Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СИСТЕМАМ РОССИИ И СТРАНГ СНГ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СИСТЕМАМ РОССИИ И СТРАНГ СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПОТОКИ / ТРАНЗИТНЫЕ ГРУЗОПОТОКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИКА / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реутов Е.В., Королев Я.С.

В научной статье представлены результаты исследования особенностей формирования конкурентоспособности цепочек поставок предприятия при развитии транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам России и стран СНГ. Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что от конкурентоспособности цепочек поставок зависит эффективность развития транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам. В рамках статьи рассмотрены тенденции развития грузовых потоков в России. Рассмотрена роль управления конкурентоспособностью при управлении развитием транзитных грузопотоков. Предложены возможные направления формирования конкурентных преимуществ для предприятий, осуществляющих грузовые перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Реутов Е.В., Королев Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF SUPPLY CHAINS WHEN MANAGING THE DEVELOPMENT OF TRANSIT CARGO FLOWS IN THE REGIONAL TRANSPORT SYSTEMS OF RUSSIA AND CIS COUNTRIES

The scientific article presents the results of a study of the features of the formation of the competitiveness of enterprise supply chains in the management of the development of transit cargo flows through the regional transport systems of Russia and the CIS countries. The relevance of the chosen problem is due to the fact that the efficiency of the development of transit cargo flows through regional transport systems depends on the competitiveness of supply chains. Within the framework of the article, the trends in the development of cargo flows in Russia are considered. The role of competitiveness management in managing the development of transit cargo flows is considered. Possible directions for the formation of competitive advantages for enterprises engaged in freight transportation are proposed.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СИСТЕМАМ РОССИИ И СТРАНГ СНГ»

УДК 656.073:339.565:656.078.81.87 DOI 10.52375/20728689 2022 1 177

конкурентоспособность цепочек поставок при управлении развитием транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам россии и странг снг

реутов Е.в., к.э.н., доцент кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» Института международных транспортных коммуникаций ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: reutov.ev@gmail.com,

королев Я.С., магистрант кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» Института международных транспортных коммуникаций ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: rocossovskiy@mail.ru

В научной статье представлены результаты исследования особенностей формирования конкурентоспособности цепочек поставок предприятия при развитии транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам России и стран СНГ. Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что от конкурентоспособности цепочек поставок зависит эффективность развития транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам. В рамках статьи рассмотрены тенденции развития грузовых потоков в России. Рассмотрена роль управления конкурентоспособностью при управлении развитием транзитных грузопотоков. Предложены возможные направления формирования конкурентных преимуществ для предприятий, осуществляющих грузовые перевозки.

ключевые слова: грузопотоки; транзитные грузопотоки; региональная транспортная система; логистика; грузовые перевозки; транспортная логистика; конкурентоспособность цепочек поставок.

competitiveness of supply chains when managing the development of transit cargo flows in the regional transport systems of russia and cis countries

Reutov E., Ph.D., assistant professor, International transport management and supply chain management chair, Institute of International Transport Communications FSAEIHE «Russian University of Transport», e-mail: reutov.ev@gmail.com, Korolev Y., magistrand, International transport management and supply chain management chair, Institute of International Transport Communications FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: rocossovskiy@mail.ru

The scientific article presents the results of a study of the features of the formation of the competitiveness of enterprise supply chains in the management of the development of transit cargo flows through the regional transport systems of Russia and the CIS countries. The relevance of the chosen problem is due to the fact that the efficiency of the development of transit cargo flows through regional transport systems depends on the competitiveness of supply chains. Within the framework of the article, the trends in the development of cargo flows in Russia are considered. The role of competitiveness management in managing the development of transit cargo flows is considered. Possible directions for the formation of competitive advantages for enterprises engaged in freight transportation are proposed.

keywords: cargo flows; transit traffic; regional transport system; logistics; freight transportation; transport logistics; supply chain competitiveness.

Региональные транспортные системы в России и странах СНГ -это подсистема транспортной системы с точки зрения объективного существования (по теории экономического районирования) экономических регионов различных ступеней. В качестве системообразующего фактора региональной транспортной системы выступают потребности в транспортном обслуживании региональных производственных комплексов, принимающих участие в глобальных цепочках грузовых поставок.

Цепь поставок - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания потребительской стоимости, которая заключается в производстве продукции, начиная с обработки сырья и заканчивая ее конечной реализации клиенту [7].

Процедура управления цепями поставок в рамках осуществления транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам России и стран СНГ требует наличия материальных благ и механизмов, позволяющих оценивать эффективность цепи поставок в целом и решать главную задачу - успешно удовлетворять запросы потребителя. Необходимо уметь оценивать относительный вклад отдельных организаций в создание интегрированной стоимости цепи поставок, если речь идет о корпоративной структуре.

2020-2021 гг. стали для транспортных предприятий сферы грузовых перевозок экономики Российской Федерации кризисными и не простыми. Обусловлено это продолжением распространения корона-вирусной инфекции, из-за чего формируются неустойчивые условия внешней среды. Различные факторы, создающие угрозы, приводят к

Рис.1 Динамика объема грузовых перевозок в России, в млн тоннах Источник: Российский статистический ежегодник 2021

Рис. 2. Этапы стратегии конкурентного позиционирования компании. Источник: Тлеубердинова А.Т., Сагаткалиева А.О. Ключевые решения по рыночному позиционированию в условиях конкурентной

борьбы // Инновационная экономика и общество

нарушению операционного цикла предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Повышается степень воздействия рисков на финансовую устойчивость, что требует разработки мероприятий и принятия механизмов, направленных на минимизацию их влияния.

Значение практической роли сферы грузоперевозок в экономике Российской Федерации крайне высокое, что подтверждают данные из графика на рисунке 1.

Так, с 2000 по 2020 гг. объем грузоперевозок в экономике России практически не изменился (произошел минимальный рост с 7907 млн тонн до 7960 млн тонн). При этом рекордные показатели объема были достигнуты в 2019 году (перед кризисным периодом), когда они составляли 8426 млн тонн.

Лидером по объему грузовых перевозок является автомобильный транспорт. С 2010 по 2020 гг. объем грузоперевозок автомобильными транспортными средствами увеличился с 5236 млн тонн до 5405 млн тонн, но все еще остается ниже показателей 2000 года (5878 млн тонн). На втором месте идет железнодорожный транспорт, где с 2000 по 2020 гг. демонстрируется рост объема грузовых перевозок с 1047 млн тонн до 1359 млн тонн. Однако снижение наблюдается не только с 2019 по 2020 гг., но и с 2018 по 2019 гг.

В рамках развития транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам России и стран СНГ необходимо применять различные организационные и управленческие технологии, целью которых выступает обеспечение устойчивого развития транспортных предприятий в условиях пандемии [2].

Управленческая деятельность антикризисного менеджмента транспортного предприятия - важнейший элемент, обеспечивающий экономическую эффективность бизнеса в период кризисного состояния. С целью реализации функций управления, необходима разработка и принятие управленческих решений, формирующихся в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации [3].

Одним из таких управленческих решений менеджмента транспортной компании в сфере грузоперевозок в период кризиса выступает использование инструментов в управлении конкурентоспособностью бизнеса. Поскольку пандемия привела к снижению общего объема спроса на рынке грузовых перевозок, а количество конкурентов значительно не уменьшается, то соответственно необходимо обеспечение конкурентоспособности в условиях повышенной рыночной конкуренции.

Управление конкурентоспособностью транспортной компании -главная задача системы управления. В ее основе лежит необходимость формирования конкурентных преимуществ, которые обеспечивают устойчивое развитие и масштабирование бизнеса. Ключевым показателем конкурентоспособности транспортного предприятия выступает ее доля на рынке. Поэтому с целью достижения данной цели необходимо совершенствование методов формирования конкурентных преимуществ.

Основной целью стратегии конкурентного позиционирования транспортной компании в сфере грузовых перевозок должен стать ориентир на транспортно-логистические услуги, которые не были предоставлены компаниями-конкурентами, но востребованы потребителями. С целью формирования конкурентного позиционирования транспортной компании необходима разработка самой стратегии позиционирования,

которая состоит из нескольких этапов (рисунок 2).

Помимо разработки стратегии конкурентного позиционирования транспортной компании, возможно использование следующих механизмов совершенствования методов формирования конкурентных преимуществ в период кризиса, которые способствуют развитию транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам России и стран СНГ, как [5; 6]:

1. Поиск новых форм предоставления транспортных и логистических услуг.

2. Использование инноваций и цифровых технологий в рамках автоматизации системы управления бизнес-процессами.

3. Использование инструментов повышения профессиональной квалификации сотрудников транспортной компании.

4. Совершенствование мотивационной схемы, путем привязки материальной оплаты труда сотрудников к системе сбалансированных показателей (KPI).

5. Проведение постоянного стратегического анализа ближайших конкурентов по рынку транспортных и логистических услуг.

6. Оптимизация структуры капитала, с целью увеличения доли собственного капитала.

Таким образом, основными инструментами управления конкурентоспособностью транспортных организаций и их цепочками поставок в сфере грузоперевозок при развитии транзитных грузопотоков по региональным транспортным системам России и стран СНГ выступают конкурентное стратегическое позиционирование, оптимизация структуры капитала, использование инноваций и цифровых технологий, совершенствования системы мотивации персонала, а также поиск новых форм предоставления транспортных и логистических услуг в грузовых перевозках.

Литература:

1. Российский статистический ежегодник 2021. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf

2. Кильмашкина Т.Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (46).

3. Базаров Р.Т., Синетова Р.Г., Басырова Э.И., Тишкина Т.В. Влияние антикризисного управления предприятия на экономику РФ в современных условиях // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-2. - С. 301-305.

4. Тлеубердинова А.Т., Сагаткалиева А.О. Ключевые решения по рыночному позиционированию в условиях конкурентной борьбы // Инновационная экономика и общество. 2019. № 3 (25). С. 79-86.

5. Мельникова Т.Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 431-435.

6. Войнов Д.А., Германович А.Г. Управление конкурентоспособностью предприятия // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №2.

7. Черкин Э.А. Управление цепями поставок: лучшая российская и мировая практика // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2013. №5 (48).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.