Научная статья на тему 'Конкурентные позиции: сущность, назначение и анализ предприятий сферы таможенного дела'

Конкурентные позиции: сущность, назначение и анализ предприятий сферы таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / конкурентная позиция / позиционирование / таможенный представитель / рынок логистических услуг / competition / competitive position / positioning / customs representative / logistics services market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Волкова, D.V. Volkova

В статье раскрываются общетеоретические определения конкурентной позиции, и приводится авторское определение. В процессе раскрытия сущности и назначения конкурентной позиции разводятся термины, часто использующиеся вместо исследуемого понятия. Также проводится анализ конкурентных позиций предприятий сферы таможенного дела, ведущих свою предпринимательскую деятельность на рынке логистических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive Positions: the Essence, Purpose and Analysis of Customs Enterprises

The article reveals the general theoretical definitions of a competitive position, and the author’s definition is given. In the process of revealing the essence and purpose a competitive position, terms often used instead of the studied concept are identified. The analysis of the competitive positions of customs enterprises conducting their business activities in the logistics services market is also carried out.

Текст научной работы на тему «Конкурентные позиции: сущность, назначение и анализ предприятий сферы таможенного дела»

2. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 02.04.2022).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2022).

4. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=69522229 (дата обращения: 09.04.2022).

5. Барей, Н. С. О специфике борьбы с киберпреступностью в период пандемии COVID-19 // Природа. Человек. Культура: сб. матер. второго международного научно-просветительского форума (г. Кисловодск, 1-3 октября 2020 г.). Кисловодск; Москва: Научный консультант, 2020. С. 94-98.

6. Дело № 1-376/2019. URL: http://судебныерешения.рф/45604204 (дата обращения: 09.04.2022).

7. «Лаборатория Касперского»: количество киберинцидентов в российских компаниях увеличилось в 4 раза. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2022_laboratoriya-kasperskogo-kolichestvo-kiberincidentov-v-rossijskih-kompaniyah-uvelichilos-v-4-raza (дата обращения: 09.04.2022).

8. Взлом высоких технологий. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5218254 (дата обращения: 09.04.2022).

9. Код «красный». Почему кибератак на российский бизнес становится больше. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2022/03/25/14658967.shtml (дата обращения: 09.04.2022).

УДК 330.3

Б01 10.24412/с1-36450-2022-3-14-26 Д. В. ВОЛКОВА

Конкурентные позиции: сущность, назначение и анализ предприятий сферы таможенного дела

В статье раскрываются общетеоретические определения конкурентной позиции, и приводится авторское определение. В процессе раскрытия сущности и назначения конкурентной позиции разводятся термины, часто использующиеся вместо

ВОЛКОВА Дарья Вячеславовна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Шарощенко Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

исследуемого понятия. Также проводится анализ конкурентных позиций предприятий сферы таможенного дела, ведущих свою предпринимательскую деятельность на рынке логистических услуг

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная позиция, позиционирование, таможенный представитель, рынок логистических услуг.

D. V VOLKOVA

Competitive Positions: the Essence, Purpose and Analysis of Customs Enterprises

The article reveals the general theoretical definitions of a competitive position, and the author's definition is given. In the process of revealing the essence and purpose a competitive position, terms often used instead of the studied concept are identified. The analysis of the competitive positions of customs enterprises conducting their business activities in the logistics services market is also carried out.

Keywords: competition, competitive position, positioning, customs representative, logistics services market.

Зарождение рынка в ходе исторического процесса общественного разделения труда и развития производства товаров повлекло за собой соперничество различных участников рынка за наиболее выгодные условия для реализации своей предпринимательской деятельности, которое в XVIII в. получило название «конкуренция», введенное шотландским экономистом А. Смитом [3, с. 245].

Федеральным законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ставшая широко известной фундаментальная экономическая категория «конкуренция» трактуется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Субъекты предпринимательства участвуют в конкуренции, прежде всего для оптимизации целевых результатов своей деятельности в сравнении с полученными результатами соперников. Обобщающую роль среди оценок целевых результатов участия в конкуренции играют занимаемые конкурентные позиции субъектами предпринимательства [8, с. 124].

Термин «конкурентная позиция» предприятия как экономическая категория является относительно новым, поэтому не имеет единой и общепризнанной трактовки. Вследствие новизны данного термина во многих современных научных трудах встречаются неоднозначные подходы к его определению, что является причиной различных авторских трактовок (табл. 1).

Исходя из различных вариаций трактовок термина «конкурентная позиция», можно сформулировать следующее определение: конкурентной позицией является фиксированное положение участника рынка в конкурентной среде, которое он защищает, совершая конкурентные действия в отношении к другим участникам рынка и остальному окружению в целях обеспечения высокой конкурентоспособности в процессе осуществления своей профессиональной деятельности на рынке.

В силу того, что единого и общепризнанного понятия конкурентных позиций не имеется, многие авторы предпочитают использовать такие экономические

категории, как «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество» и «конкурентный статус». Но данные понятия различаются по своей сути и не являются синонимами в отношении конкурентных позиций, а лишь раскрывают их сущность (табл. 2).

Таблица 1

Различные трактовки термина «конкурентная позиция» участников рынка отечественными и зарубежными авторами

Автор Определение

Бабошин А. В. Конкурентная позиция - фиксируемое в определенный момент времени положение компании относительно ее конкурентов

Груничев А. С. Конкурентная позиция - фиксированное положение компании относительно конкурентов, формирующееся в процессе осуществления субъектом предпринимательства различных конкурентных действий, в ходе которых происходит реализация потенциала конкурентоспособности данной компании

Кныш М. И. Конкурентная позиция - положение фирмы по отношению к субъектам конкурентного окружения, образующееся из совокупности позиций, которые фирма занимает и отстаивает в конкурентной среде

Рубин Ю. Б. Конкурентная позиция - конкурентное положение, которое занимают участники рынка в конкурентной среде по отношению к конкурентам и другому окружению в процессе их профессиональной деятельности по управлению собственным бизнесом

Карлоф Б. Конкурентная позиция - это позиция, которую та или иная компания занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами

Румельт Р. Занимаемая конкурентная позиция отражает конкурентные преимущества, которыми обладает предприятие в области

Составлено по: [4-9].

На основе определений, указанных в табл. 2, можно сделать вывод, что рассмотренные экономические категории тесно взаимосвязаны и представляют собой последовательную цепочку. Конкурентные преимущества в данной цепочке являются основополагающим звеном, определяющим факторы внутреннего и внешнего характера [8, с. 29], оказывающие влияние на формирование той или иной конкурентной позиции. Предприятие может занимать конкурентные позиции как по отношению к конкурентам, так и к поставщикам, потребителям и государству. Совокупность таких позиций называется конкурентным позиционированием, на основе которого определяются конкурентные статусы предприятия на рынке по отношению к другим его участникам [9, с. 123]. Образованный, исходя из конкурентных позиций предприятия, конкурентный статус, будучи слабым, средним или сильным, определяет уровень конкурентоспособности предприятия, а именно его прибыльность, способность противостоять конкурентам

и изменчивой конкурентной среде, а также эффективность деятельности в целом [10, с. 120]. На основе выстроенной цепочки можно рассудить, что конкурентные позиции являются ее ключевым звеном. Данный вывод подтверждается благодаря тому, что на основе занимаемых конкурентных позиций предприятие анализирует свои сильные и слабые стороны по отношению к другим участникам рынка, пересматривает методы ведения конкурентной борьбы и разрабатывает новые конкурентные действия, чтобы по итогу принятия стратегических управленческих решений выйти на более высокий уровень конкурентоспособности.

Таблица 2

Основные экономические категории, раскрывающие сущность конкурентной позиции предприятия

Термин Определение

Конкурентоспособность Способность участника рынка в настоящий момент и в будущем превосходить конкурентов, предлагая потребителю наиболее соответствующие его требованиям товары или услуги

Конкурентный статус Знак принадлежности участника рынка к той или иной группе конкурентов, образованной совокупностью схожих признаков

Конкурентное позиционирование Установление участниками рынка преимущественных конкурентных позиций по сравнению с другими участниками и остальным окружением на рынке с помощью определенных конкурентных действий

Конкурентная позиция Фиксированное положение участника рынка в конкурентной среде, которое он защищает, совершая конкурентные действия в отношении к другим участникам рынка и остальному окружению в целях обеспечения высокой конкурентоспособности в процессе осуществления своей профессиональной деятельности на рынке

Конкурентное преимущество Превосходство одного участника рынка над другими благодаря его уникальному товару или услуге

Составлено по: [3; 9; 10].

Формирование той или иной конкурентной позиции предприятия зависит от влияния на данный процесс неких движущих сил окружающей среды, определяющих особенности положения предприятия относительно конкурентов и других участников на рынке. Данные движущие силы определяются как факторы влияния на процесс формирования конкурентной позиции предприятия, состоящие из совокупности процессов и явлений, основанной на социально-экономическом укладе общества и финансово-хозяйственной деятельности участников рынка, и оказывающей влияние на объем производственных затрат предприятия и, как следствие, на уровень его конкурентоспособности (рис. 1).

Интенсивность влияния внутренних и внешних факторов на формирование конкурентных позиций предприятий в результате определяет их специфику и разновидности. Разные виды конкурентных позиций группируются исходя из набора классификационных признаков, в основе которых находятся этапы жизненного

цикла предприятия, эффективность использования имеющихся ресурсов, особенности поведения в отношении других участников конкурентной среды и перспектива развития рынка, на котором реализуется предпринимательская деятельность (табл. 3) [14, с. 115].

Рис. 1. Факторы, формирующие конкурентные позиции предприятия

Исходя из классификации конкурентных позиций предприятия, можно сделать вывод, что наилучшей конкурентной позицией является именно та, которая на старте своей предпринимательской деятельности, а также и на перспективу, будет сильной, гибкой, устойчивой, адекватно оценивающей и воплощающей свой конкурентный потенциал и доминирующей в отношении других конкурентов на рынке.

Определение занимаемой предприятием конкурентной позиции имеет большую значимость для оптимизации целевых результатов предпринимательской деятельности в сравнении с результатами соперников. Приобретение предприятием преимущественных конкурентных позиций по отношению к конкурентам свидетельствует о признании субъектами территории присутствия наличия у предприятия конкурентных преимуществ. Для конкурентов одни и те же конкурентные результаты имеют диаметрально противоположное значение, а именно положительные результаты конкурентной борьбы одного предприятия будут отрицательными для других, что указывает на наличие у них конкурентных недостатков. Конкурентные позиции предприятий могут как улучшаться, так и ухудшаться в глазах потребителей, поставщиков и государства. Поэтому занимаемые конкурентные позиции оцениваются на основе результатов участия в конкуренции не только собственного предприятия, но и его соперников. Конкурентные позиции также можно оценить на уровне отраслевых рынков.

Логистика является мощным инструментом конкурентной борьбы в современной мировой экономике в силу того, что способствует доставке определенного товара необходимого качества и в заданном количестве в нужное место в нужное время конечному потребителю с наименьшими затратами. Предприятия,

осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке логистических услуг, являются по совместительству и таможенными представителями. Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза таможенными представителями являются юридические лица, зарегистрированные в реестре таможенных представителей и совершающие от имени и по поручению декларанта или другого заинтересованного лица таможенные операции [1]. Особенность рынка логистических услуг заключается в его интенсивном развитии по мере расширения внешней торговли Российской Федерации с зарубежными странами. Данное обстоятельство является привлекательным для реализации предпринимательской деятельности все большего количества игроков, что в свою очередь влияет на состояние конкуренции на рынке.

Таблица 3

Классификация конкурентных позиций предприятия по Ю. Б. Рубину

Классификационные признаки Виды конкурентных позиций

По срокам участия в предпринимательстве - стартовые; - промежуточные; - финишные

По воплощению конкурентного потенциала - адекватные; - неадекватные

По эффективности конкурентных действий - сильные; - слабые

По использованию ресурсов - гибкие; - негибкие

По перспективам предпринимательской деятельности - перспективные; - безнадежные

По взаимному влиянию на конкурентов - доминирующие; - нейтральные; - подчиненные

По устойчивости на рынке - устойчивые; - изменчивые

Был проведен анализ рынка логистических услуг г. Владивостока за период с 2018 по 2021 г., оценка рынка проводилась на основе данных о прибыли логистических предприятий, зарегистрированных в реестре таможенных представителей, по следующим этапам.

1. Оценка общего уровня конкурентной борьбы на рынке. На данном этапе необходимо определить количество участников рынка и предоставляемых логистических услуг, а также размер рынка и темпы его роста и прироста за определенный период времени. Выводы по данному этапу должны быть сделаны относительно уровня интенсивности конкуренции, перспективах ее ослабления или ужесточения и прогноза изменений на ближайшие годы (табл. 4).

Исходя из данных, представленных в табл. 4, можно сделать вывод, что на рынке логистических услуг прибыль в динамике увеличивается с каждым годом

по мере выхода на него новых игроков при неизменном количестве предоставляемых услуг. В 2019 г. прибыль рынка увеличилась на 2,99 % (175 596 тыс. руб.), в 2020 г. - на 16,75 % (1 014 506 тыс. руб.), в 2021 г. - на 82,21 % (5 813 982 тыс. руб.) (рис. 2).

Таблица 4

Динамика рынка логистических услуг г. Владивостока за период с 2018 по 2021 г.

Показатель 2018 2019 2020 2021

Количество участников рынка, шт. 22 27 36 42

Количество предоставляемых услуг, шт. 10 10 10 10

Размер рынка, тыс. руб. 5881665 6057261 7 071 767 12 885 749

Темп роста рынка, тыс. руб. - 175596 1 014506 5 813 982

Темп роста рынка, % - 103,00 117,00 182,00

Темп прироста рынка, % - 2,99 16,75 82,21

Интенсивность конкуренции является характеристикой степени противодействия конкурентов друг другу в конкурентной борьбе за поставщиков, новые ниши рынка и конечных потребителей. Данная категория определяется разными методиками расчета. Наиболее часто применяемой методикой является расчет интенсивности конкуренции на основе темпа роста размера рынка (1рк). Значения данного показателя варьируются в диапазоне от 70 % (свертывание рынка) до 140 % (интенсивное развитие рынка) [2].

Применим методику расчета интенсивности конкуренции на основе темпа роста размера рынка логистических услуг за 2021 год (см. табл. 4):

, 1,82 - 0,7 1,12

I, = 1 - гг^—;т;г = 1 —;т;т = 1-1.6 = -0,6,или -60 %.

рк

В 2021 г. темп роста рынка логистических услуг составил 182 %. Данное значение значительно больше 140 %, что указывает на интенсивное развитие исследуемого рынка. Также рассчитанное значение интенсивности конкуренции на рынке (-60 %) является отрицательным, что в свою очередь указывает на высокий уровень конкуренции.

По результатам первого этапа исследования состояния конкуренции на рынке логистических услуг было установлено, что за весь период с 2019 по 2021 г. прибыль рынка увеличилась на 112,73 % (6 828 488 тыс. руб.) при увеличении числа игроков на 15 предприятий и неизменном количестве предоставляемых ими логистических услуг. Стремительно развивающийся рынок логистических услуг обладает высоким уровнем конкуренции. Но в будущем данная тенденция развития может быть снижена из-за сокращения грузовых поставок как при импорте, так и при экспорте в связи со сложившейся политической ситуацией между Российской Федерацией и Украиной, вследствие которой против России были введены санкции со стороны некоторых стран Евросоюза и США.

10 000 000 9 000 000 8 000 000 7 000 000 6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0

8751947

5 881 665

Рис. 2. Динамика изменения прибыль рынка логистических услуг г. Владивостока за период с 2018 по 2021 г., тыс. руб.

2. Расчет доли рынка каждым его участником и определение концентрации рынка с помощью коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации (СКп) и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (НН1) выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий при 80 % < СЯ4 < 100 % или 1800 < НН1 < 10000;

- умеренный при 45 % < СЯ4 < 80 % или 1000 < НН1< 1800;

- низкий при СЯ4 < 45 % или НН1 < 1000 [2].

Как уже было установлено на первом этапе исследования состояния конкуренции на рынке логистических услуг, данная отрасль характеризуется высоким уровнем конкуренции, обусловленным большим количеством игроков. Для анализа конкурентов на данном рынке были собраны данные с сайта ФТС России, а именно с Реестра таможенных представителей и рассчитана занимаемая доля рынка предприятиями, зарегистрированными в городе Владивостоке (табл. 5).

Исходя из табл. 5, можно сделать вывод, что предприятиями-лидерами, занимающими наибольшую долю рынка логистических услуг в 2021 г., являются ООО «ТЛК Вл Лоджистик» (54,26 %), ООО «Профит Транс» (9,83 %), ООО «Лига» (9,67 %) и ООО «Ориент Экспресс» (4,76 %). Наименьшую же долю рынка занимают ООО «Регион-ДВ» (0,03 %), ООО «Восточный путь» (0,03 %), ООО «Маш-групп» (0,02 %) и ООО «7 звезд» (0,02 %).

Рассчитаем степень концентрации рынка логистических услуг в 2021 г., используя коэффициент рыночной концентрации (СЯ ) и индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (НН1). В результате вычисления данных показателей СЯ4 составил 78,52 %, а НН1 - 13 192,24.

По результатам второго этапа исследования состояния конкуренции, можно сделать вывод, что рынок логистических услуг в 2021 г. был высококонцентрированным. Коэффициент рыночной концентрации указал, что 79 % рынка занимают такие предприятия как ООО «ТЛК ВлЛоджистик», ООО «Профит Транс», ООО «Лига» и ООО «Ориент Экспресс». Индекс рыночной концентрации

2018

2019

2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021

Херфиндаля-Хиршмана подтвердил сделанный ранее вывод о высокой конкуренции на рынке и низких барьерах выхода на него других потенциальных игроков.

Таблица 5

Рейтинг таможенных представителей рынка логистических услуг г. Владивостока в 2021 г.

Предприятие Выручка, тыс. руб. Доля на рынке, % Рейтинговое значение Оценка

ООО «ТЛК Вл Лоджистик» 6991884 54,26 1,00 1

ООО «Профит Транс» 1 266 484 9,83 0,43 2

ООО «Лига» 1 246 626 9,67 0,42 3

ООО «Ориент Экспресс» 613 129 4,76 0,30 4

ООО «РАЙЗЪ» 565 299 4,39 0,28 5

ООО «СЭЛ-Логистик» 276 432 2,15 0,20 6

ООО «ТИС-Лоджистик» 178 123 1,38 0,16 7

ООО «ПТС» 176 716 1,37 0,16 8

ООО «Парус» 135 960 1,06 0,14 9

ООО «Прим-Брокер» 110 497 0,86 0,13 10

ООО «Азия-Сервис» 109 814 0,85 0,13 11

ООО «ПТП» 106 233 0,82 0,12 12

ООО «НТК» 101357 0,79 0,12 13

ООО «ВЭД-СЕРВИС» 100471 0,78 0,12 14

ООО «ТФЛ Логистика» 99 271 0,77 0,12 15

ООО «Восточные рубежи» 88 800 0,69 0,11 16

ООО «Трансгрупп» 81 064 0,63 0,11 17

ООО «ТЛС» 61 262 0,48 0,09 18

ООО «Импортэкс» 58 378 0,45 0,09 19

ООО «Форза» 56 545 0,44 0,09 20

ООО «Про-лог» 51 171 0,40 0,09 21

ООО «Интерлинкс» 50 513 0,39 0,08 22

ООО ТЭФ «Владивостоквнеш-транс» 48 064 0,37 0,08 23

ООО «СДМ-Брокер» 43 401 0,34 0,08 24

ООО «Инвиктика» 40 160 0,31 0,08 25

ООО «Таможенный портала» 37 424 0,29 0,07 26

ООО «АВК групп» 35 344 0,27 0,07 27

ООО «Дальторг» 26 104 0,20 0,06 28

Окончание табл. 5

Предприятие Выручка, тыс. руб. Доля на рынке, % Рейтинговое значение Оценка

ООО «Роникс» 25 377 0,20 0,06 29

ООО «Лайнер» 19 730 0,15 0,05 30

ООО «Импорт-ВЛ» 15 385 0,12 0,05 31

ООО «Офорта» 14 653 0,11 0,05 32

ООО «Имтекс» 11 835 0,09 0,04 33

ООО «Прайд» 10 301 0,08 0,04 34

ООО «Альянс Брокер» 9 710 0,08 0,04 35

ООО «Бриз» 6 068 0,05 0,03 36

ООО «Регион- ДВ» 5 678 0,04 0,03 37

ООО «Восточный путь» 5 585 0,04 0,03 38

ООО «Машгрупп» 3 252 0,03 0,02 39

ООО «7 звезд» 1 649 0,01 0,02 40

Итого по всем предприятиям 12 885 749 100,00 - -

Составлено по: [12].

3. Построение карты конкурентов. Реализация данного этапа позволит выделить из всего количества конкурентов тех, которые обладают высоким уровнем конкурентоспособности. Карта конкурентов проста в построении, если предварительно рассчитать занимаемую конкурентом долю рынка и темпы роста его продаж (табл. 6).

Таблица 6

Таможенные представители г. Владивостока с наибольшей долей занимаемого рынка логистических услуг в 2021 г.

Предприятие Выручка 2020 г., тыс. руб. Выручка 2021 г., тыс. руб. Доля рынка, % Темп роста продаж, %

ООО «ТЛК Вл Лоджистик» 3668246 3 865 413 54,26 190,61

ООО «Профит Транс» 615140 1 266 484 9,83 205,89

ООО «Лига» 739147 810 236 9,67 168,66

ООО «Ориент Экспресс» 231464 613 129 4,76 264,89

На основе входных данных, представленных в табл. 6, построим карту конкурентов, взяв за основу их долю рынка и темп роста продаж (рис. 3).

На основе построенной карты конкурентов видно, что в зону «Вторжение» попали такие предприятия как ООО «Ориент Экспресс», ООО «Профит Транс» и ООО «Лига». Данная зона характеризуется высокими темпами роста продаж и малой долей занимаемого рынка. Для того чтобы занять положение в этой зоне существует два способа:

а) предприятия-лидеры на рынке диверсифицируют предоставляемые услуги. К таким предприятиям относится ООО «Ориент Экспресс», которое с недавнего времени стало предоставлять полный комплекс логистических услуг;

б) предприятия-лидеры, которые на начальном этапе своей предпринимательской деятельности способны на значительные инвестиционные вложения в продвижение своего предприятия. К таким предприятиям относятся ООО «Профит Транс» и ООО «Лига», которые являются относительно новыми игроками на рынке логистических услуг, но уже широко узнаваемыми среди потребителей.

270 % 260 %

* 205 %

о а.

л 200 %

и О

С 110 %

£

0 %

-10 %

-20 %

Зона «Вторжение»

Зона «Олимп»

ООО «Ориент Экс • пресс»

ОО О «Профит Тр • анс»

ОО «Ли •

О га» О О « ТЛ К Вл Л оджист ик» •

5 % 10 % 15 % 20 % 25 % 30 % 35 "о 40 % 45 % 50 % 55

Зона «Болото»

Зона «Опала»

Доля рынка

Рис. 3. Карта конкурентов, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности относительно других участников рынка логистических услуг в 2021 г.

Зона «Олимпа» характеризуется высокими темпами роста продаж и большой долей занимаемого рынка. Предприятия в данной зоне относятся к лидерам ценовой политики, оптимизирующим затраты на маркетинг. ООО «ТЛК ВлЛоджистик» является единственным предприятием, занимающим такое положение. Для данного предприятия характерны полный комплекс логистических услуг, приемлемые цены на него и, как следствие, постоянная прибыль. Исходя из этого, темпы роста продаж данного предприятия являются умеренными относительно других конкурентов в силу того, что прибыль с каждым годом постепенно увеличивается.

По результатам третьего этапа исследования состояния конкуренции были проанализированы предприятия-лидеры, занимающие наибольшую долю рынка логистических услуг за период с 2019 по 2021 г., и определены их конкурентные позиции. Стоит отметить, что определение конкурентных позиций конкурентов будет иметь практическую значимость как для определения конкурентной позиции конкретного предприятия по сравнению с конкурентами, так и для поставщиков, потребителей и государства.

4. Определение движущих сил, влияющих на конкуренцию. Реализовать данный этап можно путем применения модели 5 конкурентных сил М. Портера,

по результатам которой определятся факторы, повлиявшие на конкурентоспособность конкурентов, в виде таких движущих сил, как власть поставщиков, потребителей, вероятность выхода на рынок новых игроков, угроза появления товаров-заменителей и уровень конкурентной борьбы (рис. 4).

Внутриотраслевая конкуренция

поставщиков услуг-заменителей

Рис. 4. Модель 5 конкурентных сил М. Портера, влияющих на конкуренцию на рынке логистических услуг г. Владивостока

Исходя из рис. 4 и проставленных автором баллов по пятибалльной шкале, на основе проведенных ранее этапов анализа можно сделать вывод, что наибольшее влияние на уровень конкуренции на рынке логистических услуг оказывают такие движущие силы, как рыночная власть потребителей, внутриотраслевая конкуренция и появление потенциальных конкурентов, а наименьшее - рыночная власть поставщиков и появление услуг-заменителей.

1. Рыночная власть потребителей выражается в спросе на логистические услуги, который будет велик до тех пор, пока будет необходимость в импортных товарах для личного пользования и во внешней торговле с зарубежными странами.

2. Внутриотраслевая конкуренция, как уже было установлено ранее, является высокой в силу того, что на исследуемом рынке много конкурентов в виде таможенных представителей, осуществляющих логистические услуги.

3. Прибыльность рынка, высокая конкуренция и, как следствие, низкие барьеры выхода на рынок являются привлекательными для потенциальных конкурентов.

4. Рыночная власть поставщиков оказывает низкое влияние в силу того, что закупка предприятиями контейнеров, судов для перевозок и погрузо-разгру-зочной техники покупки очень дорогостоящие и совершаются редко, и служат долгий период времени. Но в последнее время из-за дефицита контейнеров для обеспечения внешнеторговых перевозок влияние данной конкурентной силы стало умеренным.

5. Угроза появления услуг-заменителей на рынке логистических услуг сводится к минимуму в силу их особенностей и специфики. Замена услуг по перевозке грузов разными видами транспорта, услуг таможенного оформления, страхования грузов, экспедирования и других является невозможной.

По результатам оценки состояния конкуренции на рынке логистических услуг было установлено, что исследуемый рынок является прибыльным и перспективным благодаря расширению внешней торговли страны. Актуальность предоставления логистических услуг потребителям с каждым годом привлекает большое количество потенциальных участников, претендующих на значительную долю на рынке, что способствует высокой конкуренции между ними и низким барьерам выхода на рынок. Также для данного рынка характерны однородность предоставляемых услуг, ограниченность влияния предприятий и потребителей на рыночную цену в связи с фиксированными ставками таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов, установленными национальным и наднациональным законодательством стран - участниц внешней торговли, и максимальная информированность потребителей о видах логистических услуг и их ценах. Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод о совершенной конкуренции на рынке логистических услуг, при которой множество предприятий, реализуя свои конкурентные преимущества, занимают определенные конкурентные позиции и при этом не оказывают существенного влияния на функционирование рынка.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2022).

2. Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке: приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 34.

3. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Че-ленков. Москва: Новости, 2003. 145 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Москва: Экономика, 1989. 356 с.

5. Карлоф, Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Москва: Экономика, 1991. 169 с.

6. Кныш, М. И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2012. 284 с.

7. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 2 (14). С. 115-128.

8. Груничев, А. С. Слагаемые конкурентного преимущества компании // Российское предпринимательство. 2010. № 4 (1). С. 28-31.

9. Рубин, Ю. Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2014. № 2 (44). С. 121-142.

10. Рубин, Ю. Б. Конкурентный статус участников рынка // Современная конкуренция. 2016. № 10. С. 108-141.

11. Румельт, Р. Оценка бизнес-стратегии // Стратегическое управление и бизнес. 2001. № 21. С. 130-131.

12. Реестр таможенных представителей. URL: https://customs.gov.ru/registers/ customs-representatives (дата обращения: 15.05.2022).

13. Бухгалтерия России: Бухгалтерская отчетность предприятий РФ. URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet (дата обращения: 15.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.