Научная статья на тему 'Конкуренто- способность организации розничной торговли как движущая сила развития агропромышленного комплекса'

Конкуренто- способность организации розничной торговли как движущая сила развития агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL BUSINESS / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / CCOMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялунина Е.Н.

В условиях трансформации экономики проблема управления агропромышленным комплексом остается нерешенной в связи с высокой концентрацией его участников. Торговля именно та отрасль, которая является связующим звеном между производителем и потребителем. Формирование политики повышения конкурентоспособности рыночных субъектов напрямую оказывает воздействие на развитие агропромышленного комплекса. В статье нами обозначен ряд проблем, которые препятствуют развитию торговли. Целью исследования является определение специфических особенностей данной отрасли для учета при разработке стратегии ее развития и влияния на формирование новой парадигмы агропромышленного комплекса. Именно к термину «конкуренция» применимо выражение «движущая сила», так как это «невидимый механизм», способствующий эффективной деятельности хозяйствующих субъектом. Производитель ориентирован на максимальный выпуск продукции при наименьших затратах с применением существующих либо инновационных технологий. Считаем, что функционирование «невидимого механизма» выражено экономическим трактатом, сущность которого заключается в стремлении каждого рыночного субъекта получить максимальный доход путем эффективного использования совокупного потенциала с учетом влияния внешних факторов. Сложившаяся ситуация в отрасли, в частности поиск новых возможностей реализации готовой продукции, способствует приобретению товары по более низкой цене покупателю. Для производителя это стимул совершенствовать технологический процесс, который направлен на снижение себестоимости производства. Однако зачастую снижение себестоимости производства приводит к снижению качества продукции. Поэтому розничный торговец при формировании ассортиментной политики должен иметь этап отбора поставщиков, так как покупатель стремится приобрести товар по более низкой цене и высокого качества. В условиях глобализации экономики следующим этапом для изучения встанет проблема дефицита ресурсов, но предпосылкой так и останется конкуренция как движущая сила, в частности, как для развития торговли, так и для агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ялунина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE RETAIL TRADE ORGANIZATION AS THE MOVEMENT FORCES OF DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEXЕ

In the conditions of transformation of economy a management problem remains an agroindustrial complex to not decided in connection with the high concentration of his participants. Trade is exactly that industry that is an interlink between a producer and consumer. Forming of politics of increase of competitiveness of market subjects straight renders affecting development of agroindustrial complex. The row of problems that prevent to development of trade marks in the article by us. A research aim is determination of specific features of this industry for an account at development of strategy of her development and influence on forming of new paradigm of agroindustrial complex..Exactly to the term competition expression is applicable motive force, because it is a «invisible mechanism» assisting effective activity of managing a subject. A producer is oriented to the maximal producing of products at the least expenses with the use of existent, or innovative technologies. We consider that functioning of «invisible mechanism» is expressed by an economic treatise. Essence of that consists in aspiration of every market subject to get a maximal acuests by the effective use of the combined potential with an account influence of external factors. The folded situation is in industry, in particular search of new marketabilities of the prepared products, promotes to acquire commodities at more subzero price to the customer. Exactly to the term competition expression is applicable motive force, because it is a «invisible mechanism» assisting effective activity of managing a subject. A producer is oriented to the maximal producing of products at the least expenses with the use of existent, or innovative technologies. We consider that functioning of «invisible mechanism» is expressed by an economic treatise. Essence of that consists in aspiration of every market subject to get a maximal acuests by the effective use of the combined potential with an account influence of external factors. The folded situation is in industry, in particular search of new market-abilities of the prepared products, promotes to acquire commodities at more subzero price to the customer. For a producer it is a stimulus to perfect a technological process that is directed to on a decline the production cost. However, frequently the decline of production cost results in the decline of quality of products. Therefore, a retail dealer at forming of assortment politics must have the stage of selection of suppliers, because a customer aims to purchase a commodity at more subzero price and high quality. In the conditions of globalization of economy the next stage the problem of deficit of resources will get up for a study, but precondition so will be remained by a competition as motive force, in particular, both for development of trade and for an agroindustrial complex.

Текст научной работы на тему «Конкуренто- способность организации розничной торговли как движущая сила развития агропромышленного комплекса»

ÄS2

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

COMPETITIVENESS OF THE RETAIL TRADE ORGANIZATION AS THE MOVEMENT FORCES OF DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

E.H. ЯЛУНИНА

Профессор кафедры Конкурентного права и антимонопольного регулирования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», доктор экономических наук

E.N. YALUNINA

Professor of the Competition Law and Antitrust

Regulation Department Ural State University of

Economics, Doctor of Economic Sciences

АННОТАЦИЯ

В условиях трансформации экономики проблема управления агропромышленным комплексом остается нерешенной в связи с высокой концентрацией его участников.Торговля именно та отрасль, которая является связующим звеном между производителем и потребителем. Формирование политики повышения конкурентоспособности рыночных субъектов напрямую оказывает воздействие на развитие агропромышленного комплекса. В статье нами обозначен ряд проблем, которые препятствуют развитию торговли. Целью исследования является определение специфических особенностей данной отрасли для учета при разработке стратегии ее развития и влияния на формирование новой парадигмы агропромышленного комплекса. Именно к термину «конкуренция» применимо выражение «движущая сила», так как это «невидимый механизм», способствующий эффективной деятельности хозяйствующих субъектом. Производитель ориентирован на максимальный выпуск продукции при наименьших затратах с применением существующих либо инновационных технологий. Считаем, что функционирование «невидимого механизма» выражено экономическим трактатом, сущность которого заключается в стремлении каждого рыночного субъекта получить максимальный доход путем эффективного использования совокупного потенциала с учетом влияния внешних факторов. Сложившаяся ситуация в отрасли, в частности поиск новых возможностей реализации готовой продукции, способствует приобретению товары по более низкой цене покупателю. Для производителя это стимул совершенствовать технологический процесс, который направлен на снижение себестоимости производства. Однако зачастую снижение себестоимости производства приводит к снижению качества

продукции. Поэтому розничный торговец при формировании ассортиментной политики должен иметь этап отбора поставщиков, так как покупатель стремится приобрести товар по более низкой цене и высокого качества. В условиях глобализации экономики следующим этапом для изучения встанет проблема дефицита ресурсов, но предпосылкой так и останется конкуренция как движущая сила, в частности, как для развития торговли, так и

ANNOTATION

In the conditions of transformation of economy a management problem remains an agroindustrial complex to not decided in connection with the high concentration of his participants. Trade is exactly that industry that is an interlink between a producer and consumer. Forming of politics of increase of competitiveness of market subjects straight renders affecting development of agroindustrial complex. The row of problems that prevent to development of trade marks in the article by us. A research aim is determination of specific features of this industry for an account at development of strategy of her development and influence on forming of new paradigm of agroindustrial complex. .Exactly to the term competition expression is applicable motive force, because it is a «invisible mechanism» assisting effective activity of managing a subject. A producer is oriented to the maximal producing of products at the least expenses with the use of existent, or innovative technologies. We consider that functioning of «invisible mechanism» is expressed by an economic treatise. Essence of that consists in aspiration of every market subject to get a maximal acuests by the effective use of the combined potential with an account influence of external factors. The folded situation is in industry, in particular search of new marketabilities of the prepared products, promotes to acquire commodities at more subzero price to the customer. Exactly to the term competition expression is applicable motive force, because it is a «invisible mechanism» assisting effective activity of managing a subject. A producer is oriented to the maximal producing

of products at the Least expenses with the use of existent, or innovative technologies. We consider that functioning of «invisible mechanism» is expressed by an economic treatise. Essence of that consists in aspiration of every market subject to get a maximal acuests by the effective use of the combined potential with an account influence of external factors. The folded situation is in industry, in particular search of new marketabilities of the prepared products, promotes to acquire commodities at more subzero price to the customer. For a producer it is a stimulus to perfect a technological process that is directed to on a decline the production cost. However, frequently the decline of production cost results in the decline of quality of products. Therefore, a retail dealer at forming of assortment politics must have the stage of selection of suppliers, because a customer aims to purchase a commodity at more subzero price and high quality. In the conditions of globalization of economy the next stage the problem of deficit of resources will get up for a study, but pre-condition so will be remained by a competition as motive force, in particular, both for development of trade and for an agroindustrial complex.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Конкуренция, конкурентоспособность, розничная торговля, агропро-

KEYWORDS

Ccompetition, competitiveness, retail business, agroindustrial complex, management, efficiency.

Торговля и ее место в национальной экономике свидетельствуют о ее значимости. Нами рассматривается торговля как механизм взаимодействия между участниками рынка, а именно между производителем и потребителем. Практика показывает, что торгов-

лю можно рассматривать с позиции индикатора, который оценивает платежеспособность населения и впоследствии благосостояние.

Основной целью организации розничной торговли является достижение удовлетворенности потребностей населения, которое достигается путем регулирования таких экономических категорий, как спрос и предложение. За счет эффективной системы управления торговлю можно рассматривать как источник финансовых ресурсов, обеспечивающих стабильность государства.

Опираясь на изученный материал по проблемам конкурентоспособности, констатируем, что именно в розничной торговле высокий уровень конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Отличительной чертой является то, что розничная торговля взаимодействует с конечным потребителем. Следующей отличительной чертой данной отрасли является то, что это замыкающее звено в траектории от производителя до конечного потребителя. Рассматривая содержательную часть розничной торговли, в частности эффективность использования материальных ресурсов, можно отметить, что именно в розничной торговле они видоизменяются и переходят из сферы общественной в личную потребителя, тем самым меняют право собственности. Процесс изменения права собственности обусловлен наличием денежных доходов, тем самым обеспечивая новый виток производственного цикла. Опираясь на суждение выше, следует, что торговля — это непрерывный процесс по созданию общественного продукта, и она представляет интересы всех участников рынка. Данная отрасль, безусловно, отражает качество товаров и способствует его повышению, а также является источником при формировании национального дохода. Также

считаем, что торговля не только направлена на достижение экономического эффекта, но и на достижение социального. По результатам анкетирования выявили, что современное общество отличается тем, что личные потребности опережают общественные, и торговлю мы рассматриваем как потенциал для совершенствования личности. Появление интернет-магазинов и ряда инноваций в отрасли позволяет сократить временные затраты населения на приобретение товаров, приготовление блюд и тем самым вычленяют резервы для совершенствования общественного производства путем повышения производительности труда. Именно в торговле трудятся большая численность работников, и их средняя численность составила за 2017 год 12,5 млн. человек, или 18,4% от занятых граждан Российской Федерации.

В торговле основным индикатором является оборот розничной торговли. Рассмотрев данный показатель в Федеральных округах в 2017 году лидирующие позиции занимает в том числе Центральный федеральный округ (рис. 1).

14.00% 12.10%

12.00% 10.00% 8.00% 6.00% 4.00% 2.00% 0.00%

13%

> # > # Я® # # > #

у/у// у '//

¿я

С* ^

Рис. 1. Прирост оборота розничной торговли в РФ за 2017 г., %

Проведя сравнительную характеристику данного показателя, констатируем, что в прошлом году наибольший прирост был в Дальневосточном федеральном округе, который составил 3,3%. Соотношение оборота розничной торговли к численности населения получил прирост в 9%.

Организация розничной торговли, как мы излагали выше, ориентирована на конечного потребителя, значит, оборот розничной торговли отражает фактическую покупательную способность населения. Если учесть, что торговлю условно можно разделить на две части: реализация продовольственных и реализация непродовольственных товаров, то нами наблюдается сохранение соотношения в общей структуре, в частности, продовольственная группа занимает 44-49% (рис. 2).

54.00% 52.00% 50.00% 48.00% 46.00% 44.00% 42.00%

Продовольственные товары I Непродовольственные товары

Рис. 2. Структура розничной торговли в РФ 2012-2017 гг., %

Исследование показало, что из числа денежных средств в процентном соотношении реализация алкогольных изделий составляет 7,3%. Учитывая, что на хлеб и хлебобулочные

710 ТО М

изделия направляется потребителем 2,3 десятых процента, то алкогольные изделия обеспечивают большую долю в обороте розничной торговли (рис. 3).

■ Алкогольные изделия I Продукты из мяса

76.10%

Мясо животных и птицы Кондитерские изделия

■ Цельномолочная продукция

■ Хлеб и хлебобулочные изделия

Свежие фрукты

Прочие продовольственные товары

Рис. 3. Процентное распределение наиболее пользующихся спросом видов товара в обороте розничной торговле, %

Формирование товарных запасов обеспечивает миссию розничной торговли в представлении необходимых товаров в достижении продовольственной безопасности, в 2017 году составили 4,6% от оборота. Если представлять динамику в торговле по розничным ценам, то товарные запасы в днях насчитывают приблизительно 30. Этот показатель свидетельствует о стабильности рынка, так как с 1999 года был в диапазоне 29-31 дня.

Товарные запасы за год по группе «Кондитерские изделия» составили 2,2% относительно представленных товаров, пользующихся наибольшим спросом, это обусловлено изменением парадигмы питания современного общества (рис. 4).

■ Алкогольные изделия Продукты из мяса Мясо животных и птицы Кондитерские изделия

■ Цельномолочная продукция

■ Хлеб и хлебобулочные изделия

Свежие фрукты

Прочие продовольственные товары

Рис. 4. Товарные запасы наиболее пользующихся спросом видов товара в обороте розничной торговле, %

Классификация организации розничной торговли представлена в многообразии форм, но наибольший оборот розничной торговли дают федеральные и региональные сети. Рост оборота в 2017 году в интернет-торговле, который составил 30%, обусловлен развитием электронной коммерции.

Такие мероприятия, как ярмарки, выставки, последнее время не пользуются спросом у покупателей в силу их занятости. Современный покупатель не желает тратить время на покупки, а больше уделяет времени другим увлечениям — спорту, туризму, учебе. Как следствие, сокращение удельного веса оборота розничной торговли, который составил 8,7%.

Основными крупными элементами розничной торговли являются: продовольственная и непродовольственная группа, одежда, обувь, бытовая и электронная техника. Наибольший удельный вес (47%) относится в розничной торговле

продовольственными товарами, покупатель в среднем тратит более 35% своих доходов именно на этот сегмент розничной торговли. И как следствие, наибольший оборот розничной торговли выполнен федеральными и региональными розничными торговыми сетями. Наиболее крупными в национальной экономике считаются Х5 Retail Group, «Магнит», Auchan Group. Тенденции развития розничных торговых сетей определены, и они ведут агрессивную политику по захвату территории. Их конкурентным преимуществом является матрица поставщиков, которая позволяет реализовывать товар конечному потребителю за счет оптимальных цен и высокого качества товаров, инновационных технологий продаж.

Следует отметить еще одну немаловажную тенденцию развития розничной торговли, в частности увеличение фирменных магазинов. Данное направление актуально и значимо для розничной торговли, так как их цель заключается в интеграции между товаропроизводителем и потребителем.

Рыночные субъекты в своей деятельности изменили философию менеджмента и первичной целью своей деятельности считают удовлетворение потребностей населения, через которое достигают важнейшей задачи — получение максимальной прибыли.

Таким образом, опираясь на вышеизложенный материал, к основным приоритетам развития розничной торговли относим:

• экономический субъект как обособленная единица утрачивает самостоятельность и интегрируется в сетевую структуру;

• сетевые структуры наращивают капитал, приобретают широкий спектр конкурентных преимуществ, в част-

ности, выстраивают эффективный процесс логистики, строят распределительные центры, внедряют инновационные технологии продаж;

• видоизменяется система управления работниками, а именно повышается их квалификационный уровень в связи с внедрением программного обеспечения, позволяющего контролировать оптимальное соотношение товарного запаса и эффективного использования финансовых ресурсов;

• выделено две формы организации розничной торговли, которые находят отклик среди покупателей — ги-пермаркеты и магазины «возле дома»:

• сетевые структуры расширяют ассортимент и включают товары с низкими ценами, так как падает уровень платежеспособности населения.

Остается дискуссионный вопросо о перспективах развития рынков, которые сохранили свое существование. Мнение экспертов сводится к тому, что рынки адаптировались к политике сетевых структур и выработали стратегию выживания, которая заключается в подборе недорогих товаров и сокращении издержек обращения. Они ориентированы на массовый сегмент рынка. На наш взгляд их уровень конкурентоспособности снижается по отношению к гипермаркетам, так как последние имеют скидки при закупе товаров большими объемами и, соответственно, имеют возможность ставить более низкие розничные цены.

Необходимо отметить, что повышение конкурентоспособности организаций розничной торговли достижимо при стратегическом планировании. Необходимо проводить оценку управленческих решений, корректировать функции

рыночных субъектов. Стратегическое планирование способствует выявлению ситуации на мезо- и макроуровнях, тенденций рынка и внесения корректировки в план развития, эффективному использованию имеющегося совокупного потенциала.

Библиографический список

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: офиц. текст. М.: ФГБНУ «Ро-синформагротех», 2015.

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: офис, текст. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015.

3. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. / Под ред. Л. В. Бондаренко. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. вып. 3-й. 352 с.

4. Закирова Э.Р. Структура расходов (затрат) на производство и реализацию продукции на предприятии и ее влияние на основные финансовые результаты / Гизатулина Ю.С., Закирова Э.Р. // В сборнике: МОЛОДЫЕ ЛИДЕРЫ - 2016 материалы I Международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Научно-образовательный центр «Знание». 2016. С. 70-74.

5. Карх Д.А. Социально-экономический эффект логистики как детерминанты интернет-ритейла/Карх Д.А., Гаянова В.М., Фадеева З.О., Соловьев И.В.//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11. № 3. С. 161-167.

6. Курдюмов A.B. Информационно-консультационная система в сфере продовольственной безопасности // Сборник научных статей. Екатеринбург, 2016. С. 45-56.

7. Логистический рынок Екатеринбурга: в ожидании бури [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: // cargolink.ru/ls/blog/ 1903.html, свободный.

8. Мальцев Н.В., Гайдай А.А. Обоснование стратегии эффективного импортозамещения в регионах с ограниченными условиями производства//Агропродовольственная политика России. 2017. № 7 (67). С. 51-56.

9. Молокова Е.Л. Концептуальные подходы к исследованию общенационального рынка услуг // Экономика и предпринимательство.

2016. № 11-2 (76-2). С. 825-837.

10. Соловьев, С. А. Основные тенденции российской логистики [Электронный ресурс] / С. А. Соловьев. — Режим доступа: http: //www. sklada.ru (дата обращения 17.09.2017 г.), свободный.

References

1. Strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2030: official text. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2015.

2. Federal target program «Sustainable Development of Rural Territories for the period of 2014-2017 and for the period till 2020»: official text. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2015.

3. About a condition of rural territories in the Russian Federation in 2015. Annual report on results of monitoring: scientific edition /Under the editorship of L. V. Bondarenko. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh»,

2017. The 3rd edition, 352 pages.

4. Zakirova E.R. Structure of expenses (costs) of production and product sales at the enterprise and its influence on the main financial results / Gizatulina Yu.S., Zakirova E.R. //In this edition: YOUNG LEADERS -2016materials of the first international competition of final qualification and term papers. Scientific and educational center «Znaniye». 2016. Page 70-74.

5. Karkh D. A. Social-economich effect of logistics as determinants Internet retail / Karkh D. A., Gayanova V. M., Fadeyeva Z.O., SolovyovI.V. // Bulletin of the Southern Ural state university. Series: Economy and management 2017. Volume 11. № 3. Page 161-167.

6. Kurdyumov A.V. Information and consulting system in the sphere of food security // the Collection of scientific articles. Yekaterinburg, 2016. Pages 45-56.

7. Logistic market of Yekaterinburg: waiting for a storm [An electronic resource]. — Access mode: <https://cargolink.ru/ls/blog/1903.html>, free.

8. Maltsev N. V., Gaidai A.A. Justification of strategy of effective import substitution in regions with limited conditions of production // Agro food policy of Russia. 2017. № 7 (67). Page 51-56.

9. Molokova E.L. Conceptual approaches to research of the national market of services // Economy and business. 2016. No. 11-2 (76-2). Page 825-837.

10. Solovyyov S. A. Main tendencies of the Russian logistics [An electronic resource] / S. A. Solovyyov. — Access mode: http: //www.sklada.ru (date of the address of 17.09.2017), free.

Контактная информация:

Ялунина Екатерина Николаевна /Yalunina Ekaterina Nikolaevna

Тел./Phone: (343) 221-27-17

E-mail: antitrust@usue.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.