Научная статья на тему 'Конкуренция - образ жизни и движущая сила туристского рынка на примере отеля «Ялта - Интурист»'

Конкуренция - образ жизни и движущая сила туристского рынка на примере отеля «Ялта - Интурист» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ТУРИЗМ / ОТЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / РЫНОК / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / БОРЬБА / КРЫМ / ПОТРЕБИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саква И.В.

В данной статье рассмотрена тема конкуренции как движущей силы туристского рынка. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке. Сделан анализ конкурентной борьбы на примере отеля «Ялта-Интурист» в сравнении с другими аналогичными отелями этой категории. Рассмотрено влияние конкуренции на качество предоставляемых туристских услуг потребителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция - образ жизни и движущая сила туристского рынка на примере отеля «Ялта - Интурист»»

УДК: 339.137.22

Саква И.В.

студент 4 курса направления подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Научный руководитель: Одаренко Т.Е.

К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

КОНКУРЕНЦИЯ — ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТУРИСТСКОГО РЫНКА

НА ПРИМЕРЕ ОТЕЛЯ «ЯЛТА - ИНТУРИСТ»

В данной статье рассмотрена тема конкуренции как движущей силы туристского рынка. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке. Сделан анализ конкурентной борьбы на примере отеля «Ялта-Интурист.» в сравнении с другими аналогичными отелями этой категории. Рассмотрено влияние конкуренции на качество предоставляемых туристских услуг потребителям.

Ключевые слова: конкуренция, туризм, отель, развитие, рынок, туристские услуги, борьба, Крым, потребители.

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу в своей отрасли.

Вопросами конкуренции в Российской Федерации занимались такие ученые как: Буторина О.В., Бычков В.П., Бунин А.П., Данилов-Данильян В.И., Делягин М.Г., Дразасов С.С, Задорожный В.Н., Замятин Д.Н., Капустин Е.И., Карелова А.Н. Среди иностранных ученых данным вопросом занимались: Г. Таллок, Дж. Хиршлейфер, Э. Фелпс, Т. Шринивасан, Р. Истерлин, Л. Шепли, О. Ашенфельтер, Оливер Уильямсон, Рональд Джонс, Дуглас Норт.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке реализуется много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение [2].

Рыночный механизм предложения и спроса доносит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства [3].

К середине XX в. сформировалось общее понятие о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, которые оказались в выработке четырех классических моделей: действительной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической

конкуренции и чистой монополии. Последние три модели представляют собой рынок несовершенной конкуренции [1].

Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки, соответственно. Конкуренция — это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции — борьба за получение как можно большей прибыли.

Теорию конкуренции так же рассматривал Жан Тироль — нобелевский лауреат 2014г. Работы французского экономиста Жана Тироля относятся к самой традиционной области экономики — исследованию конкурентных рынков, где после Адама Смита, кажется, и нечего было искать. Однако, Тироль нашел новый взгляд на проблему, применив такие нетрадиционные для этой области методы, как теорию игр и теорию контрактов. Результатом стала разработка методов, которые позволяют даже в условиях олигополии сохранить конкуренцию и стимулы к инновациям. Методика Тироля применима даже к государственным монополиям, таким как автомобильные и железные дороги, системы водоснабжения, почта, образование, здравоохранение.

Предлагается рассмотреть теорию конкуренции на рынке туристских услуг Республики Крым, а именно на примере отеля «Ялта - Интурист» города Ялта. Отель позиционирует себя на рынке как четырёхзвездочный. Сегмент данного комплекса — это средне обеспеченные жители России. По данным крупнейшего сервиса интернет бронирования «Booking.com» стоимость проживания в низкий сезон от 4270 руб., в высокий от 8400 руб. [6].Количество номеров в отеле составляет 1140, койко-мест -2350. В отеле находятся 10 ресторанов, баров и кафе, 7 конференц-залов, 3 бассейна, собственный пляж, поле для тенниса, фитнес центры, детские клубы, зоопарк и многое другое для проведения досуга [4]. Отель имеет очень развитую инфраструктуру на туристском рынке Крыма. С ним могут сравниться только несколько отелей на полуострове и это только гостиницы пятизвёздочного уровня, такие как недавно открытий отель «Мрия» и всеми известный «Крымский бриз».

К примеру, можно сравнить конкурентные преимущества отеля «Ялта - Интурист» с гостиницей «Ореанда», которая позиционирует себя также на четыре звезды. «Ореанда» имеет более выгодное местоположение и расположена на самой главной улице города Ялта — её набережной. Общее количество номеров — 105 [5]. В инфраструктуре данный отель значительно уступает «Ялте - Интурист». В низкий сезон стоимость варьируется от 7400 руб., а в высокий от 13800 руб. По сравнению с гостиницей «Ореанда», «Ялта-Интурист» может принимать более крупные группы туристов, организовывать мероприятия различной численности участвующих, имея в наличии 7 конференц-залов [4]. Цены на проживание в гостинице «Ореанда» гораздо выше, это объясняется тем, что он находиться на набережной города Ялты, хотя при выборе отеля туристу следует призадуматься, ведь отель «Ялта-Интурист» также рядом с пляжем, такие же парки и даже больше по площади и масса других развлекательных мест, например, зоопарк, в котором родители с детьми могут провести время. Отличительной особенностью отеля «Ялта - Интурист» является его большая территория, на которой уютно и спокойно. У отеля есть недостатки, так как его соорудили в советское время, где он и был, бесспорно, «жемчужиной Крыма», но номера с маленькими потолками привносят небольшой дискомфорт для постояльцев. Также складывается впечатление, что гостиница «Ореанда» работает больше на повышение качества услуг, имея при этом в наличии 105 номеров и постоянно совершенствуя их, так как им и негде

расширять свой номерной фонд, а отель «Ялта - Интурист» в первую очередь имеет преимущество в количестве номеров. За этот счет руководство «Ялта-Интурист» может позволить снизить уровень цен для туристов, но это так же не означает, что качество от этого страдает. По данным сайта «Boking.com», одного из самых авторитетных интернет ресурсов для бронирования отелей, «Ялта - Интурист» имеет 8,0 баллов из 10, что указывает на высокий уровень менеджмента отеля. В гостинице «Ореанда» этот показатель составляет 8,5, ведь все средства из фонда развития отель направляет только на улучшения качества номерного фонда [3].

Как показала практика, также следует развиваться в отрасли энергообеспечения предприятий. При отключении электроэнергии в Крыму на длительное время необходимо применять генераторы, которые работают на дизельном топливе, и чтобы обеспечить такой огромный отель как «Ялта - Интурист» необходимо большое количество денежных средств. Несмотря на то, что гостиница «Ореанда» намного меньше её конкурента, для неё это тоже огромные расходы. С учетом того что в зимнее время года гостиницы едва заполнены, то данные расходы очень губительно влияют на бюджет отелей. В отелях необходимо заняться улучшением своего резервного энергообеспечения, дабы в дальнейшем не нести большие расходы. Можно порекомендовать использование солнечных батарей, которые значительно уменьшат расходы на электроэнергию и во время хорошей подачи электричества городом. Это не только бы увеличило конкурентоспособность отелей, но и значительно сократило бы расходы как на коммунальные услуги, так и на использования генераторов во время отключения электроэнергии в Крыму.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в соотношении цены — качества отель «Ялта - Интурист» больше преуспевает по сравнению со своим конкурентом — гостиницей «Ореанда». Конкуренция заставляет эти два предприятия постоянно развиваться и предлагать все более высокий уровень сервиса для туристов. Тем самым повышается уровень всего туристского рынка Крыма.Отель «Ялта - Интурист» предлагает туристам больший спектр услуг и этим завлекает их к себе. Гостиница «Ореанда» манит туристов своим местом расположения, а это по мнению всеми известного Генри Форда — самое главное в бизнесе. Потребности туристов разные и за ними стоит выбор где провести свой досуг.

Литература

1.Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. — 2014. — № 12 — С. 229—236.

2. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. — 2012.

3. Коваленко А.И. О конкуренции теорий конкуренций // Современная конкуренция. — 2012. — № 6(24). — С. 107-116.

4. Интернет ресурс, сайт отеля «Ялта - Интурист» http://yaltaintourist.ru/

5. Интернет ресурс, сайт отеля «Ореанда» http://www.hotel-oreanda.com/

6. Интернет ресур, сайт «Booking.com»http://www.booking.com/

7. Одаренко Т.Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №2. — Часть 1. — С. 39-41. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2015/09/TNO-2-ch- 1.pdf#page=41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.