Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЫНОЧНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМАЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / UNIVERSITY COMPETITIVENESS / EDUCATIONAL SERVICE / MARKET TRANSFORMATIONS / ECONOMIC REFORMS / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TRANSFORMATIONS / REFORMATION ECONOMIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теплая Н.В.

В статье рассматриваются актуальные проблемные вопросы конкурентоспособности вуза в условиях рыночных трансформаций, поиск новых источников конкурентоспособности, механизм управления конкурентоспособностью, представлены различные подходы к определению конкуренции, конкурентоспособности вуза и рыночной трансформации, определены основные направления обеспечения деятельности вуза на образовательном рынке в современных условиях хозяйствования, предложен механизм управления конкурентоспособностью вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF MARKET TRANSFORMATIONS

This article discusses topical issues of competitiveness in conditions of market transformation, seeking new sources of competitiveness, competitiveness, management mechanism presented different approaches to the definition of competition, competitiveness and market transformation, defined basic directions of activities of the University in the educational market in modern conditions of managing, the mechanism of management competitiveness of the University.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

[Эл1ектронный ресурс] // URL:

https://abroadz.com/articles/Russkoyazichmya_Germaniya:_molodezhnie_i_detsk ie_organizatsii/ (дата обращения: 06.06. 2018).

7. Смирнова, Т.Б. Немцы в Сибири. - Омск, 2002. - 210 с.

8. Теобальдт Б. А. Орнаментированное полотенце - элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины (по материалам этнографических экспедиций) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1781-1785.

9. Fassmann H. Ausländer in der Stadt. Demographische Befunde, gesellschaftliche Problembereiche und Politische Strategien. // Berichte zur deutschen Landeskunde. 75 Band. Heft 2/3. - Flensburg, 2001. - S. 130.

УДК 330

Теплая Н.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный

университет правосудия» Россия, г. Ростов-на-Дону КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемные вопросы конкурентоспособности вуза в условиях рыночных трансформаций, поиск новых источников конкурентоспособности, механизм управления конкурентоспособностью, представлены различные подходы к определению конкуренции, конкурентоспособности вуза и рыночной трансформации, определены основные направления обеспечения деятельности вуза на образовательном рынке в современных условиях хозяйствования, предложен механизм управления конкурентоспособностью вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, образовательная услуга, рыночные трансформации, экономические реформы, организационно-экономические преобразования, реформационные экономические процессы

Teplaja N.V., candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of " Humanitarian and socio-economic disciplines'»

Rostov branch of the "Russian state University of justice» Russia, Rostov-on-don THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF MARKET TRANSFORMATIONS Annotation. This article discusses topical issues of competitiveness in conditions of market transformation, seeking new sources of competitiveness,

competitiveness, management mechanism presented different approaches to the definition of competition, competitiveness and market transformation, defined basic directions of activities of the University in the educational market in modern conditions of managing, the mechanism of management competitiveness of the University.

Keywords: university competitiveness, educational service, market transformations, economic reforms, organizational and economic transformations, reformation economic processes

В условиях рыночных трансформаций современное состояние организационно-экономических преобразований в России характеризуется большим количеством противоречий. Происходящие в стране сложные реформационные экономические процессы, развитие новых рыночных форм хозяйствования требует иных особых подходов организации финансово-хозяйственной деятельности вузов.

Главная проблема современного образования - соответствие результатов деятельности вузов потребностям общества, критериям, нормам, динамике. Рыночные трансформации ставят вузам новые задачи, в этих условиях они не могут полагаться только на свой имидж. Сложившееся за долгие годы положительное мнение о вузе является несомненно необходимым, но в тоже время недостаточным требованием его устойчивого положения и конкурентоспособности на образовательном рынке. Конкурентоспособность вуза в условиях рыночных трансформаций в значительной степени зависит от набора и качества предоставляемых услуг, соответствия современным требованиям рыночной ситуации, способности адаптации в этих условиях, его сегодняшнее положение, финансово-экономическая стабильность.

Конкуренция является основополагающим элементом рыночных трансформаций. Отдельный производитель, зависим от внешней конкурентной среды, вынужден отвечать давлениям рынка, приспосабливать свое поведение к этим требованиям, искать новые рыночные ниши, технические и технологические решения, позволяющие создавать преимущества относительно иных экономических субъектов.

Роль и место конкуренции в период трансформации рынка постоянно переосмысливается. Структурирование субъектов конкурентной борьбы, фактов конкурентоспособности позволяет четко охарактеризовать систему элементов категории «конкурентоспособность», выявить взаимосвязи, обосновать эффективные подходы анализа конкуренции, выявить имеющиеся экономические резервы, определить стратегические направления развития конкурентного преимущества каждого уровня.

Отметим, конкурентоспособность как отдельная и самостоятельная категория до последнего времени не рассматривалась и не изучалась. В значительной мере этому мешала кажущаяся очевидность содержания «конкурентоспособность», ее сходство с категорией «эффективность». Два

этих понятия часто рассматривают в качестве однопорядковых. Несомненно, конкуренция основана на эффективности (продуктивности), содержит более сложные взаимосвязи управления экономическими субъектами и национальными экономическими системами.

Основополагающим моментом жизнедеятельности и продвижения вуза на образовательном рынке является его конкурентоспособность - основной критерий и главный ориентир рыночных трансформаций.

Рыночная трансформация - это свойство системы, способное адаптироваться к требованиям рынка, учитывающее изменение условий целенаправленности деятельности - основной элемент концептуального подхода к этим преобразованиям [2].

В последнее время проблемным вопросам конкурентоспособности вузов уделяется значительное внимание в научной и экономической литературе. Но до сих пор не существует единого методологического подхода определения сущности конкурентоспособности, оценки ее уровня, недостаточно изучен сам процесс управления конкурентоспособностью. В этих условиях теоретическое и практическое обеспечение конкурентоспособности в условиях рыночной трансформации обретает чрезвычайно важное значение.

Конкурентоспособность - основной критерий и главный ориентир в условиях становления рыночных отношений. Она является основополагающим моментом для функционирования и развития на рынке в условиях конкуренции [3].

Рассматривая конкурентоспособность вуза с позиции понимания, характеристики, способности выступать средством разрешений противоречий между быстрыми темпами грядущих перемен становления общества и низкими темпами динамичного развития образования. С этой позиции, конкурентоспособность вуза можно рассматривать как производную двух взаимосвязанных и взаимозависимых принципиально важных частей. Первая заключается в оценке внутреннего состояния образовательной среды и образовательной услуги, определяющие жизнь вуза: квалифицированный педагогический персонал, обучающие программы, контингент обучающихся, инфраструктура, внешняя и внутренняя среда. Вторая сопряжена с уровнем оценки показателя интенсивности, направления спроса и качества образовательных услуг, особенности подготовки выпускников вуза, их востребованности на рынке труда.

Вуз, как и любое предприятие, не может считаться конкурентоспособным, если его товар не пользуется спросом, отсутствует рынок сбыта. Конкурентоспособность товара - это основа прочных конкурентных позиций предприятия, служит необходимым, но неполным условием конкурентоспособности предприятия (анализ и оценка конкурентных преимуществ товара проводится по каждому товарному ряду, а конкурентоспособность предприятия включает: номенклатуру; ассортимент; производственную, экономическую, финансовую,

инвестиционную деятельности, осуществляемые предприятием и др.).

Происходящие в нашей стране экономические реформы внесли существенные изменения в образовательную систему. Либерализированный спрос в условиях жесткой конкуренции диктует образовательным учреждениям, экономическим объектам и субъектам, требования осознания необходимости современного уровня образования и социальной подготовки. Предприятия, функционирующие в конкурентной среде, несомненно понимают значение вклада инвестиций в человеческий капитал. Государство активно реагирует на потребность приобретения новых знаний, потому как всесторонне просвещенный человек имеет ключевое значение проводимых в нашей стране трансформаций: абсолютная, высокопродуктивная и свободно избранная занятость. Либерализация предложения товаров и услуг требует диверсификации образования - внедрение разнообразных форм

образования, новых технологий, целостности профессиональной подготовки, форм собственности учебных заведений и учебных материалов и т.д.

Не принимая во внимание объективные причины, породившие эти изменения, обусловленные хаотичностью проведения реформ, имеется множество причин субъективного характера, одной из них можно назвать -отсутствие у образовательных учреждений в условиях конкуренции, навыков ведения финансово-хозяйственной деятельности. Именно в этих условиях проверяются конкурентные преимущества и внутренние резервы образовательного учреждения, эффективность общепроизводственного потенциала, их управленческих структур, собственно конкуренция заставляет производителей прикладывать максимум усилий по снижению издержек, оказанию более совершенной образовательной услуги и ее скорому обновлению.

Качество образовательной услуги составляет основу конкурентоспособности - непосредственно услуги и вуз в целом. Тем не менее, их нельзя рассматривать как равные и аналогичные понятия. Вуз способен оказывать высококачественные образовательные услуги, при наличие низкой конкурентоспособности, и наоборот, конкурентоспособные вузы не всегда гарантируют высокое качество своих широко афишируемых услуг. Конкурентные преимущества, завоеванные на рынке определенным вузом, обеспечиваются конкурентоспособностью оказываемых услуг, умением осуществлять конкурентную борьбу всеми существующими способами и средствами в пределах разработанной маркетинговой стратегии.

Конкурентоспособная образовательная услуга в основном соответствует высокому уровню качества, но иногда имеет и средний уровень среди аналогичных образовательных услуг на данном рынке. Конкурентоспособность образовательной услуги в этом случае, достигается эффективными маркетинговыми мероприятиями по рекламе и стимулированию продаж, необходимость обусловлена следующими факторами: ценообразование, послепродажное обслуживание, реклама, выбор каналов сбыта и т.д. Образовательная услуга с пониженным уровнем

качества обладает немного худшими потребительскими свойствами, чем образовательная услуга подавляющего большинства конкурентов. Для того чтобы рыночные позиции вуза в этом случае остались прочными, исполнитель обычно прибегает к стратегии снижения цены на текущую образовательную услугу. Образовательная услуга с низким уровнем качества - неконкурентоспособная, невостребованная потребителем, может быть реализована только по весьма низким ценам. Вузу в этом случае необходимо значительно повысить качество такой образовательной услуги или создать и предложить рынку новую услугу.

Впрочем, способность оказывать образовательные услуги (создавать и реализовать) еще не означает, способность вуза противостоять реальным конкурентам и обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ. В определении не учтены сравнительные преимущества вуза: качество, цена оказываемых услуг, имидж, финансовые и другие показатели. Такого рода определение недостаточно полно раскрывает сущность конкурентоспособности вуза.

Бесспорно, при оценке конкурентоспособности вуза этот набор показателей может трансформироваться, дополняться в зависимости от специфики вуза, его положения в национальной системе образования.

Конкурентоспособность вуза - это его комплексная характеристика за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая положение перед конкурентами по ряду определяющих показателей -финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [1].

Конкуренция среди вузов - естественное состояние, вызванное действием рыночных механизмов, выполняющая важнейшие функции: создание действенных стимулом для развития системы образования в целом; формирование механизма отбора наиболее эффективных решений; предоставление возможности свободного выбора для всех участников экономических отношений. Согласно рыночным законам создаются условия для конкурентной борьбы между образовательными учреждениями по всем направлениям их деятельности возникающих в сфере экономики на макро и микроуровне.

Совершенствование механизма управления конкурентоспособностью вуза является одной из наиважнейших задач, без решения которой трудно выжить на рынке в условиях конкуренции и получить желаемый результат своей деятельности. Механизм управления конкурентоспособностью, предполагает наличие, с одной стороны, субъекта, а с другой стороны объекта воздействия. На макроуровне субъектом управления конкурентоспособности становятся государственные органы, а объектом -экономическая инфраструктура страны; на микроуровне субъектом управления выступает непосредственно вуз, а объектом - составляющий его потенциал.

Механизм управления конкурентоспособностью вуза должен представлять собой совокупность средств и методов, способных осуществлять воздействие на весь имеющийся внутренний потенциал, на управляемые параметры внешней среды, с учетом тенденций рыночной ситуации с целью получения желаемого уровня конкурентоспособности. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо комплексное функционирование всех элементов механизма. Отсутствие какого-либо звена нарушит последовательность и приведет к сбою функционирования механизма управления.

Каждый вуз индивидуально, учитывая особенности функционирования, выбирает состав элементов механизма управления конкурентоспособностью. Функционирование механизма управлением конкурентоспособностью вуза должно строиться на принципах целевой совместимости, непрерывности и надежности, планомерности, пропорциональности и динамизма, научности и аргументированности принимаемых решений, совместности личных, коллективных и государственных интересов в управлении, а также непрерывного стратегического управления и максимального отражения специфичных условий хозяйствования, а не на стратегии конкурентоспособности. Механизм управления конкурентоспособностью вуза - разработка целей деятельности, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность, проведение оценки конкурентоспособности и выработка направлений конкурентоспособности.

В заключении отметим, что конкурентоспособность вуза - основной критерий и главный ориентир в становлении рыночных отношений, основополагающий момент функционирования и развития на рынке образовательных услуг в условиях рыночных трансформаций.

Использованные источники:

1. Майсаков Д.Л Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза: Дис...канд. экон. наук. - Тюмень, 2002. - 160 с.

2. Теплая Н.В. Экономика образования в условиях рыночных трансформаций // Вопросы экономики и управления. - 2018 - № 1(12). - С. 6-8.

3. Теплая Н.В. Организационно-экономическая деятельность вуза в рыночных условиях хозяйствования. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.