Научная статья на тему 'Конкуренция на рынке IT-технологий как детерминанта повышения значимости вопросов кадровой безопасности IT-компаний'

Конкуренция на рынке IT-технологий как детерминанта повышения значимости вопросов кадровой безопасности IT-компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК IT-ТЕХНОЛОГИЙ / IT-СТРУКТУРЫ / КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонов И.В.

В работе показано, что конкуренция как рыночная сила является положительной только в случае, если участники не применяют недобросовестных методов ведения бизнеса. Развитие российского рынка IT-технологий характеризуется повышением и усложнением уровня конкуренции, которая не носит характер прямого ценового соперничества, усложняются отношения между участниками инфраструктуры рынка, повышается ответственность за применяемые инструменты и методы достижения конкурентного преимущества. Между тем, в современных условиях все больше компаний IT-индустрии используют недобросовестные методы конкурентной борьбы, используют конкурентную разведку для получения информации о технологиях конкурентах, применяемых ими инновациях, незаконно получают и распространяют информацию. В результате применения аналитического инструмента пяти конкурентных сил М. Портера показано, что все элементы инфраструктуры могут потенциально быть источником высокого риска для деятельности IT-компании. В этих условиях автор обосновывает необходимость дополнительного изучения вопросов кадровой безопасности. Причиной этого, как показано в работе, является то, что для информационной безопасности наибольшую угрозу представляет персонал компании. Необходимость переосмысления категории экономической безопасности в аспекте современных вызовов все более усложняемой конкуренции требует дальнейшего развития теоретико-методических положений обеспечения кадровой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на рынке IT-технологий как детерминанта повышения значимости вопросов кадровой безопасности IT-компаний»

Конкуренция на рынке 1Т-технологий как детерминанта повышения значимости вопросов кадровой безопасности 1Т-компаний

Филимонов Игорь Валерьевич

аспирант кафедры управления человеческими ресурсами, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», science.mozg@yandex.ru

В работе показано, что конкуренция как рыночная сила является положительной только в случае, если участники не применяют недобросовестных методов ведения бизнеса. Развитие российского рынка [¡"-технологий характеризуется повышением и усложнением уровня конкуренции, которая не носит характер прямого ценового соперничества, усложняются отношения между участниками инфраструктуры рынка, повышается ответственность за применяемые инструменты и методы достижения конкурентного преимущества. Между тем, в современных условиях все больше компаний 1Т-индустрии используют недобросовестные методы конкурентной борьбы, используют конкурентную разведку для получения информации о технологиях конкурентах, применяемых ими инновациях, незаконно получают и распространяют информацию. В результате применения аналитического инструмента пяти конкурентных сил М. Портера показано, что все элементы инфраструктуры могут потенциально быть источником высокого риска для деятельности 1Т-компании. В этих условиях автор обосновывает необходимость дополнительного изучения вопросов кадровой безопасности. Причиной этого, как показано в работе, является то, что для информационной безопасности наибольшую угрозу представляет персонал компании. Необходимость переосмысления категории экономической безопасности в аспекте современных вызовов все более усложняемой конкуренции требует дальнейшего развития теоретико-методических положений обеспечения кадровой безопасности. Ключевые слова: конкуренция, рынок 1Т-техно-логий, 1Т-структуры, кадровая безопасность, информационная безопасность

Конкуренция - неразрывный элемент любых рыночных отношений, означающий соперничество субъектов хозяйствования и других участников рыночных отношений. В научной литературе1 конкуренции отводят, как правило, позитивную роль, указывая на стимулирование ею таких благоприятных для конечного потребителя результатов соперничества как снижение цен, повышение качества конечной продукции, улучшение качества оказываемых услуг и выполняемых работ, повышение клиенториенти-рованности компаний и др.

Не отвергая преимущественно позитивной роли и последствий конкуренции, нельзя выделить и её негативного влияния. В частности, типичным проявлением конкуренции можно назвать «войну цен», в которой субъекты хозяйствования, зачастую, находятся перманентно и, что, очевидно, ведёт к снижению доходности отдельных предприятий и, в конечном итоге, ухода с тех или иных рынков некоторых из них. Уход с рынка предприятий влечёт кратковременное снижение налоговых поступлений в бюджет, усиление позиций узкой группы компаний. Существуют и другие отрицательные последствия конкуренции для экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования2.

Конкуренция также влечёт широкое применение участниками рыночных отношений недобросовестных, а иногда и неправомерных методов конкурентной борьбы.

В последние годы основным ориентиром развития национальной экономики становится решение задач по трансформации её в цифровую, информационную экономику. Данные задачи определены в концептуальных и стратегических документах развития информационного пространства России:

- Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895, представлявшая собой «совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации3.

- Концепции государственной информационной политики (одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 г., и Постоянной палатой по государственной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года, опубликована в 1999 году4), которая устанавливала базовые принципы государственной информационной политики5;

- Концепции формирования информационного общества в России6, определявшая основные пути и направления перехода России к информационному обществу.

Активное участие государства и самостоятельное развитие рынка 1Т-продукции предопределяют, во-первых, растущий уровень конкуренции в данной сфере, во-вторых, изменение характера такой конкуренции и, в-третьих, особый характер конкуренции на данном рынке. Ключевыми, системообразующими участниками рынка 1Т-про-дукции являются 1Т-компании. Деятельность последних имеет критическое влияние на состояние информационной безопасности отраслей и всей национальной экономики. В этой связи актуализируются вопросы изучения структуры и содержания конкурентных отношений на рынке 1Т-продукции как одной возможных детерминант изменения информационной защищенности объектов информационных систем данного рынка.

Существуют различные методики анализа конкурентной среды, при этом одним из признанных методов, в силу своей комплексности и глубины исследуемых элементов, является метод пяти конкурентных сил М. Портера7. Данный метод позволяет определить уровень отраслевой конкуренции и предоставляет инструменты анализа основных движущих сил, определяющих возможный уровень доходности на том или ином рынке.

Каждая сила в соответствии с моделью М. Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности продукции:

- рыночная власть покупателей;

- рыночная власть поставщиков;

- угроза вторжения новых участников;

- опасность появления товаров - заменителей;

О £

Я

3

Г 00

2 е

8

сч со £

б

а

2 о

- уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Полагаем возможным применение данного метода при анализе состояния конкуренции и её возможного влияния для рынка 1Т-продукции. Далее рассмотрим проявления основных конкурентных сил по модели М. Портера на российском рынке 1Т-продукции и их влияние на вопросы повышения значимости кадровой безопасности 1Т-компаний.

1. Рыночная власть покупателей на рынке 1Т-продукции.

Наиболее влиятельной группой покупателей на рынке 1Т-технологий выступает государство - основная доля рынка приходится на выполнение заказов государственных компаний. Государство, как покупатель, предъявляет жесткие требования к цене информационно-технического продукта и показателям его качества. Однако, уникальность отдельных сегментов 1Т-продукции (в особенности в сфере информационной безопасности) может ограничивать рыночную власть покупателей.

Кроме того, значительна власть крупных корпораций на рынке информационных технологий.

2. Рыночная власть поставщиков.

Для данного аспекта конкуренции

рынка 1Т-технологий можно отметить значительное влияние поставщиков, в особенности в деятельности производителей и посредников на рынке 1Т-продукции. Влияние поставщиков незначительно для оказания 1Т-услуг и сервисов. В последние годы влияние данного фактора, ввиду введенных экономических ограничений против России, усилилось, что также увеличивает конкурентную борьбу за ресурсы 1Т-компаний, трансформируя способы ведения такой борьбы.

3. Опасность появления товаров-заменителей

Сфера защиты объектов интеллектуальной собственности, в особенности её правовая составляющая, в России развита в незначительной мере. В связи с этим, особенно для качественно новых товаров и услуг на рынке 1Т-продукции всегда существует угроза появления товаров-заменителей. Появление товаров-заменителей часто связано с недобросовестными и неправомерными действиями участников рынка 1Т-технологий.

4. Угроза вторжения новых участников.

Влияние данной конкурентной силы

можно раскрыть по основным факторам, влияющим на силу барьеров входа в 1Т-отрасль:

а) экономия на масштабе:

- в зависимости от конкретного сегмента рынка информационных технологий затраты могут существенно различаться;

- невысокие затраты входа на рынок для сегмента оказания информационных услуг и сервисов;

- высокие затраты для входа на рынок для сегмента производства уникальной 1Т-продукции со сложными характеристиками.

б) дифференциация продукта и сила существующих брендов:

- российский рынок информационных технологий свободен для формирования внутренних брендов, большую силу имеют зарубежные бренды;

- существенная дифференциация отрасли осложняет выход в узкие рыночные сегменты новых игроков.

в) потребность в капитале

- уровень инвестиций для вхождения в 1Т-отрасль сильно дифференцирован в зависимости от конкретного рыночного сегмента: для относительно простых информационных услуг «цена входа» мала, для продуктов с уникальными характеристиками требуются существенные инвестиции для входа на рынок;

- для большинства сегментов вход на рынок требует относительно небольшого объема инвестиций - отрасль не является капиталоемкой;

- на уровень инвестиций также оказывает существенное влияние региональный фактор: первоначальный объем инвестиций в городах федерального значения будет существенно выше, чем в других регионах.

г) высокие постоянные издержки:

- уровень постоянных затрат в 1Т-от-расли относительно невелик, поскольку, как правило, отсутствует потребность в наличии дорогостоящего в обслуживании производственного оборудования и аренды значительных площадей;

- большую часть затрат составляет оплата труда высококвалифицированного персонала.

д) доступ к каналам распределения:

- потребители 1Т-продукции представлены практически повсеместно, в связи с чем доступ к ним, как физический, так и «удаленный» не ограничен.

Государственная политика:

- в последние годы происходит политика благоприятствования, связанная с необходимостью снижения зависимости от иностранных производителей и поставщиков 1Т-продукции, что также снижает барьеры для внутренних участников рынка.

5. Уровень конкурентной борьбы, внутриотраслевая конкуренция - влияние данной конкурентной силы проявляется в следующем:

а) в зависимости от сегмента рынка информационных технологий отрасль характеризуется как явными олигополи-стическими и монополистическими явлениями (к примеру, в сфере информационной безопасности или в сфере информационно-коммуникационных услуг, услуг поиска, хранения и обработки информации), так и высококонкурентными рыночными отношениями.

б) для российского рынка IT-техно-логий характерно усиление процессов слияний и поглощений с целью повышения рентабельности, выхода на новый конкурентный уровень.

в) на рынке IT-технологий наблюдается сочетание ценовых и неценовых, в том числе недобросовестных методов конкуренции.

Подводя итог, заметим, что для развитие российского рынка IT-технологий характеризуется повышением и усложнением уровня конкуренции. Негативным проявлением данной тенденции являются недобросовестные и, зачастую, неправомерные действия участников рынка IT-технологий, направленные на неправомерный доступ к информации, её распространению, представлению и другим действиям, способным ослабить конкурентные позиции добросовестных участников рынка. В таких условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения кадровой безопасности IT-струк-тур. Именно персонал любой компании выступает самым «слабым звеном» в системе мер обеспечения информационной безопасности, что требует дальнейшего развития теоретико-методических положений обеспечения экономической, имущественной, информационной и кадровой безопасности IT-структур.

Литература

1. Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 1999, № 9, с. 17-19.

2. Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: Монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 104 с.

3. Архипова Л.С. Конкуренция как основа экономики [Текст] : концептуальные подходы к исследованию роли кон-

куренции / Л. С. Архипова, Г. Ю. Гагарина, А. М. Архипов. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 102 с.

4. Биктимиров А.Р. Конкуренция и монополия в рыночной экономике, их сущность, достоинства и недостатки / А.Р. Биктимиров, А.Р. Биктимирова // В сборнике: Роль банковского и реального сектора в решении проблем социально-экономического развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 48-50.

5. Буцкая А.А. Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике / А.А. Буцкая, К.А. Николаева, О.А. Петриго // Молодой ученый. - 2017. -№12. - С. 252-254. - URL -https:// moluch.ru/archive/146/41145/ (дата обращения: 16.08.2018)

6. Григорьев, Л. Конкуренция и сотрудничество / Л. Григорьев. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 1324 с.

7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895 (утратила силу) [Электронный ресурс] / Совет безопасности Российской Федерации - http://www.scrf.gov.ru/documents/ 5.html (дата обращения 12.08.2018)

8. Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 [Электронный ресурс] / Институт развития информационного общества. URL - http://www.iis.ru/library/riss/ (дата обращения 12.08.2018)

9. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес. Букс, 2005. - 454 с.

10. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 232 с.

Ссылки:

1 См.: Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: Монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 104 с.; Архипова Л.С. Конкуренция как основа экономики [Текст] : концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции / Л. С. Архипова, Г. Ю. Гагарина, А. М. Архипов. - Москва : ИНФРА-М,

2015. - 102 с.; Григорьев, Л. Конкуренция и сотрудничество / Л. Григорьев. -М.: Книга по Требованию, 2015. - 1324 с.; Григорьев, Л. Конкуренция и сотрудничество / Л. Григорьев. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 1324 с.

2 См.: Биктимиров А.Р. Конкуренция и монополия в рыночной экономике, их сущность, достоинства и недостатки / А.Р. Биктимиров, А.Р. Биктимирова // В сборнике: Роль банковского и реального сектора в решении проблем социально-экономического развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 48-50.; Буцкая А.А. Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике / А.А. Буцкая, К.А. Николаева, О.А. Петриго // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 252-254. - URL -https://moluch.ru/archive/146/41145/ (дата обращения: 16.08.2018)

3 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895 (утратила силу) [Электронный ресурс] / Совет безопасности Российской Федерации - http://www.scrf.gov.ru/documents/ 5.html (дата обращения 12.08.2018)

4 Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 1999, № 9, с. 17-19.

5 Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Издательс-ко-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 232 с.

6 Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 [Электронный ресурс] / Институт развития информационного общества. URL - http://www.iis.ru/library/riss/ (дата обращения 12.08.2018)

7 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов /Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес. Букс, 2005. - 454 с.

IT-market competition as a significance of increased importance of human resources security issues in IT companies Filimonov I.V.

The Moscow financial and industrial university «Sinergi»

The paper shows that competition as a market force is positive only if participants do not use unfair methods of doing business. The development of the Russian IT market is characterized by an

increase and sophistication of the level of competition, which does not have the nature of direct price rivalry, relations between market infrastructure participants become more complicated, increase responsibility for the instruments and methods for achieving a competitive advantage. Meanwhile, in modern conditions, more and more companies of the IT industry use unfair methods of competition, competitive intelligence to obtain information about technologies competitors, their innovations, receive illegally and disseminate information. Because of the application of the analytical tool of the five competitive forces M. Porter has shown that all elements of the infrastructure can potentially be a source of high risk of the IT company activities. In these circumstances, the author justifies the need for additional study of human resource security issues. The reason for this, as shown in the paper, the information security is the greatest threat poses the company's personnel. Its showed that its need to rethink the category of economic security in the light of contemporary challenges of increasingly complex competition requires the further development of theoretical and methodological provisions for ensuring human resources security.

Keywords: competition, IT-technologies market, IT-structures, personnel security, information security

References

1. Artamonov G.T., Crystal B.V., Kurnosov I.N.,

etc. About a conceptual basis of creation in Russia of information society//Information society, 1999, No. 9, page 17-19.

2. Arkhipov A.M. Competition as basis of the

economy: conceptual approaches to a competition role research: Monograph/Hp Arkhipova, G.Yu. Gagarina, A.M. Arkhipov. -M.: INFRA-M, 2015 - 104 pages.

3. Arkhipova L. S. Competition as basis of the

economy [Text]: conceptual approaches to a research of a role of the competition/Hp Arkhipova, G.Yu. Gagarina, A.M. Arkhipov. -Moscow: INFRA-M, 2015. - 102 pages.

4. Biktimirov A.R. The competition and monopoly

in market economy, their entity, merits and demerits / A.R. Biktimirov, A.R. Biktimirova// In the collection: A role of a banking and real sector in the solution of problems of social and economic development. collection of articles of the International scientific and practical conference. 2017. Page 48-50.

5. Butskaya A.A. Advantages and shortcomings of

the competition of market economy / A.A. Butskaya, K.A. Nikolaeva, O.A. Petrigo//Young scientist. - 2017. - No. 12. - Page 252254. - URL - https://moluch.ru/archive/146/ 41145/(date of the address: 16.08.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Grigoriev, L. Competition and cooperation/L.

Grigoriev. - M.: Book on demand, 2015. -1324 with.

7. The doctrine of information security of the Russian

Federation approved by the President of the Russian Federation on September 9, 2000 (became invalid) for No. Pr-1895 [An electronic resource] / Security Council of the Russian Federation - http://www.scrf.gov.ru/documents/ 5.html (date of the address 12.08.2018)

8. The concept of formation of information society

in Russia. It is approved by the decision of the State commission on informatization in case of the State committee of the Russian Federation on communication and informatization of May 28, 1999 No. 32 [An electronic resource] / Institute of development of information society. URL - http://www.iis.ru/ library/riss/ (date of the address 12.08.2018)

9. Malt liquor M. Competitive strategy: Analysis

technique of branches and Competitors / Michael E. Porter; The Lane with English - M.: Alpina Business. Boxes, 2005. - 454 pages.

10. Chernov A. A. Formation of global information society: problems and perspectives. - M.: Publishing and trade corporation «Dashkov and Co», 2003. - 232 pages.

О

3

В

s

ff

oo

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.