© 2006 г. С.В. Евецкая, В.А. Терехин
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
В настоящее время возрастает интерес к человеку, его личности, возможностям, и, в частности, его адаптации к быстро меняющейся социально-экономической и культурной среде. Изменения и преобразования, которые диктуются современностью, затрагивают всех без исключения людей и, как следствие, предъявляют особые требования к специалистам различного профиля в разнообразных сферах деятельности.
Связующим звеном, позволяющим подготовить специалистов, отвечающим требованиям современного общества, является система образования, цель кото -рой на сегодняшний день заключается в формировании конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда и адаптированной к реалиям современной российской действительности. Но чтобы подготовить действительно высокопрофессионального, конкурентоспособного работника, важно знать, каковы психологические особенности становления специалиста на этапе профессиональной подготовки, на развитие каких индивидуальных, личностных качеств, свойств, следует обратить внимание в процессе его обучения. Но прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие «конкурентоспособная личность», дать характеристику ее составляющим.
Стоит отметить, что понятие «конкурентоспособность» достаточно разработано в экономике, маркетинге, но этого нельзя сказать о психологии.
В Большом энциклопедическом словаре «конкуренция» определена как «соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов, в определенной общественной сфере». Кроме того, «конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в кото -рых происходит столкновение интересов» [1, с. 562563]. Здесь также указано, что существует и биологическая конкуренция, раскрываемая как «взаимоотношения активного соревнования между особями одного или различных видов за средства существования и условия размножения, одна из форм борьбы за существование» [1, с. 562-563].
Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Ципкин, Б.А. Соловьев, В.В. Федосеев также определяют конкурен-цию как «соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично» [2, с. 598].
По мнению В.А. Алексунина, конкуренция - это «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации» [3, с. 584]. Как утверждает Р. А. Фатхутдинов, данное понятие рассматривается в литературе узко, не охватывая все многообразие процесса. Поэтому он предлагает следующее определение: «конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в
борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [4, с. 30].
Важно отметить, что если «конкуренция», по мнению Р.А. Фатхутдинова, - «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами», то «конкурентоспособность», как считают Н.Д. Эриа-швили, К. Ховард, Ю.А. Ципкин, Б.А. Соловьев, В.В. Федосеев, - это «совокупность преимуществ», которые «способствуют успешной реализации (в том числе и товара) в условиях конкуренции» [2, с. 597-598].
Конкуренция возникает не только на рынке товаров и услуг. На рынке труда и рабочей силы работники конкурируют, чтобы занять и сохранить за собой рабочее место. Следовательно, наряду с конкуренте -способностью товаров и услуг можно говорить и о конкурентоспособности специалиста, в частности -выпускника вуза.
Оценку конкурентоспособности, по мнению Р.А. Фатхутдинова, следует осуществлять, исходя из конкурентных преимуществ субъекта, которые бывают внешними и внутренними [4, с. 277].
Здесь необходимо отметить, что конкурентоспособность выпускников вуза в данном случае необходимо рассматривать в двух аспектах: социальном (внешнем) и психологическом (внутреннем). Что касается первого, то внешнее конкурентное преимущество будущих выпускников во многом определяется конкурентоспособностью учебных заведений. Здесь учебное заведение является своего рода «гарантией» того, что по его окончании молодой специалист будет востребован на рынке труда и рабочей силы. При анализе внешнего аспекта стоит рассмотреть и социальные ожидания, т.е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели, какие требования они предъявляют к внешним данным и внутренним (профессионально значимым свойствам, включающим способности и характерологические черты). Таким образом, взаимодействие личности и общества «не есть взаимодействие двух изолированных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества». Следовательно, важно с самого начала рассматривать личность в некотором «социальном контексте», или, как говорит Г.М. Андреева, «раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности» [5, с. 69].
Стоит отметить, что общество представляет собой систему общественных отношений, которые носят «безличный характер». В то же время существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть, как считает Г.М. Андреева, «реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия». По ее мнению, «это означает, что в объективной ткани общественных отношений присут-
ствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов» [5, с. 72].
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. По мнению Г.М. Андреевой, «их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа, .. .которая означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [5, с. 73-74].
Для понимания сущности конкурентоспособности личности необходимо выделить группу конъюнктивных связей на основе различного рода сближающих, объединяющих людей, чувств. Таким образом, в каждом случае такого межличностного отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям. Возникновение такого рода чувств и будет являться «конкурентным преимуществом» субъекта.
Что касается психологических (внутренних) составляющих конкурентоспособности, то здесь необходимо отметить, что С.Л. Рубинштейн выделял значение личностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека [6, с. 243].
По К.А. Абульхановой-Славской, «больше возможностей», а следовательно, и преимуществ имеет та личность, которая обладает психологической, лично -стной и жизненной перспективой. Личностная перспектива - это «не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.). Личностная перспектива открывается при наличии способностей как будущих возможностей, зрелости, а следовательно, готовности к неожиданностям, трудностям, присущего ей потенциала. Психологической перспективой обладает тот, кто способен предвидеть будущее, кто видит личностную перспективу, имеет жизненный опыт, личностный потенциал... Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения» [7, с. 77].
М.П. Гурьянова, говоря о жизнеспособности личности, вкладывает в это понятие все то, чему должна соответствовать конкурентоспособная личность. Автор утверждает, что жизнеспособность - это стремление человека выжить не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, стремление стать индивидуальностью, сформировать смысложиз-ненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности [8, с. 12]. В личностном контексте, по ее мнению, жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активно -сти, направленной прежде всего на формирование самого себя в соответствии с заданными целями.
По мнению Л.М. Митиной, конкурентоспособность -«это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития» [9, с. 23].
Такой же смысл заключен в понимании Е.А. Климовым термина «самоопределение», определяя его как «поиск возможностей беспредельного развития»
[10, с. 93]; как «важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [10, с. 39].
Л.И. Божович считает «самоопределение» личностным новообразованием, связанным с формированием внутренней позиции взрослого человека, которым завершается критический переходный период. Формируется оно во второй фазе подросткового возраста в 16-17 лет (согласно многим классификациям, в период ранней юности), когда в условиях скорого окончания школы возникает проблема выбора своей будущей профессии [11].
Л. М. Митина считает, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, поэтому определяет период юности как этап личностного и профессионального самоопределения. Для этого периода жизни, по ее мнению, характерно «становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни, - все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии» [9, с. 5-6].
Один из самых известных исследователей проблемы самосознания И. С. Кон также считает, что развитие самосознания - это центральный психический процесс переходного возраста [12, с. 84]. Он дает следующее определение этому феномену: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный образ „Я"» [13].
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский отмечают, что «фактически у человека фиксируют не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно выступающих то на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия» [14, с. 361].
Л.М. Митина утверждает, что самосознание человека как бы зеркально отражает реакции на него других. Именно в этом отражении она видит источник профессионального развития: «основной движущей силой развития профессионала является внутрилично-стное противоречие между Я-действующим и Я-отра-женным» [9, с. 13].
Таким образом, несовпадение социальных ожиданий, т.е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели (Я-отражен-ного), с Я-действующим вызывает противоречие, которое побуждает человека к осознанию тех характеристик собственной личности, которые будут способствовать приближению внутренних критериев к внешним (Я-действующего к Я-отраженному). Вполне очевидно, что Я-отраженное выступает как необходимый ориентир для развития и самосовершенствования личности.
К.А. Абульханова-Славская разрешение различного рода противоречий между своими желаниями, потребностями и объективными препятствиями на пути их удовлетворения выделяет как основной критерий активности субъекта.
Мнение ряда авторов Е.А. Сергиенко, А.П. Петровского, В.А. Терехина сходны с мнением К.А. Абульха-новой-Славской в том, что разрешение противоречий обеспечивает развитие субъекта как индивида и как личности. «Именно эти разного уровня противоречия, - пишет Е.А. Сергиенко, - разрешаемые субъектом, целостность которого является системообразующим фактором психической организации и регуляции, обеспечивают его развитие и как индивида, и как личности. Активность субъекта, разрешающего актуальные противоречия, созидает психическое, носителем которого является субъект» [15, с. 101].
В.А. Терехин, С.А. Строкова утверждают, что «необходим ряд причин, побуждающих индивида к росту-развитию». В качестве одной из главных они выделяют наличие противоречия: «развитие есть там, где противоречие, т.е. на определенном этапе своего развития индивид сталкивается с наличием избыточного требования к ситуации, на этой основе возникает чувство неудовлетворенности.... Именно чувство неудовлетворенности является двигателем любого прогресса» [16].
При разрешении различного рода противоречий, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность развивается, совершенствуется, достигает качества субъекта. Не имея способности разрешать противоречия, личность не становится субъектом или утрачивает его статус [15].
Можно отметить и мнение Л.И. Анцыферовой, утверждающей, что «высокое развитие человека как личности невозможно без столь же высокого развития его как субъекта» [17, с. 41].
Таким образом, проблему конкурентоспособности можно еще определить и как проблему «психологического обеспечения» возможности личности быть эффективным, успешным субъектом жизни.
Еще в 20-х гг. XX в., определив субъект как центр организации бытия, С.Л. Рубинштейн показал центральную позицию человека в мире. Он утверждал, что у субъекта есть способности саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, этим признавая за ним активную преобразующую роль [6].
Согласно В. В. Знакову, «субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке как о субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, сознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения» [18, с. 23].
Детальный обзор истории и методологии психологической проблемы субъекта дан А.В. Брушлинским. Субъект, как утверждает автор, - это человек, люди на высшем (индивидуализированном для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности [19, с. 21]. Но в то же время он указывает на неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Он подчеркивает, что человек не рождается субъектом, а становится им. Важнейшую основу психического развития А.В. Брушлинский ви-
дит в деятельности субъекта и его активности, здесь же проявляется и целостность: «Целостность субъекта означает, прежде всего, единство, интегральность его деятельности и вообще всех видов его активности» [19, с. 208].
Человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу и общество), а тем самым также себя, как считает А.В. Брушлинский. Способствует этому деятельность (игровая, учебная, трудовая), определяющая «существенную роль в развитии и саморазвитии людей» [19, с. 21].
Для психологии субъекта одной из главных является проблема активности. Как утверждает В.А. Петровский: «Субъектность человека проявляется в его деятельности, - особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире» [20, с. 8].
По мнению Е.В. Прокопьевой, «формирование субъектной активности обеспечивает человеку успешность в деятельности и в различных аспектах социальной адаптации» [21]. Она считает, что, кроме активности, в качестве основных показателей субъектности можно выделить инициативность, самостоятельность, осознанность, предметность, целенаправленность, избирательность, ответственность в выборе и принятии решений, умелость, индивидуальность и творческость, конструктивность, способность и готовность к сотрудничеству [21].
Е. Н. Азлецкая выделяет следующие характеристики субъекта: ответственность, высокий уровень эмоциональной зрелости, способность к внутреннему контролю, осознанность действий, эмпатия [18, с. 68].
Таким образом, проблема субъекта и его активно -сти разрабатывается в психологии на методологической основе субъектно-деятельностного подхода. А для многих исследователей сущность личности как способ ее функционирования, самовыражения, самореализации в жизни, деятельности, общении, способ связи внешнего и внутреннего, организации их взаимодействия или разрешения их противоречий, который определяется личностью, ее притязаниями, сознанием, ее проекцией в будущее есть определение личности как субъекта (общения, познания, деятельности, жизненного пути) [22, с. 235].
Определяющим фактором в развитии субъекта деятельности, по мнению В.А. Бодрова, выступает степень соответствия личности требованиям профессии, т.е. уровень профессиональной пригодности. Он считает, что, с одной стороны, ее необходимо рассматривать как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности, с другой -как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, умений, навыков, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач [23, с. 10].
Психологическое содержание понятия «профессиональная пригодность» он усматривает в таких характеристиках структуры личности, как ее способности и профессионально важные качества.
На наш взгляд, можно утверждать, что «профессиональная пригодность», рассматриваемая как соот-
ношение требований профессии к индивидуальным особенностям человека, является еще одним фактором, определяющим конкурентоспособность выпускника вуза.
Для понимания сущности формирования конкурентоспособности будущего специалиста в современном вузе представляет интерес профессионально обусловленная структура личности, спроектированная Ф. Зеер. В ее основе лежит понимание личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности. Структура состоит из четырех компонентов:
1. Социально-профессиональная направленность. Теоретический анализ позволил автору выделить следующие ее компоненты: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы); ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.); профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию); социально-профессиональный статус. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, которое определяется характером ведущей деятельно -сти и уровнем профессионального развития личности.
2. Профессиональная компетентность, под которой понимается совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности, по мнению Ф. Зеер, являются социально-правовая, специальная, персональная, аутокомпетентность. К ее основным уровням относятся обученность, профессиональные подготовленность и опыт, профессионализм.
3. Профессионально важные качества, под которыми автор понимает психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.
4. Профессионально значимые психофизиологические свойства. Как полагает Ф. Зеер, эти свойства развиваются уже в ходе освоения конкретной деятельности [24, с. 52-55].
Ф. Зеер, ссылаясь на исследования В.Д. Шадри-кова и его учеников, утверждает, что в процессе профессионализации личности образуются «интегратив-ные ансамбли (симптокомплексы) качеств» или, как их еще называют, «ключевые квалификации». Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. По мнению автора, «в процессе профессионального становления содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, развитие сложных профессионально обусловленных констелляций, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых квалификаций». Последнее, как считает Ф. Зеер, обеспечивает «профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствует профессиональному росту, повышению квалификации, развитию карьеры специалиста» и самое, на наш взгляд, главное - «обеспечивает конкурентоспособность» [24, с. 55-56].
Несколько отлична от предыдущей характеристика конкурентоспособной личности, предложенная Л.М. Митиной, которая выделяет следующие ее интегральные составляющие: направленность, компетентность и гибкость [9]. Направленность как интегральная характеристика конкурентоспособной личности в любой профессиональной сфере - это система эмоционально-ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов лично -сти и побуждающих личность к их утверждению в деятельности и общении. В структуре компетентности конкурентоспособной личности автор выделяет две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения). Гибкость как интегральная характеристика конкурентоспособного специалиста - это разнообразие и адекватность, проявляющаяся как во внешних (двигательных) формах активности, так и во внутренних (психических). Гибкость представляет собой гармоничное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловли-вающих друг друга личностных качеств: эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной гибкости. По мнению Л.М. Митиной, наиболее важной в развитии конкурентоспособной личности является проблема эмоциональной гибкости, под которой понимается оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости. Под поведенческой гибкостью понимается оптимальное (гармоничное) сочетание индивидуально-эффективных (принципиально значимых) паттернов поведения и разнообразных (оригинальных) способов ролевого взаимодействия. Проявлением интеллектуальной гибкости является способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, а также отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы, идеи и найти способ конструктивного решения проблемы.
В.А. Бодров, Ф. Зеер, Л.М. Митина особое внимание уделяют компетентности как интегральной характеристике конкурентоспособной личности. И, как считает Р.А. Фатхутдинов, «компетентность субъекта в какой-либо области деятельности» можно рассматривать как «конкурентное преимущество» по сравнению с конкурентами [4, с. 511].
Таким образом, представленные в настоящей статье результаты теоретического исследования проблемы конкурентоспособности личности позволяют заключить, что ее можно рассматривать как совокупность преимуществ, делающих субъекта привлекательным для работодателя. Следует отметить, что конкурентные преимущества субъекта бывают внешними и внутренними. При анализе внешнего аспекта особое внимание необходимо уделять социальным ожиданиям, т. е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели. При анализе внутреннего аспекта большое значение имеет «личностное целое» как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. Особое значение здесь имеет наличие внутриличностного противоречия между Я-действующим и Я-отраженным, которое
является основной движущей силой развития и самосовершенствования профессионала. Степень соответствия личности требованиям профессии можно рассматривать как уровень профессиональной пригодности, который отражается в таких характеристиках структуры личности, как ее способности и профессионально важные качества. Высокий уровень профессиональной пригодности, развития интегральных характеристик личности, в частности, компетентности, способствует благоприятному имиджу молодого человека, который оказывает сильное влияние на его конкурентоспособность и эффективность, а следовательно, и успешность в его профессиональной деятельности.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.; СПб., 2002.
2. Эриашвили Н.Д., Ховард К., Ципкин Ю.А. Маркетинг. М., 2001.
3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алексунина. М., 2002.
4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.; Воронеж, 1999.
8. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. № 1.
Волгодонский институт сервиса ЮРГУЭС, Ростовский государственный университет
9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2001.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
13. Он же. Открытие «Я». М., 1978.
14. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Психология. М., 2000.
15. Время как фактор измерений личности: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. Минск, 2003.
16. Терехин В.А., Строкова С.А. Проблема оптимальной реализации потенциала личности в процессе совместной деятельности // Психологический вестник РГУ. 2000. Вып. 5.
17. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.
18. Субъект, личность и психология человеческого бытия: Труды института психологии РАН / Под ред. В.В. Знако-ва, З.И. Рябикиной. М., 2005.
19. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003.
20. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
21. Прокопьева Е.В. Индивидуально-типические особенности представления о себе как о профессионале на начальных этапах профессионализации психологов // Психологический вестник РГУ 1999. Вып. 4. С. 236-245.
22. Акмеология / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.:, 2001.
23. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под общ. ред. В.А. Бодрова. М., 2003.
24. Зеер Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003.
25. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
6 декабря 2006 г.