Научная статья на тему 'Современные ресурсы автотранспортных предприятий, их состав и эффективность использования'

Современные ресурсы автотранспортных предприятий, их состав и эффективность использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

1542
186
Поделиться
Ключевые слова
РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Чепелева Наталья Николаевна

Рассматриваются современные ресурсы автотранспортных предприятий и их состав. Анализ ресурсов выделяет проблемы эффективности использования.

Strategy resources ensure competitive advantages. The modern transport enterprise resources are: tangibles, intangibles and manpower. The analysis of resources highlights problems of their efficient use.

Текст научной работы на тему «Современные ресурсы автотранспортных предприятий, их состав и эффективность использования»

Н.Н. Чепелева

СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ СОСТАВ

И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Рассматриваются современные ресурсы автотранспортных предприятий и их состав. Анализ ресурсов выделяет проблемы эффективности использования.

Ключевые слова: ресурсы предприятий; стратегические ресурсы; эффективность.

Потенциал предприятия определяется наличием и состоянием ресурсов, а также возможностью их применения, ресурсы - способ хранения потенциала. Состав и эффективность использования ресурсов, согласно ресурсной теории, влияют на результаты работы предприятия и уровень конкурентоспособности.

Ресурсы предприятия - факторы производства. К ним относятся активы, денежные средства, ценности и запасы, источники и резервы. В научной литературе рассматриваются различные виды ресурсов: экономические, информационные, временные и т.д. Экономические ресурсы, например, это совокупность природных, людских и произведенных человеком благ, используемых для производства. Поскольку ресурсы помогают достижению стратегической цели, чтобы определить приоритеты их использования, нужна информация, способности и знания.

Представление о том, что такое ресурсы, изменяется с развитием экономической мысли. Согласно теории постиндустриального общества экономические системы классифицированы как:

- доиндустриальные;

- индустриальные;

- постиндустриальные, которые отделяют промышленная и научно-техническая революции. Данная модель исторической периодизации позволяет рассматривать этапы развития общества и его перспективы.

Доиндустриальная эпоха связана с сельским хозяйством, основным ресурсом является земля.

В индустриальном обществе используются созданные в процессе промышленной революции орудия труда, техника. К ресурсам этого периода относят производственные блага - капитал. Земля и капитал являются материальными ресурсами, труд характеризует работоспособность человека, его предприимчивость.

В современной постиндустриальной экономической системе важными являются знания и информация. Научно-техническая революция создает условия для развития индивидуальности, предприимчивости, творческого труда. Активность производства перемещается от материальных благ к информационным услугам. Основной ресурс современного общества - информация, основной продукт - услуги.

В современной литературе выделяют 4 типа ресурсов: информационные, трудовые, материальные, финансовые.

Существует и более упрощенная классификация ресурсов, представленная в [1]:

1) материальные активы - к ним относятся деньги, люди, оборудование, технологии;

2) нематериальные активы - отношения, знания, имидж, репутация.

По мнению Л. Фаэйя, все ресурсы предприятия приобретаются на рынке. В процессе преобразования они делятся на активы и способности [1].

Активы - средства предприятия, над которыми предприятие получило контроль. Они могут быть созданы, приобретены и подразделяются на осязаемые и неосязаемые. Это «видимые» ресурсы, их можно легко учитывать. Поэтому понятие «актив» тесно связано с учетом. Классификация активов предприятия предполагает их деление на оборотные и внеоборотные, которые могут иметь материальную и нематериальную форму (осязаемые и неосязаемые). Эти активы являются объектом учета на предприятии. В связи с этим их можно планировать, точно определять эффективность использования. В большинстве своем они являются недолговечными, изнашиваемыми и погашаются при помощи амортизации.

Способности - сложное сочетание навыков, активов, знаний, которые позволяют предприятию управлять своей работой и использованием ресурсов. Примеры способностей - системы сбыта и снабжения, кредитная политика, инновационная восприимчивость, уровень производства и т.д.

Активы являются осязаемыми, т.е. связаны с наличием, способности же связаны с выполнением и остаются невидимыми. Это ресурсы на основе комбинаций знаний и действий. Способности определяют специфичность, особенность предприятия, хранятся в памяти сотрудников. Оценить объективно эффективность их использования как соотношение результатов и затрат достаточно сложно по причине стандартов учета и неосязаемой формы способностей.

Другое отличие заключается в том, что способности имеют долговечный характер использования. Если активы в процессе использования изнашиваются, то способности, наоборот, развиваются и больше ценятся.

Стратегические ресурсы - это активы и способности, которые обеспечивают предприятию конкурентные преимущества. Стратегические ресурсы ценны для предприятия, их трудно скопировать или заменить, они редки среди конкурентов. Репутацию, отношения, связи сложно скопировать, это сложный ресурс. Таким образом, можно говорить об использовании предприятиями в настоящее время ресурсов трех типов:

1) материальные ресурсы - осязаемые и неосязаемые активы, земля, капитал, финансы;

2) нематериальные ресурсы - способности, информация, знания, отношения, методы управления;

3) трудовые - труд, предпринимательство. Через работу персонала предприятия реализуют материальные и нематериальные ресурсы.

Каждый из представленных видов ресурсов имеет свои характерные черты, которые учитываются при их планировании и управлении.

Материальные ресурсы иногда называют первоочередными. Обострение конкуренции вынуждает предприятия приспосабливаться к существованию с меньшим количеством материальных ресурсов: использовать ресурсосберегающие технологии, заимствовать на выгодных условиях (аутсорсинг), изыскивать методы управления, рационализирующие их использование (контроллинг).

Развитие человеческих способностей, творческого труда ставит использование материальных ресурсов в зависимость от нематериальных. Работники, заинтересованные в результатах своего труда, стремятся продвинуться по карьерной лестнице, связывают работу на предприятии с определенным социальным статусом, для них нужно создавать определенные условия. Привлечение этого ресурса, его использование и определение эффективности требуют особого подхода. Поэтому трудовые ресурсы необходимо выделить в отдельный вид ресурсов наряду с материальными и нематериальными. При стратегическом управлении персонал - ос-

нова организации, ее главная ценность и источник благополучия.

Однако рынок не в состоянии урегулировать все процессы и такие вопросы, как фундаментальная наука, содержание армии, социальное обеспечение и т. п. В основе общества, где основной ресурс - информация, должен находиться человек. Следовательно, управление ресурсами предприятия в современных условиях должно давать не только максимальный экономический эффект, но и социальный, что позволяет поддерживать духовное развитие общества.

Анализ ресурсов предприятий транспорта за 20002006 гг. проведен на основе статистических данных (http://www.gks.ru). Работники транспортных предприятий как основа создания и совершенствования материальных и нематериальных ресурсов имеют важное значение для успешной деятельности. Количество занятых на транспорте постепенно снижается на протяжении рассматриваемого периода (рис. 1).

8,0

7.0

6.0

5.0

4.0

3.0

2.0 1,0 0,0

6,9 6,7 6,7 6,7 6 6

6,6 6,5

3,5

-34

-34

3,3

3,2

-3:2

3,1

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

□ млн чел. □ в процентах в числу занятых в экономике

Рис. 1. Среднегодовая численность занятых на транспорте

Уровень среднегодовой численности работников транспорта от общего числа занятых в экономике России (6,5%) выше, чем в Германии (6,1%) и США (4,4%), но ниже, чем в Великобритании (6,9%). Одна из проблем современных АТП - текучесть кадров - во многом связана с разукрупнением предприятий в рассматриваемый

период и сокращением работников. Так, в 2006 г. среднегодовое число принятых на работу меньше, чем уволившихся, из них сокращено 1,3% (рис. 2). Другая причина -опасные и не отвечающие нормативам условия труда -шум, вибрация, запыленность, излучение и загазованность рабочей зоны (в 2005 г. - 23,3%, в 2006 г. - 26,5%).

40 30 20 10 0

2000 2004 2005 2006

□ принято □ выбыло

Рис. 2. Движение работающих в организациях транспорта, %

Вредные условия работы частично компенсируются уровнем оплаты труда, который выше, чем в среднем по экономике (рис. 3). На конец 2006 г. уровень оплаты труда на транспорте был на 26% выше, чем в среднем по экономике.

Материальные ресурсы на транспорте представлены ОПФ и оборотными активами. Рис. 4 характеризует состояние основных фондов транспорта за последние три года.

Как видно из рис. 4, степень износа ОПФ транспорта постоянно повышается, что свидетельствует о недостаточности на транспорте инвестиций в основной капитал (рис. 5).

Состояние ресурсов АТП свидетельствует о необходимости применения ресурсной стратегии для эффективного

управления ресурсами, определение недостатка и реализации программ по их развитию. Реализация ресурсной стратегии способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия на рынке автотранспортных услуг. Это отражается на результатах деятельности, влияет на ресурсный потенциал предприятий и способствует эффективному воспроизводству всех видов экономических ресурсов (рис. 6).

Структура оборотных активов предприятий транспорта представлена в табл. 1. Анализируя данные таблицы, можно отметить такие тенденции, как сокращение удельного веса запасов и увеличение доли краткосрочных финансовых вложений, что свидетельствует о эффективном использовании оборотного капитала.

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

2000

2001

2002 2003 2004 2005

□ транспорт □ в среднем по экономике

Рис. 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников транспорта, руб.

2006

40.0

30.0

20.0 10,0

0,0

28,9

21,2 —

3 9

1 и

2005 2006 2007

□ полная учетная стоимость, трлн. руб □ степень износа, %

Рис. 4. Основные фонды крупных и средних транспортных предприятий (на начало года)

800

600

400

200

0

596,1 / т ±

407,2

і і 1

2004

2005

2006

Рис. 5. Инвестиции в основной капитал предприятий транспорта, млн руб.

с

н

<

а

д

е

р

о

я

н

и

>

Ч

у

-► Финансовые потоки

-► Материальные потоки

Рис. 6. Схема привлечения и эффективного использования ресурсов АТП

Т а б л и ц а 1

Структура оборотных активов предприятий транспорта, %

Наименование 2004 2005 2006

Запасы, в том числе 19,8 20,2 18,6

сырье и материалы 16,4 15,8 14,8

незавершенное производство 0,7 0,5 0,4

расходы будущих периодов 1,8 2,3 3,0

готовая продукция 0,9 1,1 1,3

товары отгруженные 0,0 0,5 0,1

Краткосрочные финансовые вложения 3,5 3,7 4,6

Денежные средства 8,0 9,4 9,2

Система расчетов предприятий с поставщиками и потребителями важна для финансового состояния и устойчивости. В табл. 2 представлено состояние взаиморасчетов предприятий как в целом по экономике, так и транспортных предприятий. В структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий транспорта большую часть занимает задолженность перед поставщиками

и подрядчиками (20,5 млрд руб., или 42,8%). Превышение кредиторской задолженности составляет 57 млрд руб., просроченной - 3,2 млрд руб. В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольший удельный вес составляет задолженность покупателей - 72%. Просроченная задолженность по зарплате за последние три года снизилась с 842 до 266 млн руб.

Состояние взаиморасчетов в организациях в 2006 г., млрд. руб

Показатель Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность

текущая просроченная текущая просроченная

Задолженность организаций: всего по видам экономической деятельности 14969,1 889,3 7871,2 1039,9

транспорт 493,2 48,2 436,2 51,4

В целом по транспорту удельный вес убыточных предприятий за последние три года сократился и составляет около 40%. Причем наибольшее количество убыточных предприятий относится к сфере городского электрического транспорта (рис. 7).

Рентабельность услуг на транспорте в 2006 г. составила 10,5%. Низкое значение рентабельности связано с высоким удельным весом непроизводственных расходов в структуре себестоимости (рис. 8).

100 80 60 40 20 0

■ в целом по транспорту □ автомобильный (автобусный) пассажирский

□ городской электрический □ автомобильный грузовой

Рис. 7. Удельный вес убыточных организаций транспорта, %

15

10

5

0

-5

-10

-15

-20

-25

-30

і

20

204

205

Ы в целом по транспорту □ городской электрический

□ автомобильный (автобусный) пассажирский

□ автомобильный грузовой

Рис. 8. Удельный вес убыточных организаций транспорта, %

Анализируя ресурсы АТП, можно выделить основные проблемы, связанные с эффективностью их использования и управлением предприятиями. К ним относятся недостаток инвестиций в основной капитал и связанный

с этим высокий уровень износа ОПФ, высокая текучесть кадров и слабая система расчетов, что сказывается на низкой рентабельности предприятий и все еще значительном количестве убыточных среди них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курс МБА по стратегическому менеджменту / Ред. Л. Фаэй, Р. Видел; Пер. с англ. В. Егоров. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 596 с. Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 ноября 2009 г.