Научная статья на тему 'Развивающие возможности портфолио будущего специалиста'

Развивающие возможности портфолио будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3686
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / COMPETITIVENESS OF FUTURE EXPERTS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ ПОРТФОЛИО / A COMPETITIVE PORTFOLIO / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамарская Нина Васильевна

В статье рассматриваются сущность конкурентоспособности будущих специалистов, основные ее компоненты, теоретические основания организации работы студентов с портфолио как средства формирования их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Possibilities of the Future Expert’s Portfolio

In the article the essence of future experts’ competitiveness, its main components, the theoretical bases of work organization of students with a portfolio as a means of forming their competitiveness are considered.

Текст научной работы на тему «Развивающие возможности портфолио будущего специалиста»

УДК 373

Н. В. Тамарская

Развивающие возможности портфолио будущего специалиста

В статье рассматриваются сущность конкурентоспособности будущих специалистов, основные ее компоненты, теоретические основания организации работы студентов с портфолио как средства формирования их конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность будущих специалистов, конкурентоспособное портфолио, трудоустройство.

N. V. Tamarskaya

Developing Possibilities of the Future Expert's Portfolio

In the article the essence of future experts' competitiveness, its main components, the theoretical bases of work organization of students with a portfolio as a means of forming their competitiveness are considered.

Keywords: competitiveness of future experts, a competitive portfolio, employment

В подготовке будущих специалистов современная социокультурная ситуация акцентирует внимание на необходимости формирования их конкурентоспособности и обеспечения трудоустройства и

востребованности на рынке труда. Проблема трудоустройства выпускников вуза становится еще актуальнее в условиях, когда конкуренция за рабочее место возрастает не только среди молодых специалистов, но и среди специалистов, уже имеющих определенный опыт работы. По некоторым сегментам российского рынка исследователи С. Р. Демидов, В. В. Екомасов, О. В. Киржбаум отмечают низкую конкурентоспособность выпускников вузов, в том числе управленческих специальностей.

В деятельности учреждений высшего профессионального образования существуют различные подходы к формированию конкурентоспособности выпускников, которые направлены на создание условий по формированию профессиональных, личностных качеств и компетенций (Ю. О. Валитова, А. А. Власова, И. В. Вирина, Ю. А. Дмитриева, Е. В. Максимова, Ю.В. Соловьева, Ж. А. Шуткина).

Между тем, становление

конкурентоспособного специалиста предполагает необходимость выработки принципиально новых организационных и методических подходов деятельности вуза, обеспечивающих не только процесс развития компетенций специалиста, но и

отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности работодателю в целостном и структурированном виде, что может способствовать успешному трудоустройству будущих специалистов.

Как зарубежные, так и российские ученые действенной формой мониторинга достижений студентов считают портфолио (Т. Г. Новикова, С. И. Никитина, М. А. Пинская,

A. С. Тазутдинова). Однако анализ исследований, посвященных портфолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, показывает, что его создание используется в значительной степени как накопитель определенного рода информации о деятельности студента. Л.В. Байбородова,

B.В. Белкина, И.Г. Харисова справедливо подчеркивают, что портфолио обладает развивающими возможностями и является мотивирующим инструментом для профессионального и личностного роста, важным средством организации самостоятельной деятельности студентов [1, с. 99].

Рассмотрим потенциальные развивающие возможности портфолио.

Прежде всего, они связаны с целенаправленным формированием

конкурентоспособности. Проблема

конкурентоспособности будущих специалистов с разной степенью полноты и конкретности рассматривается в работах Д. В. Чернилевского, О. Н. Филатова, которые определяют

© Тамарская Н. В., 2013

конкурентоспособность как группу

определенных навыков (технологических, коммуникативных и концептуальных). Н. А. Кононец, А. К. Маркова,

В. Ш. Масленникова, Л. М. Митина,

Г. В. Мухаметзянова раскрывают сущность конкурентоспособности специалиста как готовность к участию в конкуренции, базирующейся на профессионально-личностных, индивидуально-личностных и духовно-нравственных ресурсах. А. В. Морозова выделяет признаки конкурентоспособности в единстве с информационно-коммуникативной культурой; О. В. Душкина, О. И. Полькина исследуют конкурентоспособность как базовое основание личности; в работах В. Н. Андреева, А. А. Власовой конкурентоспособность понимается как совокупность, прежде всего, личностных качеств; Б. Д. Парыгин, Р. А. Фатхутдинов характеризуют

конкурентоспособность как способность выдерживать конкуренцию; Е. В. Максимова, М. И. Шилова выделяют наличие ценностных ориентаций в конкурентоспособности; Ю. А. Дмитриева, Е. А. Максимова,

Ю. В. Соловьева, С. А. Хазова, Ж. А. Шуткина акцентируют внимание на когнититивном, личностном, эмоционально-волевом и деловом компонентах конкурентоспособности.

К средствам и условиям формирования конкурентоспособности обращаются

A. П. Быкова, Е. В. Максимова, Е. А. Тенилов, Ж. А. Шуткина и в качестве условия рассматривают обеспечение в вузе системы самоуправления. Ю. А. Дмитриева,

B. М. Кожеваткин, С.А. Хазова в этом качестве определяют системность развития личностной составляющей конкурентоспособности; Ю. О. Валитова - обеспечение контроля качества образования, мониторинг маркетинговых характеристик с учетом потребностей выпускников и работодателей и активные методы обучения. Е.А. Максимова, М. И. Шилова как эффективное средство представляют заключение вузами договоров с работодателями о трудоустройстве выпускников. Важным при формировании конкурентоспособности Ю.О. Валитова, М.В. Кожеваткин, Е.А. Тенилов,

C. А. Хазова отмечают развитие мотивации студентов; А. П. Быкова - создание гуманистической атмосферы и благоприятный климат в вузе. Р.А. Давыдов, М.В. Кожеваткин детально описывают организацию учебной

практики как основного средства формирования конкурентоспособности.

Конкурентоспособность выпускника

справедливо связывается с успешным трудоустройством. Исследование проблем и технологий трудоустройства молодых

специалистов изложено в работах российских и зарубежных ученых П. Дж. Барретта,

Г. В. Безполевой, Е. В. Василенко, С. Р. Демидова, Л. В. Дударевой, В. В. Екомасова, А. Д. Елисеевой, Е. А. Коган, А. С. Новобранцева, Д. Питера. Указанные технологии продолжают исследоваться и разрабатываться, однако необходимо отметить их концептуальное несовершенство, проявляющееся в том, что в качестве целевой ориентации конкурентоспособность как личностная характеристика в них не рассматривается.

Исследована и роль портфолио в образовательном процессе (Ю. В. Баранников, Г. Б. Голуб, Т. Г. Новикова, М. А. Пинская,

A.С. Прутченков, Е. Е. Федотова), в том числе и зарубежные (Р. Баерман, Дж. Джонс, Д. Литл, Л. Марби, С. Дж. Пейп, Б. Хангерленд). Д. Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познавательной деятельности;

B. А. Девисилов видит портфолио как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения; портфолио как условие формирования исследовательских способностей рассматривают Н. И. Подгребальная, Л. А. Халилова; А. С. Тазутдинова определяет портфолио как технологию в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности.

Несмотря на обращение исследователей к указанным вопросам, имеющим существенное научно-практическое значение, следует констатировать, что по-прежнему не выстроена логическая связь между формированием конкурентоспособности, созданием

конкурентоспособного портфолио и успешным трудоустройством выпускника вуза.

Авторское понимание конкурентоспособности (Н.В. Тамарская, Д.В. Шестакова) представляет ее в виде трехкомпонентной модели, состоящей из когнитивно-профессионального,

индивидуально-личностного и социального компонентов и коррелирующей с группами компетенций, отраженных в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. В целом конкурентоспособность является интегративным личностным качеством, которое представлено совокупностью ключевых компетенций

когнитивно-профессионального, индивидуально-личностного и социального характера, обеспечивающих выпускнику вуза успешное трудоустройство и эффективную

профессиональную деятельность в социуме.

Как показало исследование, системным средством формирования

конкурентоспособности выпускника вуза может выступать его портфолио, комплементарное разработанной трехкомпонентной модели конкурентоспособности и обеспечивающее мониторинг достижений будущего специалиста в когнитивно-профессиональном, индивидуально-личностном и социальном аспектах.

Разработана аналогичная структуре конкурентоспособности структура портфолио, которая представлена тремя разделами. Раздел портфо-лио, отражающий формирование когнитивно-профессионального компонента конкурентоспособности, позволяет аккумулировать достижения и результаты овладения студентом профессиональными знаниями и профессиональным опытом; развития умений решать различные профессиональные задачи, проектировать свой профессиональный рост. В данном разделе демонстрируются результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик и стажировок; наличие дипломов или сертификатов, участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Во втором разделе портфолио отражается динамика индивидуально-личностного

становления студентов и развитие индивидуально-личностного компонента

конкурентоспособности: формирование

коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Наполнение индивидуально-личностного раздела портфолио обеспечивается за счет участия студентов в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности, участия в творческих конкурсах, соревнованиях, военно-

патриотической работе, реализации проектов толерантного, экологического, правового и других направлений.

Третий раздел портфолио отражает

социальную активность будущего специалиста, что предполагает создание специальной социализирующей среды с представителями различных социальных групп, таких как молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники учреждений интернатного типа, лидеры молодежных движений, представители бизнеса и государственной власти и т.д., в которой студенты осваивают разные социальные роли. Для наполнения данного раздела портфолио студенты включаются в проведение благотворительных акций, концертов, в проекты для социально незащищенных групп населения, волонтерскую работу.

Таким образом, портфолио студента отражает основные компоненты конкурентоспособности (когнитивно-профессиональный, индивидуально-личностный и социальный) специалиста вуза, для содержательного наполнения которых вузом определены специальные, обязательные (наряду с произвольно избираемыми каждым студентом в дополнение) способы и формы предъявления результатов. В целом конкурентоспособность формируется в процессе работы с портфолио в специально созданной практико-

профессиональной и социально-образовательной среде вуза.

Практико-профессиональная и социально-образовательная среда вуза структурируется как совокупность следующих видов деятельности: учебно-методическая, научно-исследовательская работа, стажировки и практики, воспитательная работа, деятельность студенческого совета, работа пресс-центра и хобби-центра, организация творческих мероприятий, реально-игрового профессионального пространства, волонтерская работа; сотрудничество с благотворительными фондами и организациями; мотивационные и обучающие мероприятия по составлению портфолио, самопрезентации. Целенаправленная организация этих видов деятельности позволяет обеспечить наполнение портфолио и формирование компонентов конкурентоспособности.

Портфолио стимулирует мотивацию студента на индивидуальные достижения в трех направлениях: когнитивно-профессиональном, индивидуально-личностном, социальном и позволяет: а) обеспечить индивидуальный рост студента; б) создать комплекс материалов, обеспечивающих и подтверждающих резюме; в) осуществить рефлексию и самооценивание.

Установлены также условия эффективного введения и использования портфолио, которые определяются: а) целевой ориентацией образовательной деятельности вуза на конкурентоспособность будущего специалиста и создание индивидуальной образовательно-профессиональной траектории студента; б) возможностями практико-профессиональной и социально-образовательной среды для достижений студента в учебной и профессиональной деятельности, личностном росте, социальной активности и

ответственности; в) обеспечением возможности рефлексии и самооценки. Они включают мотивационно-образовательную подготовку студентов и педагогов по формированию конкурентоспособности и работе с портфолио; сопровождение студентов, работающих с портфолио; обеспечение педагогов и студентов методическими материалами.

Таким образом, в процессе работы с портфолио успешно реализуется цель деятельности вуза, направленная на формирование конкурентоспособности и обеспечение востребованности выпускников на рынке труда.

Результативность опытно-экспериментального исследования формирования

конкурентоспособности в процессе работы с портфолио подтверждена динамикой показателей повышения конкурентоспособности будущих специалистов относительно всех компонентов данного понятия, которые можно оценить при помощи критериев с точки зрения соответствия ряду компетенций относительно каждого компонента (когнитивно-профессионального, индивидуально-личностного, социального).

Учитывая значимость для управленческих специальностей социального компонента конкурентоспособности, на котором ранее исследователи не делали акцента, отметим, что динамика роста социального компонента отслеживалась в эксперименте такими показателями, как активность в общественной деятельности, участие в социально значимых проектах, волонтерская работа, деятельность в реально-игровом профессиональном

пространстве, сотрудничество с общественными организациями. Динамика этих показателей в экспериментальной группе превышает динамику в контрольной на 20-40%. Более того, в экспериментальной группе у большинства студентов зафиксировано преобладание высокого

уровня развития важных в профессиональной деятельности индивидуально-личностных и социальных качеств и достижений, в то время как у контрольной - низкого и среднего. Доказана статистическая значимость данных и подтверждена результативность портфолио как средства формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Для подтверждения данных использован метод статистической обработки И-критерий Манна-Уитни.

В целом анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал положительную динамику показателей роста конкурентоспособности будущих специалистов по всем трем компонентам.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Индивидуально-ориентированный подход к контролю самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, И.Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3. -С.97-103.

2. Девисилов, В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе [Текст] / В.А. Девисилов // Высшее образование сегодня. - 2009. - №2. - С. 29-34.

3. Демидов, С.Р. Оценка качества подготовки выпускников вузов с позиций полноты их трудоустройства [Текст] / С.Р. Демидов // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 11. - С. 9-15.

4. Прутченков, А.С. Портфолио: типичные ошибки и затруднения / А. С. Прутченков, Т.Г. Новикова, Т.Г. Пинская // Народное образование. -2005. - №2. - С. 71-81.

5. Тамарская, Н. В. Конкурентоспособность как фактор успешного трудоустройства выпускника вуза [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Н. В. Тамарская, Д. В. Шестакова. -Калининград: Абрис. - 2012. - 44 с.

6. Тамарская Н.В. Структура портфолио конкурентоспособного выпускника вуза [Текст] / Н.В. Тамарская, Д.В. Юрченко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калининград: Изд-во БГАРФ . - 2010. - №2 - С.17-21.

ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок

1. Ва^ого^уа, Ь.У Мш^аТпо-опепйгоуаппу] podkhod к копйо1уи БатоБ1оуа1е1^ гаЪо1у Б^еШоу [Текз!] / Ь.У. Bajborodoуa, УУ Ве1кша, Ю. КНапБоуа // УАгоБ1ауБку pedagogicheskij уеБ1шк. - 2009. - № 3. -8.97-103.

2. Devisilov, УА. Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tekhnologiya motivatsii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole [Tekst] / У.А. Devisilov // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2009. -№2. - S. 29-34.

3. Demidov, S.R. Otsenka kachestva podgotovki vypusknikov vuzov s pozitsij polnoty ikh trudoustrojstva [Tekst] / S.R. Demidov // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta. -2007. - № 11. - S. 9-15.

4. Prutchenkov, А^. Portfolio: tipichnye oshibki i zatrudneniya / А.S. Prutchenkov, T.G. Novikova, T.G. Pinskaya // Narodnoe obrazovanie - 2005. - №2. - S. 7181.

5. Tamarskaya, N. V. Konkurentosposobnost' kak faktor uspeshnogo trudoustrojstva vypusknika vuza [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vuzov. / N. V. Tamarskaya, D. V. SHestakova. -Kaliningrad: Аbris. - 2012. - 44 s.

6. Tamarskaya N.V. Struktura portfolio konkurentosposobnogo vypusknika vuza [Tekst] / N.V. Tamarskaya, D.V. YUrchenko // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki (teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya). - Kaliningrad: Izd-vo BGАRF . - 2010. - №2 - S. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.