Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества организации в условиях постиндустриального развития'

Конкурентные преимущества организации в условиях постиндустриального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / COMPETITIVENESS / NON-MATERIAL ACTIVES / POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Г. П.

В статье рассматриваются неосязаемые активы организации как конкурентные преимущества в условиях постиндустриального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF POSTINDUSTRIAL DEVELOPMENT

In article intangible actives of the organization as competitive advantages in the conditions of postindustrial development are considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества организации в условиях постиндустриального развития»

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Сорокина Г.П., к.э.н., доцент МГТУ «МАМИ»

В статье рассматриваются неосязаемые активы организации как конкурентные преимущества в условиях постиндустриального развития. Ключевые слова: конкурентоспособность, нематериальные активы, постиндустриальное общество

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF POSTINDUSTRIAL DEVELOPMENT

Sorokina G., Ph.D., assistant professor, MAMI, MGTU In article intangible actives of the organization as competitive advantages in the conditions ofpostindustrial development are considered. Keywords: competitiveness, non-material actives, postindustrial society

Для каждого уровня экономического развития общества характерны свои приоритетные направления инвестиционной привлекательности. Конкурентоспособное развитие в различные исторические эпохи обеспечивалось различными конкурентными преимуществами, обусловленными воздействием внешней среды. Высокая государственная раздробленность, слабо развитая транспортная инфраструктура, и как следствие, слабое развитие торговли в условиях доиндустриального развития, оказывали влияние на стоимость сырья. Низкий уровень технологий сказывался на очень низкой фондоотдаче, в результате основная доля в себестоимости приходилась на стоимость сырья и материалов. В данных условиях основным конкурентным преимуществом обладали те регионы, где располагались источники сырья. Сложившаяся ситуация предопределила необходимость снижения стоимости материалов посредством развития транспортной сети и способов транспортировки грузов (развитие железнодорожного транспорта, строительство дорог, появление автомобилестроения, авиации, магистральных трубопроводов и т.д.) и развития технологий производства. Превалирование в России до сих пор сырьевой направленности сводит её в период доиндустриального развития. Развитие государственного управления, торговли, транспорта, денежно-кредитной системы позволило снизить проблему получения сырья и выдвинуло на первый план развитие технологий, для повышения объемов производства и снижения доли издержек на обработку материалов, и доли непроизводственных издержек в маржинальной прибыли. Развитие технологий требовало значительных инвестиций, что вывело на первый план необходимость обладания капиталом, для покрытия издержек связанных со снижением уровня дефицитности производимой продукции, и как следствие с появившимися сложностями сбыта. Основной прерогативой управления производством в период индустриальной эпохи стало развитие основных фондов, развитие и внедрение технологий производства, автоматизация производства, повышение производительности труда на основе внедрения новых гибких производственных систем. В период индустриальной эпохи совместно с развитием производственных технологий активно развивались управленческие, рыночные и коммуникационные технологии, внеся значительные коррективы в приоритетные направления развития промышленности. Во-первых, появление массового производства трансформировало рынок продавца в рынок покупателя, что потребовало не только изменения механизмов управления рыночной политикой организации, но и трансформацию всей системы управления организации на рыночноориентированный менеджмент. Для конкурентоспособного развития компаниям пришлось увеличить бюджет на анализ и управление рынком. Именно развитие рынка и рост уровня конкуренции послужило основным движущим фактором интенсификации научно-технического прогресса. Резко выросли бюджеты на научные исследования в области новых технологий, улучшающих и радикальных (прорывных) инноваций. Во-вторых, в двадцатом веке в результате нескольких прорывных технологий в области коммуникаций, уровень транзакционных издержек, связанных с коммуникациями снизился в несколько десятков раз, что с одной стороны позволило организациям ускорить коммуникационный процесс, а с другой увеличило вероятность бесконтрольной утечки информации. Данные инновационные изменения не только увеличили расходы на защиту и сохранение информации, но и породили новые управленческие технологии, например, такие как бенчмаркинг, основанный на активном обмене с конкурентами той ча-

стью информации, которая не позволяет достигать ключевых конкурентных преимуществ, стоимость защиты которой многократно превышает сумму возможного совокупного дохода от её использования и расходов на приобретение аналогичной информации конкурентов (формула 1) и перспективного планирования своей деятельности на основе формализованного сравнительного анализа с достижениями конкурентов.

N

S Б > SД + Ё Si , (1)

i=1

где SE - затраты на безопасность информации,

Sд - потенциальный доход от эксклюзивного использования информации,

S. - стоимость аналогичной информации i-го конкурента.

В-третьих предыдущие изменения повлекли за собой активное развитие управленческой науки и появление таких управленческих технологий, как маркетинг, TQM, бенчмаркинг, контроллинг, кибернетика и т.д. В-четвертых все более усиливающееся разделение труда позволило разукрупнять бизнес-процессы на основе аутсорсинга, что еще более увеличило долю услуг в общем валовом продукте региона. Данные изменения потребовали изменения подходов к человеку, и если в доиндустриальном обществе основополагающими были сила и здоровье, в индустриальном - способность к обучению и овладение навыками, то в постиндустриальном ключевой характеристикой человека становится способность синтезировать новое знание, творческое начало. В период индустриального развития произошла и сущностная трансформация цены товара, основанная на понимании цены не только экономистами, но и потребителями. В начале индустриальной эпохи цена рассматривалась как функция объективной стоимости, которая артикулирована марксистской теорией в виде определенной надбавки к себестоимости производства продукции, в данном понимании цена зависит только от издержек производства и желаемой надбавки в виде прибыли. С развитием рынка произошла трансформация экономических представлений о процессах формирования цены, которую артикулировали К. Менгер, У. С. Джевонс, Л. Вальрас в маржиналист-ской теории, основывая взгляды в цену в рамках предельной теории Германа Генриха Госсена и восприятия цены как способности товара удовлетворять физиологические потребности. Карл Менгер обосновал отсутствие прямой зависимости между ценой и себестоимостью продукции, что поддержал Уильям Стенли Джеванс, описав цену как функцию предельной полезности, то есть субъективной стоимости потребления. В середине двадцатого века продолжалась трансформация взглядов на цену товара, которая последователями монетарной теории рассматривалась, как реакция потребителей на наличие свободной денежной массы в экономике, артикулированной Ирвингом Фишером, и восприятии цены как функции меновой стоимости на основе гипотезы постоянного дохода Милтона Фридмана.

Постиндустриальная эпоха переводит цену в формат связанный не только с восприятием потребителем ценности товара и степени удовлетворения им своих потребностей, но и гарантии снижения рисков, степени неопределенности, снижения проблемы выбора и т.д., то есть того что гарантирует нематериальная характеристика товара как имидж. Информационный подход к формированию цены был достаточно артикулирован в трудах Кенише Омае и Джозефа Юджина Стиглица. Из

150 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Таблица 1. Сравнение основных приоритетов развития в различные экономические эпохи.

Критерий Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

База власти Сила, страх Деньги Информация, знания

Самый ценный экономический ресурс Земля (природные ресурсы, материалы) Капитал, Труд Информация, Труд, Предпринимательский талант

Уровень производительности труда низкий средний Высокий

Фондоотдача низкая средняя Высокая

Ключевое конкурентное преимущество Близость к сырьевым источникам Обладание передовой технологией, слияние с капиталом, наличие производственных фондов Обладание нематериальными активами (информация, технология, имидж)

Ключевые характеристики человека Мускульная сила Способность к обучению Креативность мышления

Социальная стратификация Сила, традиционная, наследственная власть Деньги Знания, информация

Превалирующие технологии Трудоемкие технологии Капиталоемкие технологии Наукоемкие технологии

этого можно сделать вывод, что цена является функцией образа стоимости, созданного у товара, производителя, торговой марки и т.д. Формирование постиндустриального общества, определяется не только и не столько превалированием доли услуг над реальным производством, при этом, не снижая его реальные объемы, но изменением общей управленческой парадигмы с акцентированием внимания на информационные, нематериальные составляющие активов компании.

Существует множество трактовок понятия нематериальных активов с точки зрения управления. В различных литературных источниках они носят название интеллектуальные ресурсы, нематериальные активы, неосязаемые активы, нематериальный капитал и т.д. Одно объединяет данные определения это то, что четко разграничивает понятие капитала или актива организации и ресурсов оной. В бухгалтерской отчетности активом называют часть бухгалтерского баланса, отражающую размещение средства предприятия. Нематериальные активы относят к части внеоборотных активов, так как они могут использоваться и приносить доход более года. Под ресурсами понимаются необходимые средства (материальные и нематериальные) для достижения какого либо результата. Следовательно ресурс это средство не требующее дополнительных вложений и рассматриваемое как хоть и ограниченный в силу того что является экономическим ресурсом, но все же не являющийся уникальным, а следовательно способный достаточно легко быть замененным аналогичным ресурсом, в отличие от капитала, который для повышения эффективности работы требует дополнительных вложений, амортизации, Дополнительные вложения в развитие ресурсов не предусматриваются, и они в основном рассматриваются как пришедшее извне. Капитал при дополнительных вложениях в него предусматривает отдачу в виде процента, ренты или других видов дополнительного дохода. Для нематериальных составляющих капитала или ресурсов предприятия данный подход означает приоритет использования данных экономических категорий. Следовательно, в данной работе можно разделить понятия ресурсного и капитального подхода к нематериальным активам.

При исследовании влияния неосязаемых активов на уровень кон-

курентоспособности необходимо рассмотреть классификацию конкурентных преимуществ, представленную М.Портером. Конкурентные преимущества стратегических хозяйственных единиц Портер классифицирует на краткосрочные преимущества (низшего порядка) и долгосрочные преимущества (высшего порядка). Первые из них связаны с возможностью использовать дешевую рабочую силу, сырье, материалы, тепло- и электроэнергию. Краткосрочные преимущества могут быть потеряны очень быстро в связи с ростом цен, заработной платы, или из-за того, что эти же дешевые ресурсы могут быть использованы конкурентами. Краткосрочные преимущества не способны обеспечить длительное устойчивое превосходство фирмы над конкурентами. К преимуществам долговременным (высшего порядка) следует отнести оригинальную продукцию, уникальную технологию, уровень квалификации специалистов и репутацию (имидж) фирмы. Они обеспечивают устойчивое положение фирмы на рынке в течение длительного периода времени. М.Портер считает, что в современных условиях становится все более сложным добиваться и наращивать в какой-либо отрасли конкурентные преимущества, так как свободное перемещение технологий, капитала, рабочей силы ведет к выравниванию условий конкуренции, обостряет борьбу за рынки. Чтобы иметь конкурентные преимущества, отмечает М.Портер, целесообразно использовать комплекс всех условий и факторов по всему периметру соперничества на внешних рынках. Конкурентное преимущество в условиях турбулентности внешней среды, переходу к постиндустриальному развитию и глобализации экономики могут обеспечить неосязаемые активы компании, такие как постоянное внедрение новых технологий, новшеств, методов, новых способов организации производства и обучения кадров, т.е. переход к инновационной модели развития, при этом приоритетное значение приобретает ресурс знаний, высокоразвитая инфраструктура инноваций; разработка долговременной стратегии развития, ориентированной на устойчивое развитие и конкурентоспособность; создание прогрессивной фирменной структуры; активное воздействие на параметры спроса, его объем, структуру и динамику.

Таблица 2 - Различие ресурсного и капитального подходов к неосязаемым активам

Критерий Ресурсный подход Капитальный подход

Использование Максимизация ситуационного эффекта Максимизация суммарного долговременного эффекта, при оптимизации ситуационного

Вложения в развитие нецелесообразны Целесообразны с учетом вероятностностного результата отдачи

Срок использования Кратковременный, в зависимости от технологического цикла Максимизация использования с учетом убывания предельной полезности и удлинение жизненного цикла посредством дополнительных капитальных вложений.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA І5І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.