УДК 339.137.2
И.А. Курьяков,
кандидат экономических наук, доцент Омского института (филиала) РГТЭУ e-mail: nauka_oirgteu@mail.ru Ю.С. Гайдученко, кандидат ветеринарных наук Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: gerorg@inbox.ru
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА
Результаты проведенного исследования позволили выявить существующие методы оценки конкурентоспособности продукции аграрного сектора с учетом природно-климатических условий ЗападноСибирского региона, обусловливающих серьезные риски на разных стадиях производственного процесса.
Ключевые слова: метод, методология, оценка,
конкурентоспособность, конкуренция, продукция, производство, потребительский рынок, аграрный сектор экономики, Западно-Сибирский регион.
В предприятиях аграрно-промышленного комплекса производится различная продукция, которая определяет безопасность как отдельно взятых субъектов, так и страны в целом. Однако вопросы, касающиеся
оценки конкурентоспособности продукции аграрного сектора в специальной литературе отражены недостаточно, а мнений и подходов множество.
Дело в том, что существующие механизмы хозяйствования в разных отраслях объективно преследуют совершенно конкретную цель -выживать в условиях рыночных отношений. Вместе с тем, насыщая потребительский рынок высококачественной, безопасной и конкурентоспособной продукцией, обращается особое внимание на выявление конкурентов, изучение конкуренции, а также оценку конкурентоспособности собственной продукции.
Изложенное определило цель исследования - охарактеризовать методы оценки конкурентоспособности продукции с учетом потребностей аграрного сектора экономики региона в сложных природно-климатических условиях.
Рассматривая конкурентоспособность продукции, можно утверждать, что в большинстве работ она оценивается на основе двух критериев:
12 3
полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления , , .
Так, по мнению В.В. Окрепилова, нередко в качестве полезного эффекта продукции используются комплексные показатели ее качества, хотя при некоторых ограничениях доля рынка, занимаемая продукцией, функционально зависит от ее конкурентоспособности. В тоже время конкурентоспособность связана с получаемой прибылью от этой продукции; а качество ее «является главным конкурентообразующим фактором».
С. Калмийцев, например, определяет интегральный показатель конкурентоспособности печатной рыночной продукции как сумму
1 Гличев А.В Основы управления качеством продукции. - М.: Из - во стандартов, 1998.
2 Окрепилов В.В. Управление качеством .- М,: Экономика, 1998.
3 Свирейко Н.Е. Оценка конкурентоспособности масложировых продуктов. - М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 3(41), 2004.
нескольких факторов (стимулирующего, временного и комплексного показателя качества продукции, отнесенного к цене изделия)4, взаимная значимость (весомость) которых не учитывается. И.Ш. Дзахмишева предлагает оценивать конкурентоспособность услуг торговли на основе качества реализуемой продукции, рациональности ее ассортимента, культуры и условий обслуживания, а также доступности услуги5. Е.П. Голубков считает, что для оценки конкурентоспособности продукции необходимо собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена,
доведение продукта до потребителя, продвижение продукта6.
Р.А. Фатхутдинов7, ссылаясь на Ламбер Жан - Жака8, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность). По мнению В.Н. Фомина, конкурентоспособность продукции определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление,
предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции он считает долю
~ 9
рынка, занимаемую данной продукцией , а это суждение находит свое
подтверждение в трудах многих ученых [10, 11, 12, 13, 14].
4 Калмийцев, С. Маркетинг и конкурентоспособности полиграфической продукции предприятия. - М.; Маркетинг, №3, 1996.
5 Дзахмишева И.Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети.- М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 3(4), 2004.
6 Голубков Е.П. Основы маркетинга : Учебник. - М.: Финпресс, 1999.
7 Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент.- М.: ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 1999.
8 Ламбер Жан - Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. -СПб.: Наука, 1996.
9 Фомин B.H. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.:, «ЭКМОС», 2000.
10 Маркова Б.Д. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. - Москва -Новосибирск.: ИНФРА-М. : Сибирское соглашение, 2001.
11 Томпсон-мл.,Артур,А, Стрикленд 111, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Бильямс», 2003.
Л.В. Баумгартен (2005) считает, что разные исследователи неоднозначны в обоснованиях тех факторов, которые определяют конкурентоспособность продукции, что обусловлено различиями научных взглядов и спецификой областей их маркетинговых исследований15. По его мнению, наиболее обоснованный набор факторов организации, широко используемый при проведении стратегического анализа и маркетинговых исследований, приведен в работах Артура А. Томпсона-мл и А. Дж. Стрикленда, Девида Кревенса и Е.П. Голубкова. Причем в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности (Е.П. Голубков, 1999; Д. В. Кревенс, 2003; А. Томпсон-мл и
A. Дж. Стрикленд, 2003);
• конкурентоспособность продукции определяется
совокупностью факторов, характеризующих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта (Е.П. Голубков, 1999);
• другим подходом определения конкурентоспособности продукции, хорошо зарекомендовавшим себя на практике при проведении оценок качества сравниваемых вариантов продукции (А.В. Гличев, 1998;
B.В. Окрепилов, 1998; Н.Е. Свирейко, 2004) является подход, основанный на использовании двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления. Полезный эффект продукции
12 Кревенс Дэвид В. Стратегический м, 6 - издание. : Пер. с англ.. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.
13 Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2001.
14 Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. - 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2005.
15 Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Опубликован: журнал "Маркетинг в России и за рубежом" №4, 2005 // http://www.mavriz.ru/articles/2005/4/3833.html;
http://www.dis.rU/library/market/archive/2005/4/3833.html (Режим доступа 28.10.2011г.). -Название с экрана.
характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества;
• итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели (П. С. Завьялов, 2001; В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, 2001; Д. В. Кревенс, 2003; А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд, 2003; К.В. Пивоваров, 2005).
В качестве практического предложения следует, на наш взгляд, использовать возможность изучения конкурентоспособности не только продукции аграрного сектора Западно-Сибирского региона, но и самих предприятий различных организационно-правовых форм, формирующих в целом агропромышленный кластер на этой территории, с учетом теснейших взаимосвязей между разными субъектами хозяйствования в современных условиях глобализации отношений на всех уровнях в экономике.
Поскольку в 2012г. Россия планирует ратифицировать договор о вступлении во всемирную торговую организацию (ВТО), то специалисты считают, что от снижения импортных пошлин среди прочих секторов экономики в зоне риска окажется и сельское хозяйство. Причем, больше всех опасаются производители молочной продукции. Это связано с тем, что в странах ЕС производители молока и молочной продукции получают серьезные дотации со стороны государства, в связи с чем себестоимость их продукции ниже, чем в среднем в России. Из-за этого цены на молочные продукты могут снизиться, и прежде всего - на изготовленные из сухого молока. Причем, чтобы конкурентоспособность аграриев была на должном уровне, государство должно значительно увеличить меры поддержки производителей товарной продукции.
Список литературы:
1. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения
конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №4. -
http: //www.mavriz.ru/articles/2005/4/3833. html; http: //www.dis.ru/library/
market/archive/2005/4/3833.html (28.10.2011). - Название с экрана.
2. Бородин, К.Г. Проблемы прогнозирования. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.logistics.ru/9/16/i20_33310p0.htm (28.10.2011). -Название с экрана.
3. Бурда, А. Г., Кочетов, В. В. Рейтинговая оценка
конкурентоспособности кондитерских предприятий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://ej.kubagro.ru/2006/01/17/ (28.10.2011). -Название с экрана.
4. Волков, Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы / Д.В. Волков // Вести высших учебных заведений Черноземья. - 2010. - №1(19). - С.96-100.
5. Воронов, Д. С. Оценка конкурентоспособности предприятия.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpilib.ru/
article.php?page=207 (28.10.2011). - Название с экрана.
6. Воронов, Д. С. Оценка и анализ конкурентоспособности
предприятия. Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vds1234.narod.ru/?31.html (28.10.2011). - Название с экрана.
7. Гайнанов, Д.А., Гузаирова, Г.Р. Экономико-математическая модель
оценки конкурентоспособности предприятия/ Д.А. Гайнанов, Г.Р. Гузаирова// Вестник УГАТУ: экономика и управление народным
хозяйством. - 2010. - № 5 (40). - Т. 14. - С.243-246.
8. Сахненко, И.В. Методика оценки конкурентоспособности
предприятий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/2007-01/07sivokp .htm (2 8
октября 2011). - Название с экрана.
9. Малхасьян, Л. С. Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий : Автореф.дисс. ... к.э.н. - Краснодар, 2007. -http: //student.km. ru/ref_show_frame. asp?id=A6A6073463504F AAAADFE6BD 874A787E (28.10.2011). - Название с экрана.
10. Минько, Э.В., Кричевский, М.Л. Качество и конкурентоспособность.
Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания. Социально-экономическая значимость качества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.piter-press.ru/ attachment.
php?barcode=978546900111&at=exc&n=0 (28.10.2011). - Название с экрана.
11. Мошнов, В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности
предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cfin.ru/management/strategy/estimate_competitiveness. shtml (2 8
октября 2011). - Название с экрана.
12. Панарина, Е. Н. Методика комплексной оценки
конкурентоспособности предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iii04.pfo-perm.ru/Data2004/DConf04/PanarinEN.htm (28
октября 2011). - Название с экрана.
13. Пасечникова, О. В., Малеева, А. В. Конкурентоспособность
организации и методы ее оценки. [Электронный ресурс]. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2007. - № 6. - Режим доступа: http://www.ncstu.ru (28.10.2011). - Название с экрана.
14. Светуньков, С.Г. Информационное обеспечение управления
конкурентоспособностью. Оценка конкурентоспособности товара. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/
read/m19/4.htm (28.10.2011). - Название с экрана.
15. Родионова, Л.Н., Кантор, О.Г., Хакимова, Ю.Р. Понятие
конкурентоспособности продукции в маркетинге. [Электронный ресурс]. //
Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 1. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/otsenka-konkurentosposobnosti-produktsii ( 28 октября 2011). - Название с экрана.
16. Сафронов, Н.А. Экономика предприятия. Качество и конкурентоспособность продукции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://books.efaculty.kiev.Ua/ekpd/1/15/ (28.10.2011). - Название с экрана.
17. Соловьева, Е.А., Филатова, О.Ю. Экономическая оценка конкурентоспособности угледобывающей компании (на примере ОАО «Гуковуголь»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spmi.ru/download/zgi/170-1/t170-1_solovyova2_r.htm ( 28 октября 2011). - Название с экрана.
18. Суровцев, А. В. Методика оценки уровня конкурентоспособности
цен. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteam.ru/
publications/marketing/section_22/article_861 (28.10.2011). - Название с экрана.
19. Филиппова, Р. А. Проблемы анализа конкурентоспособности
продукции в условиях модернизации экономики. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2010-4-analiz/PDF/Filipova.pdf
(28.10.2011). - Название с экрана.
20. Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона : монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов: Издательство Тамбов. госуд. технич. университета, 2008. - 148 с.