Финансовая система
УДК 336.6:339.137.2 (047.3)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ: ОБЗОР СТРАНОВЫХ РЕЙТИНГОВ И НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА В РАКУРСЕ ФИНАНСОВ*
Г.И. ХОТИНСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов
E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет/тема. Повышение конкурентоспособности России и российских компаний - безусловный стратегический приоритет, значимый для позиционирования российского бизнеса на национальном и глобальном рынках. Решение этой задачи во многом зависит от национальных условий ведения бизнеса (включая финансовые) и от международных позиций России в области конкурентоспособности. Анализ страновой конкурентоспособности позволяет определить проблемные зоны и, соответственно, точки роста. Основной предмет исследования - совокупность финансово-экономических отношений, обусловливающих конкурентоспособность российского бизнеса.
Цели/задачи. Рассматриваются пути совершенствования российской хозяйственной (финансовой) среды в интересах повышения страновой конкурентоспособности и конкурентоспособности российских компаний на национальном и глобальном рынках.
Методология. В основе примененной методологии - системный анализ как научный метод изучения макро- и микропроцессов, включающий обобщение и систематизацию глобальных исследований, харак-
* Статья подготовлена по результатам исследования Финансового университета при Правительстве РФ в рамках Госзадания на 2014 г. В основе - отчет о НИР по теме «Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российских организаций» (М.: Финуниверситет. 2014).
теризующих страновую конкурентоспособность России.
Результаты. По результатам исследования сформирована матрица сильных и слабых сторон конкурентоспособности России, что позволило предложить меры в области совершенствования национальной финансовой среды.
Выводы/значимость. Современная российская теория и практика в области конкурентоспособности выстраивается главным образом маркетологами, которые традиционно недооценивают финансовый инструментарий. Между тем финансовые акценты в исследовании конкурентоспособности позволяют обозначить многие конкурентные преимущества, прежде всего устойчивые, которые связаны с наличием хорошей деловой репутации, человеческого капитала, собственных разработок и ноу-хау, долговременных связей с покупателями. Этим и другим инструментарием в целях повышения конкурентоспособности на глобальных рынках успешно пользуются зарубежные компании, но до настоящего времени он недостаточно применяется в российской практике.
Область применения. Область применения результатов исследования - формирование конкурентоспособных условий ведения бизнеса, адекватных национальному стратегическому приоритету.
Ключевые слова: конкурентоспособность, страновой рейтинг, направления роста, финансы
Для российской экономики характерны масштабные резервы повышения конкурентоспособности. Прикладная задача роста конкурентоспособности (в том числе национальной конкурентоспособности, конкурентоспособности ведущих отраслей экономики, базовых отраслей промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора, а также частных компаний) звучит в ряде программных документов, прежде всего в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1. В рамках механизма, обеспечивающего ее реализацию, в 2013 г. Правительством РФ утверждена Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»2, которая возвела задачу повышения конкурентоспособности в число национальных приоритетов.
Конкурентоспособность - это сложное понятие, поскольку в широком смысле слова оно предполагает рассмотрение цепочки взаимосвязанных, но разноуровневых объектов исследования. В зависимости от объекта исследования подходы к изучению конкурентоспособности разделяются на микро-, мезо-, макро- и мегаэкономический. Очевидно, что конкурентоспособность мезо-, макро- и мегауровней в конечном итоге зависит от конкурентоспособности производителей, поскольку национальный и отраслевой рынки - результат аккумулирования потенциалов хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность производителей является основой конкурентоспособности национальной экономики и производной величиной от внешних экстерналий - условий хозяйствования, механизмов регулирования рынка, деятельности саморегулируемых организаций и т.д. Но она обусловлена и наличием конкурентоспособного товара, ассортиментом товаров, доступными ценами. Важность изучения и управления конкурентоспособностью на макроуровне объясняется еще и тем, что во многих глобальных рэнкингах рейтинг (и ранг) отдельной компании не может быть выше рейтинга страны, резидентом которой она является. В связи с этим представляется значимым оценить международные позиции России в области конкурентоспособности. Такой анализ позволяет определить проблемные зоны и, соответственно, точки роста конкурентоспособности как страны, так и отдельных российских компаний.
1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2 Утверждена постановлением Правительства РФ от
15.04.2014 № 328.
Наиболее авторитетными глобальными рейтингами страновой конкурентоспособности являются Индекс глобальной конкурентоспособности, ежегодно рассчитываемый Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum), и рэнкинг глобальной конкурентоспособности, ежегодно составляемый Институтом менеджмента (Institute of Management Development).
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCI) - исследование, проводимое с 2004 г. Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) совместно с сетью партнерских организаций. ВЭФ определяет страновую (национальную) конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе.
Индекс GCI характеризует конкурентоспособность стран мира по 113 переменным, которые на две трети определяются по результатам опроса руководителей компаний, а на одну треть -по информации из общедоступных источников (статистические данные и результаты регулярных мониторингов, проводимых международными организациями). Все переменные объединены в 12 частных индексов:
— качество институтов;
— инфраструктура;
— макроэкономическая стабильность;
— здоровье и начальное образование;
— высшее образование и профессиональная подготовка;
— эффективность рынка товаров и услуг;
— эффективность рынка труда;
— развитость финансового рынка;
— уровень технологического развития;
— размер внутреннего рынка;
— конкурентоспособность компаний;
— инновационный потенциал.
Очевидно, что ни один фактор изолированно от других не в состоянии обеспечить конкурентоспособности экономики3. Поэтому согласно выводам ВЭФ наиболее экономически конкурентоспособными являются те страны, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.
3 Например, усиление контроля за государственными финансами даст результат только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений.
В 2014 г. исследование охватило 144 страны. Лидером рэнкинга стала Швейцария с интегральным индексом 5,7. Россия поднялась в 2014 г. с 64-го на 53-е место (из 144 возможных) на фоне улучшений в экономике, связанных с эффективностью товарных рынков, с использованием технологий и бизнес-процессов (табл. 1). Страновой индекс в 2014 г. составил 4,4. С аналогичным индексом в рэнкинге ранжированы Мальта, Панама, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Филиппины, Болгария, Барбадос, Южная Африка.
Среди сильных конкурентных качеств России в исследовании Всемирного экономического форума отмечены хорошо образованное население, довольно высокие уровни использования информационных технологий, солидный потенциал для инновационного развития. Россия, по мнению экспертов, слаба и неэффективна в институциональной сфере, в области коррупции и фаворитизма, судебной власти, малого и среднего бизнеса, финансовой системы страны. Среди угроз конкурентоспособности страны - конфликт на Украине и вводимые в связи с этим санкции, которые могут снизить государственное финансирование образования и инновационных
секторов экономики, а также способны ограничить доступ к зарубежным финансам и технологиям.
Рэнкинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook) - ежегодное аналитическое исследование, которое проводит Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария). Исследование проводится с 1989 г. в содружестве с авторитетными международными организациями (Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд и др., а также 57 партнерских институтов по всему миру). Бизнес-климат в странах, охваченных данным исследованием, оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов в области управления. До 199б г. исследование проводилось совместно с аналитической группой Всемирного экономического форума. С 199б г. эти две организации выпускают два разных исследования.
Под конкурентоспособностью страны IMD понимает способность национальной экономики
Таблица 1
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) 2014-2015 гг. по версии ВЭФ (извлечение)
Ранг Страна Индекс Ранг Страна Индекс Ранг Страна Индекс
1-й Швейцария 5,7 21-й Австрия 5,2 41-й Литва 4,5
2-й Сингапур 5,6 22-й Австралия 5,1 42-й Латвия 4,5
3-й Соединенные Штаты Америки 5,5 23-й Франция 5,1 43-й Польша 4,5
4-й Финляндия 5,5 24-й Саудовская Аравия 5,1 44-й Бахрейн 4,5
5-й Германия 5,5 25-й Ирландия 5 45-й Турция 4,5
б-й Япония 5,5 26-й Южная Корея 5 46-й Оман 4,5
7-й Гонконг 5,5 27-й Израиль 4,9 47-й Мальта 4,4
8-й Нидерланды 5,5 28-й Китай 4,9 48-й Панама 4,4
9-й Великобритания 5,4 29-й Эстония 4,7 49-й Италия 4,4
10-й Швеция 5,4 30-й Исландия 4,7 50-й Казахстан 4,4
11-й Норвегия 5,4 31-й Таиланд 4,7 51-й Коста Рика 4,4
12-й Объединенные Арабские Эмираты 5,3 32-й Пуэрто-Рико 4,6 52-й Филиппины 4,4
13-й Дания 5,3 33-й Чили 4,6 53-й Россия 4,4
14-й Тайвань 5,3 34-й Индонезия 4,6 54-й Болгария 4,4
15-й Канада 5,2 35-й Испания 4,5 55-й Барбадос 4,4
16-й Катар 5,2 36-й Португалия 4,5 56-й Южная Африка 4,4
17-й Новая Зеландия 5,2 37-й Чехия 4,5 57-й Бразилия 4,3
18-й Бельгия 5,2 38-й Азербайджан 4,5 58-й Кипр 4,3
19-й Люксембург 5,2 39-й Маврикий 4,5 59-й Румыния 4,3
20-й Малайзия 5,2 40-й Кувейт 4,5 60-й Венгрия 4,3
Источник: Индекс глобальной конкурентоспособности 2014-2015. URL: http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness.
15 (639) - 2015
создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Для ее оценки каждая страна анализируется по 333 критериям, которые группируются в четыре ключевых показателя:
— состояние экономики;
— эффективность правительства;
— состояние деловой среды;
— состояние инфраструктуры.
Каждый ключевой показатель имеет равный вес и включает в себя пять факторов. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.
В 2014 г. (как и в 2013 г.) лидером рейтинга стали Соединенные Штаты Америки с интегральным индексом 100. Россия переместилась в 2014 г. с 42-го на 38-е место (из 60 возможных) с индексом 57,997 (табл. 2).
Таблица 2
Рэнкинг конкурентоспособности стран мира по версии IMD
Окончание табл. 2
Ранг Страна Индекс
31-й Чили 62,589
32-й Казахстан 62,508
33-й Чехия 62,213
34-й Литва 62,014
35-й Латвия 61,848
36-й Польша 61,767
37-й Индонезия 59,548
38-й Россия 57,997
39-й Испания 57,913
40-й Турция 57,863
41-й Мексика 57,283
42-й Филиппины 54,952
43-й Португалия 54,403
44-й Индия 53,919
45-й Словакия 53,302
46-й Италия 52,871
47-й Румыния 52,841
48-й Венгрия 52,505
49-й Украина 50,872
50-й Перу 50,576
51-й Колумбия 49,248
52-й Южная Африка 48,245
53-й Иордания 47,796
54-й Бразилия 46,778
55-й Словения 46,245
56-й Болгария 45,784
57-й Греция 42,244
58-й Аргентина 39,590
59-й Хорватия 38,974
60-й Венесуэла 34,211
Источник: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014. иКЬ: http://www.imd.org.
Главными позитивными факторами конкурентоспособности России на сегодняшний день, по мнению IMD, являются высокий уровень образования и занятости, квалификация рабочей силы и общая устойчивость экономики. Среди главных негативных факторов названы низкий уровень диверсификации экономики, производительности, восприимчивости к инновациям, а также невысокая эффективность государственного управления по таким показателям, как легкость ведения бизнеса, открытость рынка, налоговая нагрузка, защита прав частной собственности, административные барьеры и коррупция.
Следует отметить, что в описанных страновых рэнкингах отчеты содержат детальные описания исследованных стран и наиболее значительные их конкурентные преимущества и недостатки. В связи с этим результаты исследования в ряде стран используются для формирования государственной
Ранг Страна Индекс
1-й Соединенные Штаты Америки 100
2-й Швейцария 92,423
3-й Сингапур 90,966
4-й Гонконг 90,329
5-й Швеция 85,833
6-й Германия 85,782
7-й Канада 85,429
8-й Объединенные Арабские Эмираты 84,892
9-й Дания 84,040
10-й Норвегия 83,293
11-й Люксембург 82,164
12-й Малайзия 82,088
13-й Тайвань 81,233
14-й Нидерланды 81,144
15-й Ирландия 80,360
16-й Великобритания 79,814
17-й Австралия 79,559
18-й Финляндия 78,159
19-й Катар 77,116
20-й Новая Зеландия 74,943
21-й Япония 73,761
22-й Австрия 73,699
23-й Китай 73,258
24-й Израиль 73,250
25-й Исландия 69,746
26-й Южная Корея 69,649
27-й Франция 67,941
28-й Бельгия 66,595
29-й Таиланд 64,976
30-й Эстония 64,383
-15 (639) - 2015-
Финансы и кредит Finance and Credit
политики и определения дальнейших действии правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях.
В настоящем исследовании нет необходимости затрагивать социальный и политический аспекты, которые, безусловно, влияют на рейтинг конкурентоспособности России, но важно рассмотреть частные индексы в области экономического развития, которые повлияли на интегральный индекс страны и определили ее место в ранжированном списке. Среди них: валовой внутренний продукт; валовой национальный доход на душу населения;
— экономическая свобода;
— ведение бизнеса;
— защита прав собственности;
— международная торговля;
— потребление электроэнергии;
— продовольственная безопасность.
Валовой внутренний продукт (Gross Domestic Product, GDP) ежегодно исследуется Всемирным банком. ВВП - это совокупная ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства резидентами данной страны, выраженная в ценах конечного покупателя. В него включаются результаты деятельности всех предприятий, организаций, учреждений и других единиц, которые функционируют на экономической территории данной страны, включая предприятия, полностью контролируемые иностранным капиталом, а также филиалы иностранных компаний. Чаще всего используются два метода расчета ВВП:
путем суммирования всех доходов в экономике - заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты;
путем суммирования всех произведенных расходов - потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также чистого экспорта (экспорт минус импорт). По данным World Development Indicators и Gross Domestic Product, по размеру валового внутреннего продукта Россия находится в десятке лидеров и занимает 8-е место (из 190) после США, Китая, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Бразилии4.
Валовой национальный доход (ВНД) также регулярно анализируется Всемирным банком. Он
представляет собой валовой внутренний продукт плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами.
Индекс ВНД на душу населения является одним из базовых в международной статистике. Будучи показателем уровня благосостояния населения, он, тем не менее, не учитывает ряда важных факторов:
— неравномерность распределения доходов между гражданами;
— работу, выполняемую в домашнем хозяйстве или на общественных началах, а также все производство в теневой экономике, которое может достигать весьма значительных объемов;
— нивелирует полезные и вредные для общества продукты (например, некоторые лекарства, сигареты, оружие и т.д.).
В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает Индекс ВНД в странах мира, все государства классифицируются по трем категориям:
— страны с высоким индексом ВНД на душу населения (от 12 616 долл. в год и выше); страны со средним индексом ВНД на душу населения (от 1 036 до 12 615 долл. в год); страны с низким индексом ВНД на душу населения (от 1 035 долл. в год и ниже).
По индексу ВНД на душу населения Россия относится к странам с высоким уровнем, хотя и завершает этот список (57-е место из 188) вместе с Польшей (56-е место) с уровнем дохода 1 270 долл. и 1 266 долл. в год, соответственно5.
Экономическая свобода оценивается с помощью соответствующего индекса (Index of Economic Freedom). Он ежегодно рассчитывается американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) совместно с изданием The Wall Street Journal. Эксперты Фонда определяют экономическую свободу как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой. Анализ экономической свободы проводится ежегодно, начиная с 1995 г.
Индекс экономической свободы обобщает 10 характеристик (права собственности, свобода от коррупции, фискальная свобода, участие правитель-
' URL: http://www.worldbank.org.
5 URL: http://www.worldbank.org.
Финансовая система Financial System - 36 -
Таблица 3 Таблица 4
Индекс экономической свободы России Ведение бизнеса в России в 2015 г.
Показатель Оценка
Индекс экономической свободы 51,9
Права собственности 25
Свобода от коррупции 22,1
Фискальная свобода 85,6
Участие правительства 61,5
Свобода предпринимательства 70
Свобода труда 55,8
Монетарная свобода 69,4
Свобода торговли 74,6
Свобода инвестиций 25
Финансовая свобода 30
Показатель Оценка
Регистрация предприятий 34
Получение разрешений на строительство 156
Подключение к системе электроснабжения 143
Регистрация собственности 12
Кредитование 61
Защита инвесторов 100
Налогообложение 49
Международная торговля 155
Обеспечение исполнения контрактов 14
Ликвидация предприятий 65
Источник: URL: http:// www.gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-mfo#rassia
ства, свобода предпринимательства, свобода труда, монетарная свобода, свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода) с рейтингом от 0 до 100.
В рэнкинге 2014 г. России отведено 140-е место (из 178), т.е. она находится в группе стран с преимущественно несвободной экономикой6. Оценки России по всем этим позициям приведены в табл. 3.
Из приведенных данных видно, что в плане экономической свободы в России наиболее проблемная ситуация с правами собственности (25), коррупцией (22,1) и инвестициями (25). Последнее во многом обусловлено протекционистской политикой на национальном финансовом рынке и недостаточной защитой прав собственности.
Ведение бизнеса - это оценка уровня управления предпринимательской деятельностью, основанная на комбинации нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных. Исследование проводится по методике Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка) с 2002 г. Методика исследования и типовая модель анализа -инструменты, применяемые в разных странах для оценки влияния нормотворчества государства на деятельность предприятий.
В рэнкинге стран мира по условиям ведения бизнеса ранжирование производится по десяти параметрам: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложе-
6 URL: http://www.heritage.org/index.
Источник: URL: http://www.gtmarket.ru/ratings/doing-business/ info.
ние, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий.
В рэнкинге, опубликованном в октябре 2014 г., который характеризует условия ведения бизнеса на 2015 г., Россия заняла 62-е место из 189 (табл. 4)7.
Из анализа данных табл. 4 видно, что наиболее сложными проблемами в России являются: получение разрешения на строительство (156-е место), подключение к системе электроснабжения (143-е место), защита инвесторов (100-е место) и международная торговля (155-е место). Последняя проблема особенно усугубляется в настоящее время вследствие санкционной войны.
Защита прав собственности ежегодно оценивается Международным альянсом прав собственности (The Property Rights Alliance), начиная с 2007 г. Индекс защиты прав собственности (The International Property Right Index) - комбинированный показатель, характеризующий достижения страны по трем категориям: правовая и политическая среда, права на физическую собственность, права на интеллектуальную собственность. Каждая категория оценивает состояние прав собственности в интервале от 0 до 10. России в этом рейтинге отведено 96-е место (табл. 5) после Гайаны и Мавритании8.
По мнению разработчиков, наиболее сложная ситуация в России сложилась в области правовой и политической среды (частный индекс 3,5). Политика и право выходят за границы данного исследования, поэтому было бы не вполне корректно дискутировать на эту тему с Международным альянсом прав собственности. Вместе с тем, по мнению автора, в России наибольшие проблемы связаны с защитой
7 URL: http://www.doingbusiness.org.
8 URL: http://www.internationalpropertyrightsindex.org.
Таблица 5 Оценка России по уровню защиты прав собственности
Показатель Оценка
Индекс защиты прав собственности 4,6
Правовая и политическая среда 3,5
Права на физическую собственность 5,2
Права на интеллектуальную собственность 5
Источник: URL: http://www.gtmarket.ru/ratings/international-property-right-index/info#rassia.
прав на интеллектуальную собственность. Вследствие этого нематериальные активы как финансовая интерпретация интеллектуальной собственности ничтожно малы в имуществе российских организаций - в среднем по стране на них приходится не более 0,27% от имущества за последние 10 лет.
Международная торговля и характеризующий ее индекс вовлеченности стран мира в международную торговлю (The Global Enabling Trade Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum) и с 2008 г. выпускается раз в два года.
В оценках вовлеченности стран в международную торговлю Всемирный экономический форум (World Economic Forum) учитывает:
— доступ к внутреннему рынку;
— административное управление на границах;
— деловой климат;
— транспортную и коммуникационную инфраструктуру.
В рэнкинге 2014 г. России отведено 105-е место (из 138) с индексом 3,5 (при максимальном индексе - 6)9. Очевидно, что в свете событий 2014 г. ситуация с международной торговлей в ближайшее время не улучшится.
Потребление электроэнергии в глобальном масштабе ежегодно оценивается Международным энергетическим агентством (International Energy Agency). Ранжирование стран производится по уровню энергопотребления в киловатт-часах на душу населения. Методика расчета показателя основана на данных национальной статистики и международных организаций и используется в качестве средства анализа для построения сравнительных рейтингов. В последнем рейтинге Россия заняла 28-е место из 13510.
Уровень продовольственной безопасности и соответствующий индекс (The Global Food Security
9 URL: http://www.weforum.org/getr.
10 URL: http://www.iea.org/stats.
Index) с 2012 г. ежегодно оцениваются британской исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) при поддержке американской транснациональной компании Dupon. По мнению экспертов, продовольственная безопасность - это состояние, при котором все люди той или иной страны в каждый момент времени имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточной в количественном отношении и питательных свойствах пище, отвечающей их потребностям и необходимой для ведения активной и здоровой жизни.
Индекс продовольственной безопасности (The Global Food Security Index) рассчитывается по результатам анализа трех основных групп показателей:
- уровень доступности и потребления продуктов питания;
- наличие и достаточность продуктов питания;
- уровень качества и безопасности продуктов питания.
Эти группы показателей в свою очередь включают 28 различных индикаторов, значения которых измеряются в течение двухлетнего периода. При расчете используются данные международных организаций и национальных институтов.
В рэнкинге 2014 г. Россия заняла 40-е место (из 109) с индексом 62,7П.
Описанные индексы и рэнкинги характеризуют уровень конкурентоспособности России в страно-вых сравнениях в разных областях экономического развития. Анализ показывает, что по уровню ВВП и потребления электроэнергии позиции вполне конкурентоспособны. Пограничной можно назвать ситуацию с продовольственной безопасностью. Наконец, серьезными сдерживающими экономическими факторами в конкурентоспособности страны являются:
- экономическая несвобода (коррупция и проблема со свободой и защитой инвестиций);
- условия ведения бизнеса (проблемы с получением разрешений на строительство, подключением к системе электроснабжения, кредитованием);
- защита прав собственности (прежде всего, прав на интеллектуальную собственность);
- вовлеченность в международную торговлю. Наряду с индексами экономического развития
страновую конкурентоспособность во многом определяют показатели научно-технического и информационно-коммуникационного развития.
11 URL: http://www.foodsecurityindex.eiu.com.
На сегодняшний день основными глобальными исследованиями в области научно-технического развития являются рэнкинги:
— экономики знаний;
— инноваций;
— патентной активности;
— научно-исследовательской активности;
— расходов на НИОКР.
Основными глобальными исследованиями в области информационно-коммуникационного развития являются рэнкинги:
— развития информационно-коммуникационных технологий;
— сетевой готовности;
— развития телефонной сети;
— развития Интернета;
— развития электронного правительства. Обзор перечисленных исследований позволяет
оценить сильные и слабые стороны России в международных оценках страновой конкурентоспособности. По результатам анализа почти двух десятков наиболее авторитетных глобальных исследований составлена матрица (табл. 6).
Очевидно, что слабые стороны нуждаются в нейтрализации не только в целях повышения страновой конкурентоспособности, но и в интересах повышения конкурентоспособности российских компаний на национальном и глобальном рынках. Задачу повышения страновых рейтингов в зоне слабых сторон следует рассматривать в качестве стратегического национального приоритета с разработкой программ по каждому из перечисленных выше направлений.
Финансовые акценты в этих программах касаются, прежде всего, условий ведения бизнеса. Как показывает исследование, ведение бизнеса -одна из наиболее проблемных областей в России (62-е место из 189). В целях повышения страновой конкурентоспособности и конкурентоспособности российских организаций необходимо совершенствовать финансовую среду, в которой функционирует бизнес. В качестве первоочередных мер в этой области следует рассматривать:
— отказ от непропорциональных (дискриминационных) отношений между кредитными организациями и реальным сектором экономики. В первую очередь, от неконкурентных процентных ставок (в Европе компании кредитуются под 3%, а наиболее значимые проекты - под 1,5-2%; в России кредитные ставки составляют 12% и выше). Нынешняя ситуация зачастую не позволя-
Таблица 6
Матрица сильных и слабых сторон конкурентоспособности России в международных сравнениях
Показатель Сильные стороны Слабые стороны
Экономическое развитие
ВВП 8/190
Индекс ВНД на душу населения 57/188*
Индекс экономической свободы 140/178
Условия ведения бизнеса 62/189
Индекс защиты прав собственности 96/129
Индекс вовлеченности в международную торговлю 105/138
Уровень потребления электроэнергии 28/135
Индекс продовольственной безопасности 40/109
Научно-техническое развитие
Индекс экономики знаний 55/146
Глобальный индекс инноваций 49/143
Патентная активность 7/103
Научно-исследовательская активность 15/195
Уровень расходов на НИОКР 31/92
Информационно-коммуникационное развитие
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий 40/157
Индекс сетевой готовности 50/148
Уровень развития телефонной связи 6/190
Уровень развития Интернета 71/189
Индекс развития электронного правительства 27/193
* Высокий индекс по методологии Всемирного банка. Примечание. В числителе ранг России в рэнкинге, в знаменателе - количество участников рэнкинга.
ет не только модернизировать производство, но и просто поддерживать хоть какую-то доходность, поскольку ставки по кредитам нередко превышают рентабельность проектов. В этих условиях половина денежных потоков-нетто уходит на оплату процентных платежей, а вторая половина - на возврат кредитов, т.е. весь инвестиционный ресурс уходит кредитным организациям; — контроль за динамикой курса рубля и производительности труда: динамика укрепления курса рубля должна корреспондироваться с ростом производительности труда (не должна сильно опережать его). В России же с 2000 г. производительность труда увеличилась в 1,6 раза, а рубль укрепился за это время в 4 раза - это хрестоматийный механизм подрыва конкурентоспособности развивающихся экономик;
— снижение издержек в банковской системе, снижение стоимости пассивов для банков, использование механизма субсидирования процентных ставок, страхование предпринимательских и политических рисков, удешевление страхового покрытия, предоставление государственных кредитов и гарантий роста несырьевого экспорта и т.д.;
— создание приемлемой финансовой схемы для продукции российских авиапроизводителей, производителей транспортного машиностроения, оборудования для химии, нефтехимии, для энергетики, в том числе атомной, пользующейся большим спросом на мировых рынках;
— разработку государственной инвестиционной программы с точками роста в регионах, доступ к инвестиционным ресурсам под приемлемый процент (инфляция + 1%), расширение проектного финансирования с долей участия инициатора проекта не более 15% от стоимости самого проекта (сам проект при этом должен стать предметом залога); компенсацию значительной части инвестиционных затрат (не менее трети) после выхода проекта на запланированную мощность;
— регулирование ввозных пошлин через механизмы тарифной защиты (вследствие присоединения к ВТО в 2012 г. страна приняла на себя обязательства по снижению тарифной защиты и ограничению поддержки ключевых секторов своей экономики, в мировой практике подобные рычаги активно используются);
— отказ от размещения Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния России за рубежом. Возможно, отказ от моратория на изменения в налоговом законодательстве и др. Последнее мотивировано не только присоединением России к ВТО, но и санкционной проблемой, которая игнорирует и нарушает базовые принципы этого сообщества - режим благоприятствования в торговле, принцип равенства условий доступа всех участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, принцип справедливой и свободной конкуренции. Принятые Россией ответные меры, направленные на защиту отечественных товаропроизводителей и рынков от недобросовестной конкуренции, обусловливают необходимость корректировки экономической политики в направлении стимулирования развития реального сектора. Предлагаемые автором меры в области совершенствования финансовой среды предпринимательства
полностью адекватны поставленной задаче - совершить в предстоящие 1,5-2 года настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, т.е. сделать то, на что раньше потребовались бы многие годы.
Список литературы
1. Шохин Е.И., Хотинская Г.И., Каменева Е.А., Слепнева Т.А., Карпова Е.Р., Беликов Д.Л. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российского бизнеса: монография. М.: Научные технологии, 2014. 200 с.
2. Гудкова О.Е. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. 2011. № 4. Вып. 2. С. 57-62.
3. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб: Питер, 2001. 480 с.
4. Каменева Е.А., Хотинская Г.И. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российского бизнеса: постановка проблемы // Финансовая жизнь. 2014. № 2. С. 78-83.
5. Каменева Е.А., Лихачева О.Н., Мингалиев К.Н., Паштова Л.Г., Сетченкова Л.А., Слепнева Т.А., Хотинская Г.И., Шохин Е.И. Корпоративный рост: методология измерения и управленческий инструментарий (финансовый аспект): монография. М.: Научные технологии, 2013. 315 с.
6. Карпузов Ю.С., Хотинская Г.И. Теория и практика рейтинговой деятельности в современной хозяйственной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 41-52.
7. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6. С. 65-79.
8. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. 480 с.
9. Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг. М.: Экономика, 1993. 162 с.
10. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
11. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
12. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 38-67.
13. СветловГ.В. Основные факторы конкурентоспособности и виды конкурентных преимуществ
предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2008. № 5. Вып. 1. С. 75-78.
14. Слепнева Т.А., Карпова Е.Р. Формирование модели конкурентоспособности российских организаций (финансовый аспект) // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 169-177.
15. Суворова Т.П., ЧерниковаЛ.И. Финансовая информация и ее роль в современной экономике // Российское предпринимательство. 2009. № 1. Вып. 2. С.32-35.
16. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика. 2005. 512 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Казань: Лана, 2005. 113 с.
18. Хотинская Г.И. Особенности развития российских компаний в условиях экономического роста // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 15. С. 2-10.
19. Хотинская Г.И. Проблемы конкурентоспособности российского бизнеса: взгляд финансиста // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 85-91.
20. Шохин Е. И. Финансовый менеджмент. М.: КноРус, 2008. 480 с.
Finance and Credit Financial System
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
COMPETITIVE ABILITY OF RUSSIA: A REVIEW OF COUNTRY RATINGS AND GROWTH DIRECTION FROM THE PERSPECTIVE OF FINANCE
Galina I. KHOTINSKAYA
Abstract
Subject The increasing competitiveness of Russia and Russian companies is an absolute strategic priority, which is important for positioning the Russian business in the national and global markets. The solution to this problem largely depends on national business conditions (including financial) and the international position of Russia in terms of competitiveness. The analysis of country-specific ratings enables to identify problem areas and, accordingly, the points of growth. The subject of the research is a combination of financial and economic relations that determine the competitiveness of Russian business. Objectives The aim of the research is a search for ways to improve Russian economic (financial) environment in order to enhance the competitiveness of the country and Russian companies in the national and global markets. Methods The basis of the applied methodology is the system analysis as a scientific method for studying macro-and micro-processes, including generalization and systematization of global researches that characterize the country's competitiveness of Russia. Results Based on the results of the study, I have created a matrix of strengths and weaknesses of Russia's competitiveness. This enabled me to propose measures for improving the domestic financial environment. Conclusions and Relevance The modern Russian theory and practice in the sphere of competitiveness are built mainly by marketers who traditionally
underestimate financial instruments. Meanwhile, the focus on financial instruments allows identifying many competitive advantages, first of all, the sustainable ones that are associated with the presence of high business reputation, human capital, proprietary solutions and know-how, and long-term relationships with customers. Foreign companies successfully use these and other tools in order to enhance competitiveness in global markets. However, as yet their use in the Russian practice has been insufficient. The research results may be useful for creating a competitive business environment that is adequate to the national strategic priority. They also may be applied in science and education.
Keywords: competitiveness, country rating, growth areas, finance
References
1. Shokhin E.I., Khotinskaya G.I., Kameneva E.A., Slepneva T.A., Karpova E.R., Belikov D.L. Finansovyi instrumentarii povysheniya konkurentosposobnosti rossiiskogo biznesa: monografiya [Financial tools to increase the competitiveness of the Russian business: a monograph]. Moscow, Nauchnye tekhnologii Publ., 2014,200 p.
2. Gudkova O.E. Vzaimosvyaz' faktorov konkurentosposobnosti i stoimosti biznesa [The relationship of the factors of competitiveness and business value].
Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, vol. 2, no. 4, pp. 57-62.
3. Doyle P. Marketing, orientirovannyi na stoimost ' [Value-Based Marketing: Marketing Strategies for Corporate Growth and Shareholder Value]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, 480 p.
4. Kameneva E.A., Khotinskaya G.I. Finansovyi instrumentarii povysheniya konkurentosposobnosti rossiiskogo biznesa: postanovka problemy [Financial tools to increase the competitiveness of the Russian business: a problem definition]. Finansovaya zhizn ' = Financial Life, 2014, no. 2, pp. 78-83.
5. Kameneva E.A., Likhacheva O.N., Minga-liev K.N., Pashtova L.G., Setchenkova L.A., Slepneva T.A., Khotinskaya G.I., Shokhin E.I. Korporativnyi rost: metodologiya izmereniya i upravlencheskii in-strumentarii (finansovyi aspekt): monografiya [Corporate growth: a methodology for measurement and the management tools (a financial aspect): a monograph]. Moscow, Nauchnye tekhnologii Publ., 2013, 315 p.
6. Karpuzov Yu.S., Khotinskaya G.I. Teoriya i praktika reitingovoi deyatel'nosti v sovremennoi khozyaistvennoi srede [Theory and practice of rating activities in modern business environment]. Menedzh-ment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2006, no. 3, pp. 41-52.
7. Kovalenko A.I. Teoreticheskie i metodo-logicheskie aspekty ispol'zovaniya kontseptsii "konkurentosposobnosti" v nauchnykh issledovaniyakh [Theoretical and methodological aspects of using the competitiveness concept in research activities]. Sovre-mennaya konkurentsiya = Modern Competition, 2013, no. 6, pp. 65-79.
8. Mirkin Ya.M. Finansovoe budushchee Rossii: ekstremumy, bumy, sistemnye riski [Financial future of Russia: extremes, booms, systemic risks]. Moscow, GELEOS Publishing House, Kepital Treid Kompani Publ., 2011, 480 p.
9. Olivier A., Dayan A., Ourset R. Mezhdunar-odnyi marketing [International Marketing]. Moscow, Ekonomika Publ., 1993, 162 p.
10. Porter M. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.
11. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya [Competition in Global Industries]. Moscow, Mezhd-unarodnye otnosheniya Publ., 1993, 896 p.
12. Rubin Yu.B. Diskussionnye voprosy sovremennoi teorii konkurentsii [Debating issues of the modern theory of competition]. Sovremennaya konkurentsiya = Modern Competition, 2010, no. 3, pp. 38-67.
13. Svetlov G.V. Osnovnye faktory konkurentosposobnosti i vidy konkurentnykh preimushchestv predprinimatel'skikh struktur [Major factors of competitive ability and the types of competitive advantages of enterprises] . Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2008, vol. 1, no. 5, pp. 75-78.
14. Slepneva T.A., Karpova E.R. Formirovanie modeli konkurentosposobnosti rossiiskikh organizat-sii (finansovyi aspekt) [Building a competitiveness model of Russian organizations (a financial aspect)]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11, pp. 169-177.
15. Suvorova T.P., Chernikova L.I. Finansovaya informatsiya i ee rol' v sovremennoi ekonomike [Financial information and its role in modern economy]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2009, vol. 2, no. 1, pp. 32-35.
16. Fatkhutdinov R.A. Strategicheskaya konkurent-osposobnost' [Strategic competitiveness]. Moscow, Ekonomika Publ., 2005, 512 p.
17. Fatkhutdinov R.A. Upravlenie konkurento-sposobnost 'yu organizatsii [Managing the competitiveness of an organization]. Kazan, Lana Publ., 2005, 113 p.
18. Khotinskaya G.I. Osobennosti razvitiya rossiiskikh kompanii v usloviyakh ekonomicheskogo rosta [Specifics of the development of Russian companies in conditions of economic growth]. Finansovaya anali-tika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2013, no. 15, pp. 2-10.
19. Khotinskaya G.I. Problemy konkurentosposobnosti rossiiskogo biznesa: vzglyad finansista [Problems of competitiveness of the Russian business: the financier's viewpoint]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2014, no. 2, pp. 85-91.
20. Shokhin E.I. Finansovyi menedzhment [Financial management]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 480 p.
Galina I. KHOTINSKAYA
Financial University under Government
of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Acknowledgments
The article is based on the research results as part of State job to the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2014: A report on research and development work "Financial tools to increase the competitive performance of Russian organizations", Moscow, Financial University Publ., 2014.