Научная статья на тему 'Конкуренция и государственное регулирование экономики Российской Федерации'

Конкуренция и государственное регулирование экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4009
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / МОНОПОЛИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоман И. В., Егорова А. В.

Сейчас в России существует два противоречивых условия регулирования экономики по мере роста прав предприятий и уменьшения полномочий органов управления все чаще наблюдается появление монополизма и нарушение договорных обязательств. В некоторых ситуациях существование монополии безусловно полезно, однако следить за дальнейшим развитием ситуации на рынке необходимо государству, установить жесткий контроль за деятельностью монополистов и не допускать злоупотреблений. Цель исследования обнаружить основные недостатки антимонопольной системы законодательства, также подчеркивается необходимость по урегулированию соотношения монополии и конкуренции, проанализирована ситуация на рынке и предложены возможные меры решения проблем рыночного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition and state regulation of economy of the Russian Federation

Now in Russia there are two contradictory terms, with the growth of rights of enterprises and decrease of the powers of governing bodies, we increasingly see the emergence of monopoly and breach of contractual obligations. In some situations, the existence of monopolies is certainly useful, but the state should keep an eye on further development of situation in the market, establish strict control over the activities of monopolies and prevent abuse by their situation. The goal of the research is to find the main shortcomings of antimonopoly system of legislation, also need on settlement of ratio of monopoly and competition is noted, the situation on the market is analyzed and possible measures on the solution of problems of market mechanism are proposed.

Текст научной работы на тему «Конкуренция и государственное регулирование экономики Российской Федерации»

Гоман И.В., Егорова А.В.

Конкуренция и государственное регулирование экономики Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 116—121

УДК 338.242

И.В. Гоман, А.В. Егорова *

КОНКУРЕНЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сейчас в России существует два противоречивых условия регулирования экономики по мере роста прав предприятий и уменьшения полномочий органов управления все чаще наблюдается появление монополизма и нарушение договорных обязательств.

В некоторых ситуациях существование монополии безусловно полезно, однако следить за дальнейшим развитием ситуации на рынке необходимо государству, установить жесткий контроль за деятельностью монополистов и не допускать злоупотреблений.

Цель исследования — обнаружить основные недостатки антимонопольной системы законодательства, также подчеркивается необходимость по урегулированию соотношения монополии и конкуренции, проанализирована ситуация на рынке и предложены возможные меры решения проблем рыночного механизма.

Ключевые слова: конкуренция, малый и средний бизнес, предприниматели, монополия, антимонопольное законодательство.

В современное время рынок представляет собой атрибут как социальной, так и экономической жизни общества, так же как и государство. В истории нет ни одного примера успешного функционирования рыночного механизма без государственного участия, которое выступает в роли активного участника экономического общественного устройства.

Государство может выступать в качестве конкурента и партнера частным фирмам и нести ответственность за производство товаров и услуг, значимых для жизни обеспечения населения.

Главное, на что ориентируется госрегулирование экономики России, да и любой другой страны, это равновесие экономической системы в целом, а также залог на будущее устойчивое развитие хозяйственных связей между отдельными предприятиями и потребителями.

Существует множество факторов, поясняющих вмешательство государства в экономику России, к ним можно отнести следующие: нарушения нормального состояния рынка, или по-другому их называют «провалы» рынка, которые способствуют социальной дестабилизации и экономическим отрицательным последствиям; необходимость правового регулирования взаимоотношений между обществом и частными предпринимателями, деятельность которых всегда направлена только на достижение собственной выгоды, даже если это может нанести ущерб интересам населения (внешние экстерналии); потребность общества в создании четких границ экономического устройства при помощи законодательного органа власти и контроля, это все помогает координировать деятельность участников рынка, от-

* © Гоман И.В., Егорова А.В., 2015

Гоман Игорь Вячеславович ([email protected]), кафедра экономики, Егорова Анастасия Владимировна ([email protected]), студент III курса факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

раслей, секторов, видов деятельности и регионов страны; необходимость своевременного и точного информирования экономических субъектов; создание мотивирующих факторов в целях получения выгоды для национальной экономики; улучшение рыночных механизмов для того, чтобы обеспечить более эффективное функционирование экономики во все мире [1, с. 6].

В целом госрегулирование условно разделяется на два вида: прямого и косвенного вмешательства в национальную экономику.

Прямое вмешательство подразумевает государство как участника рынка, а косвенное осуществляется при помощи кредитных и бюджетных рычагов.

Согласно мировому опыту, регулирование конкуренции приводит к положительной динамике развития экономических механизмов, это сказывается в первую очередь на ценах, производительности, прибыли, склонности к инновациям, экономическому росту и приводит к тому, что продукция отечественного производителя способна конкурировать на мировых рынках [2, с. 16].

В России в настоящее время управление механизмом взаимоотношений между предприятиями, при переходном характере экономики, сводится созданию антимонопольного законодательства и контролю за его соблюдением, т. е. создание соответствующей системы государственных органов, отслеживающих нарушения этого законодательства.

Существует проблема правильного соотношения доли мелкого частного предпринимательства и монополии так, как развитие конкуренции приводит к формированию монополий, поскольку любое предприятие стремиться расширить сферу своей деятельности и охватить, как можно большую долю рынка.

На современном этапе развития экономики России невозможно определить конкуренцию как «здоровую». Существующая в различных секторах высокая степень монополизации, создает условия для низкого уровня конкуренции на ряде рынков, в результате чего не создаются стимулы для повышения производительности труда. Все это приводит к ограничению роста инновационных идей в среде бизнеса, повышению цен, невозможности развиваться научно-техническому прогрессу, за всем этим следует снижение уровня благосостояния населения. Данное обстоятельство является одним из «провалов» рынка, требующих вмешательства со стороны государства.

Сейчас механизм рыночной экономики эффективен только при основании том, что он основан на многолетнем опыте, при не требующих больших усилий границ входа на рынок, при современных и качественных механизмах правового и экономического регулирования, осуществляемого государством при помощи создания соответствующих государственных органов и принятия законов.

Именно после жалоб пострадавших производителей отечественной продукции от недобросовестной конкуренции, и монополии в 1991 годубыл принят закон «О защите конкуренции», а затем в течение нескольких лет его корректировали дополнениями.

В общем, антимонопольные организации должны вести активную политику в пресечении действий ограничивающих конкуренцию, вместо этого они занимаются разбором отдельных ситуаций конфликта между двумя или группой фирм или между фирмой и покупателями, к сожалению, антимонопольные органы на основе анализа ситуаций с нарушениями не стремятся к проведению мер не допустивших бы больше подобных проблем и не создают всех условий для правильного развития конкурентных отношений, не был разработан механизм по более эффективному применению законодательства, выравнивания условий для функционирования всех участников хозяйственной деятельности рынка. Российский малый бизнес в первую очередь ориентируется на сферу услуг.

Доля рынка услуг превышает долю отечественного производства. Например, по мнению газеты РБК, доля малых предприятий в ВВП уменьшается и, по последним данным на 2013 год, составляла всего 12 % [9]. По данным Росстата, в течение 2012 года число малых предприятий снизилось на 1,6 %, в основном прекращают свою деятельность фирмы в сфере сельского хозяйства, обрабатывающих производствах, в добыче полезных ископаемых. Однако растет количество предприятий в сфере оптовой и розничной торговли, операций с недвижимостью, аренды и предоставлению услуг, персональных услуг [8].

Можно отметить, что количество предприятий в сфере производства небольшое и не представляет опасности иностранным производителям, российским монополистам, что препятствует развитию конкурентной борьбы, становление цивилизованных форм и методов конкуренции. Отсюда такие негативные последствия такие, как низкий уровень инновационной деятельности предприятий. Согласно даннымФедеральной службы государственной статистики количество на 2012 год организаций крупных обрабатывающего производства составляет 16 134 предприятия, малых предприятий 53 400 и доля рынка, занимаемая малыми фирмами, составляет около 9,6 %, что достаточно мало [5].

В настоящее время государственное регулирование конкуренции должно представлять собой систему, способной быстро реагировать на сложившуюся ситуацию на рынке, она должна быть гибкой к решению проблем, не носить консервативный характер, подразумевающая принятие таких мер и наказаний, которые способны были бы играть роль ограничения и запрета, или поощрения и стимулирования.

Для регулирования конкурентных отношений между фирмами необходимо принятие ряда мер.Для улучшения условий существования предпринимателей необходимо урегулировать правовую и экономическую базу таким образом, что фирмы будут стремиться вести честную конкурентную борьбу, легально работать, также необходимо снизить административное давление и поддерживать научные исследования и способствовать внедрению новых технологий в производство. Бывают ситуации с недостаточными мерами по выявлению монопольных цен — следует создать более эффективную систему по обнаружению сговора или нечестной конкуренции. Требуется стимулировать сотрудничество между фирмами и создание кооперативов, особенно в приоритетных областях экономики страны, например, в области научно-производственного потенциала России. Государство должно способствовать развитию новых инновационных проектов и инвестированию, ведь это залог повышения благосостояния общества [5].

Необходимо снизить барьеры входа на рынок инновационным предприятиям, создать для них льготные условия, вести контроль за иностранными инвестициями в Российскую промышленность, а также обеспечение поддержки предприятий в кризисной ситуации, так в первой половине 1990-х годов в связи с экономическими преобразованиями приватизированное, довольно успешное предприятие ОАО «Шоколадная фабрика «Россия»» руководство, которого не смогло устранить негативные посткризисные эффекты в деятельности предприятия допустило в 1994 году покупку контрольного пакета акций иностранным предприятием «Nestle» .

Кроме всего этого, следует наладить более полную поддержку небольших предприятий, которые были бы способны создать конкуренцию и ослабить влияние лидирующих фирм на рынках. Совокупность мелких фирм способно снизить концентрацию производства и снизить доминирующую роль крупных фирм, монополий.

Малые предприятия способны не затрачивать денежные средства на НИОКР так, как могут скопировать производство уже изобретенной продукции у крупных

фирм, ввести более низкие цены на эту продукцию, тем самым снизить произвол с завышением цен у монополий.

Важно создать больше информационных центров для донесения информации до предприятий о существующей ситуации на рынке, кроме этого, существует потребность в высококвалифицированных специалистах в таком виде деятельности, как маркетинг, тогда фирмам не придется сталкиваться с большими издержками по поиску и обработке информации о ситуации на рынке.

Также нужно усовершенствовать процедуру по определению нарушений антимонопольного закона, ведь порой судебный процесс может затянуться очень надолго.

Естественные монополии появляются вследствие объективных причин и не затрагивают интересов предпринимателей в области конкуренции, так как они касаются высоких условно-постоянных издержек и существенных масштабов производства, в части транспорта, высоки и фиксированные издержки (строительство дорог, железнодорожного полотна, трубопровода) —все это непосильные затраты для обычных фирм, спрос постоянный и неменяющийся на продукцию, жизненно важную для населения, ее невозможно заменить на другие виды товаров [4].

Природным монополиям свойственны природные барьеры. Технико-экономические монополии возникают вследствие эффекта масштаба. Примерами естественных монополий в России могут служить согласно реестру субъектов естественной монополий федеральной службы по тарифам по состоянию на первое декабря 2014 года: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Водоканал», ОАО «Транснефть» и т. д.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации, сообщать в виде отчетов данные в органы исполнительной власти, являющиеся коммерческой тайной для других предприятий. Регулирование цен на товар естественной монополии производит государство, а также допускаются субсидии из бюджета. Предприятия естественных монополий не вправе ликвидироваться сами, только с разрешения исполнительной власти, которая несет ответственность за существование и состояние естественных монополий перед представительной властью.

Наиболее радикальным методом по управлению такими организациями является передача их в собственность государства и создание специальных органов осуществляющих контроль деятельности предприятий.

В России к таким органам, прежде всего, относятся МАП России и Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК РФ). МАП России ведет контроль за транспортными организациями и предприятиями связи, ей подконтрольны 63 аэропорта федерального значения, 42 крупных морских порта, 39 речных порта, 2700 операторов связи. Регулирование и контроль деятельности предприятий ведется согласно таким законам, как закон «О природных, теническо-экономических монополиях», «О регулировании цен на энергетическую и тепловую энергию», «О ж/ д транспорте», указ Президента России «Об отдельных мерах по регулированию естественных монополий» [6].

В зависимости от вида деятельности организации применяются соответствующие законы. Российские предприятия устанавливают такую цену, которую устанавливают федеральные или региональные органы власти, выполняющие исполнительной исполнительную функцию, вне зависимости от вида собственности иорганизационно-правовых видов организаций. Если не контролировать естественные монополии они становятся олигополиями, как следствие повышают цены и уменьшают объемы производства, от чего страдают потребители.

Переход к рыночным отношениям потребовал более серьезного их восприятия. Конкуренция всегда подразумевает борьбу среди производителей, а это значит, что растет качество товара, расширяется его ассортимент, устанавливаются разумные цены, при стремлении каждой фирмы получить больше прибыли, уменьшив производственные затраты, тем самым создав благоприятные условия не только для покупателей, но и для предприятия.

Сейчас в России существует два противоречивых условия регулирования, по мере роста прав предприятий и уменьшения полномочий органов управления все чаще наблюдаются появление монополизма и нарушение договорных обязательств.

В некоторых ситуациях существование монополии, безусловно, полезно, однако следить за дальнейшим развитием ситуации на рынке необходимо государству, установить жесткий контроль за деятельностью монополистов и не допускать злоупотреблений [7]. Немаловажную роль в регулировании экономики играет антимонопольное законодательство и деятельность самих монопольных органов, от политики которых зависит состояние экономики в целом.

Библиографический список

1. Капканщиков Г.П., Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для студентов гуманитарного факультета. Ульяновск: УлГТУ, 2000 164 с.

2. Шаров Ф.Л. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учебное пособие. М.: МИЭП, 2007. 108 с.

3. Ясин Е.Г. Модернизация и общество, доклад к VIII Международной научной конференции « Модернизация экономики и общественное развитие». М.: Изд. Дом, ГУ ВШЭ, 2007. 114 с.

4. Программа развития конкуренции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р.

5. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России//Пробле-мы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.

6. Тюкавкин Н.М. Вопросы объединения предприятий России // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2008. № 1 (39).

7. URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/programs/fed.

8. URL: http://www.fstrf.ru/about/activity/17.

9. URL: http://studme.org/18300903/politekonomiya/antimonopolnaya_politik.

References

1. Kapkanshchikov G.P., Kapkanshchikov S.G. Government regulation of economics: Textbook for the students of humanitarian faculties. Ulyanovsk, UlGTU, 2000, 164 p. [in Russian].

2. Sharov F.L. Government regulation of economics and economic policy: Textbook. M., MIEP, 2007, 108 p. [in Russian].

3. Yasin E.G. Modernization and society, report to the VIII International Scientific Conference «Modernization of economics and social development». M.: Izd. dom, GU VShE, 2007, 114 p. [in Russian].

4. Program of development of competitiveness in the Russian Federation. Confirmed by the government decree of the Russian Federation dated 19 May 2009 № 691-p [in Russian].

5. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2008, no. 1, p. 78 [in Russian].

6. Tyukavkin N.M. Questions of combining enterprises of Russia. Vestnik Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2008, no. 1(39) [in Russian].

7. Retrieved from: http://oldsmb.economy.gov.ru/programs/fed [in Russian].

8. Retrieved from: http://www.fstrf.ru/about/activity/17 [in Russian].

9. Retrieved from: http://studme.org/18300903/politekonomiya/antimonopolnaya_politik [in Russian].

I.V. Goman, A.V. Egorova*

COMPETITION AND STATE REGULATION OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Now in Russia there are two contradictory terms, with the growth of rights of enterprises and decrease of the powers of governing bodies, we increasingly see the emergence of monopoly and breach of contractual obligations. In some situations, the existence of monopolies is certainly useful, but the state should keep an eye on further development of situation in the market, establish strict control over the activities of monopolies and prevent abuse by their situation.

The goal of the research is to find the main shortcomings of antimonopoly system of legislation, also need on settlement of ratio of monopoly and competition is noted, the situation on the market is analyzed and possible measures on the solution of problems of market mechanism are proposed.

Key words: competition, small and medium business, businessmen, monopoly, antitrust law.

Статья поступила в редакцию 15/I/2015. The article received 15/I/2015.

* Goman Igor Vyacheslavovich ([email protected]), Department of Economics, Egorova Anastasia Vladimirovna ([email protected]), 3rd year student, Faculty of Economics and Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Горева-Куртышева А.А.

Экономическая сущность деятельности Са11-центров и специфика их работы при входящем и исходящем консультировании // Вестник Самарского государственного университета. 2015. 122 № 2 (124). С. 122-130

УДК 33

А.А. Горева-Куртышева *

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ CALL-ЦЕНТРОВ И СПЕЦИФИКА ИХ РАБОТЫ ПРИ ВХОДЯЩЕМ И ИСХОДЯЩЕМ

КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Аутсорсинг — одна из наиболее динамично развивающихся услуг для бизнеса в современной России. Крупные компании стремятся делегировать ряд бизнес-процессов другим организациям и сэкономить на издержках. Аутсорсинг дистанционного информирования (call-центры) в значительной степени упрощает ведение бизнеса в том случае, если из-за высокой конкуренции требуется непосредственная реклама новых продуктов или техническая поддержка существующих клиентов по сервисам и услугам компании. Таким образом, основной особенностью дистанционного информирования является возможность входящего и исходящего телефонного обслуживания.

Ключевые слова: аутсорсинг, дистанционное информирование, call-центр, входящее консультирование, исходящее консультирование.

На данный момент глобальная мировая экономика, по мнению ряда видных отечественных экспертов [2], перешла в постиндустриальный этап, а это значит, что особое приоритетное развитие получила экономика знаний и информационных технологий. Таким образом, специфика современной экономической деятельности определяется следующими факторами:

1. Ориентация на модернизацию технологий и усовершенствование процессов;

2. Стремление к четкой структуре и распределению задач, а также делегированию тех функций, которые не являются профильными для конкретной организации;

3. Снижение влияния географического положения и часового пояса на деятельность организаций и их партнеров.

Игнорирование географических и временных границ между участниками мирового производственного процесса способствует дальнейшему разделению труда в глобальной экономике. Это же основание позволяет выстраивать коммуникацию, игнорируя социокультурные и языковые различия, беря за основу показатели эффективности деятельности и рентабельность сотрудничества.

Современный рынок предъявляет достаточно высокие требования к конкурентоспособности бизнеса, способствуя развитию не только профильного продукта компании, но и дополнительных сервисов [4]. Так как качество таких сервисов в значительной мере влияет на общее позиционирование бренда, многие функции в целях оптимизации крупные компании предпочитают отдавать на исполнение подрядчикам. Таким образом, комплекс этих факторов послужил хорошим основанием для формирования нового субъекта экономических отношений — аутсорсинго-вых компаний.

* © Горева-Куртышева А.А., 2015

Горева-Куртышева Александра Александровна ([email protected]), кафедра Московского финансово-промышленного университета «Синергия», 129090, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мещанская, 9/14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.