Научная статья на тему 'Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза'

Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЮМЕ / ПОРТФОЛИО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / RESUME / PORTFOLIO / COMPETITIVENESS / PROFESSIONAL / PERSONAL / SOCIAL COMPONENTS OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Дария Викторовна

Статья посвящена актуальной проблеме проблеме трудоустройства выпускников вуза. В ней проанализированы различные типы резюме. Предложена структура портфолио, разработанная в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Калининграде, обеспечивающая формирование основных составляющих конкурентоспособности выпускников управленческих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE PORTFOLIO AS CONDITION OF SUCCESSFUL EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATE

The article is devoted to a topical problem that is the employment of university graduates. Various types of resume were analysed. The structure of a portfolio which was developed in the branch of SEI of HPE «Russian state humanitarian university» in Kaliningrad was offered. This type of portfolio provides the formation of the basic components of competitiveness for graduates of managerial majors.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ ПОРТФОЛИО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Резюме, портфолио, конкурентоспособность, профессиональная, личностная, социальная составляющая конкурентоспособности.

Трудоустройство выпускника вуза — это конечный результат его пятилетней деятельности. Сегодня трудоустройство молодого специалиста - актуальная проблема, которая требует не только государственных решений, но и совместных усилий вузов и работодателей, что продиктовано временем и социально-экономическими преобразованиями в стране. В настоящее время учебные заведения не обеспечивают гарантированного места работы, система распределения упразднена и выпускникам вузов приходится самим заниматься трудоустройством.

Согласно статистическим данным Е.А. Коган, основным требованием работодателей к выпускникам является наличие опыта работы [Коган, 2008, с. 9]. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» указывает на значительное осложнение ситуации с трудоустройством молодых специалистов. В целом, и вузы, и компании отмечают тенденции к значительному снижению потребности в молодых специалистах. Более трети опрошенных компаний (38 %) не готовы трудоустраивать выпускников, более половины учебных заведений (56 %) говорят о повышенных сложностях в трудоустройстве [Алтухов, Серебряков, 2011]. В «Российской газете» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отмечает ухудшение положения с трудоустройством выпускников вузов по сравнению с 2009 годом [Российская ситуация..., 2011].

Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяются не только фундаментализация их знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к беспрерывному самообразованию. Новые повышенные требования чаще всего предъявляются работодателями к управленческому персоналу: обладание знаниями в сфере новых технологий, умение принимать ответственные решения, готовность к риску, коммуникативные способности, высокая степень гибкости, умение работать с различными системами мотивации, умение руководить людьми и т. д. [Екомасов, 2003, с. 3]. Между тем одной из важнейших особенностей современного рынка труда является скрытая безработица. Особенно сложная ситуация складывается с молодежью, впервые вступающей в трудовую жизнь, так как, получив азы профессиональных знаний и умений, она не может конкурировать с кадровыми работниками. Кроме того, молодой специалист часто не в состоянии осуществить грамотную самопрезентацию, акцентировать внимание руководителя на сильных сторонах своей личности и профессиональных умениях и, как правило, проигрывает в конкурентных отношениях даже менее талантливому, но просто имеющему опыт работы соискателю [Власова, 2002, с. 56].

В связи со сложившейся в современных социально-экономических условиях ситуацией трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования мы сформулировали цель нашего исследования - разработать новые

организационные и методические условия работы вуза, способствующие успешному трудоустройству молодых специалистов.

Процедура трудоустройства состоит из двух основных этапов. Первый — это конкурс резюме. На данном этапе анализируются опыт предшествующей работы и степень образованности. Второй — собеседование, с помощью которого производится оценка соответствия конкретным требованиям, профессиональным и корпоративным компетенциям. На собеседовании оцениваются лидерские и управленческие качества, знание языка, уровень стрессоустойчивости, стиль одежды, чистота речи и т. д.

Остановимся на формировании такой важнейшей составляющей процедуры трудоустройства, как резюме, поскольку именно на основе этого документа создается первое и основное впечатление работодателя о соискателе. Резюме — это краткая профессиональная самооценка кандидата на какую-либо вакансию, содержащая информацию о профессиональных достоинствах, квалификации и трудовом опыте. Резюме — визитная карточка и презентация соискателя. Компании, принимающие на работу студентов, указывают на неумение составлять резюме — из 100 присланных резюме, 80 составлены некорректно или содержат недостаточное количество информации. Работодатели отмечают, что выпускники часто не заполняют пункт «дополнительные сведения», где можно описать свои умения и навыки, приобретенные во время обучения или стажировок, а заполненные сведения не отражают целостного представления о соискателе [Алтухов, Серебряков, 2011]. В качестве рекомендаций организации, занимающиеся трудоустройством выпускников, отмечают, что резюме должно быть структурированным, доказательным и законченным. Его содержание должно полностью соответствовать направлению работы, на которую претендует соискатель. Это даст возможность работодателю убедиться в том, что претендент обладает логическим мышлением и сделает резюме более легким и удобным для изучения.

Исследователи выделяют пять типов резюме: основной, повествовательный, хронологический, функциональный, комбинированный. Первый тип резюме легок в восприятии и имеет простую структуру, часто предлагается для молодых специалистов, поскольку в большей степени отражает образование и прохождение практики во время обучения. Однако такое резюме не показывает всех достоинств соискателя, так как не отражает умения и навыки молодого специалиста, его профессиональные качества. Повествовательный тип — это творческая автобиография, не имеющая деления на пункты. Здесь можно увидеть широту взгляда соискателя на проблематику, умение провести анализ ситуации. Повествовательный тип требует хорошего стиля и глубокого знания профессиональных проблем, соискатель может заинтересовать работодателя нестандартностью и творческим подходом. Третий тип резюме указывает места работы и обязанности в хронологическом порядке, образование (формальное и неформальное), курсы повышения квалификации, знание языков, владение компьютерными программами, личностные качества. Такое резюме позволяет показать динамику роста, потенциальные возможности соискателя, объем и качество должностных обязанностей претендента, но покажет в невыгодном свете молодого специалиста, поскольку он еще не имеет большого послужного списка. Функциональное, или целевое, резюме составляется на основании профессиональных навыков, опыта и достижений. В таком формате выпускник вуза, не акцентируя внимания на хронологии, может скрыть недостатки и пробелы в профессиональном стаже. Комбинированное резюме несет в себе эле-

менты функционального и хронологического резюме. В нем кратко описываются желаемая должность и компания, профессиональные достижения и польза, которую претендент может принести как специалист, подчеркиваются профессиональные навыки и достижения в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке. Преимущество этого типа резюме состоит в том, что оно позволяет обратить внимание работодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность трудовой деятельности [Тамарская, 2002, с. 14; Хангерленд, 2003, 189; Peter, 2003, р. 98].

Рассматривая все типы резюме, можно сделать вывод, что наиболее полно покажет конкурентоспособность выпускника вуза функциональное резюме. Оно описывает основные направления деятельности, наиболее важные профессиональные достижения, что даст возможность работодателю увидеть профессиональные устремления претендента и его ориентацию на повышение квалификации. В таком резюме выпускник вуза продемонстрирует не только свои профессиональные и личностные качества, но и социальную составляющую конкурентоспособности, которая показывает умение работать с социально значимыми проектами и формирует представление о социально ответственном бизнесе. Данная структура резюме, отражающая три составляющие конкурентоспособности (профессиональную, личностную и социальную), позволит сделать резюме молодого специалиста наиболее конкурентоспособным. Как создать такое резюме?

Условием создания конкурентоспособного резюме является систематическое наполнение портфолио студента, которое способствует созданию имиджа выпускника, расставляет личные акценты и устанавливает логику. Основная задача портфолио — подготовка к профессиональному росту и отражение его спектра умений и способностей студента. В рационально выстроенном портфолио учитывается не только уровень профессиональных компетенций, но и уровень всесторонней самореализации молодого специалиста. Корреляция портфолио со структурой конкурентоспособности позволит создать конкурентоспособное резюме, отвечающее всем требованиям работодателя.

В проведенном автором исследовании разработана структура конкурентного портфолио, которая отражает сущностное наполнение составляющих конкурентоспособности. Сущность конкурентоспособности, способы ее формирования и содержание соответствующего пункта резюме отражены в таблице.

Портфолио, включающее в себя три составляющие (профессиональную, личностную и социальную), будет способствовать приобретению опыта деловой конкуренции, развитию профессиональных компетенций и умению объективно оценивать их уровень, повышению конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Таким образом, работодатель, рассматривая резюме, составленное на основе такого портфолио, оценит целостную картину конкурентоспособности молодого специалиста.

Рассмотрим портфолио выпускника направления бакалавриата Менеджмент, разработанное в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» г. Калининграда. Портфолио студента филиала РГГУ отражает основные составляющие конкурентоспособности специалиста вуза: профессиональную, личностную и социальную.

Таблица

Сущность конкурентоспособности Сущностное наполнение портфолио Раздел резюме

Профессиональная Освоение образовательной программы (грамоты, дипломы) Профессиональные достижения (образование, специальность, квалификация, прохождение практик и стажировок, профессиональный опыт работы)

Научно-исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях)

Прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Личностная Участие в психологических тренингах Личные данные (личные характеристики, профессиональные цели, карьерные устремления)

Работа в центре самореализации, школе молодых лидеров

Социальная Создание и реализация социально-зна-чимых проектов Дополнительные сведения (участие и организация социально значимых проектов, волонтерская работа, работа в общественных организациях, реально-игровых кадровых агентствах, студенческих фирмах, ассоциациях молодых предпринимателей)

Установление и развитие молодежных, культурных, деловых, научных, спортивных и личных международных контактов и связей

Работа с новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции

Профессиональная составляющая способствует овладению студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера; освоению опыта, необходимого конкурентоспособному специалисту; развитию способностей решать различные профессиональные задачи, проектировать свое профессиональное развитие.

Личностная составляющая обеспечивается работой в «Школе молодого лидера», которая направлена на формирование у студентов лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений. В рамках этой школы студенты применяют умения в практической общественно полезной деятельности, создавая и реализуя собственные управленческие проекты. В работе над формированием личностной составляющей конкурентоспособности необходимо организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных, психофизических особенностей, индивидуальных возможностей студентов, также важно развивать умение работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Наполнение личностной составляющей происходит за счет формирования у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях в отношении к будущей профессии.

Полнота и целостный подход к конкурентоспособному портфолио включают в том числе и социальную составляющую, которая определяется позицией студента в обществе, его социализацией. Для развития данной составляющей студенты работают в рамках экспериментальной площадки «Психолого-педагогические основы социализации студентов в образовательной среде вуза и учреждениях дополнительного образования детей». Эта важная составляющая включает в себя создание специальной социализирующей среды, в которой студенты осваивают разные социальные роли при условии включения в эту среду представителей различных со-

циальных групп, таких как, например, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники учреждений интернатного типа, лидеры молодежных движений и т. д. На базе площадки действуют центр демократического самоопределения, целью которого является развитие у студентов демократической культуры и гражданской позиции личности, а также «Реальное — игровое профессиональное пространство», где создаются условия по апробации своего профессионального предназначения, приложения профессиональных знаний в реальной трудовой деятельности и организации.

Проведение благотворительных акций, концертов, создание проектов для социальной защиты населения необходимы для становления менеджера как специалиста. Социальная часть портфолио показывает, как сформировано у будущего специалиста понятие о социальной роли и ответственности, что важно для успешного менеджера. Для специалистов данной профессиональной группы деятельность по наполнению социальной составляющей портфолио имеет особое значение, так как свидетельствует о позитивных тенденциях возможности формирования социально ответственного бизнеса.

Анализ данной работы позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, наличие конкурентоспособного портфолио, основанного на трех составляющих (профессиональной, личностной, социальной) у выпускников вуза позволит им гораздо более выгодно представить себя перед работодателями. Во-вто-рых, результаты работы студента в обозначенных структурах и направлениях обеспечивают наполнение портфолио информацией о сформированности составляющих конкурентоспособности специалиста, что в дальнейшем будет служить основой для составления функционального резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определять его конкурентоспособность.

Библиографический список

1. Алтухов В., Серебряков А. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда. URL: http://www.profcareer.ru/lib/artic-les.php

2. Власова A.A. Подготовка выпускников — будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации): учеб. пособие. Калининград: КГУ, 2002. 80 с.

3. Екомасов В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов // Кадры предприятия. 2003. № 3. С. 3-7.

4. Коган Е.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 6. С. 8-12.

5. Российская ситуация с трудоустройством выпускников вузов ухудшилась (министр А. Фурсенко) // Российская газета. 2011. № 5406. URL: http://www.rg.ru/gazeta/svezh.html

6. Тамарская Н.В. Школьный менеджмент (аспект трудоустройства): учеб. пособие для менеджеров образования. Калининград: КГУ, 2002. 33 с.

7. Хангерленд Б. Маркетинг творческого портфолио. М.: КУДИЦ-Образ, 2003. 224 с.

8. Peter D. Weddle Writing a Great Resume. Your shortcut to success USA: IDG Books Worldwide, Inc, 2003. 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.