Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ / ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евплова Екатерина Викторовна, Якупов Валерий Рамильевич, Золотухин Сергей Николаевич, Федосеев Андрей Васильевич, Мурыгина Лариса Сергеевна

В статье «Конкуренция в политической сфере» осуществлен теоретический анализ проблемы конкуренции в политической сфере, а именно раскрыта сущность понятия «политическая конкуренция», проанализирована научная литература, освещающая проблему политической конкуренции. Под политической конкуренцией можно понимать осуществляемое в рамках правового поля соперничество политических субъектов за обладание публичной властью. Определен круг участников политической конкуренции, который включает в себя: политические партии (прочие общественные объединения), государственные органы и органы местного самоуправления, кандидаты (на должность Президента РФ, в депутаты Государственной Думы и т.д.). Кроме этого, в данной статье, охарактеризованы субъекты политической конкуренции, рассмотрены экономические подходы к пониманию политической конкуренции, охарактеризованы типы политической конкуренции, рассмотрены конституционные основы политической конкуренции, представлен уровень политической конкуренции в России. Сделан вывод о том, что политическая конкуренция является одной из важных характеристик, политической системы и политического режима современного государства. Важным показателем развития современного демократического государства является наличие в нем возможностей для политической конкуренции. Наличие политической конкуренции является одним из признаков демократического государства. Именно политическая конкуренция и ее постоянная динамика обеспечивает социально-политическую стабильность и долговременную устойчивость демократической политической системы, наделяют ее способностью к саморегулированию и самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Евплова Екатерина Викторовна, Якупов Валерий Рамильевич, Золотухин Сергей Николаевич, Федосеев Андрей Васильевич, Мурыгина Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION IN THE POLITICAL SPHERE

The article «Competition in the political sphere» carried out a theoretical analysis of the problem of competition in the political sphere, namely, the essence of the concept of "political competition" was revealed, and the scientific literature covering the problem of political competition was analyzed. Political competition can be understood as the rivalry of political subjects for the possession of public power carried out within the framework of the legal field. The circle of participants in political competition has been determined, which includes: political parties (other public associations), state bodies and local governments, candidates (for the post of President of the Russian Federation, for deputies of the State Duma, etc.). In addition, in this article, the subjects of political competition are characterized, economic approaches to understanding political competition are considered, types of political competition are characterized, the constitutional foundations of political competition are considered, and the level of political competition in Russia is presented. It is concluded that political competition is one of the important characteristics of the political system and political regime of the modern state. An important indicator of the development of a modern democratic state is the presence in it of opportunities for political competition. The presence of political competition is one of the hallmarks of a democratic state. It is political competition and its constant dynamics that ensure socio-political stability and long-term stability of a democratic political system, endow it with the ability to self-regulate and improve itself.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

EVPLOVA Ekaterina Viktorovna and others Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration.

COMPETITION IN THE POLITICAL ... 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

V7TK" ^90 Г7=Ч~7Я&Г1©2022 Контент доступен по лицензии СС В Y-NC 4.0

J М14 у |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. j (j 57145/27128482 2022 11 01 02 lfcde3MI^Mhttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

© Автор(ы) 2022

ЕВПЛОВА Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

SPIN-код: 7073-8974 AuthorID: 592484 ResearcherID: AAE-7706-2020 ORCID: 0000-0002-5899-7830 Scopus Author ID: 57194282379

ЯКУПОВ Валерий Рамильевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

SPIN-код: 1827-6529 AuthorID: 932671 ResearcherID: D-8679-2019 ORCID: 0000-0003-3650-8220 ScopusID: 57205494995

ЗОЛОТУХИН Сергей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

SPIN-код: 2433-3697 AuthorID: 693858

ФЕДОСЕЕВ Андрей Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

SPIN-код: 5795-7770 AuthorID: 561342 ORCID: 0000-0002-0856-8159

МУРЫГИНА Лариса Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

SPIN-код: 2003-1420 AuthorID: 561351 ORCID: 0000-0001-8543-1931

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454080, Россия, Челябинск, ekaterina@evplova.ru Аннотация. В статье «Конкуренция в политической сфере» осуществлен теоретический анализ проблемы конкуренции в политической сфере, а именно раскрыта сущность понятия «политическая конкуренция», проанализирована научная литература, освещающая проблему политической конкуренции. Под политической конкуренцией можно понимать осуществляемое в рамках правового поля соперничество политических субъектов за обладание публичной властью. Определен круг участников политической конкуренции, который включает в себя: политические партии (прочие общественные объединения), государственные органы и органы местного самоуправления, кандидатов (на должность Президента РФ, в депутаты Государственной Думы и т.д.). Кроме этого, в данной статье, охарактеризованы субъекты политической конкуренции, рассмотрены экономические подходы к пониманию политической конкуренции, охарактеризованы типы политической конкуренции, рассмотрены конституционные основы политической конкуренции, представлен уровень политической конкуренции в России. Сделан вывод о том, что политическая конкуренция является одной из важных характеристик, политической системы и политического режима современного государства. Важным показателем развития современного демократического государства является наличие в нем возможностей для политической конкуренции. Наличие политической конкуренции является одним из признаков демократического государства. Именно политическая конкуренция и ее постоянная динамика обеспечивает социально-политическую стабильность и долговременную устойчивость демократической политической системы, наделяют ее способностью к саморегулированию и самосовершенствованию.

Ключевые слова: политика, конкуренция, политическая конкуренция, субъекты политической конкуренции, типы политической конкуренции, конституционные основы политической конкуренции.

Финансирование: работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ №16-393 от 15.06.2022 г. по теме «Теория и методология становления сетевой конкурентоспособности педагогов профессионального обучения в условиях электронного обучения».

COMPETITION IN THE POLITICAL SPHERE

© The Author(s) 2022

EVPLOVA Ekaterina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law YАKUPOV Valerij Ramil'evich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law ZOLOTUKHIN Sergey Nikolaevich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law FEDOSEEV Andrey Vasilievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

of the Department of Economics, Management and Law MURYGINA Larisa Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law South Ural State University for the Humanities and Education 694080, Russia, Chelyabinsk, ekaterina@evplova.ru Abstract. The article «Competition in the political sphere» carried out a theoretical analysis of the problem of competition in the political sphere, namely, the essence of the concept of "political competition" was revealed, and the scientific literature covering the problem of political competition was analyzed. Political competition can be understood as the rivalry of political

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

ЕВПЛОВА Екатерина Викторовна и другие КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ...

subjects for the possession of public power carried out within the framework of the legal field. The circle of participants in political competition has been determined, which includes: political parties (other public associations), state bodies and local governments, candidates (for the post of President of the Russian Federation, for deputies of the State Duma, etc.). In addition, in this article, the subjects of political competition are characterized, economic approaches to understanding political competition are considered, types of political competition are characterized, the constitutional foundations of political competition are considered, and the level of political competition in Russia is presented. It is concluded that political competition is one of the important characteristics of the political system and political regime of the modern state. An important indicator of the development of a modern democratic state is the presence in it of opportunities for political competition. The presence of political competition is one of the hallmarks of a democratic state. It is political competition and its constant dynamics that ensure socio-political stability and long-term stability of a democratic political system, endow it with the ability to self-regulate and improve itself.

Keywords: politics, competition, political competition, subjects of political competition, types of political competition, constitutional foundations of political competition.

Funding: the work was supported by the Shadrinsk State Pedagogical University under the contract for research work № 16-393 dated June 15, 2022 on the topic «Theory and methodology for the formation of network competitiveness of vocational education teachers in the context of e-learning».

ВВЕДЕНИЕ

Если есть власть, то неизбежно возникает борьба за право участвовать в осуществлении этой власти - политическая конкуренция.

Изучение политической конкуренции традиционно относится к компетенции политологии. Политическая конкуренция не сводится только к борьбе на выборах, а пронизывает всю политическую жизнь. Специфика политической конкуренции определяется природой политики как особой сферы жизни общества. Например, политическая конкуренция предполагает, что правитель может быть смещен со своего поста в ходе свободных выборов.

Также политическая конкуренция включает в себе борьбу за влияние на общество (определенные социальные слои и группы). В этом случае достижение политических целей зависит исключительно от умения политической партии либо отдельно взятого кандидата повернуть в свою пользу мнение большинства.

Безусловно, политическая конкуренция - важная составная часть предвыборной борьбы. Именно в условиях соперничества партий появляется конструктивная среда, выявляющая наиболее достойных. Об этом более подробно будет описано далее.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи - осуществление теоретического анализа проблемы конкуренции в политической сферы.

Задачи:

1) изучить сущность понятия «политическая конкуренция»;

2) определить круг участников политической конкуренции;

3) охарактеризовать субъекты политической конкуренции;

4) рассмотреть экономические подходы к пониманию политической конкуренции;

5) охарактеризовать типы политической конкуренции;

6) рассмотреть конституционные основы политической конкуренции;

7) представить уровень политической конкуренции в России.

Используемые методы, методики и технологии: теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, дедукция и др.).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Следует начать с того, что понятие «политическая конкуренция» на сегодняшний день не имеет своего однозначного определения в науке (в том числе, политологической), также оно не нашло отражения в действующем российском законодательстве (ни в Конституции РФ, ни в каких-либо других нормативных правовых актах о нем никаких упоминаний нет).

Рассмотрим некоторые авторские подходы к пониманию рассматриваемой категории.

Л.А. Лукьянова считает, что политическая конкуренция - это набор механизмов, обеспечивающий действие

основных форм народовластия: непосредственной, представительной и консультативной демократии [1, с. 62].

И.Л. Кинзерская приходит к схожему заключению, что «политическая конкуренция есть система публичных сдержек и противовесов, определяющая устойчивый характер развития политической системы и устанавливающая легитимные формы взаимодействия политических акторов в борьбе за власть» [2, с. 9].

Д.И. Кошель трактует рассматриваемую категорию значительно шире. В его интерпретации политическая конкуренция - это сложная система социальных институтов, формальных и неформальных установлений, этносоциальных и культурных традиций; часть социального порядка, продукт человеческой деятельности, она не сводится к борьбе на выборах, а пронизывает всю политическую жизнь [3, с. 14].

А.П. Рылкина и В.Н. Шилов предлагают рассматривать политическую конкуренцию как особую форму социального взаимодействия, понимая под ней соперничество в сфере политики за обладание властью, когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий [4, с. 179-180].

Процессуальную природу данного понятия подчеркивает А.В. Шмыгановский, указывая что «политическая конкуренция - это процесс соперничества субъектов политической деятельности, соблюдающих установленные законом требования и обладающих равными правами, который направлен на получение большего объема властных полномочий по сравнению с остальными субъектами политической деятельности» [5, с. 15].

С.В. Васильева под политической конкуренцией имеет ввиду не только непосредственно социальное взаимодействие между политическими субъектами в рамках борьбы за власть, но и качество самой политической системы, в рамках которой данное взаимодействие происходит [6, с. 17].

Итак, если подытожить указанное ранее, то в общем смысле под политической конкуренцией можно понимать осуществляемое в рамках правового поля соперничество политических субъектов за обладание публичной властью.

Круг участников политической конкуренции достаточно обширен: политические партии (прочие общественные объединения), государственные органы и органы местного самоуправления, кандидаты (на должность Президента РФ, в депутаты Государственной Думы и т.д.).

А.В. Шмыгановский указывает, что как субъекты политической конкуренции наибольший интерес для исследования, на его взгляд, представляют политические партии и государственные органы, ибо они «обладают более широким объемом возможностей и полномочий», чем кандидаты на выборные должности. Также он поясняет, что конкуренция между органами государственной власти обеспечивает их эффективную работу в рамках трех ветвей власти, отдельно уточняя, что глава государ-

EVPLOVA Ekaterina Viktorovna and others COMPETITION IN THE POLITICAL ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

ства, если он не относится ни к одной из ветвей власти, при некоторых формах правления также будет конкурировать с этими ветвями власти (а именно, с органами, к ним относящимися). Конкуренция же между политическими партиями не ограничивается исключительно рамками избирательной кампании, а продолжается после в стенах парламента при осуществлении последним своей основной деятельности [5, с. 15].

Тезис А.В. Шмыгановского о том, что кандидаты на выборные должности не обладают «широким объемом возможностей и полномочий» и по этой причине конкуренция между ними не представляет значительного интереса для исследования, представляется нам спорным. Совершенно очевидно, среди кандидатов часто имеют место те, кто на период избирательного процесса уже занимает выборную должность (по которой истекает срок полномочий) и обладает в связи с этим значительным (а порой, даже чрезмерным) объемом ресурсов. Так, из семи состоявшихся в России президентских выборов в трех из них в качестве кандидата участие принимал действующий Президент РФ (Б.Н. Ельцин в 1996 г., а также В.В. Путин в 2004 и 2018 гг.). Более того, по своим последствиям (если речь идет о государствах с сильной исполнительной властью, например, президентских или смешанных республиках) именно выборы главы государства представляются одними из наиболее значимых для политической системы.

Несмотря на то, что цели экономической и политической конкуренции существенно различаются (получение экономической или политической власти соответственно), политологическая наука достаточно активно использует экономические категории, концепции, модели, адаптируя их для целей исследования и описания соперничества в политической сфере. Объясняется это тем, что «и в экономике, и в политике объекты, по поводу которых происходит конкуренция схожи: ресурсы, рынок, прибыль, потребитель..., можно попробовать использовать экономический инструментарий» [7, с. 43].

Уже в 1962 г. Ю. Хабермас рассматривал активность участников избирательной кампании как разновидность деятельности по продаже товаров и услуг [8, с. 53]. В 1993 г. П. Бурдье ввел понятие «политического поля», то есть места, где посредством конкурентной борьбы между агентами рождается политическая продукция (программы партий, комментарии, концепции, предложения), а обычные граждане, выступая в роли «потребителей», должны выбрать наиболее подходящий для них продукт [9, с. 182]. Согласно модели экономической демократии Хотеллинга-Даунса, характеризующей процесс и результат электорального процесса, «избиратель анализирует прирост полезности, получаемой им от победы той или иной партии в результате выборов, и на основе своих заключений голосует в ходе выборов. Вместе с тем партии определяют предпочтения избирателей и в зависимости от этого модифицируют свои политические платформы» [10, с. 101].

Вообще, можно отметить постепенную «марке-тизацию» политической жизни. В нынешнюю эпоху постмодерна монизм уступил место плюрализму, неактуальными стали концепты о едином народе и общенародной воле, глобализме, универсальной идеологии, едином и магистральном пути исторического развития. Политическая сфера расценивается в качестве еще одного рынка (наряду с рынком нефти, зерна и т.д.), а общество понимается как множество индивидов (порой весьма атомизированное), потребляющих на политическом рынке особые товары - политические программы, идеологии, политические партии, кандидатов, модели управления. Соответственно, в рамках данного подхода политические акторы выступают в качестве соперничающих друг с другом за потребителя (электорат) производителей политических товаров и услуг.

При демократическом политическом режиме, в рамках которого народ признается единственным источни-

ком власти и носителем суверенитета, именно население страны, делегирующее часть своей власти в пользу государственных органов и должностных лиц, является конечным потребителем специфической политической продукции. Непосредственно за лояльность (поддержку) электората разворачивается борьба между политическими субъектами. Избиратели за собственные голоса приобретают политические товары и услуги.

Ситуация складывается принципиально иным образом в условиях недемократических (авторитарных / тоталитарных) режимов. При таких режимах не собственность является источником власти, а наоборот, - власть становится источником собственности. Именно поэтому принципиальное значение в данных системах приобретает прямой доступ к публичной власти. Де факто население исключено из сферы государственного управления и реально не может повлиять на происходящие в стране политические процессы. Власть сконцентрирована в руках отдельного лица или узкой группы лиц, за благосклонность которых соперничают стремящиеся к власти субъекты. Последние предлагают себя, свои компетенции за долю властного ресурса, которая предоставляется им действительными носителями власти.

ОБСУЖДЕНИЕ

Речь можно вести о двух разных видах политической конкуренции - демократической и недемократической. И различий между ними значительно больше, чем сходства.

Продолжая использование аналогии в качестве научного метода, позволившего применить чисто экономические конструкты при описании политических процессов, обозначим типы политической конкуренции. Минимум два таких типа очевидны сразу: чистая монополия и совершенная конкуренция.

Политическая конкуренция, получение от народа права на управление государством в результате открытых, равных и честных состязательных процедур, возможность граждан сменить власть, результаты деятельности которой их не устраивают, - ключевая особенность демократической политической системы. Напротив, политическая монополия - неравенство участников политического процесса, административный (а не выборный) принцип замещения государственных должностей, затрудненность или невозможность смены власти на выборах - особенность недемократического, авторитарного режима [11, с. 287].

Однако чистая политическая монополия и чистая политическая конкуренция - это две крайние, полярные и редко встречающиеся в практике системы. Примером чистой политической монополии выступают страны с тоталитарным политическим режимом, коих на планете за всю человеческую историю наберется всего несколько штук. Чистая политическая конкуренция - это вообще умозрительная, исключительно теоретическая концепция, которая в реальности (собственно, равно как и чистая экономическая конкуренция) вообще не находит своего воплощения. Как указывает В.В. Радаев, «... Условия совершенной (чистой) конкуренции являются крайней точкой оси, на другом полюсе которой находится абсолютная монополия, предполагающая наличие одного продавца» [12, с. 17]. Иные типы политической конкуренции, отклоняющиеся по своим признакам от чистой монополии и совершенной конкуренции, представлены в жизни значительно шире.

В.Н. Шилов и А.П. Рылкина в зависимости от ряда присущих политической системе характерных черт (число политических акторов, типы продукта, контроль за направлением деятельности в политической сфере, условия вступления в политическую сферу) выделяют следующие типы политической конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная (чистая) конкуренция.

Специфическим типом организации политического рынка, когда существует один покупатель ресурсов,

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

ЕВПЛОВА Екатерина Викторовна и другие КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ...

товаров, является монопсония. Монопсония присуща авторитарным режимам, когда носитель верховной власти (одно лицо или ограниченный круг лиц) отбирает из многих претендентов тех, кто будет осуществлять властные полномочия, «покупает» их политико-управленческие услуги. Политическую монопсонию можно также рассматривать и как авторитарную политическую конкуренцию, о которой было сказано ранее [4, с. 182-183].

Среди основ конституционного строя, перечисленных в главе 1 Конституции РФ, фундаментальное значение для существования и развития политической конкуренции в России имеют два из них - принцип разделения властей и принцип политического плюрализма.

Согласно заключению советского исследователя И.Д. Левина «принцип разделения властей является попыткой юридическими средствами обеспечить: 1) относительную независимость отдельных органов государства друг от друга и, в частности, в отношении порядка их образования; 2) ограничение власти каждого органа путем: а) выделения для него определенной сферы деятельности и б) предоставления одному органу возможности противопоставить свою точку зрения точке зрения другого органа, хотя и без права ее замены своим решением» [13, с. 296-297]. Соответственно, принцип разделения властей выступает правовой основой для существования конкуренции между государственными органами, относящимися к различным ветвям власти.

Дополняет принцип разделения властей механизм сдержек и противовесов, формализованный в ряде статей Конституции РФ, наделяющих высшие федеральные органы государственной власти и Президента РФ полномочиями по контролю за законностью (и в ряде случаев, эффективностью) деятельности других органов. Например, право Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ (ст. 117), право Президента РФ распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 112 и 117), полномочие Совета Федерации отрешить Президента РФ от должности (ст. 93), право Президента РФ принять решение об отставке Правительства РФ (ст. 117) и т.д. Данный механизм направлен на недопущение чрезмерного укрепления одного органа власти за счет других, достижение баланса, равновесия между высшими органами государственной власти. Как верно заметил Р.В. Косов, существование такой системы равновесия «в конечном счете определяет особенности практической реализации принципа разделения властей» [14, с. 20].

Другой важнейшей основой конституционного строя, прямо не названной, но фактически закрепленной в ст. 13 Конституции РФ, является политический плюрализм. С.А. Авакьян определяет политический плюрализм как «состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридического статуса официальной государственной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе, т. е. в рамках, с соблюдением закона и равны перед законом» [15, с. 81]. Очевидно, что данная основа конституционного строя создает правовые предпосылки для конкуренции между политическими партиями, т. к. в системах с обязательной государственной идеологией и единственной разрешенной политической партией межпартийная конкуренция абсолютно исключена, попросту невозможна. Рассматриваемый принцип находит свое развитие в отдельных положениях Конституции РФ, предоставляющих гражданам право на создание и вступление в общественные объединения, включая политические партии (ст. 30), а также право граждан на участие в выборах (ст. ст. 3, 32).

Таким образом, Конституция РФ закладывает юридические основы для существования политической конкуренции в рамках политического пространства нашей страны.

Исторически подтверждается, что высокая политическая конкуренция способствует росту качества государственного управления и, наоборот, снижение степени политической конкуренции приводит к падению эффективности соответствующей политической системы. Исследователи, занимающиеся проблемой политической конкуренции в России, отмечают несоответствие ее уровня показателю, в норме присущему демократической политической модели. Приведем выводы некоторых из этих авторов.

Еще в 2005 г. В.В. Лапкин и В.И. Пантин заметили, что «золотой век» российских олигархов уходит в прошлое; на смену ему идет «золотой век» чиновничества и высшей бюрократии, контролирующих основные финансовые потоки и регулирующих отношения собственности. «Пакт элит» по-российски установил доминирование бюрократии и силовых структур как над крупным бизнесом, так и над рядовыми предпринимателями, оставляя массам лишь роль «статиста» в публичных играх, имитирующих функционирование демократии. Оборотная сторона такого «пакта элит» - фактическое отсутствие в России организованной и ответственной оппозиции, влиятельных политических партий [16 с. 57].

Е.Г. Ясин пришел к выводу, что в России нет открытой политической конкуренции, «в результате политической стабилизации политическая конкуренция была ликвидирована вовсе». Он называет некоторые причины такого состояния: доминирование исполнительной ветви власти, то из-за чего принцип разделения властей перестает быть действенным; декларативная свобода слова и информации и, как результат, - СМИ совершенно не опасны для власти; слабая конкуренция между партиями [17, с. 48]. Е.А. Лукьянова указала, что состояние современной политической конкуренции вообще весьма далеко от понятия конкуренции в целом [18, с. 63]. «Низкую интенсивность политической конкуренции» и неопределенность электоральных правил отмечает также С.Н. Пшизова [19, с. 15].

В заключении по данному вопросу хотелось бы отметить, что за последние 25 лет политическая конкуренция в России прошла сложный путь от дезорганизации к стабилизации.

Обратной стороной процесса стабилизации политической системы конца 90-х годов ХХ - начала XXI в. и повышения уровня ее эффективности стало не только усиление роли государства в социально-политическом процессе, но и установление бюрократического контроля над политическими и иными процессами и снижение уровня политической конкуренции. Произошло сокращение количества акторов, принимающих участие в межпартийной конкуренции, т.е. превращения конкуренции в форму олигополии, ослабление влияния граждан на формирование властных структур, а соответственно и общее снижение интереса граждан не столько к институту выборов, сколько к их результатам.

«В 2000-2012 гг. в российском обществе сложился доминирующий участник в лице государства и его части

- бюрократии (включая силовое чиновничество). Такой порядок распределения ресурсов в политической системе устанавливает определенные ограничения на развитие политической конкуренции. И если брать за критерий демократии в нашей стране только один показатель

- политическую конкуренцию, то можно прийти к выводу что система носила скорее автократический или бюрократический, нежели демократический характер» [20, с. 29-30].

Однако унаследованная из советского прошлого политическая индифферентность и пассивность определенной части населения выступает питательной средой для развития разнообразных нарушений конкурентных процессов - недобросовестная конкуренция. Несмотря на то, что политическая конкуренция как феномен и категория относится в первую очередь к предметной области политической науки, ее исследование обязательно

EVPLOVA Ekaterina Viktorovna and others COMPETITION IN THE POLITICAL ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

должно дополняться социологическим анализом, обращенным на поиск социальных факторов и закономерностей, на изучение влияния на политическую конкуренцию исторической, социокультурной, социально-когнитивной специфики политического сознания и культуры [21].

ВЫВОДЫ

Таким образом, политическая конкуренция является одной из важных характеристик, политической системы и политического режима современного государства. Важным показателем развития современного демократического государства является наличие в нем возможностей для политической конкуренции. Наличие политической конкуренции является одним из признаков демократического государства. Именно политическая конкуренция и ее постоянная динамика обеспечивает социально-политическую стабильность и долговременную устойчивость демократической политической системы, наделяют ее способностью к саморегулированию и самосовершенствованию. Характер и динамика политической конкуренции напрямую связаны и определяются тем, как соблюдаются и защищаются политические права и свободы граждан, их права во взаимоотношениях с государством на формирование органов государственной и местной власти, на контроль и участие в деятельности этих органов.

СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ:

1. Лукьянова Е.А. Конкуренция в политике = конкуренция в бизнесе // Современная конкуренция. 2017. № 3(3). С. 61—69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кинзерская И.Л. Влияние электоральных институтов и практик на развитие политической конкуренции в России : автореф. дис. ... канд. пол. наук : 23.00.02/С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2019. 22 с.

3. Кошель Д.И. Политическая конкуренция в современной России: аспекты политико-правовой регуляции : дис. ... канд. пол. наук : 23.00.02 / Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. — Ростов-на-Дону, 2005. 153 с.

4. Рылкина А.П. Политическая конкуренция: термин, понятие, форма деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2011. № 13(108). С. 176-184.

5. Шмыгановский А.В. Конституционно-правовые основы политической конкуренции : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.02 / Всерос. гос. ун-т юстиции. — Москва, 2016. 143 с.

6. Васильева С.В. Политическая конкуренция в теории и действии: к вопросу о сложности ее правовых оценок // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 1(86). С. 16—24.

7. Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6 / под ред. М.А. Краснова, Е.К. Глушко. — Москва: ТЕИС, 2011. 176 с.

8. Николаева Е.М. Политический консюмеризм, или «пустая» объективация // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 151. № 1. С. 51—57.

9. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. — Москва: Socio-Logos, 1993. 336 с.

10. Ярыгин Г.О., Ярыгин О.Н. Моделирование электорального процесса: от концептуальной к компьютерной модели // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14). С. 101—106

11. Вишневский Б.Л. Политическая конкуренция в России: хроника снижения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 3. № 2. С. 287—295.

12. Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 16—25.

13. Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права : Критика основных направлений / Акад. наук СССР. Ин-т государства и права. — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 399 с.

14. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01. — Нижний Новгород, 2002. 321 с.

15. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. —М. : Рос. юрид. изд. дом, 1996. 359 с.

16. Lapkin V.V. Osvoenie institutov i tsennostei demokratii ukrainskim i rossiiskim massovym soznaniem (Predvaritel'nye itogi) [Assimilation of institutions and values of democracy by Ukrainian and Russian mass consciousness (Preliminary results)]. Polis. Politicheskie issledovaniia, 2005, No. 1. P. 50—62.

17. Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России. — Москва : Новое издательство, 2005. 384 с.

18. Лукьянова Е.А. Конкуренция в политике = конкуренция в бизнесе // Современная конкуренция. 2017. № 3(3). С. 61—69.

19. Политические партии и политическая конкуренция в демократических и недемократических режимах /Международный республиканский институт; под редакцией Ю.Г. Коргунюка, Е.Ю. Мелешкиной, Г.М. Михалевой. — Москва : Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК, 2020. 212 с.

20. Макарин А.В. Политическая конкуренция vs политическая стабильность в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2016. № 1. С. 28-39.

21. Евплова Е.В., Демцура С.С., Рябинина Е.В., Якупов В.Р. Конкурентология: синтез междисциплинарных знаний. — Челябинск: ЮУрГГПУ, 2021. 254 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 2022.07.21 Approved date: 2022.08.14 Accepted date: 2022.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.