Научная статья на тему 'Конкурентоспособность России в международных рейтингах'

Конкурентоспособность России в международных рейтингах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / COMPETITIVENESS OF THE COUNTRY / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX / ИНДЕКС ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / THE ENABLING TRADE INDEX / ИНДЕКС ВОВЛЕЧЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ / DOING BUSINESS RANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илясова Ю.В., Жидова О.Е.

В статье рассмотрены основные рейтинги конкурентоспособности и определено место России в них, а также изменения позиций страны под влиянием различных факторов. Выявлены основные тенденции, стимулирующие и препятствующие факторы развития конкурентоспособности страны на международном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVNESS OF RUSSIA IN THE INTERNATIONAL RANKINGS

This article shows us the main competitiveness rankings; the place of Russian Federation was defined in the rankings. This article is highlighted changes in the country’s position under the influence of various factors. The main tendencies, stimulating and hindering factors of the competitiveness of the country in the international market were detected in the article.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность России в международных рейтингах»

74л

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ

Ю.В. Илясова, канд. экон. наук, доцент О.Е. Жидова, магистрант

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассмотрены основные рейтинги конкурентоспособности и определено место России в них, а также изменения позиций страны под влиянием различных факторов. Выявлены основные тенденции, стимулирующие и препятствующие факторы развития конкурентоспособности страны на международном рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность страны, глобальный рейтинг конкурентоспособности, индекс ведения бизнеса, индекс вовлеченности в международную торговлю.

На современном этапе развития мировой экономики, страны мира «борются» за лидерство на мировой арене в разных сферах экономики и не только. Узнать результаты их «борьбы» и осуществить анализ мы можем путем исследования изменений в различных международных рейтингах, которые, как правило, разрабатываются международными организациями. К числу основных рейтингов, отражающих общую тенденцию конкуренции в мировой экономике, относят: глобальный рейтинг конкурентоспособности, который разрабатывается и рассчитывается Международным экономическим форумом, рейтинг Doing Business, который рассчитывается Всемирным Банком. В нашем исследовании также будет целесообразно учесть и рассмотреть рейтинг по уровню вовлеченности в международную торговлю, который рассчитывается также, на базе Международного экономического форума.

Глобальный рейтинг конкурентоспособности состоит из 12 основных групп показателей (субъиндексов), которые объединены в 3 группы: основные условия, факторы эффективности, факторы инноваций. Лидирующие позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2014-2015 гг. занимали Швейцария (1 место - 5,7 баллов), Сингапур (2-е место -5,65 балла), США (3-е место - 5,54 балла), Германия (4-е место - 5,49), Япония (5-е место - 5,47 балла). Россия в данном рейтинге в 2014-2015 гг. заняла 53-е место -4,37 балла [4]. Рассматривая изменения в рейтинге глобальной конкурентоспособ-

ности, следует отметить, что в 2011-2012 гг. страны-лидеры были другие, неизменными лидерами данного рейтинга остаются Швейцария, которая также занимала 1 -е место (5,74 балла), а также Сингапур, занимающий 2-е место в 2011-2012 гг. (5,63 балла). В пятерку лидеров в 2011-2012 гг. по рейтингу глобальной конкурентоспособности входили Швеция (3-е место -5,61 балл), Финляндия (4-е место - 5,47 балла) и США (5-е место - 5,43 балла). Россия занимала в рейтинге на тот период 66-место - 4,21 балла (табл. 1).

Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2014-2015 гг. занимала 53 место, улучшив свои позиции в сравнении с рейтингом за 2013-2014 гг. на 11 позиций. Тем не менее, более значимым является балльная оценка страны в рейтинге по группам показателей, так как изменение позиции не всегда связано с улучшением, либо ухудшением ситуации, а также зависит от общего количества стран участвующих в рейтинге, так как оно не постоянно. Величина индекса отражает положительный результат - в 2014 г. он изменился на 0,12 балла в лучшую сторону по сравнению с 2013 г. На протяжении 2011-2014 гг. постоянно улучшались позиции страны в сфере макроэкономических показателей (в 2011 г. - 5,16 балла, в 2014 г. - 5,34 балла), за счет снижения государственного долга, профицита бюджета и др.

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. позиции страны в соответствии с показателями макроэкономической среды ухудшились, в

частности за счет конфликта с Украиной, санкций и др. На фоне ухудшения позиций в сфере развитости финансового рынка (3,39 балла в 2013 г. и 3,30 в 2014 г.), положительные тенденции были отмечены в сфере: инноваций (65 место в 2014 г., в сравнении 71 место в 2011 г.), зрелости бизнеса (86 место в 2014 г., 114 в 2011 г.), технологической подготовленности (пози-

На современном этапе развития многие страны для повышения своей конкурентоспособности стараются улучшить свою предпринимательскую среду, сделать ее деятельность более эффективной. Так, в соответствии с рейтингом Ведения бизнеса в 2015 г. наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса обладали: Сингапур - 1-ое место, Новая Зеландия - 2-ое

ция в рейтинге за 2013-2014 гг. не изменилась, тем не менее, в соответствии с балльной оценкой страна улучшила свои показатели на 0,22 балла в 2014 г.), высшего образования и обучения (47 место в 2013 г., 39 место в 2014 г.). Все перечисленные показатели являются значимыми в сфере развития, производства и предоставления услуг.

место, Дания - 3-е место, Республика Корея - 4-е место, Гонконг, Китай - 5-е место, РФ, в свою очередь, значительно улучшила свои позиции и занимала в 2015 г. 51-е место. Россия сделала огромный прорыв, улучшив свои позиции в рейтинге Ведения бизнеса в 2015 г. по сравнению с 2011 г. на 63 позиции (табл. 2).

Таблица 1. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности, 2011-2015 гг.

Слагаемые Рейтинга глобальной конкурентоспособности 2G11-2G12 гг. 2G12-2G13 гг. 2G13 -2G14 гг. 2G14-2G15 гг.

Место Значение (1-7) Место Значение (1-7) Место Значение (1-7) Место Значение (1-7)

Оценка в целом 66 4,21 67 4,20 64 4,25 53 4,37

Оценка по группам показателей

1.Основные условия: 63 4,61 53 4,79 47 4,88 44 4,94

-Институты 129 3,G8 133 3,G9 121 3,26 97 3,45

-Инфраструктура 48 4,52 47 4,52 45 4,61 39 4,82

-Макроэкономическая среда 44 5,16 22 5,8G 19 5,93 31 5,54

-Здоровье и начальное образование 68 5,7G 65 5,75 71 5,71 56 5,97

2.Факторы эффективности 55 4,19 54 4,26 51 4,32 41 4.49

-Высшее образование и обучение 52 4,54 52 4,59 47 4,66 39 4,96

-Эффективность товарных рынков 129 3,6G 134 3,62 126 3,8G 99 4,G9

-Эффективность рынка труда 65 4,4G 84 4,23 72 4,31 45 4,42

-Развитость финансового рынка 127 3,21 13G 3,19 121 3,39 11G 3,5G

-Технологическая подготовленность 68 3,66 57 4,13 59 3,97 59 4,19

-Размер рынка 8 5,73 7 5,76 7 5,78 7 5,77

3.Факторы инноваций 97 3,24 10S 3,16 99 3,35 75 3,54

-Зрелость бизнеса 114 3,34 119 3,31 1G7 3,56 86 3,79

-Инновации 71 3,14 85 3,G1 78 3,13 65 3,29

Источник: составлено на основе [3, 4, 5, б]

7бл

Таблица 2. Россия в рейтинге Doing Business, 2011-2015 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Место в рейтинге 124 120 112 б4 б2

Создание предприятий 10б 111 101 58 34

Получение разрешений на строительство 179 178 178 172 15б

Подключение к системе электроснабжения 183 183 184 141 143

Регистрация собственности 51 45 4б 17 12

Получение кредитов 9б 98 104 55 б1

Защита миноритарных инвесторов 108 111 117 97 100

Налогообложение 107 105 б4 48 49

Международная торговля 1бб 1б0 1б2 154 155

Обеспечение исполнения контрактов 19 13 11 14 14

Разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства) - б0 53 б2 б5

Источник: составлено на основе [1, 2]

Россия демонстрирует в 2015 г. улучшение позиции по всем составляющим рейтинга в сравнении с 2011 г., тем не менее, мы можем наблюдать снижение позиций по ряду составляющих в 2015 г. по сравнению с 2014 г.: получение кредитов (55-е место в 2014 г., 61-е место в 2015 г.), налогообложение, международная торговля. Несмотря на ряд отрицательных моментов, Россия смогла подняться в рейтинге на 24 позиции в 2015 г. в сравнении с 2014 г. в сфере создания предприятий, на 16 позиций по показателю получения разрешения на строительство, на 5 позиций в сфере регистрации собственности и др.

Улучшение позиций России в рейтинге ведения бизнеса произошло за счет упрощения процедуры создания нового предприятия, осуществления налоговых реформ, упрощения процедуры выдачи кредитов и др. Для улучшения своего положения в рейтинге, за последний год в стране проведено 5 реформ, что помогло повысить свои позиции. Несмотря на это, по ряду показателей страна находится во второй сотне рейтинга (международная торговля - 155-е место, подключение к системе электроснабжения - 143-е место, получение разрешения на строительство -156-е место, защита миноритарных инвесторов - 100-е место).

Значимым показателем, определяющим уровень конкурентоспособности страны на международном рынке, является рейтинг вовлеченности в международную торговлю. Индекс вовлеченности в международную торговлю состоит из 4-х субъиндек-

сов (доступ на рынок, приграничные органы, инфраструктура, рабочая среда) и 7 показателей: доступ на внутренний рынок, доступ на международный рынок, эффективность и прозрачность таможни, доступность и качество транспортной инфраструктуры, доступность и качество транспортных услуг, доступность и использование ИТ, рабочая среда. В рейтинге стран по индексу вовлеченности в международную торговлю в 2014 г. в первую пятерку лидеров входят Сингапур (1-е место - 5,9), Гонконг (2-е место - 5,5), Нидерланды (3-е место - 5,3), Новая Зеландия (4-е место -5,2), Финляндия (5-е место - 5,2). Россия в 2014 г. занимала 105-е место (3,5 балла) в рейтинге вовлеченности в международную торговлю (табл. 3).

Место Российской Федерации в рейтинге вовлеченности в международную торговлю в 2014 г. улучшилось по сравнению с 2010 г. на 9 позиций за счет улучшения показателей эффективности и прозрачности приграничных органов, доступности и качества транспортной инфраструктуры.

Следует заметить, что страна занимает самую низкую позицию в рейтинге по сравнению с другими странами БРИКС в 2014 г. Для сравнения Бразилия находится на 86-м месте (3,8 балла), Индия - 96-м (3,6 балла), Китай - 54-м (4,3 балла), Южная Африка - 59-м (4,2 балла). Низкие позиции страны в рейтинге можно объяснить слабой экспортной ориентированностью, основной статьей экспорта страны является «экспорт энергии».

Таблица 3. Индекс вовлеченности стран в международную торговлю, 2010-2014 гг.

Показатель 2010 г. 2012 г. 2014 г.

Ранг Значение Ранг Значение Ранг Значение

Общий индекс 114 3,37 129 2,4 105 3,5

1.Доступ на рынок, в т.ч.: 125 2,6S 125 3,19 132 2,1S

-доступ на внутренний рынок 125 2,59 125 3,19 127 3,3

-доступ на международный рынок 72 2,S5 S2 2,45 S4 2,2

2.Приграничные органы, в т.ч.: 109 2,99 111 3,03 103 3,6

-эффективность таможенных органов S5 3,61 S9 3,66

-эффективность экспортно -импортных процедур 110 2,S7 114 2,90

-прозрачность таможенных органов 115 2,50 113 2,53

З.Инфраструктуры, в т.ч.: 4S 4,00 51 4,9 52 4,2

-доступность и качество транспортной инфраструктуры 52 4,53 56 4,46 42 3,9

-доступность и качество транспортных услуг 70 3,62 72 3,57 S2 3,S

-доступность и использование ИТ 44 3,S6 42 4,64 44 4,9

4.Рабочая среда (бизнес среда) 92 3,79 113 3,45 119 3,5

-нормативно-правовая база 110 3,14 117 3,07

- охрана S7 4,43 107 3,S4

Источник: составлено на основе [7, S, 9]

Одним из факторов, расширяющим возможности России и стимулирующим масштабы вовлеченности в международную торговлю, является развитие инфраструктурной сети (42-е место в 2014 г.). Ограничивают возможности страны в сфере международной торговли высокие тарифы на внутреннем рынке (показатель доступа на внутренний рынок - 127-е место в 2014 г.), а также ограниченные возможности доступа на внешний рынок (84-е место в 2014 г.).

Увеличить свою значимость и масштабы вовлеченности в международную торговлю страна может при помощи привлечения высококвалифицированных кадров, улучшения рабочей среды (бизнес среды), стимулирования защиты прав интеллектуальной собственности, эффективного и прозрачного государственного управления и др. факторов, способствующих развитию конкурентных преимуществ.

Экспорт на международный рынок ограничивается из-за ряда факторов: техно-

логические требования и стандарты из-за рубежа, несоответствие производственных технологий, сложности определения потенциальных рынков и покупателей, сложности в получении и достижении требуемого качества товаров и услуг со стороны зарубежных стран и т.д. Импорт, в свою очередь, ограничивается из-за влияния таких факторов, как: высокие тарифы, обременительные импортные процедуры, коррупция на границе, воровство и кражи, внутренние технологические требования [9].

Российской Федерации для повышения уровня конкурентоспособности на международном рынке необходимо: добиться экспортной ориентации и повысить конкурентоспособность фирм и товаров на зарубежном рынке, привлекать новые фирмы, которые будут потенциально экспортно-ориентированными; привлекать иностранные инвестиции, стимулировать экономический рост и занятость рабочей силы и т.д.

Библиографический список

1. Россия в зеркале международных рейтингов [Электронный ресурс] / отв. ред. В.И. Суслов / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2015. - 115с. - Режим доступа: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2015/Russia v zerkale.pdf

2. Doing Business Report 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-

Reports/English/DB 15-Full-Report.pdf

78л

3. The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс] / World Forum / Режим доступа:

http://www3.weforum.org/docs/WEF GCR Report 2011-12.pdf

4. The Global Competitiveness Report 2014-2015 [Электронный ресурс] / World Forum / Режим доступа:

http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalCompetitivenessReport 2014-15.pdf

5. The Global Competitiveness Report 2012-2013 [Электронный ресурс] / World Economic Forum / Режим доступа:

http ://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf

6. The Global Competitiveness Report 2013-2014 [Электронный ресурс] / World Economic Forum / Режим доступа:

http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalCompetitivenessReport 2013-14.pdf

7 The Global Enabling Trade Report 2010 [Электронный ресурс/World Economic Forum/ Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalEnablingTrade Report 2010.pdf

8. The Global Enabling Trade Report 2012 [Электронный ресурс/World Economic Forum/ Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GETR/2012/GlobalEnablingTrade Report.pdf

9. The Global Enabling Trade Report 2014 [Электронный ресурс/World Economic Forum/ Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalEnablingTrade Report 2014.pdf

THE COMPETITIVNESS OF RUSSIA IN THE INTERNATIONAL RANKINGS

J.V. Ilyasova, candidate of economic sciences, associate professor O.E. Zhidova, graduate student V.I. Vernadsky Crimean federal university (Russia, Simferopol)

Abstract. This article shows us the main competitiveness rankings; the place of Russian Federation was defined in the rankings. This article is highlighted changes in the country's position under the influence of various factors. The main tendencies, stimulating and hindering factors of the competitiveness of the country in the international market were detected in the article.

Keywords: the competitiveness of the country, the global competitiveness index, doing business ranking, the enabling trade index.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Economic

Economic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.