Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печникова Наталия Сергеевна

Статья посвящена формированию конкуренции в условиях цифровизации. Раскрыты возможности развития конкурентных отношений посредством использования инструментария цифровизации. Определены возможности и ограничения развития конкурентных отношений в цифровой средеThe article is devoted to the formation of competition in the conditions of digitalization. The possibilities of developing competitive relations through the use of digitalization tools are revealed. The possibilities and limitations of the development of competitive relations in the digital environment are determined

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

УДК 33

Экономические науки

Печникова Наталия Сергеевна, аспирант Южный федеральный университет

КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена формированию конкуренции в условиях цифровизации. Раскрыты возможности развития конкурентных отношений посредством использования инструментария цифровизации. Определены возможности и ограничения развития конкурентных отношений в цифровой среде

Ключевые слова: цифровизация, конкуренция, недобросовестная конкуренция.

Annotation: The article is devoted to the formation of competition in the conditions of digitalization. The possibilities of developing competitive relations through the use of digitalization tools are revealed. The possibilities and limitations of the development of competitive relations in the digital environment are determined

Keywords: digitalization, competition, unfair competition.

Цифровая экономика неотъемлемый элемент присущий для развитого государства. Цифровизация становится основой развития экономики, государственного управления, социальной сферы, бизнеса, общества в целом. Уровень развитости цифровой экономики одновременно транслирует уровень конкурентоспособности народного хозяйства государства на мировом рынке, поэтому эти два элемента являются приоритетными целями государственной политики.

Конкуренцию как экономическое явление можно рассматривать как с субъективной, так и с объективной стороны. Под субъективной понимаются особые экономические отношения между конкретными субъектами рынка, как результат стратегии деятельности, целью которой является увеличение получаемой прибыли. Если рассматривать конкуренцию с объективной стороны, то это ситуация на рынке, при которой хозяйствующие субъекты не оказывают решающего воздействия на условия обращения товаров и услуг на данном рынке.

В Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы, что предполагает создание ряда инструментов стимулирования свободной рыночной экономики, основанных на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов [1]. Перед государством встает многоаспектная задача - развитие конкуренции в экономике, которая реализуется посредством государственной политики по ряду направлений: макроэкономическая деятельность, реформирование налоговой системы, создание благоприятного инвестиционного климата, снижение административных барьеров при постоянном административном надзоре и мониторинге, защита прав граждан.

Цифровая среда как новая платформа для осуществления предпринимательской деятельности позволила расширить географические границы рынков и число их участников. Для потребителей появилась возможность доступа к рынкам на других континентах. Все это говорит о том, что развитие цифровой экономики позволяет обществу и его членам извлечь ряд выгод: снижение роли торговых посредников или же отказ от данного звена при осуществлении своих потребностей, благодаря чему снижаются издержки и итоговая стоимость продукции, посредством заказа товаров напрямую в сети Интернет; ускорение получения услуг; увеличение возможностей для развития предпринимательства и повышения конкурентоспособности его субъектов, в большей степени в онлайн сфере [2]; вместе с тем растет производительность

труда за счет его автоматизации и роботизации; создание новых рабочих мест и появление «новых профессий» согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

В то же время существуют угрозы, которые присущи цифровой экономике. Одной из главных угроз является постоянный рост новых видов мошенничества, рост структурной и технологической безработицы, увеличение между людьми неравенства из-за неодинакового доступа к цифровым технологиям. Кроме того, цифровые технологии фактически создают новые области экономики.

Возможности и ограничения цифровой экономики отразились и на конкурентной деятельности.

Снижение барьеров для входа на рынок привело к тому, что появилось неограниченное количество субъектов на рынке, реализующих однородную продукцию, при этом рыночная доля каждого из чрезвычайно мала и не в состоянии при изменении объемов продаж повлиять на цену продукции. Для выделения на фоне большого числа конкурентов хозяйствующие субъекты вынуждены прибегать к различным приемам, в том числе противоправным.

Появление электронных площадок для осуществления закупок, аукционов, торгов стало значимым событием для бизнеса. Возможность подготовки и подачи документации в электронном виде значительно облегчила и ускорила процедуру заключения договоров, в связи с чем постоянно растет число тех, кто подает заявки таким образом.

Вместе с тем появляются и проблемы, обусловленные цифровым взаимодействием: участники вступают в сговор для обеспечения победы одного из них в торговых процедурах, загружают на площадку одни документы, а затем, после подведения результатов меняют на другие.

Другим направлением, на которое также оказало влияние повсеместное внедрение цифровизации - деятельность недобросовестных конкурентов. Цифровизация открыла возможность для недобросовестной деятельности. Если ранее конкурентами являлись хозяйствующие субъекты, осуществляющие

деятельность на одном рынке и в рамках определенных географических границ. Сейчас данные границы стираются. Посредством использования сети интернет производители и продавцы товаров и услуг могут предлагать свои продукты не только в регионе, где непосредственно осуществляют деятельность, но и далеко за его пределами. В связи с этим происходит перераспределение спроса между конкурентами.

Кроме того, хозяйствующие субъекты для продвижения своих товаров и услуг создают сайты. Вместе с тем недобросовестные конкуренты используют данный инструмент в своих целях. Компания-лидер на протяжении определенного периода создает бренд, фирменный стиль, вызывающий устойчивую ассоциацию именно с его товарами и услугами. Недобросовестные конкуренты мимикрируют под более успешного конкурента, посредством создания сайтов с использованием схожего цветового сочетания, стилистических решений, графических элементов в оформлении, заимствованных у «первоисточника». Также в этой деятельности недобросовестным конкурентам способствует то, что сейчас открыты многие реестры и базы данных, которые ведут государственные органы. Примером в данном случае могут служить реестры Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в том числе реестр товарных знаков, который используется не только для того, чтобы ознакомиться с зарегистрированными обозначениями, сколько для получения сведений об уже заявивших о себе и сформировавших интерес к своей деятельности. Товарный знак вызывает устойчивую ассоциацию с определенной организацией, особенно если компания длительное время существует на рынке. Недобросовестный конкурент, получив сведения о зарегистрированном товарном знаке может создать подобное графическое или буквенное обозначение, сходное до степени смешения с оригинальным товарным знаком. Вместе с тем потребитель, не обладающий специальными знаниями, может принять обозначение недобросовестного конкурента за оригинальный товарный знак.

Однако использование в сети сходных элементов недобросовестным конкурентом может привлечь внимание пострадавшего от его действий конкурента, что позволит оперативнее предпринять меры для устранения нежелательной деятельности.

Цифровизация также способствует более быстрому распространению информации. Однако это качество не всегда несет положительные последствия. Если хозяйствующим субъектом будет распространяться ложная и недостоверная информация о конкуренте, то она также стремительно получит свое распространение, что принесет репутационные потери и отток потребителей. Восстановление репутации после дискредитации хозяйствующего субъекта, как правило имеет самые большие негативные последствия, так как публикация достоверных сведений не всегда достигает той целевой категории, которая ранее получила негативные сведения о хозяйствующем субъекте.

Соответственно цифровая среда не только предоставляет доступ к инструментарию недобросовестной конкуренции, но и к возможностям продвижения деятельности хозяйствующих субъектов.

Цифровая экономика становится вызовом для регулирования конкуренции. Законодательство не всегда успевает за развитием инновационных технологий, в связи с чем появляется ситуация, когда хозяйствующие субъекты получают не равный доступ к инструментам продвижения и осуществления деятельности. В связи с чем развитие конкуренции, особенно в условиях цифровизации является приоритетом государственной политики.

Библиографический список:

1. Леонова, Е. В. Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы / Е. В. Леонова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018.

— С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/13991/ (дата обращения: 20.10.2021).

2. Чепурнова Н.М., Мурызева В.О. Свободная конкуренция в условиях цифровой экономики: механизмы защиты // Государственная служба. 2020. №2 (124). URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/svobodmya-konkurentsiya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-mehanizmy-zaschity (дата обращения: 01.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.