Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОКАЛИЗАЦИИ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОКАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОКАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Е. Н., Штакина В. С.

В статье рассматривается понятие «глокализации» как ответ на мировую глобализацию, определяются компоненты системы конкурентоспособности муниципального образования. Раскрываются конкурентные преимущества для определения инвестиционного потенциала, рассматриваются элементы конкурентных преимуществ, которые непосредственно влияют на формирование глокализации муниципального образования и его конкурентоспособность.The article discusses the concept of "glocalisation" as the answer to world globalization, identifies components of the system of competitiveness of the municipality. Revealed competitive advantage to determine investment potential, explores the elements of competitive advantages that have a direct impact on the formation of glocalization of the municipality and its competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОКАЛИЗАЦИИ»

проявление или необходимая смена определенных ценностей, а также их принятие конкретными группами потребителей.

Использованные источники:

1. Тормоса Ю. Г. Цши та щнова полггика : навч. поЫбник / Ю. Г. Тормоса. -К. : КНЕУ, 2001. - 122 с.

2. Мочерний С. В. Економiчна теорiя : навч. поЫб. / С. В. Мочерний. - 4-те вид., стереотип. - К. : ВЦ «Академiя», 2009. - 640 с. - (Серiя «Альма-матер»).

3.Дугша С. I. Маркетингова щнова полггика : навч. по^бник / С. I. Дугша. -К. : КНЕУ, 2005. - 392 с.

4. Савостьянова М. В. Аксюлопчш вимiри гумаштарних наук / М. В. Савостьянова // Гумашзм та освгта : мiжнародна науково-практична конференщя : електронне наукове видання матерiалiв конференцп. [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://conf.vstu.vinnica.ua/humed/2010/txt/ Savostyanova.php.

Королева Е. Н., д. э. н. профессор, преподаватель Штанина В. С. студент 2го курса

Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОКАЛИЗАЦИИ Ключевые слова: глокализация, глобализация, конкурентоспособность муниципального образования, инвестиционный потенциал, локальные конкурентные преимущества, факторы конкурентоспособности, конкурентные позиции.

В статье рассматривается понятие «глокализации» как ответ на мировую глобализацию, определяются компоненты системы конкурентоспособности муниципального образования. Раскрываются конкурентные преимущества для определения инвестиционного потенциала, рассматриваются элементы конкурентных преимуществ, которые непосредственно влияют на формирование глокализации муниципального образования и его конкурентоспособность.

The competitiveness of the municipality in terms of glocalization The key words: glocalization, globalization, competitiveness of municipal territory, investment potential, local competitive advantages, factors of competitiveness, competitive positions.

The article discusses the concept of "glocalisation" as the answer to world globalization, identifies components of the system of competitiveness of the municipality. Revealed competitive advantage to determine investment potential, explores the elements of competitive advantages that have a direct impact on the

formation of glocalization of the municipality and its competitiveness.

Отличительной чертой современного мира является процесс глокализации как процесс взаимодействия локального и глобального. «Глокализация, по определению Олейника О.М, - представляет собой социокультурный феномен, меру взаимопроникновения локального и глобального, что является результатом взаимодействия факторов глобализации со специфическими проявлениями конкретных локальностей в политической, экономической и социокультурной сферах общественного бытия, а также конкуренции глобальных и локальных факторов в этих сферах» [8, с. 194-198].

Субъектами глокализации можно назвать социальные субъекты, действующие на микро-, мезо-и макроуровнях. К локальностям микроуровня относятся личности и их объединения, мезоуровень соответствует уровню региональных локальностей, субъектами макроуровня глокализации являются локальности на уровне государств и государственных институтов. В качестве объектов глокализации можно рассматривать общественные отношения в различных сферах человеческого бытия: стереотипы поведения, мировоззренческие ориентации и тому подобное. Атрибутами глокализации выступают: локальность, глобальность, противоречивость, вариативность, многоуровневость [9, с. 238-240].

Процессы глокализации можно анализировать с точки зрения различных подходов: экономического, культурологического,

политологического, социологического, социально-философского (таблица 1) [10, с. 119-122].

Таблица 1

Основные подходы к исследованию сущности глокализации

Название подхода Определение сущности феномена глокализации

Экономический подход влияние глобализации на развитие региональных экономик

Культурологический подход мера растущего сближения полюсов глобальности и локальности

Политологический подход в региональных и национальных пределах экономические приоритеты глобализации обнаруживают зависимость от геополитики и политики регионализма как составляющей геополитики

Социологический подход процесс основанный на перераспределении привилегий и дискриминации, богатства и бедности, силы и бессилия, свободы и зависимости

Социально-философский подход процесс реакции разнообразных сфер человеческого бытия на локальном уровне на мировую глобализацию, а также результат синтеза процессов глобализации

Таким образом, глокализация отражает сопряженность между гомогенизацией, которую несет глобализация, и гетерогенизацией как проявлением локального, специфического местного [11, с. 272-273].

Рассматривая конкурентоспособность муниципального образования будем опираться на следующие компоненты системы, выделяемые современными исследователями:

- конкурентные преимущества муниципального образования; -ресурсы (источники) и факторы конкурентоспособности

муниципального образования;

- конкурентная позиция муниципального образования [5, с. 144-145].

Следует различать конкурентоспособность как потенциальную

возможность муниципального образования участвовать в конкуренции с другими муниципальными образованиями на основе обладания конкурентными преимуществами и конкурентную позицию муниципального образования. Последняя понимается как совокупность конкурентных преимуществ, создающих муниципальному образованию благоприятное положение на соответствующем целевом конкурентном рынке.

В условиях глобализации существенно повышается значение тех преимуществ локальной среды, которые придают муниципальному образованию уникальность, повышают их притягательность для потребителей и обеспечивают конкурентные преимущества, которые невозможно воспроизвести в других местах: «Смысл, или объяснение парадокса глокализации состоит в том, что все "прозрачные", видимые локальные преимущества, которые могут быть перемещены, быстро глобализируются, поглощаются, нивелируются. Тогда более важными становятся локальные преимущества, которые не могут быть перемещены, куплены и воспроизведены в других местах» [4, с.163].

Проявления глобализации на уровне муниципального образования выражаются в изменении существенных социально-экономических сторон жизнедеятельности его населения. Например, в сфере потребления -доступность заграничного отдыха, образования, предпочтение потребления товаров мировых брендов, ориентация на западные стандарты качественного потребления, пластиковые банковские и дисконтные карты; в сфере торговли - закрытие мелких торговых точек, уличной торговли и увеличение количества супермаркетов и гипермаркетов, сетевой маркетинг, широкое предложение товаров мировых брендов и другие.

Глокализацию можно рассматривать и как компромиссный вариант формирования общего рынка производства и потребления универсальных товаров. Данные товары подстраиваются под специфику данного, конкретного местного рынка. В свою очередь, ряд транснациональных корпораций пропагандируют глокализацию в качестве стратегии,

предполагающей создание новых производств в регионах, или тактики «подстраивания» под потребности покупателей и вкусы потребителей, разделяя их на потенциальных покупателей, новичков, постоянных потребителей и бывших потребителей. Что, в свою очередь, поспособствует благоприятной маркетинговой среде в данном регионе. Одновременно, в социальной среде муниципального образования рождается множество противоречий и латентных конфликтов, к которым можно отнести:

- возникновение богатых и бедных муниципальных образований, перемещение рабочих мест в города с дешевой рабочей силой, порождающее безработицу и массовую трудовую миграцию;

- появление класса людей, которые не могут быть востребованы современным обществом из-за отсутствия необходимого образования и возможности переквалифицироваться для определенной работы;

- разрушение социальной сферы муниципального образования (ЖКХ, социальная поддержка населения, занятость, условия труда и отдыха, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура).

В данных условиях одним из важнейших приоритетов муниципальной политики становится реализация возможностей обеспечения формирования социальной среды для развития человеческого потенциала, трактуемого как «система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышения качества жизни индивида» [3, с. 19-31].

Отметим, что на формирование приоритетов муниципальной политики влияют три направления:

- поиск баланса всех жителей муниципального образования (молодых и престарелых, бедных и богатых, продавцов и покупателей, предпринимателей и работников и т.д.);

- структурообразующая деятельность муниципалитета в политическом, экономическом и культурно-историческом пространстве;

- эффективное управление инвестиционной политикой, которое помогает предпринимателям и населению получать прибыль и доходы.

Последнее направление базируется на инвестиционном потенциале, который использует следующие конкурентные преимущества:

1. Межэтническое и межконфессиональное согласие.

2. Уровень научного и технического потенциала.

3. Развитие банковского и страхового сектора.

4. Наличие газодобычи, нефтедобычи с полной переработкой нефти.

5. Обеспеченность электроэнергией.

6. Собственное производство строительных материалов, что обеспечивает низкую себестоимость строительства жилья, промышленной и коммерческой недвижимости.

7. Наличие свободных производственных площадок с коммуникациями, энерго- и тепломощностями.

8. Наличие развитой транспортной инфраструктуры.

9. Достаточная обеспеченность связью и телекоммуникациями.

10. Высокий уровень профессиональной подготовки кадров

11. Высокий культурный, медицинский и образовательный потенциал.

12. Льготный налоговый режим для инвесторов.

13. Сравнительно дешевые квалифицированные трудовые ресурсы.

14. Низкая криминогенность. [2, с. 17]

Анализ глокализационных процессов и их влияния на развитие общества позволяет определить основные проблемы и направления обеспечения эффективной стратегии конкурентоспособности для муниципального образования. Решение этих проблем с учетом влияния глокализационных процессов связано с переходом к инновационной концепции развития, которая предусматривает определение эффективных форм реагирования на динамические изменения в мире. Для ее реализации необходимо осуществление инновационной политики, ориентированной на разработку и освоение отечественной промышленностью производства новейшей техники, формирования новых общественных взаимосвязей, использования таких форм и методов реализации социальной активности индивидов, которые позволили бы обеспечить отдельной территории эффективную интеграцию в мировое пространство.

При формировании процесса глокальности в муниципальном образовании, можно говорить, что определенная часть конкурентных преимуществ является для муниципальных образований как бы «наследственной»: благоприятный климат, выгодное расположение (близость к транспортным путям), наличие на территории запасов полезных ископаемых, исторически сложившаяся культурная среда и т.п. Но большинство элементов, составляющих их конкурентные преимущества, формируются за счет целенаправленных действий самого местного сообщества.

Основными элементами конкурентных преимуществ, которые непосредственно влияют на процесс глокализации муниципального образования и его конкурентоспособность, формируют социально-экономический потенциал и создают условия для долгосрочного экономического роста, являются:

- природно-климатические, географические, экологические параметры, характеризующие данную территорию;

- величина накопленного капитала (уровень развития и структура производственно-хозяйственного комплекса в границах территории);

- количество и качество трудовых ресурсов;

- предпринимательская, инновационная активность субъектов

хозяйствования (наличие современных предприятий с высоким удельным весом расходов на НИОКР);

- динамично развивающийся внутренний рынок;

- уровень развития социально-трудовых отношений (высокая занятость населения, достаточные расходы на образование и др.);

- уровень соответствия параметров инфраструктуры муниципальных образований региональным, федеральным и международным стандартам;

- уровень интеграции и кооперирования с другими муниципальными образованиями, регионами страны и зарубежными государствами. [1, с. 304]

В современных условиях теоретическое обоснование проблемы формирования конкурентных преимуществ территорий должно быть дополнено концепцией развития глокальности, которая рассматривает развитие муниципального образования, его правовую и ресурсную самостоятельность, инновационную активность. Таким образом, при принятии управленческих решений, внимание будет сосредоточено на человеке и его потенциале как цели усилий в области управления региональным (муниципальным) развитием.

Практические же аспекты указанного подхода целесообразно реализовать в рамках применения технологии регионального форсайта, позволяющей задействовать локальные конкурентные преимущества территории в процессе выбора и обоснования иерархической системы целей муниципального развития [6, с. 51-56].

В этой связи, заслуживает внимание предложение, согласно которому целевым показателем развития региона (муниципального образования) становится показатель «глокальности, который показывает уровень развития потенциала местных факторов в глобальном контексте» [7, с. 178].

В условиях, когда эффективность управления определяется не столько уровнем потребления и масштабами материального производства, сколько способностью оптимально использовать находящиеся в ограниченном количестве ресурсы на основе применения инновационных технологий, значимыми характеристиками региональной среды становятся: с одной стороны, имиджность, харизматичность, креативность, а с другой -динамичность, пластичность, мобильность. Поэтому максимальное значение этот показатель будет иметь, если регион превратился в самодостаточное место, где создана имеющая глобальное значение инновационная инфраструктура, обеспечивающая полный инновационный цикл.

Использованные источники:

1. Бек. У. Что такое глоболизация? /У. Бек/ М., 2011. - 304 с.

2. Гапоненко, А.Л. Управление социально-экономическим развитием регионов России: новые условия и новые возможности// Историко-экономический научный журнал. - 2009. - № 6.-17 с.

3. Иванов Н.П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9. - 19-31 с.

4. Калюжнова Н.Я Конкурентоспособность регионов: теория и методология анализа в контексте современного экономического развития: дис. д-ра экон. наук. Иркутск, 2004. - 163 с.

5. Королева Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты: Монография. /Е.Н. Королева/. М.: ВГНА Минфина России. 2006. 144-145 с.

6. Королева Е.Н., Евдокимов Н.Н. Технологии форсайта в региональном стратегировании: методические основы организации // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2012. - № 6 (92).- 51-56 с.

7. Кураков Л.П., Викторов В.Н. Роль и значение социальной сферы в региональном развитии// Основы экономической теории. Кн.2-Чебоксары, 2007.- 178 с.

8. Олейник О.М. Глокализация: сущность и подходы к изучению / О.М. Олейник // Культурологический вестник: научно-теоретический ежегодник Нижнего Приднепровья. — М.: Просвещение, 2009. — Вып. 22. — 194-198 с.

9. Олейник А.Н. Особенности процесса глокализации в различных социокультурных системах / А.Н. Олейник /— М.: ЗНУ, 2009. — 238-240 с.

10. Таблица составлена по: Олейник А.Н. Экономические аспекты глокализации / А.Н. Олейник / / Наук. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Запорожье, 2008: сб. тезисов. — М.: ЗНУ, 2008. — 119-122 с.

11. Олейник А.Н. Экономические аспекты глокализации / А.Н. Олейник / / Наук. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Запорожье, 2008: сб. тезисов. — М.: ЗНУ, 2008. — 272-273 с.

Корякина Т.В., к.э.н.

доцент Дьякова А.А. студент 6го курса специальность Менеджмент организации

Гончаров М.А. студент 6го курса специальность Менеджмент организации

Финуниверситет Липецкий филиал СОВРЕМЕННЫЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ КАК МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТОВАРОВ Аннотация: В данной статье представлены современные торгово -промышленные выставки и ярмарки как модели современного рынка товаров.

Abstract: This article presents the current -Industrial trade exhibitions and fairs as a model of modern commodity market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.