духовное начало выше материального, народ и его государственная организация утрачивают историческую перспективу, превращаются в поле рискованных социальных экспериментов, в гумус на котором произрастают другие народы, поскольку постепенно теряется смысл жизни российского общества и государства. Он отнюдь не сводится к проблемам экономического развития и роста общественного и личного потребления.

1 См. подробнее: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 4 декабря 2014 года.

Без духовного идеологического ориентира нет осмысленного направления поступательного развития общества и государства1.

Разрушение положительных ценностных ориентаций ведет к утверждению нравственного и правового нигилизма, утрате чувства долга, справедливости, патриотизма, что, безусловно, негативно отражается и в других сферах общественной жизни, в первую очередь - в экономике и политике. Нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи.

На наших глазах формируется принципиально новый тип общества, члены которого не имеют никаких целей и задач, кроме увеличения темпов личного потребления и погони за удовольствиями. Раньше вещи были приложением к человеку, теперь человек становится приложением к вещи.

Ускорение научно-технического прогресса увеличивает объем потребления и расширяет его социальную базу. Целью жизни провозглашается философия успеха, личное благо становится выше общего. Общество утрачивает общие базовые ценности - понятия веры, совести, чести, любви, превращается в конгломерат независимых индивидов, объединенных экономическими отношениями. Понятно, в рамках подобного мировоззрения уменьшение объема потребительской корзины рассматривается как катастрофа.

Преодолеть негативные явления и тенденции не только в сфере духовных ценностей, но и сфере производства и потребления материальных благ, можно только, используя потенциал национальной идеи в целях консолидации российского общества.

Именно в национальной идее фундаментальные базовые ценности, то ради чего мы живём, дышим, трудимся, находят своё единение и воплощение посредством сознательного, созидательного, творческого труда миллионов российских граждан. В контексте национальной идеи труд не только жизненная необходимость, условие материального достатка и благополучия, но нравственный долг и основа духовного здоровья отдельного человека и нации в целом.

В процессе и результате труда человеческое существование наполняется смыслом. Человеческий труд, если он вдохновлён национальной идеей, приобретает сакральный характер, является необходимым условием движения по пути к «горным высотам».

Ценности народной идеи формируют и формулируют национально-государственные интересы. В качестве промежуточного связующего звена между национальной идеей и государственными интересами выступает государственная идеология.

1 См.: Проект Россия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007, С. 203.

Россия на уровне Конституции отказалась от государственной идеологии. Но «свято место пусто не бывает» и оставить сферу идеологии не значит отменить идеологию. Это значит дать возможность заполнить её другой, не государственной силе, что сегодня и происходит со всё нарастающим «успехом», приобретая характер снежной лавины.

Собственно идеология только одна - «Деньги!». А какая другая идеология может быть у сознания «заточенного» под тотальное потребление удовольствий материального мира. Опасное заблуждение считать, что эти вопросы носят слишком отвлеченный характер и представляют интерес разве что для ученых теоретиков. Квинтэссенцией денег является власть,1 потому у кого деньги у того и власть, потому и олигархократия («плутократия», если вспомнить Платона).

Принцип деидеологизации, заложенный в Конституцию России, представляет, по сути, формально- юридическую фикцию. Де-факто «командные высоты» в духовной сфере заняла, так называемая, «либеральная» идеология и её ценности. Да и к высшим ценностям Конституция относит только «человека, его права и свободы», то есть то, что изначально составляет декларативную основу либерального миропонимания. В этом случае конституционный запрет на государственную идеологию (национальную идею) не прямо, но косвенно обходится, видимо потому, что речь идет не о национальных, а о либеральных и «общечеловеческих» ценностях.

Конечно, народная идея России объединяет и включает в себя как высшие ценности всего человечества, так и ценности всей этногосударственной общности нашей страны. Основной же Закон не отражает в должной мере цивилизационной и культурно-исторической специфики России и игнорирует различные существенные аспекты духовной и национальной ориентированности государства, играющие важную роль в единении и консолидации общественных сил вокруг национальной идеи, и ее реализации на материальном плане.

Эта идея имеет наднациональный характер не только в силу многонационального состава населения, но и масштабности и значимости её содержания, универсального характера и, если хотите, мирового значения.

В самом деле, если мы претендуем на особую роль в мире, на роль великой державы, значит, и идея должна быть соответствующая - мировая или державная. Вот так.

Время идеологического самоопределения, с учетом сегодняшних социально-экономических реалий, истекает и надо либо удовлетвориться «мещанской» идеологией (определение без какого-либо негатива: безопасность, достаток, сытость, комфорт, как, например, Германия), либо через мобилизацию всех сил и средств, модернизацию всех сфер обще-

1 Шалыганов Ю.В. Проект Россия. Четвертая книга: Большая идея - М.: Эксмо, 2010, С. 50.

ственной жизни и общественного сознания, предпринять попытку восстановления фактического статуса мировой державы, а то и сверхдержавы.

Для этого и нужна державная Идея (идеология), обосновывающая претензии на особую роль в современном мире, связанную, как минимум, с геополитическим положением России - огромной континентальной державы и, хотя бы поэтому, являющейся, если не центром Мира, то, во всяком случае, центром равновесия (фундаментом). Уничтожь этот центр, и вся конструкция современной цивилизации рассыплется в прах.

Россия это государство Идеи! Если нет Идеи, то нет и Государства. Причем Идеи глобального, вселенского масштаба.

Россия слишком велика для мелких идей и мелочных людей!

Главные цели Идеи и, воплощающих её людей, должны лежать за рамками земного мира, и связаны со спасением души через устроение общества и государства, то есть, носить метафизический характер1. Смысл государства при таком подходе в создании условий, способствующих спасению души народа в целом и каждого отдельного человека в частности. Очевидно, такой подход не исключает усилий по обеспечению достойного материального уровня человеческого существования.

Известный факт, что в России тяготение к коллективным формам жизнедеятельности всегда доминировало над индивидуализмом. В российском обществе глубоко укоренены патерналистские настроения, т.е. улучшение своего положения многие привыкли связывать с помощью и поддержкой со стороны государства.

Очевидно, демократическое устройство страны и открытость миру не противоречат самобытности и патриотизму и не мешают находить ответы на вопросы духовности и морали, исходя из традиционных российских ценностей, сплачивающих нас и укрепляющих народное единство.

Точно также очевидно, что приоритет духовности отнюдь не противоречит стремлению сделать Россию процветающей и зажиточной страной, а материальный достаток является благом, если в его основе взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность.

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Безусловно, его значение возрастает в условиях социально-экономического кризиса.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к

1 См.: Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. - М.: Эксмо, 2007, С. 77-79.

родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Именно это национальное богатство, которое не выразишь в рублях или долларах, является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений.

Если нация не способна себя оберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе.

Ведя разговор о системе духовных ценностей, составляющих содержание национальной идеи, нельзя обойти вниманием вопрос о роли и месте религии в её структуре. Тем более, если речь идёт о духовно-нравственной платформе власти в государственно-организованном обществе, или государственной идеологии. Русский философ и правовед Иван Ильин писал: «Духовная солидарность есть подлинная и реальная основа государства. Именно на этой основе государство должно быть понято и осуществлено как живая система братства, не только не противоречащего христианству, но и соответствующая духу евангельского учения»1.

В настоящее время всё больше сторонников обретает точка зрения, в соответствии с которой парадигма Нового времени исчерпывает себя и мир рынка, научно-технического и социального прогресса, мир приоритета материальных ценностей и сверхпотребления уходит в небытие.

Механизм обеспечения экономического развития человечества через постоянное увеличение потребительского спроса работает на пределе. Когда потребительская активность не будет соответствовать производственной, экономика рухнет, что приведет к крушению фундаментальных основ потребительской цивилизации - «завода по производству желаний».2 Сегодняшний мир с его социальными, экономическими, финансовыми, политическими институтами и учреждениями уйдет в прошлое, будет формироваться Новый мир. В этом плане российский социально-экономический кризис - явление, вписанное в общий глобальный контекст, который будет только усугубляться.

Потому крайне важно, чтобы Национальная идея и составляющие её духовные ценности не только провозглашались на всех уровнях, но и активно внедрялись в общественное сознание и ткань материальной жизни народа при помощи всего социального инструментария (в том числе и властного, политико-правового), чтобы созидать из потребительской массы Народ, осознающий себя «политической нацией».

Без соответствующей государственной идеологии здесь никак не обойтись. Она должна иметь ясно и явно выраженную духовную составляющую. Ибо, если человеческий взгляд не

1 Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. Соч. т. 1У, М., 1994, С. 258 и далее.

2 Проект Россия. Третья книга. Третье тысячелетие. М.: Эксмо. 2009, С. 362.

устремлен, хотя бы иногда, к Небу и не выходит за пределы физического мира, то любая идеология, так или иначе, будет от «Князя мира сего».

Современная потребительская цивилизация невозможна без радикально модернизированной религиозности или атеизма, что по факту, одно и то же, поскольку атеизм - религия Рынка.

Конечно, Россия не только многонациональное сообщество и государство, она ещё и многоконфессиональна. Конституционно закреплена и гарантирована свобода совести и вероисповедания. При этом только слепой может не видеть того очевидного обстоятельства, что православная конфессия, исторически и традиционно, - первая среди равных. Это тысячелетний факт российской действительности и глубинное свойство нашей ментальности.

Наконец, конституционно закреплен и светский характер современной российской государственности. Формально-юридически это означает отделение церкви от государства. Однако давайте не забывать, что со времён римских юристов и в праве определяющим является не буква, а дух закона. Буква без духа мертва. Дух, как известно, явление нематериальное и, если ещё можно отделить один социальный институт (церковь) от другого (государство), то как разделить дух (веру) и его материального носителя (человека)? Человек (тело) без веры (духа) - биоробот, готовый объект, для каких угодно манипуляций, что собственно сегодня и происходит. Кстати, атеизм тоже вера - вера в отсутствие бога.

Социальная система, включая институт власти, основанная на духовно-нравственной идеологии, более жизнеспособна в долгосрочной перспективе. Никакую идеологию, предлагающую устроить мир без Бога, невозможно реализовать в принципе. Вера выше понимания и знания, хотя одно и не исключает другое. При этом идеология должна носить светский характер.

Основные положения такой идеологии следующие:

- Духовное выше материального.

- Общее выше личного.

- Справедливость выше закона.

- Будущее выше настоящего и прошлого.

Власть, построенная на принципах такой идеологии и пользующаяся доверием Народа, бесконечно прочнее власти построенной на знании и выборности или на насилии.

Известно, идея, чтобы стать материальной силой должна овладеть сознанием масс. Именно сознание создает нашу действительность. Тогда как значительная часть человечества живет, исходя из приоритета внешней реальности, якобы существующей отдельно и независимо от нас.

Наши мысли, чувства, размышления, желания, надежды, страхи, визуализация - это не просто внутренние психические процессы; это импульсы, вплетающиеся во вселенскую энергетическую сеть и вызывающие соответствующие последствия на материальном плане.

Потому первый шаг на пути создания из массы (потребительской, электоральной - какой угодно) Народа это переформатирование общественного сознания на основе самовоспроизводящихся идей и концепций, формирующих наше мышление и придающих новый смысл нашим поступкам. Воистину, Бог не меняет того, что происходит с людьми, пока они сами не переменят того, что есть в них (Коран. Сура 13:12).

Народ, - люди, простирающие свои цели за грань земной жизни, и готовые ради их достижения совершать осознанные действия, в массе есть всегда. Главное, чтобы его количество стало критическим и привело в движение всю массу. Чтобы движение осуществлялось в верном направлении, нужна Идея метафизического характера, но в общедоступном выражении и оформлении, нужны её адепты («новые опричники»?), а также соответствующие ей технологии и инструментарий.

Основу исторического процесса составляет непреложный духовно-нравственный Закон, и этот закон распространяется на прошлое, настоящее и будущее России. Национальная же идея является сутью, квинтэссенцией данного Закона, т. е. концентрированным выражением того, что Бог думает о России в Вечности.

Вечность, кроме прочего, представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Некую вневременную вселенскую Симфонию, где дух и материя пребывают в органичном единстве. В этом отношении генеральная функция национальной идеи - обеспечить «связь времён», преемственность и постоянство духовного бытия народа как бы не изменялись при этом внешние, временные, организационные формы его жизни на материальном физическом плане. Если задача не решена, «ценностная катастрофа» (В. Путин) усугубляется, и связь времен рвется, то народ ждёт коллапс и забвение во времени.

Иными словами, нравственные ценности и традиции, составляющие определяющее содержание национальной идеи, выступают в качестве духовной основы консолидации общества, своеобразных духовных скреп прошлого, настоящего и будущего народной жизни, тем самым продолжая её из прошлого через настоящее в будущие тысячелетия, помогая преодолевать любые социальные бури и кризисы. Потому так важен и каждый миг настоящего, как верное исполнение любой ноты во вселенской Симфонии, как постоянное творение Будущего, ибо, что посеешь, то и пожнешь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.