Региональная экономика
УДК 33.2964
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
© 2014 Дарякин Адель Александрович
кандидат экономических наук, доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, конкурентоспособность, региональная инновационная система, Республика Татарстан, устойчивое развитие, экономика региона
Конкурентоспособность территорий рассмотрена через призму региональной инновационной инфраструктуры в составе нефинансовых и финансовых институтов, научнообразовательного комплекса. Выделены категории пользователей и их информационные потребности, связанные с регулированием экономики регионов, управлением деловыми рисками и мониторингом конкурентоспособности территорий. Представлены результаты SWOT-анализа инновационной деятельности и рейтингования инновационной конкурентоспособности Республики Татарстан в сравнении с другими территориями (регионами) Российской Федерации.
TERRITORIAL COMPETITIVENESS: INNOVATION ASPECT (THE CASE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
© 2014 Daryakin Adel Alexandrovich
Ph.D. in Economics, associate Professor Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]
Keywords: innovation, innovation infrastructure, competitiveness, regional innovation system, Republic of Tatarstan, sustainable development, the region's economy
Competitiveness of the territories considered from the perspective of regional innovation infrastructure consisting of non-financial and financial institutes, scientific and educational complex. The article highlights categories of users and their information needs, which related to the regulation of the economy by region, management of business risks and monitoring the competitiveness of territories. There are results of the SWOT-analysis of innovation and innovation competitiveness rating of the Republic of Tatarstan, compared to other territories (regions) of the Russian Federation in the article.
В настоящее время в России наблюдается повышенный интерес к развитию инновационной экономики региона, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых решений в различные сферы хозяйственной деятельности.
По широкому кругу инновационных вопросов решения лучше всего принимать на региональном уровне. Это особенно спра-
ведливо в отношении такой большой и разнообразной страны, как Российская Федерация. Во-первых, в разных регионах инновации принимают разную форму из-за специфического наследия в виде структуры промышленности, исследовательских институтов и рабочей силы, а также способов их взаимодействия. Во-вторых, географические расстояния имеют значение для распространения знаний. Несмотря на
28
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
быстрый прогресс телекоммуникаций, личное общение до сих пор остается наиболее эффективным способом стимулировать частое и плодотворное взаимодействие. Географическая доступность также способствует доверию в отношениях внутри сообщества, что критически важно для создания и распространения знания и инноваций. Регионы представляют собой более значимые сообщества с точки зрения экономических интересов, особенно если у них имеются развитые кластеры, как у Республики Татарстан.
В последние годы Правительство Татарстана уделяет значительное внимание развитию региональной инновационной инфраструктуры (системы). Был создан ряд учреждений, оказывающих поддержку инновационной деятельности; в первую очередь это система технологических парков и Инвестиционно-венчурный фонд. Также была создана система по организации и проведению конкурсов в поддержку научно-исследовательских и инновационных проектов, и определенные формы поддержки стали оказываться малым и средним предприятиям.
Основная цель создания IT-парка - ускоренное инновационное развитие высокотехнологичных отраслей, производство новых видов наукоемкой продукции на основе научного, образовательного и производственного потенциала Республики Татарстан. С целью обеспечения организационно-финансовых условий для реализации научно-технических проектов и ускорения сроков коммерциализации их результатов в республике создан технопарк «Идея», призванный создать льготные «инкубационные» условия на начальных стадиях развития новых предприятий, обучать сотрудников и предоставлять ресурсы для ускоренной реализации инновационных проектов. Вместе с тем, в последние годы все большее внимание уделяется другим важным направлениям, обеспечивающим инновационное развитие: биоиндустрия, энергетическим и информационным технологиям, водородной энергетике, нанотехнологиям.
В настоящее время в Республике Татарстан реализуется комплекс мер, направ-
ленный на создание благоприятных условий для активизации инновационной и инвестиционной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Татарстан первым среди регионов России разработал Комплексную программу проектного развития наноиндустрии до 2015 года. Общее количество проектов, включенных в Комплексную программу, насчитывает 248, на общую сумму требуемых инвестиций около 205 млрд.. рублей. 31 августа 2010 г. утвержден план совместных действий ГК «Роснано» и Республики Татарстан по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию. В целом заметно активизируется совместная работа по поиску новых проектов в области нанотехнологий путем усиления сотрудничества с республиканскими вузами и предприятиями.
Большое влияние на инновационное развитие Республики Татарстан призваны оказать создание следующих инновационных объектов:
- создание нанотехнологического центра в области химии и фармации, создаваемого по программе ОАО «Роснано», который будет размещен на двух площадках - в Инновационно-производственном технопарке «Идея» и технополисе «Химград».
- открытие Научно-образовательного
центра нанотехнологий и наноматериалов КНИТУ им.А.Н.Туполева, который будет координировать научноисследовательские, опытно-
конструкторские и проектные работы в области наноиндустрии Республики Татарстан.
- создание технологической инжиниринговой компании в сфере химической технологии, основным видом деятельности которой оказание инжиринговых услуг (инициатором данного проекта выступил Казанский национальный технологический исследовательский университет).
Разработанная Министерством экономики и Академией наук РТ, а также рядом других ведомств региональная инновационная стратегия Республики Татарстан
29
Региональная экономика
представлена в документе «Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года»
Нами рассмотрено и выявлено серьезное препятствие на пути развития эффективной инновационной политики в Татарстане - отсутствие согласия и координации среди региональных участников, решающих задачи в сфере инновационного развития. На уровне Правительства поддержка инновационной деятельности раздроблена среди различных министерств и ведомств со слабыми или несуществующими координационными механизмами. В настоящее время не существует государственной Комиссии Кабинета Министров или Совета высокого уровня, которые могли бы осуществлять эффективную координацию работы по проведению согласованной инновационной политики. Хотя Президиуму Академии наук и переданы полномочия государственной комиссии, ответственной за формирование научнотехнической и инновационной политики, он не находится на достаточно высоком политическом уровне, чтобы решать эту задачу. Более того, его роль как получателя поддержки в рамках инновационной политики и одновременно ведущего ее разработчика вызывает конфликт интересов. С другой стороны, в процессе формирования политики мало участия принимают негосударственные заинтересованные стороны (такие как представители промышленности, вузов, технологических парков и другие), в результате чего политика не отражает реальные потребности региональной инновационной системы и вряд ли может быть реализована должным образом.
В заключение следует отметить недостатки системы поддержки инновации, что, несмотря на значительные усилия, прилагаемые Правительством в целях стимулирования инновационной деятельности в Татарстане, в этом направлении выявлены серьезные недостатки (данный перечень касается вопросов, где Правительство может оказать влияние).
В регионе не проводится мониторинг инновационной деятельности либо суще-
ствующие формы мониторинга недостаточны для эффективного претворения в жизнь инновационной политики и изучения общественного мнения об этой политике (не говоря уже о том, что все еще не проводится эффективный сбор данных). Правительство использует лишь несколько показателей инновационной активности, и при этом отсутствует система надежной обработки и анализа данных.
Поддержка инновационной деятельности в регионе главным образом принимает форму крупных инвестиций в развитие материальной инфраструктуры и участие в акционерном капитале вместо формирования постоянного потока проектов. Несмотря на то, что Республика Татарстан осуществила значительные инвестиции в ряд инструментов, этого далеко не достаточно для формирования устойчивого инновационного цикла в регионе. Остаются открытыми многие важнейшие пробелы в инновационной системе, такие как меры мягкой поддержки, создание инновационной инфраструктуры на базе местных научноисследовательских учреждений и долевое финансирование.
Ограничена поддержка интеграции Татарстана в международные научноисследовательские сети. Не ведется деятельность по привлечению лучших ученых и инновационных менеджеров в Татарстан (так называемый «поиск умов»).
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости создания эффективной системы мониторинга региональной инновационной системы (далее - РИС). С этой целью нами разработана и предлагается адаптивная модель управления РИС, которая позволяет проводить оценку эффективности функционирования региональной инновационной инфраструктуры, качественно и количественно анализировать ее, применять в качестве рекомендаций различные стратегии развития региона в области инноваций.
Модель может быть полезна и применима в анализе и принятии управленческих решений следующих основных категорий пользователей:
- государство: выявление слабых регионов, их развитие, а также ликвидация дис-
30
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
пропорции в развитии региональных инновационных инфраструктур (систем);
- инвестор: минимизация рисков вложения в венчурное финансирование;
- регион (субъект РФ): выявление конкурентоспособности собственной регио-
нальнои инновационнои инфраструктуры (системы).
В таблице 1 представлено резюме анализа достоинств, недостатков, возможностей и угроз (SWOT).
Таблица 1 - Результаты SWOT-анализа
Достоинства развитая обрабатывающая промышленность; критическая масса организаций высшего образования/ НИОКР в Казани и во всем регионе; нефтяные ресурсы наполняют бюджет для поддержки инноваций; политическая воля в поддержку инноваций; хороший имидж для инвесторов; хорошее качество жизни Недостатки весьма ограниченное число глобально ориентированных компаний; уменьшение численности учащихся научно-технических учебных заведений и недостаточное число выпускников; отсутствие инновационной культуры в деловых и исследовательских кругах; ограниченные взаимосвязи между исследовательскими учреждениями и промышленностью; ограниченные механизмы мониторинга и оценки инновационной политики
Возможности создание центра нанотехнологий в технопарке «Идея»; выход на большее число рынков в результате вступление России в ВТО Угрозы торговые барьеры на федеральном уровне; вялая политика в области конкуренции на национальном уровне; несоответствующая и нестабильная охрана прав интеллектуальной собственности на национальном уровне; управление и финансирование исследовательских учреждений и вузов на федеральном уровне не содействует НИОКР, ориентированным на рынок; федеральные программы поддержки инноваций не предусматривают достаточной поддержки НИОКР, ориентированным на рынок, и инноваций на ранней стадии разработки
В целях оценки эффективности региональной инновационной политики применяется методика рейтингования субъектов Российской Федерации по уровню инновационного развития на базе различных параметров.
На сегодняшний день консалтинговыми компаниями, государственными органами и некоммерческими организациями накоплен определенный опыт построения рейтингов регионов, учитывающих инвестиционный климат субъектов РФ (Рейтинговое агентство «Эксперт РА»), их кредитоспособность (АК&М), уровень инноватив-ности (Независимый институт социальной политики), готовность регионов к информационному обществу (Министерство ин-
формационных технологий и связи России).
Так же Национальная ассоциация инноваций и развития и развития информационных технологий ежегодно подводит итоги рейтинга инновационной активности регионов, идея которого разработана на основе мировых аналогов, в первую очередь европейского рейтинга «European Innovation Scoreboard». Следуя им, для анализа инновационной активности регионов требуется введение системы количественных инновационных индикаторов. За основу данной системы взяты критерии, разработанные в рамках EIS для оценки уровня инновационного развития европейских стран и адаптированные с учетом на-
31
Региональная экономика
циональной специфики и возможностей по поиску статистических данных.
Все перечисленные выше методики рейтингования сложны методически и поэтому непривлекательны для использования в практической деятельности типовых исследователей. В работе мы предлагаем простую и адаптивную методику рейтингования субъектов Российской Федерации, определяющую конкурентоспособность региональной инновационной системы, которая основывается на сравнении трех групп показателей:
- показатели для оценки интеллектуальности региона;
- показатели для оценки инновационности региона;
- показатели для оценки активности региона в сфере инноваций.
Рассмотрим предложенную методику рейтингования на шести субъектах Российской Федерации: Москва, Республика Татарстан, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Самарская области.
В статье представлена таблица 2 с примерными показателями и их значениями, которые легли в основу рейтинга. Значения показателей по регионам были взяты из аналитических материалов, представленных на сайте Федеральной службы государственной статистики России.
Таблица 2 - Показатели оценки регионов
Показатели Моск- ва Республика Татарстан Нижего- родская область Сверд- ловская область Новоси- бирская область Самар- ская область
Интеллектуальность регионов
Численность персонала, занятого научными исследованиями 237626 13 258 39 902 20 906 21 569 15 666
Численность исследователей с учеными степенями 33 897 1 190 1 622 1 929 3 593 476
Число организаций, выполнявших научные исследования 733 106 93 113 111 62
Инновационность регионов
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб. 158893 195 969 153 222 74 410 16 069 185 468
Количество поданных патентных заявок 8 001 790 399 613 462 601
Число созданных передовых производственных технологий 17 205 4 847 12 781 10 337 2 457 6 870
Активность регионов в сфере инноваций
Инновационная активность организаций, % 18,6 18,1 17,7 13,6 8,2 9,8
Затраты на научные исследования, млн. руб. 219277 8 622,0 36 250,5 15 533,5 14 581,5 14 406,9
Затраты на технологические инновации, млн. руб. 171477 44 166,4 30 333,3 30 620,1 5 563 17 352
В основе данной методики рейтингования лежит метод сравнения значений показателей «идеального конкурентоспособного инновационного региона» (далее -
КИР), иными словами, целевые ориентиры, разработанные государством по средствам индикативного планирования, и по-
32
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
казателей инновационной деятельности выбранных регионов.
В силу того, что стратегией инновационного развития регионов и страны в целом, не предусмотрены вышеупомянутые целевые ориентиры, в качестве базы сравнения были взяты:
- значение региона-лидера по данному показателю. Данное сравнение показателей инновационной деятельности регионов позволит выявить КИР в каждой группе показателей, сформировать прозрачный рейтинг регионов в сфере инноваций и разработать эффективную стратегию развития в соответствии с занимаемой позицией;
-значения показателей инновационной деятельности Республики Татарстан, что позволит определить положение республики, ее конкурентоспособность, а так же оценить эффективность принятой политики в области развития инноваций в Татарстане, по сравнению с результатами деятельности других регионов;
В основе разработанной нами адаптивной методики рейтингования лежит сравнение не только показателей инновационной деятельности, но и индексов, расчет которых осуществляется по формуле (1).
Единицей измерения так же, как и для индикаторов, является пункт.
Индекс = \]ТХ * Т2 * Т3 ^
где: Т1 - индекс, рассчитанные на основе значений показателей для оценки интеллектуальности регионов;
Т2 - индекс, рассчитанные на основе значений показателей для оценки инновационности регионов;
Т3 - индекс, рассчитанные на основе значений показателей для оценки активности регионов в сфере инноваций.
Как видно из формулы (1), в расчетах применяется среднее геометрическое значений. Преимуществом ее использования является то, что среднее геометрическое в отличие от средней арифметической учитывает ассиметрию распределения. Это становится особенно важно, когда показатели имеют существенный разброс отклонений из-за применения в расчетах каждого их них величин разных масштабов. Поэтому использование среднего геометрического представляется в разработанной нами адаптивной модели наиболее точным (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты расчетов индексов инновационной конкурентоспособности Республики Татарстан (в единицах)
Субъект РФ Значение Субъект РФ Значение
Москва 6,02 Москва 97,7
Нижегородская область 1,3 Нижегородская область 21,08
Свердловская область 1,05 Свердловская область 19,17
Республика Татарстан 1 Республика Татарстан 16,22
Самарская область 0,77 Самарская область 12,56
Новосибирская область 0,61 Новосибирская область 9,93
Оптимальные границы отнесения региона к конкурентоспособным могут определяться как эмпирическим, так и экспертным путем. В данном примере, все регионы были классифицированы на следующие классы:
- (0;10) - зона угроз (утрата конкурентоспособности);
- (10;30) - зона стабильности (конкурентоспособные регионы);
-(30;го) - зона успеха (регионы с эффективной и высоко конкурентоспособной РИС).
В соответствии с занимаемыми позициями регионов в рейтинге конкурентоспособных, нами были разработаны и предложены 2 типа стратегий, позволяющих в дальнейшем увеличить инновационную активность и результативность деятельности региона в сфере инноваций:
- «стратегия укрепления»;
- «стратегия удержания».
33
Региональная экономика
Для укрепления инновационной деятельности регионов, отнесенных в зону угроз, рекомендуется устранить имеющиеся недостатки в инновационной сфере с помощью действенных учреждений поддержки:
- создать объединенную группу по коммерциализации;
- укрепить существующие учреждения;
- содействовать созданию новых предприятий;
- оказывать поддержку МСП с потенциалов роста.
Для регионов, определенных как инновационно-конкурентоспособные (зона стабильности и зона успеха), предлагаем поощрять спрос на инновации, а именно:
- активно финансировать предпринимательство, основанное на знаниях;
- оказывать поддержку организациям с потенциалом роста.
- стимулировать инновационную дея-
тельность путем формирования эффективной политики: формирование высокой
степени единодушия и понимания общей перспективы, проведение различных инновационных докладов и форумов. 1 2 3
1. World Bank URL:
http://www.worldbank.org.
2. Министерство экономики Республики Татарстан URL: http://mert.tatarstan.ru.
3. Федеральная служба государственной
статистики URL: http://www.gks.ru.
34