Научная статья на тему 'Конкурентоспособность фирмы и ее обеспечение при внедрении инновационных проектов'

Конкурентоспособность фирмы и ее обеспечение при внедрении инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РИСК / INNOVATION / COMPETITIVENESS / INNOVATION PROJECT / INNOVATIVE MANAGEMENT / UNCERTAINTY / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нижегородцев Роберт Михайлович, Лясников Николай Васильевич, Дудин Михаил Николаевич, Секерин Владимир Дмитриевич

Рассмотрены теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий при внедрении инновационных проектов, характеристики инновационных проектов и необходимость управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF A FIRM AND ITS ENSURING IN INNOVATIVE PROJECTS PROMOTION

The paper discusses the theoretical basis for ensuring the competitiveness of enterprises in the implementation of innovative projects, and considers some characteristics of innovative projects and the necessity to manage them.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность фирмы и ее обеспечение при внедрении инновационных проектов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323).

Экономика. Вып. 42. С. 84-87.

Р. М. Нижегородцев, Н. В. Лясников, М. Н. Дудин, В. Д. Секерин

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Рассмотрены теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий при внедрении инновационных проектов, характеристики инновационных проектов и необходимость управления ими.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационный проект, менеджмент инновационного проекта, неопределенность, риск.

Ресурсы любой компании — финансовые и другие — в большей или меньшей мере ограниченны, поэтому там, где появляется желание или необходимость реализации инновационных проектов, неизбежно возникает и проблема выбора наилучшего проекта, который в наибольшей степени соответствовал бы целям, поставленным перед компанией, и позволял наиболее эффективным способом использовать ресурсы компании. Кроме того, в последние годы в связи с принятой Правительством РФ ориентацией на разработку и широкое внедрение инноваций проблема оценки эффективности и выбора возможного варианта осуществления того или иного инновационного проекта становится все более актуальной для российских компаний.

Впервые на государственном уровне мысль об актуальности повышения конкурентоспособности России прозвучала 30 марта 1999 г. в ежегодном послании Президента РФ Б. Н. Ельцина «Россия на рубеже эпох». Главной идеей нашего вхождения в XXI в. должно стать повышение конкурентоспособности России [2]. Чуть позже эта идея стала лейтмотивом послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ [3]. С 2003 г. идея повышения конкурентоспособности, в том числе личной, присутствует повсеместно [4]. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) закрепила первостепенное значение за задачей поддержания конкурентоспособности России [1].

В современных условиях быстрых перемен возрастает необходимость рассмотрения отдельных теоретических вопросов, связанных с проблемами разграничения и взаимосвязи понятий конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, а также роли инноваций в их достижении [8]. Предприятия, независимо от их размеров, должны осуществлять инвестиции в научные исследования в области маркетинга, человеческих ресур-

сов, технологий и других направлений деятельности. За счет внедрения инноваций предприятия могут получить доминирующее положение на рынке, извлекая избыточную прибыль из применения более совершенных технологий и способов организации производства. Инновации в современном бизнесе защищают конкурентные позиции предприятия в условиях наступления новых конкурентов.

Инновации — главная движущая сила конкурентоспособности и динамичного развития общественного производства, поэтому инновационная деятельность является одной из приоритетных в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время современное состояние российской экономики предоставляет хозяйствующим агентам многочисленные возможности установления контроля над рынком без помощи инновационных процессов.

Если в странах с низкими барьерами входа на рынки и относительно развитыми механизмами аллокации ресурсов инновации выступают необходимым условием обретения надлежащего уровня конкурентоспособности компаний, то в современной экономике России конкурентоспособность (в особенности на внутреннем рынке) нередко обеспечивается при помощи развития различных механизмов взаимодействия фирм с государственной властью, в том числе на основе функционирования системы неформальных институтов, что заметно снижает цену вне-легальности для отдельных категорий агентов и тем самым становится их конкурентным преимуществом. Для обеспечения устойчивых конкурентных позиций необходима постоянная инновационная активность предприятия, направленная на усовершенствование конкурентных преимуществ товаров или оказываемых услуг [5]. Наиболее эффективным становится вкладывать деньги не в традиционные сферы бизнеса, а в те бизнес-идеи, благодаря которым предпри-

ятие может создать себе конкурентные преимущества [7].

В основе содержания инновационного проекта лежит концепция жизненного цикла. В таком цикле можно выделить ряд последовательных во времени этапов: формирование инновационной идеи проекта (зарождение инновационной идеи, формулирование цели проекта); разработка проекта (анализ вариантов достижения цели и выбор наиболее эффективного из них, разработка плана реализации инновационного проекта, формирование команды проекта, оформление контрактной документации); реализация проекта (контроль исполнения календарных планов, расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта); завершение проекта [10].

Необходимо особо остановиться на такой важной характеристике инновационных проектов, как присутствие неопределенности, риска. Инновационный проект всегда связан с высокой степенью риска. При реализации инновационного проекта деятельность предприятия сопряжена с различными видами риска.

При этом риски инновационного проекта напрямую связаны с этапом его осуществления. В общий перечень инновационных рисков можно включить риск оригинальности, ошибочного отбора проектов, неполноты и неточности начальной информации, информационной, технологической и юридической неадекватности, маркетинговые риски, риск усиления конкуренции, недостаточного обеспечения проектов финансовыми ресурсами, непредвиденных затрат, неисполнения контрактов и т. д. Кроме того, на инновационную деятельность оказывают влияние кредитные, инвестиционные, внешнеэкономические, политические, технологические риски. Например, составление рейтингов кредитной надежности различных стран и регионов является составной частью современного бизнеса, способной облегчить или затруднить для отдельных групп агентов доступ к относительно дешевым заемным средствам. Учет уровня рисков, умение грамотно управлять инновационными рисками оказывает первостепенное влияние на успех осуществления инновационного проекта.

В процессе отбора инноваций, предлагаемых к разработке и внедрению, фирма руководствуется определенными критериями. Как правило, на этом пути существуют два фильтра — грубый и тонкий [11]. Грубый фильтр позволяет быстро

отсеять нововведения, не пригодные к разработке ввиду их инженерной либо коммерческой не-перспективности или слишком высокой степени риска, связанного, например, с быстрыми изменениями рыночной конъюнктуры, непрозрачностью правил взаимодействия власти и бизнеса или с отсутствием у фирмы опыта работы в той области, к которой относятся эти инновации.

По всем остальным предлагаемым инновациям, успешно прошедшим грубый фильтр, начинается работа тонкого фильтра — расчеты, оценки и прогнозы, в ходе которых фирма-разработчик убеждается в целесообразности или нецелесообразности реализации данного инновационного проекта. В качестве разработчика могут выступать изобретатель, коллектив авторов, специализированные организации, выполняющие работы по научным исследованиям и разработкам, необходимые для достижения поставленных целей. Разработчик чаще всего осуществляет и функции проектировщика, проводя технико-экономическое обоснование проекта и оформляя проектно-сметную документацию.

Инвестор — юридическое или физическое лицо, инвестирующее проект. Финансирование инновационных проектов может осуществляться за счет собственных, бюджетных средств и привлеченных ресурсов.

Производитель — организация, обычно производственная фирма, осуществляющая материализацию инновационной идеи согласно проектной документации.

Заказчик не всегда является конечным потребителем. В качестве заказчиков могут выступать, например, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, различные бизнес-структуры, которые занимаются вопросами ускоренной передачи инноваций и интеллектуальной собственности.

Команда проекта выступает центром всего инновационного проекта, поскольку на нее ложится основная ответственность за реализацию замысла. Только четко налаженная работа исполнителей способна воплотить идею в конкретный продукт. Без грамотного управления сформировать команду инновационного проекта практически невозможно. Человеческий фактор имеет огромное значение, и любой экономически выгодный, перспективный проект может потерпеть крах из-за непрофессионализма руководителя и неслаженной работы команды. Каждый участник проекта вкладывает в него свою уникальную

ценность. В связи с этим функции менеджера инновационного проекта являются специфичными, а к его профессиональным и личным качествам предъявляются определенные требования [5]. В основе успеха инновационного проекта всегда лежит предпринимательская инициатива менеджера, верно оценившего возникающие в проекте возможности; его умение распределить роли в коллективе; способность вовремя оценить необходимость изменений.

В современных условиях необходим менеджер инновационного проекта, который одновременно является:

- изобретателем, способным преодолевать препятствия, связанные с использованием новых решений;

- предпринимателем, который, пользуясь монополией на результаты интеллектуальной деятельности, берется за реализацию идеи, инициирует ее практическое осуществление;

- консультантом, который ориентирует общественное мнение на применение нововведений.

Наиболее важная черта инновационного менеджера, необходимая для успеха предприятия,— способность управлять командой творческих личностей. Эта роль многогранна и должна включать в себя:

- способность к принятию быстрых решений;

- базовые знания в области управления, бизнеса и инновационной деятельности;

- умение и возможность делегирования полномочий.

Таким образом, основным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятий в современных экономических условиях является реализация инновационных проектов. Осуществляемые предприятием инновационные проекты должны удовлетворять ряд требований, отражающих как социальные потребности общества в реализации данных проектов, так и готовность участников к их осуществлению. В свою очередь успешная реализация проектов напрямую связана с работой команды и зависит от качества управления инновационным проектом, профессионализма менеджера инновационного проекта.

В то же время нельзя не обращать внимания на макроэкономическую среду, в которой осуществляются инновационные процессы. Готовность или неготовность макросреды к внедрению инноваций способна существенно затормозить или ускорить технический прогресс.

Собственно концепция национальных инновационных систем возникла тогда, когда стало понятно, что между процессами генерации знаний и процессами их практического применения стоят механизмы диффузии, распространения технических методов производства и технологических решений. Степень прозрачности данной диффузионной среды и простота навигации в ней напрямую отражаются на способности агентов получать необходимую им информацию об имеющихся технологиях, о новых рынках и разработках, а эта информация решающим образом определяет скорость перелива капитала в отрасли, нуждающиеся в притоке технологий и обладающие значительным инвестиционным потенциалом.

Выявление таких отраслей должно становиться не только задачей частного бизнеса, но и, как это происходит в современных развитых странах, предметом внимания властных структур, способных при помощи ряда стимулирующих мер обеспечить рост инновационной составляющей в развитии отдельных производств и регионов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Рос. газ. 1995. № 143.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Рос. газ. 1999. № 60. С. 4-5.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Рос. газ. 2002. № 71.

4. Путин, В. В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Президент России : офиц. сайт. URL: http://archive.kremlin.ru/ text/appears/2003/05/44623.sЫml

5. Анненков, И. С. Управление знаниями в современной компании: стратегии, структуры, технологии : монография / И. С. Анненков, Р. М. Нижегородцев. Киров : Аверс, 2013. 256 с.

6. Дудин, М. Н. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников // Путеводитель предпринимателя. 2010. № 8. С. 83-92.

7. Павлова, Н. Ю. Инновации как основа конкурентоспособности малого предприятия [Электронный ресурс] / Н. Ю. Павлова // Изв.

Иркут. гос. экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права) : электрон. журн. 2010. Я 5. URL: http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13910

S. Савельева, Н. О. Конкурентоспособность, конкурентные преимущества и роль инноваций в их достижении / Н. О. Савельева // Вестн. Перм. нац. исследоват. политехн. ун-та. 2001. Я 11. Социально-экономические науки. С. 72-8б.

9. Салий, В. В. Стратегическая роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности предприятия / В. В. Салий // Terra Economicus. 2011. Т. 9, Я 4-3. С. 142-144.

10. Смирнова, В. Р. Инновационный проект как способ обеспечения конкурентоспособности предприятия / В. Р. Смирнова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 1. С. 126-128.

11. Шевцов, Д. С. Инновационные барьеры и фильтры / Д. С. Шевцов // Управление инновациями — 2010: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 15-17 нояб. 2010 г. / под ред. Р. М. Нижегородцева. М. : ЛЕНАНД, 2010. С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.