Научная статья на тему 'Конкурентоспособность и качество детской обуви, реализуемой в предприятих розничной торговли'

Конкурентоспособность и качество детской обуви, реализуемой в предприятих розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДЕТСКОЙ ОБУВИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Екатерина Сергеевна, Иванова Виктория Викторовна

В данной статье рассматриваются вопросы оценки качества и конкурентоспособности детской обуви в условиях рыночной экономики. Определены требования, предъявляемые к безопасности обувных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чиркова Екатерина Сергеевна, Иванова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность и качество детской обуви, реализуемой в предприятих розничной торговли»

Abstract. The article deals with a new approach to the formation range of footwear retail trade enterprises with the use of the sociological survey of buyers and use in the analysis of the results of a survey ofparametric methods of statistical analysis.

Key words: consumer evaluation, range of shoes.

УДК 339.1

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДЕТСКОЙ ОБУВИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ПРЕДПРИЯТИХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (e-mail:[email protected]) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент ( e-mail:[email protected])

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье рассматриваются вопросы оценки качества и конкурентоспособности детской обуви в условиях рыночной экономики. Определены требования, предъявляемые к безопасности обувных материалов.

Ключевые слова: конкурентоспособность, безопасность и качество детской обуви.

Проектирование и производство качественной детской обуви является актуальным вопросом в условиях рыночной экономики. Обувь для детей должна быть не только комфортна и устойчива для стопы ребенка, но и безопасна в отношении материалов, используемых для ее изготовления. В настоящее время многие производители выбирают наиболее легкий путь, используя дешевые, не соответствующие нормативно-технической документации материалы, подвергая опасности правильное развитие стопы ребенка.

Отечественная промышленность не обеспечивает потребности в детской обуви, а недостаточный выпуск колодок для производства обуви детского ассортимента только провоцирует сохранение такой ситуации на внутреннем рынке.

Многочисленные наблюдения врачей подтверждают, что неправильно сконструированная и подобранная обувь не только препятствует осуществлению нормальных опорно-двигательных функций стопы, но и вызывает серьезные физиологические изменения в организме.

Поэтому на сегодняшний день в стране остро стоит вопрос обеспечения качественной детской обувью.

В последнее десятилетие ведется интенсивное изучение влияния экологических факторов на здоровье подрастающего поколения. Особенно настораживает то, что по данным Минздрава России, не прекращается рост злокачественных образований, в том числе у детей младшего возраста. Одной из причин может быть широкое использование полимерных материалов, резино-латексных изделий для изготовления товаров детского ассор-

тимента. Производство этих изделий отличается применением многочисленных химических веществ, среди которых имеются соединения, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами. Это дает основание рассматривать проблему применения безопасных полимеров в обуви для детей, как одну из важных составляющих в охране здоровья детей.

В связи с принятием Технического регламента Таможенного союза в 2011 году были введены новые требования для производства детской обуви. Закрытая детская обувь не может быть произведена из искусственных и синтетических материалов, которые не позволяют ноге ребенка "дышать". Такие материалы также не могут быть использованы для изготовления обуви для детей ясельной и малодетской групп, что объясняется негативным их воздействием на несформировавшуюся стопу и чувствительную кожу ребенка. Новые требования были введены также относительно кож, используемых при производстве детской обуви, так содержание формальдегида не должно превышать 20мг/г, содержание водовымываемого хрома не допускается. Помимо материалов, используемых для изготовления обуви, Технический регламент Таможенного союза также регламентирует показатели механической и биологической безопасности.

Изделия детского ассортимента должны быть социально (общественно) необходимы и полезны. Предложение детской обуви на рынке должно удовлетворять запросы конкретной группы потребителей, что в значительной мере формирует конкурентоспособность товара. Главная задача рынка состоит не только в том, чтобы продать обувь, но и в том, чтобы удовлетворить определенную потребность конкретного покупателя. Как бы высококачественна ни была изготовлена детская обувь, если она не удовлетворяет требования покупателя, ее выпуск бесполезен.

Обувь должна обеспечивать устойчивое положение ребенка при ходьбе, ее низ должен обладать достаточной степенью твердости и защищать стопу от неровностей грунта. Пальцы в такой обуви должны располагаться свободно, поэтому носочная часть обуви должна быть расширена. Важно, чтобы задник охватывал пятку, фиксируя ее положение и не допуская скольжения.

Максимальная высота каблука в обуви для детей до 8 лет - 8-10 мм; увеличение высоты каблука приводит к не естественному положению стопы, мешает нормальной работе мышц.

Жесткие материалы верха и других деталей для детской обуви недопустимы. Они деформируют стопу, приводя к потертостям, наминам, мозолям. Мягкие материалы лучше принимают форму стопы.

Внутренняя поверхность обуви должна быть гладкой, без морщин и складок, рубцов и других неровностей, которые могут беспокоить ногу.

По форме, размерам и полноте детская обувь должна соответствовать стопе, быть удобной в носке, обеспечивать необходимую подвижность стопы. Материалы и методы крепления для обуви должны быть подобраны так, чтобы изгибная жесткость низа была оптимальной.

Особенно важно для детской обуви создание в ней микроклимата, благоприятного для стопы. Дети восприимчивы к колебаниям окружающей температуры: перегрев, переохлаждение, промокание приводят к заболеваниям. Соответствующего микроклимата в обуви достигают за счет подбора материалов.

Для решения задач, которым посвящена работа, наиболее целесообразной представляется методика оценки конкурентоспособности товаров [16], в соответствии с которой интегральный показатель или уровень конкурентоспособности С, характеризуется отношением функции полезности (Д) и функции удовлетворения потребности Е.

При определении функции полезности желательности (Д) используются показатели качества товаров, определяемые только объективными методами (инструментальным, расчетным, регистрационным), которые не связаны с бальными или ранговыми оценками, вносимыми в расчеты определенную субъективность и шкала желательности, построенная по экспоненциальной зависимости, с градацией:

0 - 0,20 - плохое качество;

0,21 - 0,37 - удовлетворительное качество;

0,38 - 0,80 - хорошее качество;

0,81 - 1,0 - отличное качество.

При расчете функции полезности используются данные: количество рассматриваемых объективных показателей качества; обобщенный показатель качества образца по п - показателям качества; ьтый единичный относительный показатель качества; верхняя граница отличного качества / соответствует ~ 1 по шкале желательности /нижняя граница удовлетворительного качества / соответствует а = Е-1 = 0,37 по шкале желательности /;фактическое значение 1-го показателя качества; максимальное значение ь го показателя качества; минимальное значение 1-го показателя качества;

Функция удовлетворения потребностей (Е) определяется совокупностью субъективных потребительских оценок различных свойств и характеристик данного товара, а также степенью удовлетворенности покупательского спроса Як (дефицитность или распространенность товара). Также учитывается возможность управления спросом.

При расчете функции удовлетворения потребностей используются следующие данные: количество оцениваемых потребительских свойств товара; обобщенная потребительская товара по т-потребительским свойствам; потребительская оценка ]-го свойства товара; потребительская оценка >го свойства по шкале желательности; общее число анкет или покупателей, подвергшихся анкетированию; количество анкет с оценкой ]-го свойства товара; количество анкет, возращенных без ответа; общее количество обследованных торговых точек; количество обследованных торговых точек, имеющих в продаже данный образец (модель обуви); распространенность данного образца; коэффициент управления.

На основании предложенной методики алгоритм оценки конкурентоспособности можно представить следующим образом:

измерение фактических значений технических свойств товара; определение фактических значений единичных показателей качества товара (функция полезности); расчет комплексного показателя качества (полезности) товара; определение обобщенной потребительской оценки товара; определение степени наличия товара на рынке (его распространенность); определение степени удовлетворения потребностей покупателей в данном товаре; расчет конкурентоспособности товара[3-7].

В соответствии с принятой методикой для последующего расчета функции полезности (желательности) (Д) использовалось 5 (п=5) объективных показателей качества детской обуви: прочность ниточных креплений деталей заготовки верха обуви; прочность крепления низа обуви; масса обуви; гибкость обуви; комплексный показатель гигиеничности заготовки верха - КПГ.

Потребительская оценка выбранных моделей детской обуви получена в результате анкетных опросов покупателей в 6 магазинах Санкт-Петербурга.

Респонденты оценивали образцы обуви по 5 показателям (т=5): качество изготовления; материал верха обуви; материал низа обуви ; гибкость (жесткость); масса.

Для расчетов использовалась 4-х балльная оценка по шкале желательности: плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично. Расчеты функций удовлетворения потребностей и конкурентоспособности сравниваемых моделей детской обуви показали, что их значения определяются потребительской оценкой образцов.

В результате проведенных исследований все модели детской обуви конкурентоспособны на рынке Санкт-Петербурга. Одна из представленных оказалась наименее конкурентоспособной, вследствие низкой обобщенной потребительской оценки (покупателям не понравился материал низа-пористая резина и связанные с этим свойства: жесткость и масса), несмотря на достаточно высокий обобщенный показатель качества.

Модель-лидер имеет низкое значение функции удовлетворения потребности и высокий показатель функции желательности.

Использование предложенного варианта оценки детской обуви позволит розничным торговым предприятиям учитывать потребности конкретных покупателей [8-14], что создаст предпосылки для корректировки и обновления структуры ассортимента и обеспечит конкурентоспособность реализуемой обуви.

Список литературы

1. Виноградов.Г. А., Городний В.П., Иванов М.Н., Астафьева В.В. Ассортиментная стратегия предприятия //Кожевенно-обувная промышленность. 1995. №3-4. С.12-13.

2. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Формирование качества и потребительского спроса на отечественные товары обувной промышленности //Профессиональное образование: опыт, проблемы, задачи, перспективы развития: материалы международной

научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки». Троицк: ЮУрГАУ, 2015. С.20-24.

3. Астафьева В.В., Сафронов С. Л. Оценка качества искусственных и синтетических кож, используемых для изготовления обуви // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию с дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. С.18-22.

4. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Потребительский спрос и анализ факторов его стабильности при формировании качества потребления товаров обувной промышленности // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. - С.12-18.

5. Саморуков Д. В., Иванова В. В. Анализ факторов потребительского поведения при формировании ассортиментной политики обувного производства // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 414-417.

6. Пилипенко Т.В., Астафьева В.В., Степанова Н.Ю. Изучение качественных характеристик растительных масел различными методами // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. 2015. № 39. С. 250-254.

7. Кольган М.В., Медведева Ю.Ю. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле // Практический маркетинг. 2017. № 3 (241). С. 15-23.

8. Крымов С.М., Евграфов А.А., Кольган М.В. Конъюнктура регионального рынка строительно-отделочных материалов как фактор инновационного развития региональной торговли // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 61-68.

9. Кольган М.В. Активизация маркетинговых инноваций, как результат кризисных процессов // Актуальные проблемы совершенствования экономико-правовых и социально-политических сфер общества в современной России: материалы межвузовской научно-практической конференции (2 ноября 2009 г., г.Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: Издательство: Ростовский юридический институт Северо-Кавказской академии государственной службы , 2009. - 136 с. С. 60-65.

10. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле. Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002.160 с.

11. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.

12. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-88.

13. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С .108-119.

14. Крымов С.М., Евграфов А.А., Кольган М.В. Конъюнктура регионального рынка строительно-отделочных материалов как фактор инновационного развития региональной торговли // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 61-68.

Chirkova Ekaterina Sergeevna, student (e-mail: [email protected]) Ivanova Viktoriya Viktorovna,

associate Professor, candidate of technical Sciences (e-mail: [email protected])

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia COMPETITIVENESS AND QUALITY CHILDREN'S FOOTWEAR SOLD IN THE ENTERPRISES OF RETAIL TRADE

This article discusses the evaluation of the quality and competitiveness of children's shoes in a market economy. Determined requirements for safety Shoe materials. Key words: competitiveness, safety and quality children's shoes.

УДК 339.1

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУВИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АССОРТИМЕНТА Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (e-mail:[email protected]) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Обновление ассортимента торгового предприятия предлагается проводить на основе оценки конкурентоспособности различных моделей обуви предприятия и аналогичной обуви, имеющейся на потребительском рынке.

Ключевые слова: ассортимент, качество, конкурентоспособность обуви.

При обновлении ассортимента торговое предприятие обязано учитывать не только свои возможности, но и наличие на рынке обуви аналогичного назначения конкурирующих фирм, а также предпочтения покупателей и отдельных сегментов рынка. Сравнительная оценка конкурентоспособности имеющихся на рынке моделей обуви одинакового назначения может быть осуществлена с учетом рекомендаций авторов [1-5].

С целью определения конкурентоспособности обуви российских производителей и последующего принятия решения по обновлению ассортимента проведена сравнительная оценка уровня качества и получена потребительская оценка моделей мужской и женской обуви. В связи с отсутствием стандартных инструментальных методов определения значений основных потребительских свойств и показателей качества обуви: функциональных, надежности , эргономичности, эстетических свойств, они определялись путем экспертного опроса.

Экспертам было предложено оценить по 5- балльной шкале уровень каждого из названных потребительских свойств представленных образцов обуви и значимость этих свойств для утепленной мужской и женской обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.