Научная статья на тему 'Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации'

Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / ПЕРВИЧНАЯ ПИОНЕРНОСТЬ / ВТОРИЧНАЯ ПИОНЕРНОСТЬ / THE ECONOMIC SYSTEM / COMPETITIVENESS / FACTORS OF COMPETITIVENESS / STRUCTURAL MODERNIZATION OF THE ECONOMY / EXPORT STRUCTURE / PRIMARY PIONEER / SECONDARY PIONEER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничникова Светлана Николаевна, Федотов Владимир Александрович

В статье рассматривается примеры методик по оценке конкурентоспособности экономических систем. На примере двадцати наиболее успешных стран предпринимается попытка оценки объективности полученных данных и анализируются предпосылки, позволяющие лидерам получить конкурентное преимущество. Несмотря на наличие большого числа методик и показателей, одним из важнейших свойств экономической системы является способность создавать продукт, пользующийся большим спросом по сравнению с другими продуктами участников конкурентного соревнования и, что самое важное, позволяющий создавать максимальную прибавочную стоимость при равных или меньших издержках производства. Структура экспорта лидеров конкурентного соревнования позволяет сделать вывод о том, что наибольшую прибавочную стоимость приносит продукт технологического направления, являющийся необходимостью в процессе функционирования человека или значительно облегчающий его функциональные потребности. Таким образом, уровень конкурентоспособности может измеряться по отдаче от капитальных вложений в сектора производства, соответствующие современному технологическому укладу экономики, а экономическая структура трансформируется согласно потребностям современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пшеничникова Светлана Николаевна, Федотов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AND PROBLEMS OF STRUCTURAL MODERNIZATION

The article examines examples of methodologies for assessing the competitiveness of economic systems. On the example of the twenty most successful countries, an attempt is made to assess the objectivity of the data obtained and analyze the prerequisites enabling the leaders to gain a competitive advantage. Despite the existence of a large number of methods and indicators, one of the most important properties of the economic system is the ability to create a product that is in high demand compared to other products of participants in competition and that the most important is to create maximum surplus value with equal or lower production costs. The structure of export of leaders of competition allows drawing a conclusion that the greatest surplus value brings the product of the technological direction that is a necessity in the process of human functioning or significantly simplifying its functional needs. Thus, the level of competitiveness can be measured by the return on capital investments in the production sectors corresponding to the modern technological structure of the economy, and the economic structure is transformed according to the needs of modern man.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается примеры методик по оценке конкурентоспособности экономических систем. На примере двадцати наиболее успешных стран предпринимается попытка оценки объективности полученных данных и анализируются предпосылки, позволяющие лидерам получить конкурентное преимущество. Несмотря на наличие большого числа методик и показателей, одним из важнейших свойств экономической системы является способность создавать продукт, пользующийся большим спросом по сравнению с другими продуктами участников конкурентного соревнования и, что самое важное, позволяющий создавать максимальную прибавочную стоимость при равных или меньших издержках производства. Структура экспорта лидеров конкурентного соревнования позволяет сделать вывод о том, что наибольшую прибавочную стоимость приносит продукт технологического направления, являющийся необходимостью в процессе функционирования человека или значительно облегчающий его функциональные потребности. Таким образом, уровень конкурентоспособности может измеряться по отдаче от капитальных вложений в сектора производства, соответствующие современному технологическому укладу экономики, а экономическая структура трансформируется согласно потребностям современного человека.

Ключевые слова. Экономическая система, конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, структурная модернизация экономики, структура экспорта, первичная пионерность, вторичная пионерность.

Pshenichnikova S.N., Fedotov V.A. COMPETITIVENESS AND PROBLEMS OF STRUCTURAL MODERNIZATION

Abstract. The article examines examples of methodologies for assessing the competitiveness of economic systems. On the example of the twenty most successful countries, an attempt is made to assess the objectivity of the data obtained and analyze the prerequisites enabling the leaders to gain a competitive advantage. Despite the existence of a large number of methods and indicators, one of the most important properties of the economic system is the ability to create a product that is in high demand compared to other products of participants in competition and that the most important is to create maximum surplus value with equal or lower production costs. The structure of export of leaders of competition allows drawing a conclusion that the greatest surplus value brings the product of the technological direction that is a necessity in the process of human functioning or significantly simplifying its functional needs. Thus, the level of competitiveness can be measured by the return on capital investments in the production sectors corresponding to the modern technological structure of the economy, and the economic structure is transformed according to the needs of modern man.

ГРНТИ 06.03.15

© Пшеничникова С.Н., Федотов В. А., 2018

Светлана Николаевна Пшеничникова - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Владимир Александрович Федотов - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Федотов В.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: fedotov.vladimir@yahoo.com. Статья поступила в редакцию 07.03.2018.

Keywords. The economic system, competitiveness, factors of competitiveness, structural modernization of the economy, export structure, primary pioneer, secondary pioneer.

Понятие «конкурентоспособность» достаточно широко и многообразно. В зависимости от цели научного исследования в данное определение вкладывают следующие значения: пропорция между секторами экономики; перечисление экономических параметров, характеризующих лидерство в сфере производства; оценка потенциальных возможностей экономического субъекта по отношению к другим участникам конкурентного соревнования и др.

В международной практике существует множество методик оценки конкурентоспособности. В зависимости от особенности экономической сущности исследуемого субъекта оценки даются не только товару, но и экономической системе в целом [6, с. 191-193]. Одна из используемых систем определения конкурентоспособности товара представляет собой оценку свойств товара по четырем факторам: качество, цена, уровень сервиса на конкретном рынке, суммарные затраты на эксплуатацию. Уровень конкурентоспособности определяется балльным путем по указанным показателям. Наиболее конкурентным является товар, с наибольшей суммарной оценкой [4, с. 133].

Аналогичным образом, но с использованием большего количества факторов, оценивается конкуренция среди участников мировой торговли. Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) включает в себя 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность страны. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, включающих в себя значения фактических результатов экономической деятельности до оценочных данных инновационного потенциала страны и качества институтов [3].

Несмотря на наличие большого числа методик и показателей, одним из важнейших свойств экономической системы является способность создавать продукт, пользующийся большим спросом по сравнению с другими продуктами участников конкурентного соревнования и, что самое важное, позволяющий создавать максимальную прибавочную стоимость при равных или меньших издержках производства [1, с. 364]. Для определения уровня конкурентоспособности системы необходимо разделить результаты деятельности на продукты традиционных секторов экономики, где оптимизированы технологические процессы, а низкий уровень издержек позволяет получать высокую норму прибыли, и на производство новых для человека продуктов, издержки производства которых выше, по сравнению с другими отраслями, а производительность труда находится на невысоком уровне.

Вследствие данных условий продукты базовых секторов имеют высокую норму прибыли, а новые, еще в полной мере не освоенные технологии, могут иметь нулевую или отрицательную доходность. При производстве нового пионерного продукта производитель включает расходы на НИОКР, обновление средств производства и другие затраты в цену продукта для скорейшего возврата вложенных инвестиций. Пионерные продукты имеют наибольшую добавочную стоимость и пользуются высоким спросом вследствие наличия передовых технологий, упрощающих человеческий быт, что является одним из важнейших конкурентных преимуществ для товара.

В экономической системе, способной полностью обеспечить потребителей продуктами традиционных секторов экономики, наибольшая ценность транспонируется от товаров первой необходимости, являющихся привычными человеку для жизни в данной среде обитания при текущих условиях, на предметы с новыми или улучшенными свойствами. Экономические науки в переплетении с социологическими дисциплинами создают образ нового продукта, делая его наиболее привлекательным для покупателей, предлагают возможность приобретения передового продукта производства, отличного набором характеристики от продукции базового сектора. Сложившийся уклад придает дополнительный стимул непрерывному движению, заключающемуся в постоянном обновлении и внедрении в базовые производства передовых технологий, тем самым повышая конкурентоспособность производства. Страна, имеющая наиболее технологичное производство передовой продукции, будет конкурентоспособнее остальных участников конкурентного соревнования.

Согласно исследованию Global Competitiveness Index, в 2017-2018 году в пятерку стран-лидеров по показателю конкурентоспособности попали Швейцария, США, Сингапур, Голландия и Германия [9]. В первой двадцатке рейтинга мировой конкурентоспособности присутствуют страны - несо-

мненные лидеры в своих областях производственной специализации. В перечне представлены государства с развитой и развивающейся экономиками [10].

Данные таблицы 1 указывают на основную специализацию наиболее конкурентоспособных стран в области машин, транспортного и промышленного оборудования. В структуре экспорта Сингапура, Германии машины и оборудование занимают около половины всего экспорта. У Швейцарии более половины экспортных товаров составляет другое промышленное оборудование по классификации МСТК (3), куда входит продукция обрабатывающей промышленности за исключением транспортных машин, машин и средств производства промышленного назначения, бытовой и офисной техники, вычислительного оборудования.

В списке стран, за исключением Новой Зеландии и Норвегии, в структуре экспорта преобладает обрабатывающая промышленность, из чего можно сделать вывод, что именно отрасли обрабатывающей промышленности позволяют добиться конкурентных преимуществ в мировой торговле. Обрабатывающие производства связаны с производством и потреблением товаров, сырья, материалов и услуг, а также формируют рабочие места. Внедрение новаций в части самого нового продукта и средств его производства должно производиться, прежде всего, в области обрабатывающих производств.

Таблица 1

Товарная структура экспорта в 2015 году

Рейтинг Страна Пищевые продукты, напитки, табак Сырье непродовольственное, кроме топлива, животные и растительные Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные Химические вещества и аналогичная продукция Машины и транспортное оборудо- Другие промышленные товары и готовые

масла и жиры материалы изделия

1 Швейцария 3 0,5 0,9 30,1 14,1 51,3

2 Сингапур 2,9 0,9 11,4 14 51,9 18,9

3 США 7,3 5,1 7 13,7 35 32

4 Нидерланды 14,6 5,5 13,2 17,8 28,8 20,8

5 Германия 5,2 1,7 2,1 14,9 48 28

6 Швеция 6,1 6,4 6,2 12,3 38,1 30,9

7 Великобритания 6 1,9 7 16,4 35,2 33,5

8 Япония 0,8 1,5 1,8 10,1 58,7 27,2

9 Гонконг 2 0,3 0,1 2,9 61,9 32,8

10 Финляндия 2,4 8,8 6,8 7,7 31,1 43,2

11 Норвегия 9,2 1,9 58 3,3 11,7 16

12 Дания 17,6 4,6 4,8 16,6 26,3 29,9

13 Новая Зеландия 57,3 12,3 1,8 5,6 7,2 15,7

14 Тайвань - - - - - -

15 Канада 9,3 9,3 19 9 28,8 24,7

16 ОАЭ 2 0,8 15,7 1,7 8,1 71,7

17 Бельгия 9,7 2,7 6,9 29,5 22,5 28,7

18 Катар 0,2 0,7 82,8 1,2 2,6 12,5

19 Австрия 7 2,6 2,4 12,5 39,2 36,2

20 Люксембург 9,3 2,5 0,1 10,4 27 50,7

Перечень продукции, лидирующей в структуре экспорта стран из таблицы 2 демонстрирует, что наибольшую прибавочную стоимость включают в себя товары автомобилестроения, медикаменты, результаты обработки цветных металлов, двигатели, средства производства и интегральные микросхемы. Несомненно, данные продукты обновляются и включают в себя результаты передовых научно-технических разработок для улучшения качественных характеристик, но являются ли они действительно инновационными и новыми продуктами для человека?

Данные товары включают в себя элемент традиционного (базового) и нового (пионерного) продукта одновременно. Автомобили, медикаменты и компьютерные интегральные схемы являются привычными продуктами и постоянно используются в быту, с одной стороны, но также включают в себя

результаты научных трудов и технологического прогресса - с другой. Производителям продукции из таблицы 2 удалось настолько оптимизировать затраты на производство данной продукции, что она несет элементы массовости и становится доступной во многих странах.

Таблица 2

Товар, занимающий лидирующие позиции в экспортных доходах

Рейтинг Экономика Продукт

1 Швейцария Драгоценные металлы

2 Сингапур Интегральные микросхемы

3 США Автомобили

4 Нидерланды Машины, средства производства

5 Германия Автомобили

6 Швеция Автомобили

7 Великобритания Автомобили

8 Япония Автомобили

9 Гонконг Интегральные микросхемы

10 Финляндия Бумага с покрытием

11 Норвегия Сырая нефть

12 Дания Двигатели постоянного тока

13 Новая Зеландия Молоко, масло

14 Тайвань Теле- и радиопередатчики

15 Канада Автомобили

16 ОАЭ Золото

17 Бельгия Медикаменты

18 Катар Газ

19 Австрия Автомобили

20 Люксембург Медикаменты

Возможно ли в данном контексте сопоставить продукты обрабатывающей промышленности, такие как автомобили, медикаменты и компьютерные платы и результаты авиакосмической промышленности, военные разработки, продукцию атомной промышленности, нанотехнологии, результаты фундаментальных исследований, возможность производить которые в настоящий момент отсутствует у многих участников мировой торговли?

Миропольский Д.Ю. в своей работе «Пирамида Хеопса и развитие экономики на инновационной основе» (2012) выделяет две разновидности новизны продукта. Первичный вид пионерного продукта -это существующий продукт, адаптированный к постоянным изменениям природы. Вторичный вид пионерности продукта выражается в обновлении самого продукта [4, с. 7-13]. В рейтинге конкурентоспособности преобладают продукты вторичного типа. За долгие годы человек научился адаптироваться к изменениям природы, поэтому проблема создания нового продукта отходит на второй план. Для получения ответа необходимо поставить вопрос следующим образом: «Может ли конкурировать продукт первичной и вторичной пионерности?»

Продукт первичной пионерности требует концентрации всех ресурсов для создания нового продукта без гарантий на успешный исход. Продукт вторичной пионерности не требует высокой концентрации ресурсов, а использует результаты успешного конкурентного соревнования для создания новых свойств существующего продукта, что позволяет измерить и управлять возникающими рисками. В связи с более высокой степенью риска и затратами при исследовании в области разработки первичного продукта, он не может быть конкурентоспособным в условиях рыночной экономики. Страны, производящие товары авиакосмической отрасли, военно-промышленного комплекса, атомной энергетики не имеют возможности конкурировать со странами, производящими вторичный пионерный продукт массового потребления. Производство таких товаров являются прерогативой государства и не предназначено для массового использования.

Основными потребителями продуктов первичной пионерности, в первую очередь, являются государственные органы, что исключает возможность формирования полноценного рыночного механизма,

позволяющего создать конкурентную среду для продукта. Страна, специализирующаяся на производстве такого вида товара, не сможет конкурировать со странами, реализующими продукцию вторичной пионерности. Затраты данной страны существенно будут превышать доходы от продажи продукции, а если данный экспорт будет возможен с течением времени, то возврат инвестиций будет длиться в течении десятка лет.

Ярким примером продукта первичной пионерности, окупившимся в течение продолжительного времени, является глобальная информационная сеть Интернет. Первоначально созданная для быстрой передачи информации в военных целях, данная технология была адаптирована для массового использования в бытовых целях, что повлияло на дальнейшее развитие человека, его жизненный уклад и стало предпосылкой для появления информационного типа общества.

Современная экономическая структура, как постоянно изменяющаяся система, воспроизводит направление развития современного человека и трансформируется под насущные потребности. Эволюция продукта превращается в более длительный процесс планомерного обновления существующего товара с незначительным изменением характеристик, называемых новшествами и инновациями. Конкуренция в такой системе выступает в роли фильтра, убирающего с рынка обновленные товары, которые приносят меньше прибыли, по сравнению с аналогичными продуктами более успешных производителей. А конкурентоспособность представляет собой набор характеристик продукции, преобразующиеся в конечном итоге в сверхприбыли владельцев капитала. Такая структура нацелена только на обновление, так как не способна сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на создание первичного пионерного продукта.

Могут ли страны-лидеры конкурентоспособности произвести новый продукт, изменяющий жизненный уклад человека? Экономическая структура устроена таким образом, что основные ресурсы и излишки в виде прибыли и капитала данных стран направлены на обновление и улучшение уже имеющихся продуктов. Бесперспективные исследования в различных областях сворачиваются, так как не способны принести скорейший доход. В связи с этим возникает вопрос: каким образом сравнивать страны, специализирующиеся на первичных пионерных продуктах, с государствами, занимающимися обновлением вторичных пионерных продуктов? Каким образом сравнивать такие страны, как Россия, Бразилия, Китай, у которых есть собственное авиастроение, оборонная промышленность, и страны, специализирующиеся на производстве автомобилей, медикаментов и интегральных микросхем?

Первый тип продукции, несмотря на высокий уровень прибавочной стоимости, носит штучный характер, реализуется в ограниченное количество стран. Уровень прибыли от реализации такого рода продукции несопоставим с прибылью, получаемой от товаров массового потребления. Расходы на создание нового продукта компенсируется за счет других отраслей экономики. В структурах экспорта России преобладают сырьевые товары, страна занимает 38-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности. В мировом разделении труда страна выполняет роль поставщика сырья и материалов.

Несмотря на большую долю углеводородов в структуре экспорта, в ней присутствуют продукты высокотехнологичного производства. По данным Федеральной таможенной службы, Российская Федерация экспортировала шесть наименований продукции стоимостью более 1 млрд рублей, в которые входят турбореактивные двигатели, газовые турбины, ядерные реакторы. Также лидерами в структуре экспорта являются лазерное высокоточное оборудование, термическое оборудование, радиолокационная и навигационная аппаратура, реактивные двигатели и установки. Заметим, что в официальных данных отсутствуют виды продукции военного производства, по которым Россия занимает второе место в мире.

Специализируясь на неконкурентоспособных отраслях производства, имеющих закрытый рынок, ограниченный небольшим количеством потребителей данного продукта, страна обрекает себя на постоянное присутствие в списке аутсайдеров в конкурентном соревновании. Такая продукция требует от структуры экономики мобильности ресурсов из доходных отраслей экономической системы в отрасли с высокой степенью потребления ресурсов.

Данные факты ставят системообразующие институты перед выбором о дальнейшем направлении развития. Двигаться по неизведанному пути без ориентиров и гарантий на успешную реализацию поставленных целей или перенаправить имеющиеся ресурсы на производство новых товаров, пользующихся высоким спросом на мировом рынке? Как поступать? Ответы на эти вопросы, по мнению авторов, должны находиться в фокусе дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евразийская политическая экономия / Газизуллин Н.Ф., Дятлов С.А., Камышова А.Б. и др. СПб., 2016.

2. Горин И.А. Использование зарубежного опыта обеспечения конкурентоспособности при изучении курса «Экономика организаций (предприятий)» // Интеграция образования. 2007. № 1.

3. Гуманитарные технологии - Аналитический портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения 11.02.2018).

4. Миропольский Д.Ю. Пирамида Хеопса и развитие экономики на инновационной основе // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1. С. 7-13.

5. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Российская промышленность: текущее состояние и перспективы развития // Экономика и управление. 2014. № 5. С. 39-44.

6. Поляничкин Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий // Бизнес в законе. 2012. № 3.

7. Пшеничникова С.Н. Структурные трансформации в российской экономике: критерии и оценки // Экономика и управление. 2009. № 1. С. 28-34.

8. Селищева Т.А. Региональная экономика. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 470 с.

9. The Global Competitiveness Report 2017-2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reports.we-forum.org/pdf/gci-2017-2018scorecard/WEF_GCI_2017_2018_Scorecard_GCI.pdf (дата обращения 03.03.2018).

10. International Trade Statistics Yearbook, 2015. UN, New York, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.