Научная статья на тему 'Конкурс профессионального мастерства для преподавателей вузов: опыт и перспективы'

Конкурс профессионального мастерства для преподавателей вузов: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCIES OF COLLEGE PROFESSORS / COLLEGE PROFESSORS'' TRAINING AND DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SKILL CONTEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Факторович Алла Аркадьевна, Якубовская Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы готовности преподавателей вузов к работе в условиях реформирования профессионального образования. Приводятся основные механизмы модернизации системы подготовки педагогических кадров для высшего образования, пути формирования актуальных компетенций преподавателей, необходимых для обеспечения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Skill Contest between College Professors: Background and Horizons

. The article focuses on the college professors' aptitude for work under the conditions when the system of higher education is being reformed. The basic mechanisms of the modernization of the training of teachers for higher and vocational education as well as the way of teachers' up-to-date competencies required for ensuring the quality of education are highlighted.

Текст научной работы на тему «Конкурс профессионального мастерства для преподавателей вузов: опыт и перспективы»

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

PROFESSiONAL SKiLL CONTEST BETWEEN COLLEGE PROFESSORS: BACKGROUND AND HORiZONS

Факторович Алла Аркадьевна

Профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук e-mail: [email protected]

Faktorovich Alla A.

Professor at Moscow Pedagogical State University, "Higher School of Education" institute, Pedagogy Department, ScD in Education

e-mail: [email protected]

Якубовская Ольга Юрьевна

Заместитель генерального директора Национального рейтингового аттестационного агентства Росрейтинг e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы готовности преподавателей вузов к работе в условиях реформирования профессионального образования. Приводятся основные механизмы модернизации системы подготовки педагогических кадров для высшего образования, пути формирования актуальных компетенций преподавателей, необходимых для обеспечения качества образования.

Yakubovskaya Olga Y.

Deputy Director General, National rating assessment agency Rosreiting e-mail: [email protected]

Abstract. The article focuses on the college professors' aptitude for work under the conditions when the system of higher education is being reformed.

The basic mechanisms of the modernization of the training of teachers for higher and vocational education as well as the way of teachers' up-to-date competencies required for ensuring the quality of education are highlighted.

Ключевые слова: качество образования, компетенции преподавателя вуза, повышение квалификации преподавателей, конкурс профессионального мастерства.

Keywords: quality of education, competencies of college professors, college professors' training and development, professional skill contest.

Модернизация системы высшего образования - одна из ведущих сфер социально-экономической политики Российской Федерации, являющаяся основой динамичного экономического роста и развития общества, благополучия граждан и безопасности страны. Успешность образовательных реформ зависит от различных факторов, но наиболее значимым условием было и остается качество педагогических кадров. Без заинтересованных, высокопрофессиональных, творческих преподавателей самые лучшие образовательные стандарты и программы остаются только «бумагой», поэтому «учреждения высшего образования должны вкладывать средства в подготовку преподавателей и сотрудников, чтобы они могли выполнять новые функции в развивающихся системах преподавания и обучения» [1].

Несмотря на очевидность мысли о приоритетной роли педагогов в решении проблем, стоящих перед системой образования, сохраняются объективные противоречия между возросшими требованиями к преподавательскому корпусу и уровнем его готовности принять «вызовы времени». Среди важнейших проблем в подготовке преподавательских кадров в последние десятилетия можно назвать:

• отставание в освоении новых профессиональных компетенций;

• отсутствие у большинства преподавателей педагогической квалификации;

• ригидность мышления преподавателя (приверженность к традиционным методам и формам профессионально-педагогической деятельности);

• устаревание подходов к повышению квалификации преподавателей;

• невысокая мотивация к педагогической деятельности талантливой молодежи.

Не секрет, что долгое время необходимость специальной подготовки преподавателей для высших учебных заведений не рассматривалась как актуальная задача. Сформированная система педагогического образования в основном была «заточена» под обеспечение кадрами дошкольных образовательных организаций и школ. Закономерным считалось, что человек, имеющий ученую степень, не нуждается в дополнительной педагогической квалификации, чтобы войти в студенческую аудиторию и обеспечить преподавание на высоком уровне качества. Однако кардинальные изменения, произошедшие в понимании результатов, содержания, технологий высшего образования, выдвинули новые задачи перед педагогами. Решение таких задач без овладения педагогическими компетенциями становится затруднительным.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [2] устанавливает серьезные требования к методическому сопровождению учебного процесса, применению новых методов реализации и оценивания результатов образовательного процесса и др. К функциям преподавателей высшей школы отнесены и собственно преподавание, и научно-методическая деятельность, ориентированная на концептуализацию педагогических проблем, создание авторских курсов, методик и педагогических технологий.

Анализ профессионального стандарта и федеральных государственных стандартов высшего образования позволяет утверждать, что портрет современного преподавателя вуза принципиально изменился. Дидактическая функция теперь предполагает создание продуктивной учебной среды, межличностная - определяет его позицию как модератора,

который стимулирует процесс учения, структурирует работу группы, развивает коммуникацию в ней. Научно-методическая - состоит в обеспечении формирования способности обучающихся к постоянному самостоятельному наращиванию знаний, оценочная - в объективной и обоснованной экспертизе достижений студентов. Среди новых ролей преподавателя выделяются следующие: организатор процесса образования; профессионал, владеющий содержанием профессиональной деятельности в ее современном формате, член университетской корпорации. Ему необходимо свободно ориентироваться в научной и общекультурной областях, иметь психолого-педагогическую подготовку, обладать высоким нравственным потенциалом, быть готовым к работе проектных командах.

Наиболее важными компетенциями преподавателя системы высшего образования становятся:

• управление познавательной, учебно-профессиональной деятельностью студентов;

• организация образовательного процесса диалогового типа;

• координация самостоятельной работы обучающихся;

• сопровождение профессионального самоопределения и научно-исследовательской деятельности студентов;

• работа в программных, в том числе межкафедральных командах по разработке компетентностной модели выпускника; паспортов и программ формирования компетенций; состава, основного содержания и содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в образовательную программу вуза;

• участие в создании банка современных оценочных средств для проведения промежуточных и итоговых комплексных испытаний выпускников.

Нормативные и методические документы, в которых содержится характеристика педагогической квалификации и совокупности профессиональных компетенций, необходимых преподавателю вуза в нынешних социокультурных условиях, в первую очередь ориентированы на новую генерацию педагогов, на тех, кто сегодня еще сам находится на студенческой скамье. Однако не менее важной проблемой остается профессиональное развитие уже работающих преподавателей, «настройка» их на решение новых задач. Эта проблема не только дидактическая, но и мотивационная, поскольку формирование педагогических компетенций преподавателя возможно только в единстве овладения новыми умениями, усвоения новых знаний и принятия ценностей современной образовательной парадигмы, согласования личностных интересов с приоритетами развития высшего образования.

Сохранение и повышение уровня квалификации педагогических кадров находится в прямой зависимости от стабильного развития системы дополнительного профессионального образования. Образовательные организации высшего образования остро нуждаются во внедрении новых подходов и моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, выстроенных с опорой на следующие идеи:

• преподавателю вуза не нужен педагогический «ликбез», изложение информации по классическим учебникам педагогики и психологии без необходимой направленности на конкретные виды педагогической деятельности, ее функции,

на решаемые преподавателем задачи личностно-профессионального развития и подготовки будущего специалиста;

• главным в отборе и структурировании содержания психолого-педагогической подготовки должен стать компетентностный подход, ориентация на конкретный результат - совокупность компетенций, необходимых для решения профессионально-педагогических задач;

• система повышения педагогической квалификации должна соответствовать принципам модульности и предоставлять возможности построения индивидуальной образовательной траектории;

• необходима диагностика проблем преподавателей, выявление «дефицитов» профессионально-педагогических компетенций, часто встречающихся затруднений и подбор соответствующего содержания, технологий и режима обучения.

Внутривузовские структуры, обеспечивающие повышение качества педагогической деятельности, в первую очередь целесообразно ориентировать на выполнение следующих функций:

• педагогического сопровождения и организации индивидуальной консультаций для преподавателей по теоретическим и практическим вопросам современной дидактики высшей школы;

• отбора необходимого содержания и форм проведения занятий по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей;

• обеспечения требуемой дидактической квалификации молодых преподавателей;

• координации работы инициативных творческих групп.

Последнюю позицию целесообразно рассмотреть особо, поскольку она представляется одной из оптимальных форм повышения квалификации. Работа в творческой группе, проектной команде, создаваемой с целью постоянного совершенствования качества образовательного процесса, обладает большим консолидирующим и эвристическим потенциалом, поскольку обеспечивает взаимопомощь, взаимоконтроль, передачу опыта молодым преподавателям, консолидацию при решении сложных профессиональных задач. Совместная работа, направленная на совершенствование содержания и форм обучения, позволит формировать педагогическую элиту, выявлять и поддерживать истинных лидеров - тех сотрудников, которые демонстрируют образцы поведения для других преподавателей.

Наряду с официальными маршрутами повышения квалификации преподавателей высшей школы все большую популярность в последние годы приобретает неформальное конкурсное движение, которое способно обеспечить решение целого комплекса задач:

• отбор и популяризация лучших практик преподавания;

• продуктивное профессиональное общение и обмен опытом;

• наращивание профессионально-педагогических компетенций;

• повышение мотивации к профессионально-личностному развитию;

• формирование сообщества профессионалов, неравнодушных к судьбе высшего образования;

• повышение престижа и привлекательности педагогической профессии для талантливой молодежи.

Конкурс профессионального мастерства, получивший широкое распространение и признание, ставший, по сути, традицией в системе общего образования, сегодня оказывается востребованным и для преподавателей вузов, особенно когда речь идет о поддержке и развитии молодых педагогических кадров. Пример тому - Всероссийский конкурс «Лучший молодой преподаватель», который проводится с 2012 г. Его организатором стала Автономная некоммерческая организация «Национальное рейтинговое аттестационное агентство» Росрейтинг (далее - Росрейтинг).

Участники конкурса - молодые преподаватели высших учебных заведений в возрасте до 35 лет.

Цели конкурса:

• выявление и публичное признание молодых творческих преподавателей;

• пропаганда и распространение оригинальных технологий обучения в системе высшего образования;

• формирование позитивного образа преподавателя вуза как успешного профессионала.

Задачи конкурса:

• стимулирование профессионального развития преподавателей;

• повышение методического и практического уровня преподавания с учетом постоянно возрастающих потребностей к качеству образования;

• расширение диапазона профессионального общения;

• содействие непрерывному самообразованию преподавателей.

Девизом конкурса выбрано суждение Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность». Слова, сказанные почти столетие назад, как никогда, актуальны сегодня: именно постоянная, разнообразная профессиональная деятельность в течение всей жизни - инструмент создания общества, основанного на знаниях. Успешный переход к такому обществу - через новую модель образования, суть которой - непрерывное образование в течение жизни, - является ведущей сферой социально-экономической политики в Российской Федерации и Европейском Союзе. Всероссийский конкурс «Лучший молодой преподаватель» можно рассматривать как ступень непрерывного образования «длиною в жизнь».

Конкурс состоит из пяти этапов. Первый и второй - заочные, остальные - очные, проводятся в Москве (на базе Московского финансово-юридического университета). Особая роль конкурсной программы состоит в том, что она направлена на формирование и развитие профессиональной компетентности преподавателя. В процессе прохождения этапов конкурса преподаватели включаются в решение комплекса педагогических задач, для которых требуется мобилизация и актуализация основных профессиональных компетенций. Компетенции, которые необходимы преподавателю на разных этапах конкурса, представлены в таблице.

Таблица

Профессиональные компетенции преподавателя вуза

Этап конкурса Компетенции

Аннотация оригинальной образовательной технологии Проводить исследовательскую работу по обобщению знаний и своего профессионального опыта; проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения; разрабатывать методики, технологии и приемы обучения; осуществлять профессиональную коммуникацию в письменной форме для решения задач профессиональной деятельности; использовать ресурсно-информационные обеспечение для осуществления практической деятельности

Самопрезентация на тему «Моя профессия - преподаватель» (Power Point) Представлять и аргументировать собственную педагогическую позицию; выявлять из собственного педагогического опыта наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности; анализировать учебно-воспитательные достижения обучающихся по результатам объективного и достоверного оценивания; использовать информационно-коммуникационную технологии

Мастер-класс Взаимодействовать с незнакомой студенческой аудиторией с различным уровнем подготовленности, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия; осуществлять вербальный и невербальный обмен информацией, конструировать прямую и обратную связь; прогнозировать вопросы и замечания аудитории; использовать адекватные приемы удержания внимания аудитории; диагностировать характер и уровень усвоения представляемого материала и в случае необходимости перестраивать план и ход работы; вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучающимися, организовывать их совместную деятельность для достижения учебно-воспитательных целей; создавать ситуацию успеха для студентов; проектировать и использовать формы и методы оценки результатов работы студентов

Ораторское искусство Осуществлять профессиональную коммуникацию в устной форме для решения задач профессиональной деятельности; использовать законы риторики при построении и реализации публичного выступления; управлять своим эмоциональным состоянием

Подведение итогов конкурса Критически оценивать результаты деятельности; проектировать дальнейшие образовательные маршруты

Участие в конкурсе меняет самоотношение преподавателей. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост. У них появляется возможность увидеть неординарный опыт других и сравнивать свои возможности с достижениями коллег, что, безусловно, можно считать механизмом самообразования.

Результатом конкурса становится также база оригинальных образовательных технологий и методик, подготовленных участниками. Высокая степень документированности, предусмотренная конкурсными правилами, позволяет аккумулировать, сохранять и распространять интересные практики педагогической деятельности.

Кейсы, подготовленные участниками, могут стать предметом научно-методического анализа и войти в содержание учебников и учебных пособий для обучающихся основных и дополнительных программ педагогического профиля. Сами конкурсные задания при соответствующей адаптации могут использоваться для проведения промежуточной и итоговой аттестации, а также в системе независимой оценки квалификации педагогов.

Следует отметить еще один несомненный эффект конкурса: его результатом становится формирующееся сообщество активных, творческих педагогов. Участие в конкурсе дает импульс к последующему профессиональному диалогу, ориентированному на совместное обсуждение и поиск решений проблем высшего образования. Потребность в таком диалоге - общеевропейский тренд. Не случайно в научной и образовательной практике британских и континентальных европейских университетов все чаще используется понятие "teaching community" [3], характеризующее особый тип взаимодействия между преподавателями. Подчеркивается, что успех высшего образования определяется зрелостью не только научного, но и педагогического сообщества, объединенного общим видением стратегии и программы совершенствования образовательного процесса.

Новый по своей природе образовательный процесс может организовать и оценить только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного профессионального поиска и самосовершенствования. В связи с этим целесообразно расширять возможности и разнообразить модели подготовки педагога, не пренебрегая такими, на первый взгляд, простыми и очевидными, но на самом деле обладающими серьезным потенциалом формами, как конкурсы профессионального мастерства.

Список литературы

1. Всемирная конференция по высшему образованию 2009 г. Новая динамика развития высшего образования и исследований в целях социальных изменений и развития (ЮНЕСКО, Париж, 5-8 июля 2009 г.). Коммюнике (8 июля 2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/ images/0018/001832/183277r.pdf (дата обращения: 15.02.2016).

2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1839456 (дата обращения: 15.02.2016).

3. D'Andrea, V. Improving teaching and learning in higher education [Текст] / Vaneeta D'Andrea, David Gosling. - Berkshire: SRHE and Open University Press Imprint, 2005. - P. 7.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-Ф3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 15.02.2016).

References

1. Vsemirnaya konferentsiya po vysshemu obrazovaniyu 2009 g. Novaya dinamika raz-vitiya vysshego obrazovaniya i issledovaniy v tselyakh sotsialnykh izmeneniy i raz-vitiya (UNESKO, Paris, 5-8 July 2009). Communiqué (8.07.2009). Available at: http:// unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183277r.pdf (accessed: 15.02.2016).

2. Professionalnyy standart "Pedagog professionalnogo obucheniya, professionalnogo obrazovaniya, dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya" (utverzhden prika-zom Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 08.09.2015 No. 608n). Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1839456 (accessed: 15.02.2016).

3. D'Andrea V., Gosling D. Improving teaching and learning in higher education. Berkshire: SRHE and Open University Press Imprint, 2005. P. 7.

4. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (ot 29.12.2012 No. 273-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (accessed: 15.02.2016).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.