Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС КОМПАНИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА'

КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС КОМПАНИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС / ПОДХОД И МЕТОДИКИ / ТИПЫ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова О.А.

В данной статье раскрываются основные вопросы, связанные с конкурентным статусом компании. Рассмотрены основные подходы и методики к определению понятия и оценке конкурентного статуса фирмы, а также типы конкурентного статуса фирм: виоленты, патиенты, эксплеренты и коммутанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE STATUS OF THE COMPANY: DEFINITION AND EVALUATION

This article reveals the main issues related to the company's competitive status. The main approaches and methods to the definition of the concept and evaluation of the firm's competitive status, as well as the types of the competitive status of the firms: violet, patents, exporter and commutators are considered.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС КОМПАНИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА»

УДК 339.137.2

Назарова О.А. студент магистратуры Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС КОМПАНИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И

ОЦЕНКА

Аннотация. В данной статье раскрываются основные вопросы, связанные с конкурентным статусом компании. Рассмотрены основные подходы и методики к определению понятия и оценке конкурентного статуса фирмы, а также типы конкурентного статуса фирм: виоленты, патиенты, эксплеренты и коммутанты.

Ключевые слова: конкурентный статус, подход и методики, типы конкурентного статуса

Nazarova O.A.

Student of magistracy Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk COMPETITIVE STATUS OF THE COMPANY: DEFINITION AND EVALUATION

Annotation. This article reveals the main issues related to the company's competitive status. The main approaches and methods to the definition of the concept and evaluation of the firm's competitive status, as well as the types of the competitive status of the firms: violet, patents, exporter and commutators are considered.

Keywords: competitive status, approach and methods, types of competitive

status

Одной из наиболее полных характеристик результативности процессов и основой оценки системы стратегического управления является уровень конкурентоспособности фирмы. Следовательно, принимаемые предприятием стратегические решения направлены, помимо прочего, на достижение высокого уровня конкурентоспособности. Достижение целей должно базироваться на всестороннем анализе занимаемой позиции компанией на рынке среди конкурентов.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности компании и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности, и в свою очередь, конкурентного статуса фирмы.

Стоит отметить, что к определению понятия и оценке конкурентного статуса фирмы известны разные подходы. И. Ансофф трактует понятие

конкурентного статуса как позицию фирмы в конкуренции, как своеобразный измеритель фирмы на рынке. В этом смысле конкурентный статус фирмы используется в так называемой матрицеМс^шеудля определения сравнительных конкурентных позиций фирмы при формировании стратегических задач фирмы.

Под конкурентным статусом предпринимательской фирмы понимается относительный объем фактической совокупности содержательных функций, выполняемых данной фирмой в избранном виде (или видах) бизнеса.

Существующие методики оценки конкурентоспособности компании можно условно разделить на две группы:

- методики, основанные на качественном анализе конкурентоспособности;

- методики, основанные на количественной оценке конкурентоспособности.

Среди наиболее распространенных методик первой группы следует выделить модели «Бостонской консалтинговой группы», матрицу МсЮшеу, SWOT-анализ, их аналоги и комбинации. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков этих методик, детальное сопоставление описанных в научной литературе результатов их применения позволили сделать вывод о некоторых присущих им ограничениях. В частности, в моделях МсЮшеу и SWOT-анализа предлагается выбирать стратегию предприятия по результатам детального анализа всего комплекса элементов, характеризующих его позицию на рынке. При этом оценка влияния указанных элементов имеет описательный качественный характер, вследствие чего снижается объективность оценки конкурентоспособности и выбора стратегических альтернатив.

Во второй группе методик, позволяющих количественно оценить уровень конкурентоспособности, следует выделить: метод рангов, баллов, суммы мест, сравнительных преимуществ, оценки рыночной доли, метод, основанный на теории эффективной конкуренции и метод, основанный на экспертных оценках.

И. Ансофф предлагает формулу для расчета показателей конкурентного статуса фирмы:

КСВ= (Шк/1о-1к^^о*С#Со, (1)

где: ^ - уровень стратегических КВ фирмы;

1к - критическая точка объема КВ, находящихся на границе прибылей и убытков;

1о - точка оптимальных КВ, после которой увеличение КВ приводит к снижению дохода;

Sf, So - соответственно действующая и оптимальная стратегия фирмы;

С£,Со - соответственно имеющиеся и оптимальные возможности фирмы.

Если КСФ =1 , то фирма сможет обеспечить себе исключительно сильный статус и будет одной из самых эффективных. Если хотя бы один из составляющих КСФ = 0, фирма не получит прибыли. Предлагаются следующие градации КСФ:

- 0<КСФ<0,4 - слабая позиция;

- 0,5<КСФ<0,7 - средняя позиция;

- 0,8<КСФ<1 - сильная позиция.

Также можно сказать, что в соответствие с классификацией, впервые приведенной российским исследователем в области теории конкуренции А. Юдановым, выделяются следующие типы конкурентного статуса фирм: виоленты, патиенты, эксплеренты и коммутанты.

В качестве виолентов определяются крупные компании, как правило, возглавляющие технический прогресс в своей отрасли, имеющие широкую диверсификацию деятельности, ориентирующиеся на крупносерийное производство и стремящиеся к подавлению конкурентов с использованием стратегий монополизации и интеграции и агрессивной формы конкурентного поведения.

В качестве патиентов определяются крупные и средние предпринимательские фирмы, ориентирующиеся на

недиверсифицированную деятельность и придерживающиеся гарантирующего конкурентного поведения.

В качестве эксплерентов определяются мелкие инновационные предпринимательские фирмы, как правило, в сфере венчурного предпринимательства, придерживающиесякреативного конкурентного поведения в области радикальных инноваций.

В качестве коммутантов определяются мелкие предпринимательские фирмы, действующие, как правило, в сфере оказания производственных и потребительских услуг, придерживающиеся стратегии кооперации и адаптивного конкурентного поведения.

- конкурентный статус фирмы определяется факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям: стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию, в потенциал);

- эффективность стратегии фирмы;

- эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).

Использованные источники:

1. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 648 с.

2. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - 532 с.

3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб.-практ. пособие для вузов / А.Ю. Юданов. - М.: Акалис, 2015. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.