МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
КОНКУРЕНЦИЯ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ШКОЛ ЗА БУДУЩЕЕ КАЗАХСТАНА
Адилханулы Нурлан
Кафедра региональных исследований Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылайхана ул. Муратбаева, 200, город Алматы, Республика Казахстан, 050022
В статье рассматривается вопрос о зарождающемся в республике соперничестве выпускников различных зарубежных образовательных школ. Данный вопрос, вероятно, станет весьма актуальным для Казахстана в самой ближайшей перспективе, так как может повлиять на внешнеполитический курс развития страны. Вчерашние казахстанские выпускники западных университетов, а также университетов России, Китая, Турции уже вступили в серьезную конкуренцию за ведущие позиции в рядах отечественной элиты в области политики, экономики и бизнесе.
Ключевые слова: конкуренция, высшее образование, выпускники, элита, политика, экономика, бизнес, зарубежный, диплом, истеблишмент, школа, система.
Еще каких-то 20 лет назад высшая школа Казахстана была ориентирована на советскую, а позже — российскую систему образования. Наличие заветного ромбика на лацкане пиджака гарантировало быстрый карьерный рост и успешное продвижение по службе. Не только в Казахстане, но и во всех республиках бывшего Союза на студента московского или ленинградского вуза смотрели с такой же завистью и благоговением, как сегодня восхищаются выпускником американского Гарварда или британского Оксфорда. Наверное, никто не брался подсчитывать общее количество наших соотечественников, получивших образование в соседней стране. Да и вряд ли такая статистика существует. Но то, что российские выпускники составляют на сегодняшний день значительный процент среди представителей высшего и среднего звена государственной власти республики, — факт наверняка бесспорный.
Однако грянувшие процессы глобализации международного образовательного пространства открыли для казахстанцев новые, доселе невиданные возможности получения образования далеко за пределами Казахстана. Перед ними распахнулись двери престижнейших университетов мира. В поисках знаний многие молодые
люди устремились в самые дальние уголки зарубежья, добравшись до таких экзотических государств, как Австралия и Новая Зеландия. Так, если с 1994 по 2004 г. по одной только президентской программе «Болашак» за рубежом прошли обучение 785 человек, то начиная с 2005 г. их количество превысило 3000. А всего за границей, по данным АО «Центр международных образовательных программ» министерства образования и науки Казахстана [1], вне программы «Болашак», за собственный счет, грызут гранит науки до 30 000 тысяч наших студентов.
На сегодняшний день определились страны или группы стран, где, в основном, предпочитают обучаться граждане Казахстана. Условно их можно разделить на три группы. Первая — Российская Федерация. В российские вузы поступают до 30% наших абитуриентов. Вероятно, здесь сказываются факторы территориальной близости и языковой общности. Вторая, самая многочисленная категория обучающихся (до 50%), выбрала для себя государства Северной Америки и Европы (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция и Чехия). Третье, сравнительно новое и перспективное направление — азиатское (Китай, Корея, Япония и Малайзия). Особняком стоит обучение в Турции. Исходя из географии образовательных интересов наших земляков, можно судить о том, выпускники каких зарубежных школ будут в скором времени конкурировать за ключевые позиции в отечественной экономике, политике и бизнесе. Уже сегодня среди обладателей иностранных дипломов развернулась жесткая и бескомпромиссная борьба за попадание в избранный круг казахстанской элиты.
Статистика свидетельствует, что за последние десять лет общее количество иностранных студентов в России достигло 100 тысяч человек. Примерно половина из них — представители стран СНГ, остальные — иностранные граждане, главным образом из Азии, Африки и Ближнего Востока [2]. Однако, несмотря на положительную динамику роста числа обучающихся зарубежных граждан, доля России на международном рынке образовательных услуг продолжает неуклонно снижаться и на сегодняшний день составляет 2%. И если Советский Союз был на втором месте в мире по этому показателю, то современная Россия — на десятом. Бесспорным лидером в этой сфере являются США, где обучается почти треть всех иностранных студентов мира (свыше 25%), а чистый ежегодный доход, который они приносят американским вузам, составляет более 15 млрд долл. США.
Известно, что основными критериями, которыми руководствуются абитуриенты при выборе университета, являются авторитет государства, язык обучения, порядок признания дипломов, репутация учебного заведения, условия жизни и быта. По многим этим показателям российские вузы пока отстают от своих зарубежных конкурентов. Например, немалых усилий стоит процедура прохождения нострификации диплома о среднем образовании, которая осуществляется только в Москве. Поступающие в региональные вузы абитуриенты вынуждены специально для этого приезжать в столицу. Непонятной остается и практика запрета на работу для студентов-иностранцев в России, что ставит крест на получении образования для талантливой молодежи, которая не в состоянии оплачивать свое обучение без дополнительных заработков. В США большинство приезжих студентов в свободное от учебы время может свободно подрабатывать себе на жизнь.
Однако, несмотря на все эти сложности и преграды, российское образование по-прежнему остается востребованным для многих казахстанцев. Сегодня в соседнем государстве обучается более 10 000 граждан нашей страны. В одной только Москве — почти 2800 человек. Дипломы с двуглавым орлом пользуются стабильным спросом у жителей приграничных с Россией казахстанских областей. Ряд вузов Поволжья, Урала и Сибири уже многие годы «специализируются» на приеме и обучении студентов из Казахстана [3]. Ожидается, что с созданием Единого экономического пространства между нашими странами барьеры, остающиеся на пути получения качественного и недорогого российского образования, окончательно исчезнут. В процессе углубления интеграции между нашими странами и возрастающей активности российского бизнеса в Казахстане потребность в специалистах из соседней страны будет только расти.
В свое время международная президентская программа «Болашак» стала беспрецедентным по своему значению прорывом Казахстана в международное образовательное пространство, открыв для наших студентов двери лучших зарубежных вузов мира. Казахстану были необходимы квалифицированные кадры с новым мышлением и знанием иностранных языков, без которых были бы невозможны модернизация страны и привлечение иностранных инвестиций. Для достижения этой цели республика выплачивала за каждого «болашаковца» из государственного бюджета в год от 3000 до 7000 долл. США. До этого ни одна страна СНГ не направляла за рубеж такого большого количества студентов по специальной государственной программе. В начале 90-х годов первые группы казахстанских стипедиатов программы отправились в ведущие европейские и американские университеты. Их по праву можно считать казахстанскими «первооткрывателями» западного образования.
Учеба по данной программе предоставляла прекрасную стартовую площадку для продвижения карьеры не только в Казахстане, но и за его пределами [4]. Вернувшись на родину с багажом западных знаний, первые «болашаковцы» оказались в числе самых востребованных специалистов для набирающей обороты казахстанской экономики. За самый короткий срок многие из них достигли небывалых вершин в государственной службе, а также в сферах экономики и бизнеса. Сегодня едва ли не в каждом аппарате министерства, ведомства или национальной компании можно увидеть бывших стипендиатов «Болашака», занимающих позиции первых руководителей или их заместитетелей.
Успехи «болшаковцев» на поприще карьеры в Казахстане кроются прежде всего в их сплоченности и организованности. Не секрет, что казахстанские выпускники западных вузов пользуются особым отношением государств, где они в свое время обучались. Посольства Великобритании, США, Франции и Германии всячески поддерживают создание объединений выпускников своих вузов. Такие альянсы превратились в своеобразные элитарные клубы по интересам, куда ограничен доступ простым казахстанцам [5]. Проведение всевозможных тренингов, встреч, выставок и тематических вечеров — все это форма работы нынешних объединений вчерашних студентов западных университетов. В ходе таких встреч происходит налаживание и упрочение связей как между самими бывшими выпуск-
никами, так и с представителями зарубежных дипломатических миссий и коммерческих структур.
Открытие в Казахстане в начале 90-х годов первых казахско-турецких лицеев стало значительным шагом, приблизившим республику к западным стандартам образования. Идея создания сети средних специальных учебных заведений Турции за рубежом принадлежит известному ученому-тюркологу Фетхуллаху Гюлену. Ее особенность заключается в распространении знаний через лицеи — центры турецкой образовательной, издательской и просветительской деятельности. Эти учебные заведения заметно отличались от наших общеобразовательных школ своими современными методиками и инновационными программами, солидной информационно-технической базой, широкими возможностями для изучения английского и турецкого языков, высокой квалификацией иностранных преподавателей, уникальной системой воспитания подростков [6].
На сегодняшний день более 2000 бывших лицеистов из Казахстана получили высшее образование в различных университетах Турции по государственным или частным образовательным программам. Ежегодно посольство страны проводит набор абитуриентов из числа выпускников казахстанских школ в количестве 125 человек, которые получают право на бесплатное обучение по бакалаврским и магистерским программам за счет турецкого правительства. Будущим студентам выплачивается ежемесячная стипендия в размере 200 долл. США с предоставлением бесплатного проживания в общежитиях. По имеющейся информации все желающие обучаться на родине Ататюрка должны быть освобождены от обязательной сдачи предварительных экзаменов, как это было раньше, а их количество будет увеличено до 200 человек.
Турция с большой пользой использует сложившиеся исторические и культурные связи с Казахстаном по продвижению своих интересов в сфере высшего и среднего образования. В республике действуют три университета и несколько фондов, финансируемых турецким капиталом. Молодежь, закончившая турецкие вузы, отличается особой сплоченностью, организованностью и мобильностью. Под эгидой турецкого посольства, частных компаний, университетов и фондов регулярно проводятся различные благотворительные мероприятия — от празднования Курбан-байрама до главных национальных юбилеев страны. Их целью является объединение и поддержка интеллектуального и делового потенциала набирающего силу тюркоязычного сообщества Казахстана. Поэтому, опираясь на поддержку собственных влиятельных образовательных и деловых структур в Казахстане, Анкаре удалось заложить основы будущего влияния в регионе: местное молодое поколение, получающее образование в анатолийских университетах и колледжах, может оказаться для страны надежной опорой в будущем.
Бытовавшее многие годы представление о том, что в Китай можно приезжать только для изучения китайского языка, осталось в прошлом. В свое время китайское правительство направило на обучение в американские и европейские университеты несколько сотен тысяч своих студентов, которые вернулись на родину высококлассными специалистами по самым передовым направлениям науки и тех-
ники, имея в багаже и превосходное владение английским языком [7]. Теперь в Поднебесной наши соотечественники могут осваивать не только китайский, но и совершенствовать свой английский, французский и другие языки. Власти страны всеми способами способствуют приезду в страну как можно большего числа иностранных студентов, стимулируя этот процесс предоставлением бесплатных государственных грантов, высокими стипендиями, низкой оплатой за проживание и главное — полной гарантией безопасности для жизни и учебы будущих специалистов.
Китай уверенно приближается к лидирующим позициям на международном рынке образовательных услуг, догнав по многим показателям развитые европейские государства. Так, по числу иностранных студентов из Африки КНР уступает в настоящее время только Соединенным Штатам Америки. Сейчас в китайских вузах обучаются более 300 000 иностранных граждан из 51 страны мира. Правительство подписало двусторонние соглашения о взаимном признании дипломов с большинством государств, что значительно облегчает процедуру признания дипломов местных университетов за рубежом. Китайское руководство исходит из простого расчета при приеме иностранных студентов: чем больше приезжает учащихся, тем больше будет у страны ее приверженцев в будущем.
Вопрос о преобладании какой-либо страны с ее системой образования в Казахстане не стоит в настоящее время остро. Достаточно взглянуть на сайт Центра международных программ казахстанского министерства образования, ответственного за реализацию программы «Болашак», чтобы убедиться, что география стран, где обучаются казахстанцы, весьма разнообразна. Это 27 ведущих государств мира — от США до Австралии.
Количество стипендиатов также дифференцировано — здесь нет явных предпочтений к системе образования той или иной страны. Все это может стать определенной гарантией того, что в будущем у нас не будет явного преобладания одних зарубежных образовательных школ над другими и, как следствие, доминирования одних групп национальной элиты над другими. В то же время не исключено, что различным группам влияния предстоит своеобразное соревнование за умы и сердца казахстанцев, где многое будет зависеть от способности будущих элит консолидировать вокруг себя людские массы и повести их собой. Борьба за будущее Казахстана уже идет полным ходом, и начинается она с зарубежной студенческой скамьи...
ЛИТЕРАТУРА
[1] За рубежом образование получают 30 тысяч казахстанцев. URL: http://www.bnews.kz/ ru/news/post/139579.
[2] Плаксий С.И. Конкурентоспособность российского высшего образования // Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда. М., 2008. — С. 111—114.
[3] Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007.
[4] Обучение за рубежом: 5 главных проблем и как с ними справиться. URL: http://www.uchi.kz.
[5] Лучшие британские школы: рейтинг выпускников. URL: http://www.uchi.kz.
[6] Более 10 тысяч иностранных студентов обучается в казахстанских вузах. URL: http://news.headline.kz.
[7] Приключения казахстанцев в Китае // Еженедельная газета «Мегаполис». 05.11.2012.
THE COMPETITION BETWEEN THE LEADING FOREIGN SCHOOLS FOR THE FUTURE OF KAZAKHSTAN
Adilhanuly Nurlan
Department of Regional Studies Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages Muratbaev str., 200, Almaty, Kazakhstan, 050022
This article describes the emerging competition in the country between the graduates of various foreign high schools. This issue may become very topical for Kazakhstan in the nearest future, and it can directly affect the country's vector of development of foreign policy. Kazakhstan's graduates of universities of Russia, China, Turkey and Western countries have entered into serious competition for the leading position in the national elite in the politics, economics and business areas.
Key words: competition, higher education, graduates, the elite, politics, economics, business, foreign diploma, establishment, the school system.
REFERENCES
[1] Za rubezhom obrazovanie poluchayut 30 tysyach kazakhstantsev. URL: http://www.bnews.kz/ ru/news/post/139579.
[2] Plaksiy S.I. Konkurentosposobnost' rossiyskogo vysshego obrazovaniya / Kar'ernyy rost: trans-natsional'nye dialogi ob upravlenii personalom i razvitii rynka truda. M., 2008. — P. 111—114.
[3] Arefev A.L. Rossiyskie vuzy na mezhdunarodnom rynke obrazovatel'nykh uslug. M.: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya, 2007.
[4] Obuchenie za rubezhom: 5 glavnykh problem i kak s nimi spravit'sya. URL: http://www.uchi.kz.
[5] Luchshie britanskie shkoly: reyting vypusknikov. URL: http://www.uchi.kz.
[6] Bolee 10 tysyach inostrannykh studentov obuchaetsya v kazakhstanskikh vuzakh. URL: http://news.headline.kz.
[7] Priklyucheniya kazakhstantsev v Kitae. Ezhenedel'naya gazeta «Megapolis» // 05.11.2012.