Научная статья на тему 'КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ'

КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
586
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АНГЛИЯ / ВИГИ / КОНСЕРВАТИЗМ / КОНСЕРВАТОРЫ-РОМАНТИКИ / ПИТТИТЫ / ТОРИ / Э. БЁРК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манцурова Дарья Алексеевна

В статье рассматривается становление британского консерватизма. Особое внимание уделено идеям Э. Бёрка как основоположника данного направления. В результате исследования всесторонне изучена история возникновения и развития консерватизма, а также его влияние на историю и культуру Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATIVE IDEOLOGY IN GREAT BRITAIN: STAGES OF FORMATION

The article deals with the formation of British conservatism. Particular attention is paid to the ideas of E. Burke as the founder of this direction. As a result, the history of the emergence and development of conservatism was comprehensively studied as well as its influence on the history and culture of Great Britain.

Текст научной работы на тему «КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ»

МАНЦУРОВА Д. А.

КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассматривается становление британского консерватизма. Особое внимание уделено идеям Э. Бёрка как основоположника данного направления. В результате исследования всесторонне изучена история возникновения и развития консерватизма, а также его влияние на историю и культуру Великобритании.

Ключевые слова: Англия, консерватизм, Э. Бёрк, виги, тори, консерваторы-романтики, питтиты.

MANTSUROVA D. A.

CONSERVATIVE IDEOLOGY IN GREAT BRITAIN: STAGES OF FORMATION Abstract. The article deals with the formation of British conservatism. Particular attention is paid to the ideas of E. Burke as the founder of this direction. As a result, the history of the emergence and development of conservatism was comprehensively studied as well as its influence on the history and culture of Great Britain.

Keywords: England, conservatism, E. Burke, Whigs, Tories, romantic conservatives, Pittites.

Британский консерватизм примечателен своей теорией, использующей только проверенные временем методы и действия и являющейся неотъемлемой и крупной частью английской политики. Он тщательно бережет традиционные ценности и использует власть как регулятор отношений между гражданами. Объектом данного исследования является консервативная политическая доктрина. В процессе работы использовались системный, исторический, сравнительно-исторический методы исследования, методы анализа и синтеза.

Активная проработка темы британского консерватизма в отечественной литературе начинается в конце XX века. Большая часть трудов приходится на 1970-1990-е гг., но также есть и исследования последних нескольких лет. Авторы рассматривают различные аспекты консервативной теории: историю ее возникновения, рассмотренную А. А. Галкиным, ее сущность (в работах Ю. Гайда и М. Догана), проблемы наследия Э. Бёрка и других теоретиков раннего консерватизма, поднятые и изученные Н. Ф. Жирновым [3], эволюция консерватизма, выведенная М. А. Лаптевым [5], само государственное устройство Великобритании, рассмотренное Г. В. Атаманчуком, а также культурные аспекты, изученные В. Я. Денискиной. Большая часть исследований зарубежных ученых, к сожалению, и по сегодняшний день

остается непереведенной на русский язык. Новизна данной работы заключается в рассмотрении концепции консерватизма на начальных этапах его формирования.

Родина консерватизма - Англия, а основатель - Эдмунд Бёрк, англо-ирландский политический деятель, противник революций и сторонник католической добродетели, выступавший за идею укрепления общества через развитие религиозных институтов. Его детище - консерватизм - существует более двух сотен лет. Одним только Бёрком как идеологом история консерватизма не ограничивается: к консерваторам относятся такие известные личности и политические деятели, как Бенджамин Дизраэли (он известен также как лорд Биконсфилд), Роберт Солсбери, Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер, Роджер Скрутон и Майкл Оукшотт.

Концепция консерватизма прошла несколько этапов в процессе своей эволюции. В статье будут рассмотрены ранние этапы становления консерватизма в Великобритании. Иногда возникновение консерватизма относят ко времени Высокого Средневековья, а первых консерваторов отмечают в окружении Елизаветы I, что большинством современных политологов и историков считается большой натяжкой. Однако стоит отметить тех, кто был известен своим стремлением к социальному порядку и стабильности - например, Ричард Хукер. Между его трудами, представлявшими собой охранительную теорию, и консерватизмом, теоретически обоснованным и описанным только в конце XVIII века, нельзя поставить знак равенства.

На наш взгляд, первый этап становления консерватизма в Англии связан с деятельностью партии тори - партии двора, появившейся впервые в качестве оппозиции вигам, поддерживавшим Билль об отводе. Уже тут проявилась консерваторская сущность этого политического образования: Билль не должен был допустить признания наследником католика Якова, брата правящего на тот момент Карла II. Виги, названные также «народной партией», лоббировали принятие этого документа, тори же, сторонники традиционной системы наследования, яростно отрицали. Они стали известны после того, как их предводителя и фактического основателя Томаса Осборна (также католика) посадили в Тауэр.

Старая партия тори вследствие внутренних конфликтов распалась во второй половине XVIII века, сохранив при этом название, которое стало применяться в значении к любому человеку или политическому образованию, противостоявшим вигам.

Новым лидером пересобранной партии стал Генри Болингброк. Политическим идеалом лорда было общество прошлого: сельская община с четкой иерархией. Также показательным было его мнение насчет английской Конституции: он считал, что она есть самый удачный вариант политической модели, поскольку появилась не искусственно по желанию определенного монарха или вследствие работы определенной комиссии, а сложилась

2

исторически и накопила таким образом опыт многих поколений. Английская Конституция -это воплощение всех английских обычаев, основанное традиционным правом, равно как и права и свободы подданных. Болингброк также считал, что человек является не просто винтиком какой-либо политической системы, а полноценным членом социума, который имеет свои интересы, семью, стремления, занятия и эмоции.

Своеобразным идеологическим соратником Болингброка стал Дэвид Юм. Оба они происходили из небогатых нетитулованных семей, и Юм также был блестяще образован и неплохо устроен по жизни - так чтобы иметь достаточно времени для занятий, философией, политикой и историей [6, с. 210]. В отличие от Генри Болингброка, он не оставил отдельных трудов и все его теоретическое наследие находится в сборниках статей «Эссе на моральные и политические темы». Имея пессимистический взгляд на существование и природу человека, он переносил это же настроение и на социально-политические процессы, а источником развития общества считал сильную государственную власть. Его идеалом было устройство Англии, установившееся после Славной революции, а по своей политической принадлежности он относил себя к вигам.

Осознание себя как единого политического образования пришло к тори только в конце XVIII века. Тогда же этот термин перестал употребляться в широком значении, окончательно закрепившись за представителями определенно партии. Консерватизм - это ответ на распространение в Европе идей Просвещения и начавшуюся в 1789 году Великую Французскую революцию. Современники воспринимали революцию как то, что сломит традиционные воззрения, институты и ценности в обществе, и им совсем не нравилось то, что должно было прийти после этой ломки. Идея сохранения и защиты извечных устоев от вмешательств всякого толка была закономерным итогом такого восприятия [4, с. 106].

Второй этап становления консерватизма связан с деятельностью взгляды Э. Бёрка, а также с появлением и развитием романтического консерватизма. Воспитанный в духе религиозности, Бёрк получил образование адвоката. Он стремился сделать политическую карьеру, но неблагородное происхождение закрывало ему доступ в Парламент. Положение изменило то, что в 1765 году он стал секретарем Чарльза Уотсона, занимавшего пост министра и руководившего одной из группировок вигов: тем самым мечта заняться политикой исполнилась.

Таким образом, отцом консерватизма стал человек, принадлежавший к вигам, а сам Бёрк при жизни и не подозревал, что впоследствии его назовут именно так. Его самой популярной работой стала книга «Размышления о революции во Франции», снискавшая огромную популярность среди современников. Ее можно даже назвать «бестселлером» конца XVIII в. На эту работу давали положительные отзывы такие государственные деятели, как

3

Георг III, Людовик XVIII, князь фон Меттерних-Виннебург, Жозеф де Местр. Эта работа стала образцовой в ряду историографий по истории Французской революции.

В своих работах с изложенными в них консервативными взглядами и пропитанными религией Бёрк вступил в своеобразное соперничество с ведущими мыслителями эпохи Просвещения, главной тенденцией которой было рациональное мышление. Он же, в свою очередь, заявил о превосходстве традиций над разумом, поскольку человека, слабого по природе, никакой разум не удержит от неверных решений и необдуманных поступков, а традиции, накопившие огромный пласт опыта, удержат [2, с. 310].

Бёрк был уверен в том, что только соблюдение традиционных устоев и правил поможет в сохранении стабильности общества и преемственности поколений, и считал, что разум человека не способен понять все те законы, по которым работает и развивается общество. В повседневной жизни индивид руководствуется в большей части интуицией, предрассудками и эмоциями, а забывая о традициях, он забывает свое прошлое и теряет себя. В конечном итоге это доказывает бессмысленность абстрактных политических теорий, которые нацелены на преобразование общества на разумных началах.

Средоточием сдерживающих и регулирующих традиций Бёрк считал конституционную монархию, в которой царит сложившееся за многие века равновесие трех элементов - короля, парламента и народа. Задача политика в таких условиях - не нарушить равновесие и поддерживать его, а не рассматривать страну как пустой лист, на котором можно писать что угодно и как угодно. Результатом непродуманных реформ может стать разрушение общественных институтов, падение нравов и нигилизм [2, с. 215].

Тем не менее, это не значит, что реформы не должны проводиться вовсе. В данном контексте Бёрк сравнил страну с деревом - оно имеет крепкий корень и ствол, которые недвижимы, но также имеет ветви, медленно, но верно отрастающие, и имеет высохшие сучья, которые по мере необходимости надо срезать для оздоровления и дальнейшего роста. В этом случае резонными считаются реформы, направленные на возвращение старых порядков и устоев, а также направленные на предупреждение революционных ситуаций.

Идеалом реформы он считал Славную революцию, целью которой было восстановление традиционных прав и принципов для сохранения конституции [1, с. 129]. Великая французская революция, наоборот, была самым ужасными примером реформирования, когда власть имущие перечеркнули прошлое страны и отказались от наследия прошлого настолько яростно и необдуманно, что даже ввели новое летоисчисление.

Базовая ценность общества есть религия, она же источник нравственности и естественный регулятор нравственности и общественного порядка. Религиозность, по Бёрку, заложена в самой природе человека, а разрушение религиозности и воцарение атеизма

4

приведет к падению нравственности, потому что не останется ничего, что могло бы сдерживать низменные стремления человеческой натуры.

Эдмунд Бёрк, таким образом, сформулировал основные принципы консервативной доктрины, а следующими после него стали консерваторы-романтики. Это течение тоже сложилось как ответ на революцию. Консерваторы, принадлежащие к нему, идеализировали прошлое: в частности, Средние века с традициями рыцарства и героизма, и были настроены весьма решительно и патриотично, особенно в условиях того времени. Быть патриотом означало только одно - поддерживать правительство, монарха, англиканскую церковь, расшатываемую вызовами времени (нонконформистские течения и диссиденты-методисты) и ненавидеть Францию. Католическая Франция была как политическим, так и религиозным врагом.

Конкретных программ консерваторы-романтики после себя не оставили, но они определенно выражали то, что происходило в обществе. Параллельно с ними в Англии складывалась вторая формация тори и оформление официальной консервативной партии. Первым премьер-министром, которого можно официально отнести к тори, считают Уильяма Питта-младшего. Ставший в 24 года министром под королевским покровительством, он имел мало сторонников и много противников, что заставило его создать партию единомышленников.

Сложившуюся группировку называли питтитами. Сам министр считал себя вигом, но за глаза его партию называли тори, поскольку там находились те, кто был против вигов, а после смерти Питта группировка не распалась, и такое название закрепилось за ней окончательно. В ее состав вошли бывшие виги, иногда очень влиятельные новые люди, появившиеся в парламенте после победы Питта на выборах, те, кто был недоволен слишком долгим нахождением вигских семей у власти, и оказавшийся из-за этого не у дел, а также те, кому не нравилось решение вигов по ситуации с американскими колониями.

Еще больше на руку Питту сыграла Французская революция: многие виги, решив, что она то же самое, что и Славная революция, поддержали ее, но потом эта поспешная поддержка оказалась критической. Те, кто не поддержал революцию, сбежали к питтитам.

Поддержка новой партии шла не только от акторов политической арены, но и от слоев населения, не связанных с государственными делами: джентри (мелкие и средние землевладельцы), англиканская и шотландская церкви.

Партия все еще не имела своей политической программы, но сформировала свои основные принципы, названные позже традиционными принципами торизма:

- покровительство интересам землевладельцев;

- защита трона и англиканской церкви;

- сохранение единства и целости империи.

От этих принципов тори не отказывались на протяжении всего XIX столетия. В 1820-х годах в партии тори возникло разногласие, в результате чего возникла отдельная группировка либеральных тори, и мы сегодня можем говорить о двух течениях консерватизма -непосредственно либеральном и консервативном. Консерваторы умело лавировали между реакционными и реформаторскими идеями и лозунгами: в этом заключается и феномен существования консерватизма, который популярен и сегодня. В 1830-е годы в английской политике официально утвердились понятия «консерватизм» и «консерваторы». Так стали себя называть тори, закрепив за собой второе название [2, с. 110].

Со времени возникновения первой группировки тори и до официального признания консерватизма прошло мало времени по историческим меркам, но именно в этот период в полтора века установились самые важные вехи в развитии данной идеологии. В это время выработались основные представления консерватизма: об обществе как о системе с собственными законами (имманентными), об иерархичности общества, о необходимости сильного государства и незыблемости традиций, религиозности, свободе и равенстве перед законом для всех. Бёрк стал восприниматься как идейный вдохновитель - его труды анализировались, критиковались, цитировались и воспринимались как руководство к действию [3, с. 116].

Подводя итоги работы, отметим, что выделенный в ее рамках первый этап становления консерватизма в Англии следует рассматривать как базу: здесь появляются «зачатки» теории. Можно увидеть, как концепция начала зарождаться, какие политические, социальные и экономические события становились причиной её изменений, узнать о взглядах мыслителей того времени, которых можно считать предшественниками классического консерватизма.

Второй этап изучен более подробно. Именно работы и политическая деятельность Э. Бёрка открыли новую веху развития консерватизма в Британии. Также уже в тот период складываются некоторые ответвления от основного течения консерватизма: например, романтический консерватизм.

Таким образом, можно сделать вывод, что два первоначальных этапа дополняют друг друга. Если первый этап - это постепенное зарождение на протяжение нескольких веков, когда можно рассматривать предпосылки и само появление, то второй можно оценивать как период оформления консерватизма как доктрины.

Консерватизм, прочно обосновавшись в политике, проник затем и в культуру, сформировав особый подход к личности: он не признает индивида как самостоятельную единицу общества, не могущую существовать нигде, кроме социума. Личность вне социума

просто не рассматривается, а индивид ценен только тем, что из множества ему подобных складывается общество.

Британский консерватизм имеет много течений, но все течения объединяет превознесение всеобщего равенства перед законом и преемственности поколений. Британские консерваторы всегда прагматичны, а потому предпочитают теории практику, жертвуя первой в угоду последней. В политике либералы сменяют консерваторов, консерваторы сменяют либералов, но уклад жизни все же остается консервативным, принимающим новшества не спеша и осторожно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. - М.: Всероссийская государственная библиотека ин. лит. им. М. И. Рудомино, 1993. - 144 с.

2. Бёрк Э. Правление, политика и общество: сборник. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 480 с.

3. Жирнов Н. Ф. История политической мысли: консерватизм. - М.: Юрайт, 2019. - 202 с.

4. Консерватизм / традиционализм: теория, формы реализации, перспектива // Материалы постоянно действующего научного семинара. - М., 2010. - Вып. 3. - 104 с.

5. Лаптев М. А. Граф Дерби, Бенджамин Дизраэли и проблема эволюции британского консерватизма в 1852-1866 годы: дисс. ... канд. ист. наук. - Уфа, 2006. - 225 с.

6. Юм Д. Природа человека: хрестоматия / подготовлено А. Марковым, С. Церетели и др. - М.: АСТ, 2019. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.