Научная статья на тему 'Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности бакалавров, студентов и магистрантов ни ИрГТУ'

Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности бакалавров, студентов и магистрантов ни ИрГТУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / STUDENT CONTESTS / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дабаев Вадим Петрович, Куклина Мария Владимировна, Рупосов Виталий Леонидович

Показано, что ключевой проблемой технических вузов является привлечение студентов к созданию интеллектуальных продуктов в процессе обучения. Наиболее востребованным интеллектуальным продуктом на рынке является инновация. Доказано, что «живой» инновационной средой для продвижения идей могут являться студенческие команды, занимающиеся доведением инновационных продуктов до рынка, что позволяет одновременно реализовывать творческий потенциал молодежи вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“FROM IDEA TO BUSINESS” COMPETITION AS AN INSTRUMENT TO IMPROVE INNOVATION AND ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY OF BACHELORS, STUDENTS AND GRADUATE STUDENTS OF NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The key problem of Russian technical universities is students’ involvement in the production of intellectual products while being educated. Innovation is the most marketable product. It is proved that the student teams promoting innovation products on the market can form a “live” innovation environment, where the university youth creative potential is implemented.

Текст научной работы на тему «Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности бакалавров, студентов и магистрантов ни ИрГТУ»

Организация на предприятии стратегического - организация контроля эффективности управле-

риск-менеджмента должна состоять из следующих ния рисками и при необходимости внесения измене-

этапов: ний в политику риск-менеджмента предприятия.

- определение целей и постановка задач управ- Наибольшая эффективность системы риск-ления рисками; менеджмента на предприятии достигается при посто-

- определение, анализ и описание рисков; янном аудите как самой системы, так и соответствия

- оценка рисков; принятой политике управления рисками.

- корректировка стратегических целей предприя- По результатам аудита проводится оценка эф-тия с учетом системы рисков; фективности системы с позиции выполнения постав- разработка и реализация мероприятий в отно- ленных целей.

шении рисков;

Библиографический список

1. Лобанов А.А., Чугунов А.В. Энциклопедия финансового http://www.hedging.ru/publications/498. риск-менеджмента. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. р. XII. 3. Стандарты управления рисками - ALARM, IRM: 2002,

2. Поляков Р.К. Новая парадигма риск-менеджмента: стра- translation copyright FERMA: 2003. тегический подход // Конкурс Хеджинга -

УДК 338

КОНКУРС «ОТ ИДЕИ К БИЗНЕСУ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ БАКАЛАВРОВ, СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ НИ ИРГТУ

© В.П. Дабаев1, М.В. Куклина2, В.Л. Рупосов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Показано, что ключевой проблемой технических вузов является привлечение студентов к созданию интеллектуальных продуктов в процессе обучения. Наиболее востребованным интеллектуальным продуктом на рынке является инновация. Доказано, что «живой» инновационной средой для продвижения идей могут являться студенческие команды, занимающиеся доведением инновационных продуктов до рынка, что позволяет одновременно реализовывать творческий потенциал молодежи вуза. Ил. 3. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: студенческие конкурсы; молодежное предпринимательство; инновационное предпринимательство; инновационные проекты.

"FROM IDEA TO BUSINESS" COMPETITION AS AN INSTRUMENT TO IMPROVE INNOVATION AND ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY OF BACHELORS, STUDENTS AND GRADUATE STUDENTS OF NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY V.P. Dabaev, M.V. Kuklina, V.L. Ruposov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The key problem of Russian technical universities is students' involvement in the production of intellectual products while being educated. Innovation is the most marketable product. It is proved that the student teams promoting innovation products on the market can form a "live" innovation environment, where the university youth creative potential is impl emented.

3 figures. 5 sources.

Key words: student contests; youth entrepreneurship; innovation entrepreneurship; innovation projects.

Россия только начинает развивать модернизацию, дентов является одним из важнейших факторов раз-

это соответствует современным глобализационным вития инновационной среды вуза. Вопросы привлече-

процессам и развитию инновационной экономики. Ин- ния молодежи (студентов, аспирантов, молодых уче-

новационная и предпринимательская активность сту- ных) к инновациям и предпринимательству можно ре-

1Дабаев Вадим Петрович, магистрант, тел.: 89501412937, e-mail: ray-boss@yandex.ru Dabaev Vadim, Graduate, tel.: 89501412937, e-mail: ray-boss@yandex.ru

2Куклина Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89246246249, e-mail: kuklina-kmv@yandex.ru

Kuklina Mariya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89246246249, e-mail: kuklina-kmv@yandex.ru

3Рупосов Виталий Леонидович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 83952405901 , e-mail: tpark@istu.edu

Ruposov Vitaly, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 83952405901, e-mail: tpark@istu.edu

шить с помощью проведения различных конкурсов и грантов. В последние годы увеличилось количество различных возможностей реализовать свой творческий и научный потенциал для молодых ученых, аспирантов, студентов и магистрантов.

В настоящее время Иркутский государственный технический университет активно проводит различные мероприятия, способствующие формированию инновационной и предпринимательской среды. Одним из новых и перспективных проектов университета является конкурс «От идеи к бизнесу».

Иркутский государственный технический университет - самый восточный национальный исследовательский университет России, который занимает одну из лидирующих позиций по инновационной и научной деятельности. ИрГТУ имеет один из лучших показателей среди вузов страны по участию в технологических платформах РФ (9 платформ) и программах инновационного развития госкомпаний (16 компаний) [1].

Выполнение программы развития НИ ИрГТУ позволит к 2019 году внести существенный вклад в экономику региона. В рамках Фз №217 планируется открыть не менее 35 малых инновационных предприятий [3]. Для реализации вышеперечисленных планов университета предполагается привлечь молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов к научной, инновационной и предпринимательской деятельности. Одним из инструментов активизации молодежи являются конкурсы и гранты.

Для достижения этой цели в ИрГТУ проводится систематическая работа по следующим направлениям:

• Подготовка студентов, аспирантов и молодых ученых для коммерции технологии, для этого проводятся курсы «Инновационный менеджмент, венчурное предпринимательство и коммерциализация технологий»;

• Организация участия в научных мероприятиях (конференции, конкурсы, олимпиады, форумы);

• Подготовка инновационных проектов для участия в различных мероприятиях;

• Проведение внутренних мероприятий для повышения инновационной активности молодежи;

• Организация и открытие инновационных студенческих конструкторских бюро.

В ИрГТУ проводятся (совместно с партнерами) различные конкурсы инновационных проектов среди студентов и молодых ученых. Например, в 2012 году были проведены конкурсы «Байкал 2020», «Инженеры будущего», «У.М.Н.И.К.12», «Фестиваль науки 2012» и др. Одним из таких мероприятий является конкурс предпринимательских проектов «От идеи к бизнесу», который был запущен с сентября 2012 года. В данном конкурсе могут принять участие студенты, магистранты и бакалавры Ни ИрГТУ. Конкурс является одним из элементов комплексной университетской системы поддержки инновационного предпринимательства среди студентов, аспирантов и молодых ученых, финансируется из средств программы «Инвестиции в будущее» ИрГТУ.

-к-к-к

Зарубежный опыт показывает, что предпринима-

тельская активность студентов - это один из ключевых факторов конкурентоспособности вузов.

Идея проведения данного конкурса извлечена из опыта Кембриджского университета предпринимательства. Кембриджский университет является старейшим университетом Великобритании и, как известно, является одним из самых успешных университетов в мире. Начиная с 1999 года Кембриджским университетом было запущено более 450 проектов, сформированные из них более 40 компаний стали успешными и привлекли более £ 33 миллионов фунтов, что подтверждает эффективность подобных конкурсов [4].

Суть конкурса в Кембриджском университете предпринимательства заключается в том, чтобы участники могли написать свою бизнес-идею в 100 слов. Критерием оценки является только потенциал проекта, 20 победителей этого этапа получают 1 фунт за 1 слово и проходят в следующий этап конкурса. В следующем этапе необходимо написать резюме проекта в 1500 слов, где отбираются 10 проектов-финалистов, которые получают 1500 фунтов. В итоге они должны написать бизнес-план проекта и из них отбираются 5 проектов - победителей, которые получают по 3500 фунтов на создание предприятия. В команде проекта должен быть студент или недавний выпускник Кембриджского университета. Прием заявок на первый этап конкурса проводится в октябре, победителей первого этапа определяют в ноябре, и начинается 2-й этап конкурса, который заканчивается в январе. В феврале объявляются победители, и начинается 3-й заключительный этап, который заканчивается в апреле. В июне определяются команды-призеры, которые создали жизнеспособный бизнес. С помощью денежных премий победители должны реализовать свой бизнес [2]. На рис.1 представлена модель проведения конкурса «100 фунтов за 100 слов».

Кембриджский университет предпринимательства в свою очередь перенял опыт Массачусетского технологического института (MIT), где также проводится подобный конкурс с 1990 года и называется «MIT 100 тыс.дол.» [5]. Суть конкурса заключается в объединении компетенций студентов технологических и управленческих специальностей в ходе реализации совместных проектов. Проект-победитель получил в 1990 году финансирование в 10000 долларов, сумма второй премии составляла 3000 дол., третьей - 2000 дол. В 1996 году сумма увеличилась до 30 тыс. дол. за 1-е место и по 10 тыс. дол. за второе и третье места. В 2006 году сумма призового фонда была увеличена до 100 тыс. дол.

Обязательным условием конкурса является наличие в составе команды хотя бы одного студента MIT. Цикл конкурса растянут на весь учебный год. В октябре проводится соревнование коротких презентаций, раскрывающих суть проекта за 1 минуту. Февраль -время конкурса резюме проектов. В конце апреля цикл завершается состязанием бизнес-планов и презентацией проектов (презентация не более 12 слайдов). Модель проведения конкурса в MIT представлена на рис. 2.

Университет Студенты

Рис. 1. Модель проведения конкурса «100 фунтов за 100 слов»

Университет Студенты Другие

Рис. 2. Модель проведения конкурса «MIT 100 тыс. дол.

В настоящее время «MIT 100 тыс. долларов» является одним из наиболее крупных и известных конкурсов, ориентированных на молодых предпринимателей в США. Общий бюджет конкурса в 2010 году, включая общий призовой фонд в 100 тыс.дол, оплату консультационных услуг, PR- активность, составил 350 тыс. дол.

Таким образом, мы заимствовали идею проведения этого конкурса из Кембриджского университета, а он в свое время перенял опыт MIT.

Конечно, финансирование в нашем университете несколько отличается от зарубежного, но необходимо учитывать, что изначально финансирование в том же MIT было в 10 раз меньше, чем на сегодняшний день. Вполне возможно, что в дальнейшем, если этот конкурс будет продолжен, финансирование будет увеличиваться, например, за счет привлечения инвесторов.

-к-к-к

Поскольку конкурс был запущен в сентябре 2012 года, мы можем представить следующие данные о конкурсе.

На первом этапе было необходимо написать свою идею в 100 слов, где предполагалось отобрать 20 полуфиналистов, которые получат по 1000 рублей и

пройдут в следующий этап конкурса. Первый этап проводился с сентября по октябрь 2012 года. Второй этап проходит в ноябре 2012 года, третий этап планируется провести в марте-апреле 2013 года.

На первом этапе экспертной комиссией было отобрано 16 проектов из 93 заявленных. Все участники, прошедшие во второй этап конкурса, имели возможность пройти курс «Инновационный менеджмент, венчурное предпринимательство и коммерциализация технологий» бесплатно в Технопарке НИ ИрГТУ, где они получили необходимые знания по написанию резюме проекта и бизнес-планированию.

На втором этапе те, кто прошел в полуфинал, должны написать резюме проекта и подготовить краткую презентацию своего проекта. Из представленных проектов отбираются 10 проектов-финалистов, и сумма награды составляет 15 тысяч рублей каждому победителю. И на третьем этапе участникам необходимо написать подробный бизнес-план и презентацию проекта - в итоге будут отобраны 5 проектов, которые смогут начать бизнес с 70 тыс. рублей. Модель проведения конкурса «От идеи к бизнесу» приведена на рис.3.

Технопарк Университет Студенты

Рис. 3. Модель проведения конкурса «От идеи к бизнесу»

В настоящий момент по итогам первого этапа сформирована информационная база заинтересованных, активных, амбициозных студентов, готовых получать новые знания, повышать свой уровень образования, участвовать в разработке проектов.

Участники с проектами, которые не прошли по конкурсу «От идеи к бизнесу», могут подавать заявки на обучение курсу «Инновационный менеджмент, венчурное предпринимательство и коммерциализация технологий» и там уже объединиться в команды с участниками, прошедшими отбор, или доработать свои проекты. Таким образом, можно рассматривать конкурс как один из элементов командообразования.

В конкурсе «От идеи к бизнесу» можно было подавать заявку от команды проекта, что на самом деле приветствовалось, так как в идеале работой над продвижением инновационного проекта должны заниматься студенты экономических специальностей, а научно-исследовательскую часть должны вести студенты технических специальностей.

Примером такой командной работы может служить проект Светланы Быковой «Интернет-магазин продукции с символикой ИрГТУ». Светлана - экономист (студентка группы ФК-08-1), в проекте задействованы студенты факультета кибернетики, обладающие техническими навыками.

В ноябре 2012 года в ИрГТУ было проведено анкетирование студентов по выявлению предпринимательской активности и заинтересованности студентов. Анкетирование дало следующие результаты: из 608 опрошенных студентов - 83% хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью, и около 5% (31 человек) ответили, что у них есть собственный бизнес.

Таким образом, имеется достаточное количество желающих заниматься предпринимательской деятельностью. Первым шагом для них может послужить

участие в конкурсе «От идеи к бизнесу». Необходимо отметить, что в университете началась работа по активизации предпринимательской деятельности студентов и молодых ученых. В настоящий момент формируется база данных выпускников ИрГТУ - предпринимателей и готовится страница на сайте ИрГТУ о студентах - предпринимателях.

С ноября 2012 года каждую пятницу организовываются встречи студентов с выпускниками-предпринимателями, которые делятся своим опытом ведения бизнеса, дают рекомендации начинающим, оставляют свои контакты. Эта идея была частично заимствована из практики Кембриджского университета предпринимательства, где проходит мероприятие «Деловой вторник». Во вторник вечером организуется открытая и свободная встреча местных деловых кругов и всех сотрудников и студентов университета. Она знакомит участников с миром бизнеса и предпринимательства и дает рекомендации по осуществлению своих предпринимательских амбиций.

Модель процесса по привлечению студентов к инновационной деятельности в ИрГТУ создана на базе анализа существующих моделей в ведущих вузах других стран. Данная модель позволяет максимально использовать существующие ресурсы университета и уже работающие механизмы привлечения к научным работам студентов. Основные эффекты от реализации процессов на базе модели:

- повысить количество вовлеченных студентов в инновационную деятельность;

- увеличить количество инновационных проектов в вузе;

- доводить инновационные проекты до реализации с использованием творческого потенциала студентов.

Предложенная модель может быть реализована и в других российских университетах.

Библиографический список

1. Воронина В.Н. Инновационная деятельность российских вузов. Информационный сборник, часть 1. М: ФГНу «Госме-тодцентр», 2011. 343с.

2. Петреченко В., Митин Ю. Инновации: ключ на старт. Экосистема венчурных компаний посевного цикла: состояние и перспективы. М.: Бизнес-журнал, ИД Компьютерра, 2010. 288с.

3. Отчет об инновационной деятельности 2011 // URL: http://www.istu.edu/structure/51/1130/ (дата обращения 16.12.2012 г.).

4. URL: http://www.cue.org.uk/competition/ (дата обращения 05.12.2012 г.).

5. URL: http://www.mit100k.org (дата обращения 10.12.2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.