Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ'

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОВАРООБОРОТ / ПРЕИМУЩЕСТВА / РИСКИ / УГРОЗЫ / ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ТРАНЗИТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Котилко В.В.

Статья посвящена оценкам конкурентных преимуществ приграничных регионов России, выявлены специфические и общие факторы их развития, роль обустроенной госграницы, определены внешние и внутренние угрозы, потенциал приграничных районов, проведено сравнение рейтингов по рискам и конкурентным преимуществам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE RUSSIAN BORDERLANDS

The article is devoted to the assessment of the competitive advantages of the border regions of Russia, the specific and general factors of their development, the role of the equipped state border are identified, external and internal threats, the potential of border areas are identified, the ratings on risks and competitive advantages are compared.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ»

УДК 332.12

Котилко В.В., д.э.н.

профессор академик РАЕН главный научный сотрудник

СОПС Россия, Москва

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ

Аннотация: статья посвящена оценкам конкурентных преимуществ приграничных регионов России, выявлены специфические и общие факторы их развития, роль обустроенной госграницы, определены внешние и внутренние угрозы, потенциал приграничных районов, проведено сравнение рейтингов по рискам и конкурентным преимуществам.

Ключевые слова: экспорт, импорт, товарооборот, преимущества, риски, угрозы, транспортно-географическое и транзитное положение.

Kotilko V. V., doctor of economics

professor

academician of the Russian Academy of Sciences

senior researcher SOPS Russia, Moscow

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE RUSSIAN BORDERLANDS

Annotation: the article is devoted to the assessment of the competitive advantages of the border regions of Russia, the specific and general factors of their development, the role of the equipped state border are identified, external and internal threats, the potential of border areas are identified, the ratings on risks and competitive advantages are compared.

Keywords: export, import, trade turnover, advantages, risks, threats, transport, geographical and transit position.

Прогнозные показатели, использованные в исследовании, отражают изменения экспорта, импорта и товарооборота всех субъектов приграничной торговли за отчетный и прогнозный периоды, а также в разрезе всех товарных групп.

Оценка конкурентных преимуществ, угроз и рисков в приграничном сотрудничестве России проводилась по каждому региону в отдельности с последующей обобщающей оценкой через SWOT - анализ и оценку

рисков, угроз и конкурентных преимуществ в сравнении районов друг с другом по потенциальным возможностям использования конкурентных преимуществ.

При этом учитывалась мировая конъюнктура по сырьевым товарам, геополитическая стратегия России и стран-партнеров, фактор изменения мировых цен на топливо и цветные металлы. Обобщались внутренние и внешние условия, влияющие на риски, угрозы и конкурентные преимущества приграничных районов.

Учитывались также тенденции прогноза роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в среднем по Российской Федерации, отраженных в сценариях Минэкономразвития РФ, а также структура роста потребительских цен на перспективу, динамика внешнего и внутреннего спроса (по вариантам).

Выявлялись факторы, оказывающие влияние на перспективные тенденции внешнеэкономического сотрудничества России с зарубежными странами, а также на конкурентные преимущества, риски и угрозы в приграничных регионах (ЕС, АТР).

Анализировалась ситуация с угрозами и рисками при реализации Стратегии государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.

Ситуация осложняется тем, что на внешние угрозы накладываются внутренние угрозы России:

□ кризисное состояние отечественной экономики;

□ отставание в научно-технической и технологической сферах; социально-политическая нестабильность в отдельных регионах,

имущественное расслоение российского общества;

рост организованной преступности, существенные объемы теневого оборота, масштабная коррупция в системе управления и криминализацию общественных отношений;

разрыв сложившихся ранее устойчивых кооперационных связей, обострение межнациональных и международных отношений;

скороспелое изменение в системе ценностей в ущерб исторически сложившимся традициям; утрата общенациональных целей и идеалов;

непрофессионализм в сфере управления государством, несовершенство системы организации государственной власти, некомпетентность в ходе реформирования экономики страны;

Все эти угрозы существуют на фоне, так называемых, экономических и научно-технических угроз и всевозрастающих финансовых рисков, несмотря на те или иные достижения в нашей стране.

К специфическим факторам были отнесены внутриотраслевые или внутриструктурные проблемные риски и угрозы, отдельные вопросы организации управления и контроля в транспортной системе, в ходе обустройства госграницы, а также риски краткосрочного характера.

В связи с решением проблем, нашедших отражение на втором этапе исследования особое внимание было обращено на риски, угрозы, конкурентные преимущества и сценарии развития приграничных районов России.

Например, под специфическими угрозами в работе понимается

- влияние на внутриотраслевые или внутриструктурные проблемные риски и угрозы, отдельные вопросы организации управления и контроля в транспортной системе, в ходе обустройства госграницы, а также риски краткосрочного характера.

- ухудшение транспортной связности основной территории Российской Федерации и Калининградской области в связи с удорожанием грузового транзита, усложнением процедур оформления грузов, ужесточением правил поездок калининградцев в соседние страны и в основную часть России в связи с введением в странах Балтии визового режима.

- рост различий в уровне развития и качестве жизни между Калининградской областью и сопредельными территориями вследствие их включения в Европейский Союз;

- учет интересов западных стран к Карелии, как приграничного региона, входящего в зону геостратегических интересов западных стран, которые имеют определенные планы использования ее территории, природных ресурсов и хозяйственных комплексов;

- отсутствие четкой государственной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона создает опасность превращения этой территории только в источник энергоносителей и сырья для стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

- интеграция Приморского края в экономическое пространство стран АТР происходит в малопродуктивной форме, что выразилось:

в росте экспорта сырьевых товаров. В экспорте Приморского края большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, металлы и изделия из них, древесина и продукция ее переработки (в основном это необработанные лесоматериалы);

в развитии "неформатной" торговли: развитие сектора торговли подержанными японскими автомобилями, а также развитие "челночной" торговли с Китаем. В настоящее время эти сферы подвержены достаточно большому количеству рисков, прежде всего связанных с развитием организованных форматов торговли, с появлением заводов по сборке автомобилей некоторых японских марок на северо-западе России ("Toyota", "Nissan"), с повышением тарифов на перевозку и изменением требований к перевозке;

в росте территориальных диспропорций;

в неконкурентоспособности нового базового сектора в макрорегиональном масштабе, что выражается в низкой эффективности работы портов, в технологической отсталости Транссибирской железнодорожной магистрали (далее - Транссиб), в неразвитости автомобильной сети, в слабом уровне развития логистической составляющей.

В качестве преимуществ приграничных районов следует рассматривать такие, как:

- возможность тесно сотрудничать с граничащим государством;

- сравнивать в мировом масштабе элементы конкурентоспособности, уровень экономического и социального развития;

- воздействовать на развитие международных отношений и перенимать положительный опыт экономического развития.

- ускоренно развивать приграничные субъекты РФ на базе приспособления территориальной экономической структуры к условиям открытого функционирования;

- создавать условия для транспортировки экспортно-импортных грузов с наименьшими издержками и в сжатые сроки;

- реализовывать конкурентные преимущества Калининградской области:

географическая и транспортная близость к Европе;

наличие квалифицированной рабочей силы, ее относительная, с учетом перспектив миграции, доступность;

дешевизна электроэнергии на территории по сравнению с другими европейскими странами;

формируемое в настоящее время социально-экономическое законодательство РФ (налоговое, трудовое, социальное) является более привлекательным для бизнеса в сравнении с другими европейскими странами.

Республика Карелия обладает преимуществами экономико -географического положения:

выгодное транспортно-географическое и транзитное положение республики, достаточно развитая внутренняя транспортная инфраструктура;

наличие сети международных автомобильных и упрощенных пунктов пропуска, приграничной инфраструктуры;

устоявшиеся внешнеэкономические связи с партнерами из стран ЕС, реализация большого числа международных проектов и программ;

близость и развитые торгово-экономические и производственные связи с городами федерального значения (Москвой и Санкт-Петербургом);

□ наличие значительных запасов природных ресурсов, туристско-рекреационная привлекательность территории, благоприятная экологическая обстановка;

□ накопленный положительный опыт ведения международной деятельности (статистика, таможня, внешнеторговые операции);

□четко определенные приоритетные отрасли (лесопромышленный комплекс, черная и цветная металлургия, рыболовство, туризм);

□ наличие высококвалифицированных кадров, высокий образовательный потенциал;

□ возможность и перспективы инновационного пути развития. Дальний Восток. Смещение вектора политических и экономических

интересов России на восток может принести огромные экономические и геополитические выгоды, основные из которых:

обеспечение географической диверсификации рынков сбыта основных бюджетообразующих отраслей экономики Российской Федерации;

предотвращение угрозы снижения экономического и политического государственного влияния на территории Дальнего Востока и Байкальского региона;

предотвращение угрозы дальнейшего оттока населения с Дальнего Востока и из Байкальского региона;

предотвращение угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России;

предотвращение угрозы переориентации в другие страны производств глубокой переработки добываемых сырьевых ресурсов, а также предприятий, выпускающих продукцию, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;

Реализация в перспективе потенциальных возможностей приграничных районов Дальнего Востока может быть нацелена на:

развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в сферах высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики и транспорта;

реализацию крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородного топлива;

завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;

расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран.

обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско -Тихоокеанском регионе.

Сравнение рейтингов по рискам и конкурентным преимуществам позволил оценить угрозы по недоиспользованию конкурентных преимуществ приграничных районов России, а также сгруппировать их в результате проведенных расчетов следующим образом:

а) по тенденциям недоиспользования конкурентных преимуществ и росту угроз следует выделить Приморский край, Амурскую и Магаданскую области;

б) по устойчивой тенденции снижения угроз недоиспользования конкурентных преимуществ - Мурманская область и Камчатский край;

в) субъекты, в которых тенденция снижения угроз сменилась на тенденцию роста неиспользования конкурентных преимуществ -Калининградская область, Хабаровский край и Чукотский автономный округ;

г) субъекты, в которых рост угроз и неиспользования конкурентных преимуществ постепенно меняется на противоположную тенденцию улучшения использования конкурентных преимуществ - Сахалинская область и Республика Карелия;

д) регионы, имеющие устойчивые тенденции в течение всего периода анализа:

- Сахалинская область характеризуется тенденцией снижения угроз и показателями улучшения использования конкурентных преимуществ;

- Еврейская автономная область имеет устойчивые показатели рисков, угроз и конкурентных преимуществ, не имеющих тенденцию их ухудшения.

Использованные источники:

1. Котилко В.В. Опыт развития приграничных районов России и за рубежом. Монография. LAP Lambert Academic Publishing, 2021, 230 с.

2. Котилко В.В. Пространственные стратегические документы: отечественный и иностранный опыт разработки. Издательские решения, 2017. 322 с.

3. Котилко В.В. "ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (механизмы, инновации и кластеры). М. «Onebook.ru», 2014. — 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.