Научная статья на тему 'Консенсуальный брак в контексте социальной трансформации института современной российской семьи'

Консенсуальный брак в контексте социальной трансформации института современной российской семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
838
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консенсуальный брак в контексте социальной трансформации института современной российской семьи»

В третьем секторе можно выделить, условно говоря, «мужские» и «женские» сферы. В деятельности различных фондов, некоммерческого партнерства, инновационных проектов чаще заняты мужчины, в то время как практически всей социальной работой с различными целевыми группами заняты женщины.

Мужчины чаще включены в работу с такими целевыми группами как ВИЧ-инфицированные, бездомные, беженцы, ветераны-афганцы; и заняты в таких направлениях как студенческие инициативы, работа с молодежью, подростками, спорт, скаутское движение. Женщины в основном заняты решением социальных вопросов, и их клиентами являются различные категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации: женщины-жертвы насилия (трафика), неблагополучные семьи, дети с особыми потребностями, беспризорные дети и т.д. Само включение в сферу третьего сектора для женщин более доступно; здесь существует широкий спектр возможностей: волонтерская работа, файндрайзинг, руководящая деятельность, координация проектов и т.п.

Стоит отметить, что гендерное равенство обеспечивают в основном некоммерческие организации, чья деятельность в целом направлена на поддержку семей, т.к. они объединяют как мужчин, так и женщин как родителей.

Таким образом, очевидно, что в деятельности российских НКО четко просматривается их социальная направленность. Они способны решать проблемы в тех областях, где государство оказывает наименьшую поддержку незащищенным группам населения. Для женщин участие в деятельности НКО дает больше возможностей для самореализации, раскрытии духовного и творческого потенциала, личностного роста.

Список использованных источников

1. Гендерное равноправие? //Опрос Аналитического центра Ю.Левады от 07.03.07. http://www.levada.ru/ рге88/200703060в.Мт! (снято 24.02.11)

2. Григорьева И.А. Приоритеты социальной политики: пожилые люди.// Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 3.с.132.

3. Женщина новой России: какая она? Как живет? К чему стремится? Аналитический доклад Института комплексных социальных исследований Российской академии наук, Российского независимого института социальных и национальных проблем// http://www.rptb.ru/te8t2/SOCOPROS/ socopros100.html (снято24.02.11).

4. Орешенкова Н.Э. Роль некоммерческих организаций в повышении общественно-политической активности женщин // Женщина в Российском обществе. №.2 (51), 2009. с.32-43.

5. Послание Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию, 12.11.09. http://www.kremlin.ru/transcript8/5979 (снято 24.02.11)

6. Равноправие российских мужчин и женщин закрепят законодательно // http://www.forum.gender.ru/node/4596 (снято 24.02.11)

7. Социальная работа и гражданское общество: Коллективная монография/Под. Ред.И.А.Григорьевой, А.А.Козлова, В.А.Самойловой. СПб.: Международный проект, 2006. С.45.

Консенсуальный брак в контексте социальной трансформации института современной российской семьи

Руднева Д.Ю.

студентка 4 курса факультета социальной работы Балашов-ского института (филиала) ГОУ ВПО Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Современная российская семья, являющаяся одним из фундаментальных социальных институтов, ответственных за стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, переживает ситуацию важнейших качественных изменений.

Социально-экономическая дестабилизация российского общества в высшей степени негативно отразилась на взаимоотношениях мужчин и женщин, в частности, на брачно-семейных союзах. Падение значимости института семьи можно обоснованно поставить в один ряд с другими деструктивными процессами, происходящими в России сегодня. Отмечаемые тенденции проявляются в значительной трансформации традиций, норм поведения, характера отношений между супругами, родителями и детьми. В последнее время материальные ценности приобретают более значимую роль, нежели духовные, в связи с чем у людей еще существенннее искажаются представления о понятии брака, семьи, семейных ценностей, нравственности и морали. Одна из причин данного явления—идеологизация общества и пертурбация института воспитания [2].

Так как от состояния семьи зависит стабильность государства, то общественные изменения требуют новых, адекватных подходов к исследованию и решению семейного кризиса как актуальной социальной проблемы. Сегодня в обществе стихийно формируются силы, направленные на восстановление престижа института семьи, однако им нужна социально-психологическая и педагогическая поддержка, заключающаяся в повышении уровня духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Например, к рассматриваемым в данном контексте значимым институтам воспитания относятся средства массовой информации, которые, как это не парадоксально, ведут порой разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения духовно-нравственной воспитанности и угрожают психологическому здоровью человека.

Ценности традиционных семейных отношений на сегодняшний день не слишком популярны: снижается популярность брака, приводящая к росту числа разводов, увеличению количества добрачных и внебрачных детей, взаимному отчуждению, ослаблению воспитательного воздействия родителей на детей, увеличению числа неполных семей. Симптомом нестабильности брачных отношений является и возросшее количество консенсуальных браков (незарегистрированное сожительство), то есть брачных союзов, основанных на обычном праве, заключенных без юридического или религиозного оформления, опирающихся на межличностные отношения, взаимное согласие, доверие и ответственность. Отношения в таком союзе могут быть в большей или меньшей степени приближены к традиционному браку [6]. Однако, будучи менее

Социологические науки

институализированной формой брачно-семейных отношений, консенсуальный брак позволяет партнерам моделировать свои отношения в зависимости от собственных ценностных ориентаций и социальных установок. Помимо традиционных брачных отношений распространенным явлением стали «пробные», «гостевые» браки, а также «латентное» (скрытое) супружество [3]. Многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни ввиду большого сходства с зарегистрированным союзом [1].

О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов может свидетельствовать тот факт, что впервые в бланки Всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». Так, по результатам переписи, в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в старших возрастных группах.

В периоды социальных кризисов незарегистрированный брак приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления [2]. Именно поэтому нетрадиционные стили, формы семейной жизни стали признаваться в общественном мнении, анализироваться в научной литературе. В ХХ в. изменение последовательности событий, формирующих семью, и, более того, лояльность общества к этим изменениям в сфере брака и семьи стала настолько очевидной, что американский антрополог М. Мид констатировала существование двухступенчатого брака. Первая ступень—«индивидуальный брак», в который вступают с целью сексуального сожительства без рождения детей (этот брак часто не регистрируют), вторая—«родительский брак»: заключается обычно с целью рождения детей. «Родительский» брак более прочный, «индивидуальный» может служить подготовкой ко второй ступени [3].

Динамика семейно-брачных отношений на современном этапе развития и возникновение альтернативных форм семьи в значительной мере связаны с видоизменением социально-культурного характера общества. По данным Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, в России в браках первой очередности число консенсуальных браков составляет 2,9%, второй очередности—30,5%, третьей—41,7% [5].

Экономическая нестабильность в обществе, неоднозначное отношение государства к незарегистрированному браку, плюрализм мнений относительно организации семейной жизни влияют на возникновение противоречивого к нему отношения. С одной стороны, консенсуальный брак является кризисом для общества, с другой—трансформацией института российской семьи.

По мнению психологов, основы будущих брачно-семейных отношений закладываются уже в старшем школьном возрасте. Данный тезис подтвержден и результатами авторского исследования (опроса с участием 454 респондентов), направленного на выявление отношения старших школьников и учащейся молодёжи к консенсуальному союзу, проведенного в апреле

2009—2010 учебного года среди старшеклассников семи общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений города Балашова Саратовской области. Молодым людям предлагалось выразить своё отношение к консенсуальному браку, аргументировав свою позицию.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что 76,4% учащихся одобряют консенсуальный союз, аргументируя свой выбор следующими тезисами: данная форма брака есть своего рода «репетиция», тренинг будущей семьи, позволяющий обрести опыт совместной жизни в дальнейшем; возможность избегания судебной волокиты при расставании; «свобода» в отношениях, исчезновение эффекта «собственника»; снижение ответственности перед партнёром.

По гендерному и возрастному аспекту ответы респондентов распределились следующим образом (Диаграмма 1):

Диаграмма 1 Распределение ответов респондентов на вопрос о положительном отношении к консенсуальному браку в зависимости от пола и возраста, %

В свою очередь 13,6% респондентов являются противниками консенсуального брака, отмечая следующие отрицательные стороны: отсутствие прочности в таком союзе, серьезности отношений; супруги и дети лишаются правовой защиты и определенного социального статуса.

10% опрошенных однозначно ответить на заданный вопрос затруднились, аргументировав это тем, что в консенсуальном союзе видят как плюсы, так и минусы.

Ответы на вопрос «Состояли ли вы в консенсуаль-ном браке?» отражены в Диаграмме 2:

Диаграмма 2 Распределение утвердительных ответов респондентов на вопрос о проживании в консенсуальном браке, %

Как видно из полученных данных, первый опыт совместной жизни молодые люди часто получают после окончания школы. Предполагаем, что это связанно с тем, что многие выпускники получают образование в другом населённом пункте, уходя из под опеки родителей, пытаются самоутвердиться во взрослой жизни.

Анализируя ответы на вопрос «Является ли Ваш опыт совместного проживания первым?», были получены следующие данные (Диаграмма 3):

Диаграмма 3 Распределение положительных ответов респондентов на вопрос об опыте проживания в консенсуальном браке, %

Анализируя полученный результат, можно предположить, что консенсуальный брак не является долговременным и крепким, многие молодые люди имеют не один опыт проживания в таком браке. Можно предположить, что данное поведение станет нормой и стереотипом в дальнейшем.

Интересно проследить за ответами респондентов, живущих в консенсуальном союзе, на вопрос «Считаете ли Вы себя мужем/женой?» (Диаграмма 4).

Диаграмма 4 Распределение положительных ответов респондентов на вопрос, %

Большинство девушек, состоящих в консенсуальном браке, относят себя к категории замужних, в то время как основная масса мужчин не считают себя женатыми людьми. Из этого можно сделать вывод, что мужчины данный вид семейных отношений не считают серьёзным.

Резюмируя результаты исследования, можно утверждать, что уже в школьном возрасте формируется позиция по отношению к институту семьи, направленная не столько на укрепление, сколько на деструктуризацию семейных отношений; в более старшем возрасте она находит свое закрепление. В свете полученных данных количество разводов в среднем по России, составляющее в последние годы порядка 65%, тем более представляется не случайным. Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность. Многие молодожены вступают в брак неподготовленными и, кроме иллюзий о будущей семье, имеют опыт добрачных половых связей, потенциально несущих угрозу развода. Эти факты подтверждаются результатами Интернет-опроса, проведённого компанией ACNielsen: 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака; 27% соотечественников считают брак устаревшим явлением; только 70% опрошенных свидетельствуют в пользу того, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви. В России, стране, отношение к браку в которой на протяжении тысячелетней истории носило в определенной степени сокральный характер, создание семьи сегодня является необходимостью только для 58% населения; этот показатель ниже, чем в Северной Америке (78%) и Европе (61%). Остальная часть населения проявляет большую сдержанность и вступать в брак собирается только в крайнем случае. По мнению многих россиян, юридически оформлять отношения нужно к 30 годам, так как к этому времени важна стабильность и покой. 1/3 респондентов не желают оформлять отношения и считают, что институт брака исчерпал сам себя [4].

Вышеизложенное доказывает не только наличие глубоких деструктивных изменений института современной российской семьи, но и убедительно свидетельствует в пользу необходимости разработки нравственной концепции государственной семейной политики, которая бы основывалась на базовых общечеловеческих ценностях, касающихся любви и брака (целомудрие до брака, супружеская верность). Привлечение внимания к рассматриваемой проблематике требует всеобщего участия государственных структур,

общественного сектора, системы образования, средств массовой информации. Немаловажно, что воспитание представления о нормах сексуального поведения до брака и развитии супружеских отношений, возвращение к идеалам традиционной российской семьи есть основа духовной эволюции страны, что, в свою очередь, ведет к экономическому и культурному ее процветанию.

Список использованных источников

1. Саралиева З.Х. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. Н.Новгород: НИСОЦ, 2008.

2. Беляева Я.В. Исторические закономерности флуктуации отношения российского общества к незарегистрированным бракам. Вопросы гуманитарных наук №6, 2006.

3. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. Учебное пособие: Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001.

4. еляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи

к незарегистрированному браку диссертация канд. социол. наук. М, 2008.

5. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Население и общество» доступ к электронному ресурсу: http://www. demoscope.ru/weekly/2002/067/tema02.php

6. Ахмазова О.А. Консенсуальный брак в молодежной среде: проблемы и мотивы Самарский Государственный Университет, 2006.

7. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН доступ к электронному ресурсу: http://demoscope.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.