Л.А. ЕМЕЛЬЯНОВА кандидат психологических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*
Конкуренция как социальное явление
Проблематика конкуренции как социального явления имела и имеет актуальность для жизнедеятельности общества, а следовательно, для специалистов различных областей знаний, исследующих социум. Конкуренция связана с наличием различных форм кооперации, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности людей. Конкуренция проявляется лишь в развивающихся живых и социальных системах. Отсюда вытекают две основные разновидности конкуренции: биологическая и социальная, между которыми наблюдается преемственность. В живой природе конкуренция выступает в качестве естественного условия взаимодействия живых организмов. Она проявляется, как показал Дарвин, в эволюции видов и их естественном отборе. Социальная конкуренция тесно связана с естественными основами бытия живых организмов. Поэтому можно сказать, что в социуме конкуренция выступает как нечто подобное биологической конкуренции. Однако конкуренция между людьми имеет свои особенности. В социальной конкуренции осуществляется социальный отбор, при котором конкурентоспособными оказываются субъекты, наиболее приспособленные к взаимодействию с другими субъектами в конкурентных условиях.
Вместе с тем в социальной жизни людей имеют место и другие естественноисторические факторы, которые в той или иной степени связаны с этими явлениями. Как показал П. Кропоткин, в процессе жизнедеятельности живых организмов проявляется не только борьба, но и взаимопомощь и сотрудничество. Это также находит свое отражение в социальной жизнедеятельности людей. Вместе с тем конку-
* Емельянова Людмила Андреевна, e-mail: [email protected]
ренция имеет социально-исторические корни, выражающиеся во взаимосвязи с общественно-политическим устройством и проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности общества. Конкуренция действует в конкретных исторических условиях и связана с особенностями существующих общественных отношений, а также с субъектами исторической деятельности и общественным устройством. Социальная конкуренция распространяется на все субъекты жизнедеятельности и проявляется во всех сферах жизни общества. В данной статье рассматривается конкуренция между коллективными субъектами профессиональной деятельности как один из видов социальной конкуренции.
Несмотря на значительное число работ по проблематике конкуренции в различных областях науки, отсутствует единое понимание этого феномена. В экономике конкуренция рассматривается как процесс борьбы хозяйствующих субъектов и основа рыночной экономики; в политике - как процесс борьбы акторов политики; в менеджменте - как процесс взаимодействия субъектов управления; в рамках педагогической науки -как среда, в которой находится личность учащегося и которая требует формирования конкурентоспособности; в биологии -как соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения. Анализ социально-психологических исследований в сфере конкуренции (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Г. Ле-бон, Д. Майерс, В.П. Позняков, Н.М. Розанова, Дж. Тэрнер, Г. Тэджфел, А.Г. Шмелев, М. Дойч, Д. Катц, А. Пископпель, А. Рапопорт, Р. Франк и др.) показал, что сущность конкуренции сводится к пониманию ее как одного из видов взаимодействия. В социальной психологии конкуренция рассматривается как конфликтное взаимодействие между субъектами. Классики психоанализа З. Фрейд, К. Хорни считают конкуренцию не биологически обусловленным явлением, а результатом социокультурных условий, где соперничество стимулируется в жизни человека с колыбели до самой смерти.
Различным социологическим аспектам конкуренции и конкурентоспособности посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как М. Вебер, С.И. Григорьев, М. Кастельс, И.М. Кирцнер, В.В. Радаев, П.А. Сорокин, Ж. Тироль, О. Тоффлер, С.С. Фролов, Ф.А. Хайек и др.
По определению М. Вебера, конкуренция - это «формально мирное состязание за возможность распоряжаться теми
1
шансами, которые вожделеют также и другие действующие» .
Австрийский экономист и социолог Ф. Хайек рассматривал конкуренцию как механизм координации, распространения и освоения знания. По его мнению, эффект конкуренции состоит в том, что некоторые ожидания не оправдываются, а намерения не реализуются. Большая часть благ, достигнутых человечеством, была получена в процессе конкуренции.
М. Кастельс пишет, что «конкуренция организуется на основании факторов, специфических для новой информационной экономики, внутри глобальной системы, представляющей сеть, построенную на информационных технологиях. Конкурентоспособность субъектов глобальной экономики зависит в первую очередь от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать инфор-
2
мацию, основанную на знаниях» .
Особенностью подхода к вопросам конкуренции в рамках экономической социологии является анализ взаимоотношений конкурирующих агентов и тех специфических контекстов, в которых они находятся. Конкуренция в рамках экономической социологии рассматривается как поведенческая характеристика, а не как характеристика структуры рынка. По определению В.В. Радаева, «конкуренция - это действия двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их сторон»3. Конкуренция им исследуется в следующих ракурсах: поддержание социальных контактов; установление согласованного порядка; человеческий капитал как основное конкурентное преимущество; символическая борьба.
По мнению О. Тоффлера, конкуренция - это процесс, посредством которого люди получают и передают знания, она ведет к лучшему использованию знаний и способностей. Основой глобальной конкуренции является не наси-
1 Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология. В 2 ч. /Сост. и ред. С. П. Баньковская. М., 2002, ч. 1, с. 117.
2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М, 2000, с. 114.
3 Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 2000, с. 320.
лие, не деньги, а знание, которое способствует приумножению богатства и силы1.
На основе приведенных концепций конкуренции автор делает вывод о том, что конкуренция рассматривается и как поведенческая характеристика, и как характеристика структуры рынка. Кроме того в ее основе лежат знания, способствующие развитию. В ней основную ценность представляют человеческие ресурсы.
В нашем аспекте конкуренция определяется как система взаимодействия индивидуальных, групповых и коллективных субъектов профессиональной деятельности, характеризующаяся достижением целей деятельности в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими субъектами. Целью субъектов деятельности в условиях конкуренции является достижение наилучшего результата деятельности за минимальное количество затраченного времени, позволяющее иметь конкурентные преимущества. Это определение можно распространить и на содержание социальной конкуренции в целом. Содержание социальной конкуренции имеет определенную структуру, которая включает: субъектов конкурентного взаимодействия; цель деятельности, конкурентные мотивы (достижение успеха, лидерских позиций, высокого материального благополучия, престижности и др.); процесс, направленный на достижение успеха в конкуренции и сопряженный с мобилизацией интеллектуальных и (или) физических ресурсов; результат, выявляющий позиции лидера (победителя) и побежденного (аутсайдера)2. Данная структура присуща всем субъектам, вступающим в конкурентное взаимодействие. Субъектами конкуренции могут выступать индивид, малая, большая группа, коллектив, целое общество.
В процессе конкуренции каждый субъект удовлетворяет свою потребность в самореализации в деятельности. В процессе деятельности в условиях конкуренции достигается определенный результат, квалифицируемый как высокий, средний и низкий. Высокий результат предполагает высокое качество деятельности, что определяет конкурентоспособ-
1 См.: Тоффлер О. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге 21 века / Пер. с англ. М., 2003, с. 62.
2 См. подробнее/ Емельянова Л.А. Концепция конкуренции и конкурентоспособности коллективных субъектов деятельности: социально-психологический подход: Монография. М., 2013, с. 119.
ность субъекта. Таким образом, конкурентоспособность есть лучший результат деятельности в условиях конкуренции.
Конкуренция основывается на определенной мотивации субъектов профессиональной деятельности. В конкуренции имеют место следующие основные мотивы коллективных субъектов деятельности: престижность организации в обществе; значимость деятельности для общества; патриотизм; содействие развитию, процветанию организации, достижению успеха, высокой заработной платы, высокого материального благополучия; стремление соответствовать высокому уровню профессиональной компетентности и др. Результаты профессиональной деятельности субъектов в конкуренции рассматриваются в сравнении и характеризуются количественными и качественными показателями. Количественные характеристики результатов деятельности в конкуренции определяются такими показателями, как больше -меньше и т.п. Качественные показатели выражаются в следующих характеристиках: лучше - хуже и т.п. Конкурентное преимущество выявляется при сравнении полученных результатов субъектами деятельности. В конкуренции предпочтение отдается тому субъекту, у которого результат деятельности обладает наилучшими количественными и качественными показателями. Как правило, в конкуренции предпочитаемый результат профессиональной деятельности субъектов определяется характеристиками, выраженными прилагательными в сравнительно-превосходной степени.
Таким образом, конкурентным преимуществом обладает субъект, достигший наилучшего результата деятельности в условиях конкуренции, которому отдается предпочтение. Результаты профессиональной деятельности определяются позициями победителя (лидера) и побежденного (аутсайдера). Субъект, достигший наилучших результатов деятельности в конкуренции, обладает конкурентоспособностью. Он является победителем, ему отдается предпочтение.
Результаты профессиональной деятельности, протекающей в условиях конкуренции, в большой степени зависят от индивидуальных особенностей личности, профессиональной компетентности, опыта. Более опытный работник, с высоким уровнем профессиональной компетентности, волевой, обладающий стрессоустойчивостью, имеет большие возможности победить в конкуренции. По результатам деятельности выявляется лидер.
Определяет поведение личности, содержание профессиональной деятельности направленность. Для лидера конкуренции необходимо иметь направленность, основанную на глубоких нравственных убеждениях, на нравственных нормах жизнедеятельности общества. Лидер конкуренции не должен производить впечатления исключительности, образца, достичь которого невозможно никому. Лидер добивается высоких показателей и формирует свои достоинства работой над самим собой, беспрестанной учебой, совершенствованием своих умений и навыков. Он активен в профессиональной деятельности, в реализации норм нравственных отношений между людьми, норм профессиональной этики.
Однако в условиях реальной жизнедеятельности конкурентных преимуществ добиваются субъекты, использующие любые средства для достижения своих целей. В конкуренции доминирующим может быть мотив достижения первенства, лидерства, часто посредством уничтожения соперника. В условиях конкуренции у субъекта может наблюдаться ориентация на исключительность своего результата деятельности в сравнении с результатом деятельности конкурентов. Методам, средствам достижения высокого результата деятельности победитель (лидер) конкуренции не обучает своих конкурентов. Наоборот, эти методы и средства являются его конкурентным преимуществом. И чем более продолжительное время победитель будет сохранять конкурентное преимущество в тайне от своих соперников, тем больше возможности у него оставаться на лидирующих позициях. И в этом он заинтересован. В этой связи важным становится определение лидером конкуренции человека, характеризующегося не только высокими производственными показателями, но и гражданскими достоинствами. Лидер должен отличаться ценностными ориентациями, отвечающими общественно значимым целям.
Основанием выделения различных типов конкуренции являются различные ее стороны. Рассмотрим более подробно типологию конкуренции:
1) конкуренция проявляется между личностями, группами, коллективами, обществами и т.д.. В этой связи автором выделяются межличностная, групповая, коллективная, социальная конкуренция, а также субъекты конкуренции -индивидуальные, групповые, коллективные, социальные;
2) в зависимости от того, где происходит конкуренция, различают внутреннюю и внешнюю конкуренцию; внутренняя конкуренция реализуется внутри организации между ее некоторыми структурными подразделениями, внешняя конкуренция - между государствами, разными организациями одной отрасли и т.д.);
3) в зависимости от степени участия субъекта выделяется опосредованная конкуренция, когда результаты деятельности и субъекты конкурентного взаимодействия разведены во времени, пространстве, специфике деятельности; непосредственная конкуренция, когда субъекты конкурируют напрямую друг с другом, в ходе непосредственного состязания, к примеру, за приз, который может выиграть лишь один. Эти два типа конкуренции можно рассматривать как безличную и личную. Последний тип соответствует непосредственной конкуренции, безличная - опосредованной;
4) в зависимости от морально-этических ценностей субъектов, влияющих на выбор ими средств конкурентного взаимодействия, выделяются конструктивная (основными средствами выступают принятые нормы и правила конкурентного взаимодействия, нравственные ценности (честность, справедливость), деструктивная конкуренция (когда субъекты используют методы и средства, связанные с нарушением принятых норм морали и правил взаимодействия, чтобы выйти «победителем», когда для достижения цели все средства хороши);
5) в зависимости от характера протекания выделяется партнерская конкуренция, когда происходит ненапряженное общение между субъектами, сохраняется доброжелательность друг к другу, не нарушаются деятельность и взаимоотношения, субъекты воспринимаются как партнеры, и конфронтационная, - когда появляются коммуникативные барьеры, нарушаются взаимоотношения субъектов и их деятельность, субъекты в определенных случаях воспринимаются как враги по отношению друг к другу.
Социальная конкуренция и все ее виды выполняют определенные функции.' Назовем основные из них. Конкуренция субъектов профессиональной деятельности может выполнять положительные функции. А именно: она формирует мотивацию достижения успеха и способствует достижению высоких результатов в профессиональной деятельности субъектов, способствует конструктивным формам взаимо-
действия; стимулирует рост, развитие, повышение профессиональной компетентности субъектов деятельности; способствует удовлетворению потребностей субъектов деятельности за счет ее продуктивности.
В конкуренции реализуются и негативные функции. Конкуренция предполагает статусы победителя и побежденного, при этом вызывает переживание негативных эмоций у последнего. Она может вызвать конфликтное взаимодействие и желание удовлетворить в первую очередь собственные интересы в ущерб интересам других. Конкуренция у субъектов деятельности усиливает неуверенность, страх не соответствовать ее условиям, проиграть, снижает самооценку субъектов, портит доверительные отношения, допускает использование любых методов и средств для достижения победы в ней, может привести к нарушению взаимоотношений и деятельности.
При раскрытии содержания социальной конкуренции важно учитывать и такие ее стороны, как стили поведения конкурирующих субъектов. Поведение субъектов деятельности в условиях конкуренции может носить как активный, так и пассивный характер. Стиль поведения субъекта в конкуренции зависит от того, насколько он хочет достичь собственных целей.
Таким образом, содержание понятия социальной конкуренции сложное и его исследование носит многоаспектный и междисциплинарный характер.
Емельянова Л.А. Конкуренция как социальное явление. В
статье раскрыты сущностные аспекты конкуренции как социального явления. Представлено авторское понимание конкуренции субъектов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социальная конкуренция, конкуренция субъектов профессиональной деятельности, структура, типология, функции конкуренции.
Emelyanova L.A. Competition as a social phenomenon. The
article reveals the essential aspects of competition as a social phenomenon. It presents the author's understanding of the competition of subjects of professional activity.
Keywords: social competition, competition of subjects of professional activity, structure, typology, functions of competition.