Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ АГРЕГАТОР-КЛИЕНТ'

КОНКУРЕНЦИЯ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ АГРЕГАТОР-КЛИЕНТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕГАТОРЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЗНАНИЯ / ПОСРЕДНИК / КЛИЕНТ / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснопольский П.А.

В статье рассматривается проблема утраты связи между поставщиками услуг (товаров) и клиентами. Показано, что новые коммуникации, которые носят персонализированный характер, возникают в цепочке агрегатор-клиент. И главным элементом в этой цепочке становится знание о самом важном товаре, то есть о нас с вами. Обладание временем и вниманием каждого пользователя дороже любых технологий, продуктов и услуг. А, значит, борьба за этот бесценный товар только начинается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION IN PERSONALIZATION OF THE AGGREGATE-CLIENT RELATIONS

The article discusses the problem of loss of communication between service providers (customers) and customers. It is shown that new communications, which are of a personalized nature, arise in the aggregator-client chain. And the main element in this chain is the knowledge of the most important commodity, that is, about us with you. The possession of time and attention of each user is more expensive than any technology, products and services. And, hence, the struggle for this priceless commodity is just beginning.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ АГРЕГАТОР-КЛИЕНТ»

Использованные источники:

1. Тришкин, М. Оценка отношения и мотивации лесопромышленных компаний на Северо-Западе России к добровольной лесной сертификации/ М. Тришкин, Е. Лопатин, Т. Карьялайнен // Устойчивое лесопользование. -2014. - № 3 (40). - С. 28-35.

2. FAO Yearbook of Forest Products 2015 [Электронный ресурс, cited 2018 Jan 30]: Food and agriculture organization of the united nations - Rome: 2017. -Available from: http://www.fao.org/3/a-i7304m.pdf. - Загл. с экрана

3. FSC Россия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.fsc.org/ru-ru (дата обращения: 31.01.2018)

УДК 33.338

Краснопольский П.А., к.э.н.

доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

(ИМСИТ) Россия, г. Краснодар КОНКУРЕНЦИЯ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ АГРЕГАТОР-КЛИЕНТ

Аннотация: В статье рассматривается проблема утраты связи между поставщиками услуг (товаров) и клиентами. Показано, что новые коммуникации, которые носят персонализированный характер, возникают в цепочке агрегатор-клиент. И главным элементом в этой цепочке становится знание о самом важном товаре, то есть о нас с вами. Обладание временем и вниманием каждого пользователя дороже любых технологий, продуктов и услуг. А, значит, борьба за этот бесценный товар только начинается.

Ключевые слова: Агрегаторы, конкуренция, знания, посредник, клиент, сервис.

Krasnopolsky PA candidate of economic sciences, associate professor

The Academy of Marketing and Socio-Information Technologies (IMSIT)

Russia, Krasnodar

COMPETITION IN PERSONALIZATION OF THE AGGREGATECLIENT RELATIONS

Abstract: The article discusses the problem of loss of communication between service providers (customers) and customers. It is shown that new communications, which are of a personalized nature, arise in the aggregator-client chain. And the main element in this chain is the knowledge of the most important commodity, that is, about us with you. The possession of time and attention of each user is more expensive than any technology, products and services. And, hence, the struggle for this priceless commodity is just beginning.

Keywords: Aggregators, competition, knowledge, intermediary, client, service.

В современной экономике достаточно часто возникают вопросы по поводу новых технологий ведения бизнеса. Например, на чем основан шумный успех агрегаторов, как эти сервисы меняют и изменят потребительские рынки. Или какой рынок, по-вашему, самый эффективный

- тот, в котором посредник исключен из цепочки, или тот, в котором больше посредников?

Можно предположить, что посредник - это лишнее звено, как для потребителя, так и для производителя товара или услуги: напрямую всегда проще и дешевле [1]. Но когда продажа товара или услуги происходит «из-за прилавка», то есть напрямую без посредников, возникают искажения в обмене информацией, из-за чего выиграть и проиграть могут обе стороны. Чаще всего перекос происходит в пользу продавца: он обладает всеми секретами и знаниями о товаре. И тогда в накладе остается покупатель, а в выигрыше - продавец. Чтобы избежать такой асимметрии, человечество придумало базары и рынки.

Итак, биржи. Рынок должен обеспечивать большую номенклатуру товаров, конкурирующих продавцов, а также покупателей. Роль базаров выполняют биржи. Именно на бирже есть возможность уменьшить асимметрию знаний, а, значит, уменьшить спред между одинаковыми или похожими товарами. Но для биржи нужен инвентарь: точно известная номенклатура товара и большой объем торгов. Только в этом случае биржа становится выгодным предприятием, и покупатель может здесь немедленно превратиться в продавца. Биржа с формированием цены покупки и предложения в реальном времени является конечным пунктом назначения для любого продукта или услуги [2].

На пути к бирже мы видим возрастающую агрегацию для сервисов и продуктов в самых различных областях. Так появляются все новые и новые маркетплейсы.

О сервисах. Первыми в этом направлении стали двигаться сервисы, в которых существовал общий для сервиса инвентарь. Например, в индустрии авиаперевозок такой инвентарь - рейсы, авиапарк, места. Их заполнение ведется в GDS-системах в режиме реального времени. Таким образом, эта индустрия подверглась агрегации (дистанцированию клиентов от держателей продуктов или услуг) раньше всех остальных. Появились сервисы, такие как Expédia, которые предоставляли клиенту выбор, каким образом лучше всего добраться из пункта А в пункт В. Но возникновение посредников на этом не закончилось. Вслед за Expédia появились мета-поисковики - Kayak и Skyscanner. Expédia и Со стали промежуточным звеном.

Еще один массовый пример «отдаления» клиента от владельца сервиса

- это перевозки. Взамен таксопарков, которые работали с клиентом напрямую, появились Uber и похожие сервисы. Дальше последовали сервисы подбора специалистов - учителей, врачей, работников по уходу за детьми и престарелыми людьми. Дальше появились сервисы доставки еды из

ресторанов и магазинов [3]. Последний успешный пример от shipt.com: сервис компании состоит из заказа товара в соседнем магазине, когда один покупатель (назовем его профессиональным) покупает другому покупателю-любителю товары, которые тот и сам бы мог приобрести в магазине.

Конечно, каждый такой сервис удобен для конечного потребителя и экономит время. Но чаще всего потребитель не тратит дополнительных денег, а платит (и высокую цену) в конечном итоге производитель или продавец товара, как в случае с Shipt.

Как устроен бизнес агрегаторов. Авиаперевозчики владеют парком самолетов и крупной логистической инфраструктурой, на управлении которой сосредоточены усилия менеджмента и значимая часть расходов. У таких агрегаторов, как Expédia, нет авиапарка и инфраструктуры, но есть значимый логистический ресурс - контакт-центры, центры по работе с авиаперевозчиками.

Мета-поисковики не владеют ничем. Это виртуальные операторы, не имеющие никакой нагрузки, за исключением команды разработчиков. На что же они тратят свой управленческий и финансовый ресурс? На поиск пользователей, их удержание и удовлетворение их потребностей. Вот почему последние всегда выигрывают борьбу за клиента [4].

В разных областях наблюдается непрерывный процесс появления все большего количества агрегаторов. За авиаперевозками последовали отели -Booking.com, еда - Delivery Hero, такси - Uber, медицина - Zocdoc и многие другие. Чем же таким владеет агрегатор, если у него ничего нет? Совершенно правильно: он владеет самым главным товаром - мной и вами.

Каждый маркетплейс или агрегатор на рынке хочет иметь свои явные преимущества. Далее в статье покажем, какие именно. Что нужно простым потребителям? Назовем основные потребности.

Купить дешевле. Только бизнес без активов может быстро расти [5]. И с ростом бизнеса появляется возможность экономии на объеме. Растущий объем заказов вкупе с наличием конкуренции оказывает давление на производителей (поставщиков продуктов или услуг). Значимую долю маржи получает агрегатор, но и нам с вами тоже что-то перепадает: мы покупаем сервис или продукт дешевле, нежели бы покупали такой продукт или услугу напрямую.

Возможность оставить свой отзыв, комментарий. Это может быть честный отклик об услуге. К агрегатору у пользователя больше доверия, потому как агрегатор услуг не предоставляет, а, значит, является независимым в споре «клиент - продавец» [6].

Будущее агрегаторов. Чем больше данных, тем больше у «держателя клиента» возможностей предсказать, что клиенту нужно предложить в данный момент. Агрегаторыстановятся все более персонализированными по отношению к своим клиентам. А поставщики услуг и продуктов теряют связь с ними [7]. Именно это объясняет рост количества агрегаторов, а затем «агрегаторов агрегаторов» и то, почему в конечном итоге увеличение числа

посредников в цепочке продаж только улучшает и удешевляет конечный сервис для конкретного клиента.

Попробуем сделать прогноз чем все это закончится. Теперь мы являемся товаром. Shipt продает нас сети Target. Skyscanner продает нас Expédia, а та, в свою очередь, - авиакомпании United. Uber продает нас водителям такси, а Facebook и Google вообще продают нас всем подряд через контекстную и медийную рекламу. Главным становится знание о самом важном товаре, то есть появляется новый вид асимметрии знаний - о нас с вами [8].

Кто знает о нас больше всего? Facebook, Apple, Google, Amazon. Теперь догадались, почему именно эти компании стоят на вершине финансовой иерархии? Apple - это типичный маркетплейс контента, который охватывает 1 млрд. пользователей. И количество знаний у этих компаний о нас с вами продолжает расти, а если к этому добавить и значимый рывок в технологиях «предвидения», основанного на передовых методах машинного обучения, то эти знания становятся все более важными и создают все больше конкуренции.

Можно представить себе мир, в котором данные о нас с вами когда-нибудь закончатся, или новые данные перестанут быть релевантными, а алгоритмы, обрабатывающие эти данные, перестанут совершенствоваться. Тогда придет черед какой-то другой асимметрии. Но нам кажется, что этого никогда не произойдет. Мир вступил в эпоху, когда главный товар - это покупатель (или пользователь). И обладание временем и вниманием данного пользователя дороже любых технологий, продуктов и услуг [9]. А, значит, борьба за этот бесценный товар только начинается. Мы увидим это и почувствуем на себе. Как? Очень просто: товары и услуги будут становиться еще удобнее и еще дешевле для нас - конечных покупателей.

Использованные источники:

1. Бородай В.А. Сервис как идеология высокого смысла и новый взгляд на отношения в обществе // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 224-228.

2. Экономика предприятия (организации): учебно-методическое пособие / Бородай В.А., Галенко Е.В., Дегтева Л.В., Димитриева Е.Н., Дугин А.Н. и др. -Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. -501с.

3. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.

4. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Бородай В.А., Дудкина О.В., Зубарев А.Е., Казьмина Л.Н., Минасян Л.А., Миронов Л.В., Шер М.Л. Развитие цифровой

экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. -98 с.

5. Бородай В.А. Формирование сервисной бизнес-модели во взаимоотношениях крупного и малого бизнеса // Подводя итоги года. Вопросы политологии, социологии, философии, истории, экономики. -Саратов: Академия бизнеса. 2016. С. 32-35.

6. Фидря И.Н., Бородай В.А. Генезис воздействия на аудиторию на основе кобрендинга // В сборнике: Социально-экономическое развитие стран, регионов и оптимизация секторов экономики: анализ и прогнозы Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 244-251.

7. Бородай В.А., Минасян Л.А. Дискурсивная миссия корпоративного стиля сервисной компании // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 3 (94). С. 132-135.

8. Феоктистов Р.С., Бородай В.А. Трансформации сервисного бизнеса в русле инновационного развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 51-57.

9. Архипов П.И., Бородай В.А. Архитектура управленческой модели - выбор альтернативы // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 3843.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.