Научная статья на тему 'Конкуренция: методы её оценки и пути повышения'

Конкуренция: методы её оценки и пути повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бруяка Виктория Николаевна

В статье рассматриваются наиболее распространённые методы оценки и анализа конкурентоспособности. Также приводятся примеры мероприятий, необходимых для повышения уровня конкурентоспособности по результатам конкурентного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция: методы её оценки и пути повышения»

- 3 S (уборка рабочего места)

- 4 S (разработка рабочих инструкций для содержания рабочего места в чистоте)

- 5 S (соблюдение установленных правил, совершенствование)

Сотрудников, вовлеченных в процесс внедрения стандарта 5S, мотивирует, во-первых, порядок, сокращается время на поиск нужного предмета, на обслуживание, ремонт оборудования. Приятно получать от аудитора и координатора отделения похвалу - каждому сотруднику и отделу присваиваются баллы по результатам аудита. Стимулирует к достижениям и конкуренция между участками.

Таким образом, внедрение системы бережливого производства 5S становится своеобразным признаком отраслевого лидерства, что позволяет прогнозировать дальнейший интерес к этому производственному подходу со стороны наиболее динамично развивающихся крупных и средних российских компаний, работающих в конкурентной среде и нуждающихся в новых прорывных технологиях организации бизнес-процессов. Инструменты бережливого производства помогают минимизировать производственные затраты, увеличить надежности поставок и отгрузки продукции, обеспечить бесперебойную работу оборудования и улучшить условия труда на предприятии.

Список литературы

1. Вейдер М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 125 с.

2. Лайкер Дж. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира». М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 402 с.

3. Скударь Г. Бережливое производство. Основные понятия. Инструменты бережливого производства М., 2017. 170 с.

КОНКУРЕНЦИЯ: МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ Бруяка В.Н.

Бруяка Виктория Николаевна - студент магистратуры, кафедра экономики и менеджмента, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются наиболее распространённые методы оценки и анализа конкурентоспособности. Также приводятся примеры мероприятий, необходимых для повышения уровня конкурентоспособности по результатам конкурентного анализа.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентное преимущество, методики оценки конкурентоспособности.

Конкуренция на рынке обеспечивает согласование планов производителей товаров и услуг с потребностями потенциальных клиентов, эффективное использование ресурсов при производстве того или иного продукта, а также распределение прибыли между производителями в соответствии с их проделанной работой и финансовыми результатами [2].

В условиях рыночной экономики достаточно сложно постоянно занимать лидирующие позиции и сохранять высокий уровень конкурентоспособности. Для

этого нужно систематически проделывать работу по поддержанию своей конкурентоспособности.

Также важно учитывать, что на конкурентоспособность в условиях рыночной экономики влияет большое количество факторов, которые воздействуют как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее уменьшения [3].

Существуют следующие виды факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации: качество продукции; репутация предприятия; производственный потенциал; технологический уровень; система сбыта; маркетинг и реклама; финансовая устойчивость организации; относительное положение по издержкам; сервисное обслуживание; маркетинговое обслуживание; стоимость товаров и услуг.

Конкурентоспособность фирмы определяется её конкретным преимуществом над конкурентами на рынке. Конкурентное преимущество - это те уникальные ресурсы, которыми владеет предприятие. Оно обеспечивает превосходство над компаниями-конкурентами, позволяет не только выживать, но и побеждать в конкурентной борьбе.

Выделяют два вида конкурентных преимуществ [1] - низкого и высокого порядка. Преимущества низкого порядка, в первую очередь, это использование дешёвых материалов, сырья, рабочей силы, энергии. Они нестабильны, так как в них не учитывается рост цен и заработной платы, а также вероятность того, что этим же приёмом пользуются и конкуренты. Преимущества высокого порядка: использование новых технологий, имидж компании, высококвалифицированные специалисты, уникальность продукта или услуги. Такой путь достижения конкурентоспособности требует больших временных и денежных затрат.

Для того, чтобы дать более полную оценку конкурентоспособности фирмы, нужно оценить её по критериям и факторам, используя соответствующие методы. Существуют различные методики оценки конкурентоспособности организации. Рассмотрим самые популярные:

1. Методика - SWOT-анализ. Заполнив контрольный лист SWOT-анализа для различных конкурирующих фирм, можно дать оценку предприятию в конкурентной борьбе, анализируя сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации. В SWOT-анализе даётся оценка по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. Минус данной методики в том, что она не даёт интегральную оценку (показатель) и как следствие затрудняет сравнение конкурентных преимуществ с другими предприятиями [3].

2. Майкл Портер разработал «модель 5 конкурентных сил», с помощью которой любая организация может дать оценку конкурентоспособности своего товара. Данная теория гласит, что на рынке существует 5 движущих сил, которые определяют возможную величину прибыли. Каждая сила - это отдельный уровень конкурентоспособности:

- рыночная власть покупателей (потребители могут создать более жестокую конкуренцию за счёт более высоких требований к качеству и сервису, что оказывает влияние на уровень цен);

- рыночная власть поставщиков как владельцев ресурсов для производства;

- угроза вторжения новых участников (силы влияния новых игроков зависят от входных барьеров в отрасль и скорости влияния старых игроков; здесь важно правильно выстроить входные барьеры в отрасль);

- опасность появления товаров-заменителей (товары-заменители способны предоставить лучшее соотношение «цена-качество»; лучший метод борьбы с ними -это создание сильной торговой марки);

- внутриотраслевая конкуренция (высокий уровень конкуренции приводит к ценовому соперничеству, увеличению расходов на обеспечение продвижения товара и его совершенствование) [4].

Проанализировав отдельные параметры и факторы выбранной фирмой методикой, руководство получает информацию о сильных и слабых местах своей организации и организаций конкурентов, а также оценку по всем направлениям конкурентоспособности. Далее следует этап разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности: закрепление сильных сторон и ликвидация слабых мест. Пути повышения конкурентоспособности могут быть следующими: замена сырья, полуфабрикатов или комплектующих изделий на другие; изменение состава и технологии изготовления продукции н удовлетворяющие требования потребителей; модернизация упаковки; введение новых стандартов системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки и транспортировки товара; изменение цен на товары и услуги, запасные части; использование инноваций и результатов научно-технического прогресса; расширение ассортимента товаров или услуг; поиск новых рынков сбыта; повышение эффективности работы с постоянными клиентами предприятия; повышение квалификации и переподготовка кадров; повышение уровня сервисного обслуживания; создание или усовершенствование системы мотивации и стимулирования персонала; проведение исследований с целью выявления потребностей клиентов; проведение рекламных кампаний с целью продвижения товара или услуги; регистрация собственного товарного знака.

Список литературы

1. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы, 2011. № 9. С. 101-106.

2. Мальцева О.В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России / О.В. Мальцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://puma/article/n/analiz -problem-i-otsenka-urovnya-razvitiya-konkurentsii-v-rossii/ (дата обращения: 28.10.2016).

3. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции /

B.И. Фелештин // Экономический журнал, 2014. № 2 (34). С. 47-57.

4. Колотовкин А.В. Конкуренция в условиях современной экономики / А.В. Колотовкин // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2014. № 9-10.

C. 304-306.

КРИПТОВАЛЮТА В РОССИИ Габдрашитов А.М.

Габдрашитов Айзат Маратович - студент, кафедра технической кибернетики, факультет информатики и робототехники, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается новый вид денежной единицы -криптовалюта. Описываются ее текущее положение в России и возможные пути развития.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, электронные деньги. Криптовалюта в России

На сегодняшний день существует множество способов капитализации. Из этого множества можно выделить одну из серых лошадок, которая сделала переворот из-за быстрого развития. Речь идет о криптовалюте. Она своего рода электронная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.