Р.Ш. Аблямитов*
Конкурентное право:
проблемы понимания и юридическая природа
Аннотация. В статье исследуются вопросы юридической природы конкурентного права, проблемы понимания категорий «конкурентное право», «конкурентные правоотношения», «конкурентное законодательство», а также основные позиции исследователей по данным вопросам.
Ключевые слова: конкурентное право, антимонопольное и конкурентное законодательство, конкурентные правоотношения.
Отношения, складывающиеся в сфере деятельности антимонопольных органов, а это отношения, прежде всего связанные с функционированием рынка и процессами конкуренции, представляют собой одну из наиболее сложных сфер правового регулирования.
Следует сказать, что в настоящее время в правовых исследованиях нет единого мнения относительно определения понятия «конкурентное право».
Так, например, М.Ю. Козлова отмечая, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»1 (далее — Закон о защите конкуренции) регулирует отношения, связанные с защитой от злоупотребления доминирующим положением, и отношения, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, говорит, что «данный факт служит предпосылкой для вывода о существовании соответственно антимонопольного и конкурентного права, так как это совершенно разные сферы регулирования, имеющие различную правовую природу». Однако, по мнению названного автора, учитывая сложившуюся довольно длительную практику такого регулирования, а также принимая во внимание название закона и его цель, уместно использовать термин «конкурентное законодательство по отношению к обоим направлениям регулирования». Не соглашаясь с точкой зрения о том, что конкурентное право представляет собой подотрасль гражданского права, Козлова делает вывод о том, что конкурентное право — это институт предпринимательского права2.
С.А. Паращук конкурентное право понимает как комплексную сферу (область) правового регу-
лирования конкуренции и монополии, имеющую свой предмет регулирования — общественные отношения в сфере конкуренции и монополии, регулируемые нормами частного и публичного права. По его мнению, в данном понимании конкурентное право основывается на совокупности нормативных правовых актов (и соответствующих норм), составляющих комплексное законодательство о конкуренции и монополии3.
К.Ю. Тотьев говорит о том, что доктрина формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конкурентное право» используется для обозначения актов антимонопольного законодательства, в широком смысле — охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах4.
Анализ приведенных точек зрения позволяет сделать как минимум два вывода. Во-первых, позиции авторов в отношении понимания конкурентного права различны. Во-вторых, процитированные выше авторы при определении понятия конкурентного права смешивают такие категории, как «конкурентное право» и «конкурентное законодательство». Что касается последнего вывода (смешения понятий), то, на наш взгляд, эти категории соответственно выражают такие явления, как форма и содержание.
Конкурентное право имеет свою внешнею форму, выраженную в виде системы соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов, с помощью которых в правовую систему
1 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
2 См.: Козлова М.Ю. О содержании понятия «конкурентное право» // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруд. 2012. № 2 (17). С. 127, 130.
3 См.: Паращук С.А. О конкурентном праве России // Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии. М., 2010. С. 97-111.
4 См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регу-
лирование конкуренции): учеб. М., 2000. С. 72-73.
© Аблямитов Рустем Шакирович
* Аспирант кафедры частного права Уральского института — филиала Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
[Rustem_20@inbox.ru]
620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. Большакова, д. 103.
вводятся соответствующие нормы права. Нормы конкурентного права составляют содержание, которое выражается в форме конкурентного законодательства.
По поводу понимания сущности конкурентного права прежде всего необходимо отметить, что категория «конкурентное право» может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле конкурентное право следует понимать как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения между хозяйственными субъектами, связанные с экономическим соперничеством (соревнованием). В субъективном смысле конкурентное право может трактоваться как мера возможного, дозволенного поведения хозяйствующего субъекта в процессе осуществления конкуренции. В настоящем исследовании категория конкурентного права будет использована в объективном смысловом значении.
С теоретической и практической точек зрения, актуальным представляется освещение вопроса о юридической природе конкурентного права. Но прежде чем сосредоточить внимание на изучение природы норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов предпринимателей, целесообразно дать определение категории «юридическая природа». Как отмечается в литературе, довольно часто отдельные авторы используют его с целью выявления особенностей тех или иных правовых явлений путем их сравнения с другими, без выяснения сущности самой категории «юридическая природа»5. В этом вопросе теоретически обоснованной представляется позиция О.А. Красавчикова, который юридическую природу, в частности гражданского правоотношения, определяет путем выявления своеобразия правового явления с однопорядко-выми явлениями, базирующимися на нормах различных отраслей права6.
Нужно сказать, что в юриспруденции не сложилось единого мнения относительно юридической природы конкурентного права: ученые по-разному определяют его отраслевую принадлежность и место в системе российского права. Как отмечается в литературе, вопрос о конкурентном праве как составной части российской правовой системы учеными-юристами практически не обсуждается7.
Проанализировав имеющиеся по данному вопросу точки зрения, можно выделить следующие позиции относительно юридической природы конкурентного права.
1. «Конкурентное право представляет собой массив норм о защите конкуренции, который входит в предпринимательское право как предметно-функциональная подотрасль гражданского права»8.
2. Конкурентное право является подотраслью непосредственно гражданского права и характеризуется наличием в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие ее двум правовым институтам — институту защиты от монополистической деятельности и институту защиты от недобросовестной конкуренции9.
3. Конкурентное право является отдельной отраслью российского права10.
Думается, что, определяя природу конкурентного права, необходимо опираться на существующую российскую систему права, её структуру. Вопросы системы права это вопросы его макроструктуры11. «Новая отрасль права может сформироваться, если в процессе функционирования хозяйственного механизма возникают качественно новые общественные отношения, по предмету и методу правового регулирования не вписывающиеся в уже сформированные традиционные отрасли права»12.
Для норм «конкурентного» права характерна двойственная правовая природа: с одной стороны, они регулируют отношения антимонопольных органов с хозяйствующими субъектами, государственными органами и органами местного самоуправления, в основе которых (отношений) лежит принцип власти и подчинения (публичные отношения), а с другой — отношения, построенные на началах равенства — между самими хозяйствующими субъектами (гражданско-правовые отношения)13. Так, ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, выдача предписания, предупреждения хозяйствующим субъектам относят-
5 См. об этом: Страунинг Э.Л. Самозащита гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 35; Чорновол Е.П. Предпринимательское право: понятие, принципы и система // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007. Вып. 6. С. 22.
6 См.: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве // Категории науки гражданского права: избр. тр.: в 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 229-239.
7 См.: Чорновол Е.П. Понятие и юридическая природа конкурентного права // Актуальные проблемы частного права: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2010. Вып. 4. С. 27.
8 Там же. С. 29.
9 См.: Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9, 21.
10 См.: Сухоруков А.С. Антимонопольное и конкурентное право в российской и немецкой правовых системах // Российский юридический журнал. 2010. № 1. С. 206-208.
11 См.: Проблемы теории государства и права: учеб. / под ред. С.С. Алексеева. М.1987. С. 205.
12 Шальман О.В. Роль антимонопольного законодательства в становлении и развитии рынка: дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 69.
13 Подробнее об этом см.: Конкурентное право России:
учеб. / под ред. И.Ю. Артемьева, А.Г. Сушкевича. М., 2012.
С. 47-48.
ся к публичным отношениям, а правовой, экономический эффект от таких актов реализуется, как правило, в сфере частноправовых предпринимательских отношений. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, в частности, в связи со взысканием убытков с недобросовестного конкурента, причиненных в ходе неправомерной деятельности, являются гражданско-правовыми.
На наш взгляд, конкурентное право представляет собой комплексный массив норм, содержащий в себе нормы различной отраслевой принадлежности, которые входят в различные отрасли права: конституционное, гражданское, административное, финансовое, гражданско-процессуальное и некоторые другие. Однако значительная часть норм носит гражданско-правовой характер. Думается, что никаких объективных оснований для выделения конкурентного права в подотрасль права, тем более в отдельную отрасль, нет. Это связано с тем, что конкурентное право регулирует отношения различной отраслевой принадлежности и поэтому не обладает специфическим предметом и методом правового регулирования. С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение конкурентного права.
Конкурентное право — это комплексное нормативное образование, регулирующее совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу или в ходе осуществления, развития и защиты конкуренции (конкурентные отношения), а также иные тесно связанные с ними отношения по государственному регулированию конкуренции.
Необходимо отметить, что в настоящее время в литературе нет единого мнения по вопросу соотношения категорий «конкурентное право» и «антимонопольное право». Есть авторы, которые отождествляют данные категории14. Кроме того, представляется, что они не проводят различия между такими юридическими конструкциями, как «система права» и «система законодательства». Так, К.А. Писенко, очевидно, используя названные категории как тождественные, дает следующее определение: «антимонопольное (конкурентное) право — это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии»15.
В.И. Еременко в диссертационном исследовании утверждает, что конкурентное право является подотраслью гражданского права16. Однако далее конкурентное право он рассматривает и в качестве комплексной отрасли законодательства, сочетающей нормы гражданского и административного права17.
Другие авторы различают названные катего-рии18. Так, К.Ю. Тотьев, проводя различия между конкурентным правом и антимонопольным правом, говорит о том, что конкурентное право подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования — создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции, антимонопольное же право имеет негативный оттенок и не вполне соответствует истинным целям правовых норм и средств, содержащихся в антимонопольном законодательстве, так как оно не запрещает монополии как таковые19.
Т.И. Шайхеев проводит разграничение антимонопольного и конкурентного права по используемому методу правового регулирования. Следуя данному критерию, к конкурентным относятся нормы, носящие диспозитивный характер: о допустимости «вертикальных» соглашений, то есть соглашений между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар (п. 19 ст. 4 Закон о защите конкуренции); нормы, предусматривающие возможность хозяйствующим субъектам доказывать, что их положения, действия, соглашения не нарушают нормы антимонопольного законодательства (ст. 12, 13 Закона о защите конкуренции). Нормы же, которые обязывают хозяйствующего субъекта предварительно уведомлять антимонопольный орган о слиянии обществ, приобретении активов другого хозяйствующего субъекта, то есть носящие административный характер, являются антимонопольными20.
Представляется, что позиция авторов, которые отождествляют категории антимонопольного и конкурентного права, является недостаточно обоснованной, так как они смешивают хотя и близкие, но не тождественные категории.
Однако нужно признать, что в настоящее время четкого разделения между нормами конкурентного и антимонопольного права провести невозможно, думается, это связано с некоторой
14 См.: Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций / под ред. С.В. Заполь-ского. М., 2010. С. 13-16; Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 354; Четвергова Н.Ю. Правовая охрана конкурентной среды в Российской Федерации и Европейском Союзе: дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 6; Шумилов В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики: Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2001. С. 346.
15 Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации. С. 14.
16 См.: Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом. С. 9.
17 См.: Там же. С. 21.
18 См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2009. С. 284-285; Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 73.
19 См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 73.
20 См.: Шайхеев Т.И. О некоторых категориях конку-
рентного (антимонопольного) права // Современная кон-
куренция. 2012. № 3. С. 16.
условностью такого деления. Дело в том, что действия и деятельность хозяйствующих субъектов в рамках установленных правил конкуренции, то есть добросовестная конкуренция, недобросовестная конкуренция и антиконкурентная деятельность не могут быть, строго говоря, отчетливо дифференцированы.
Мы полагаем, что названные категории взаимосвязаны, но они различаются по смысловому значению. В рассматриваемые категории вкладываются различные оттенки значения слов. Данные оттенки касаются формы указанных явлений, но не их содержания. Дело в том, что конкурентное право по своей форме направлено на регулирование конкурентных отношений, их упорядочение, а антимонопольное право, при буквальном толковании, направлено против монополии, хотя в действительности, если исследовать содержание данных норм, нужно сказать, что они отнюдь не запрещают возникновение монополий и не содержат запрета на их существование. Соответствующие нормы права упорядочивают создание таких монопольных субъектов, объединений и налагают на них соответствующие обязанности.
Приведенное выше разделение антимонопольного и конкурентного права является условным в том смысле, что, по сути дела, речь идет об одной и той же сфере, но в специальном смысловом значении. Необходимость данного разделения, как нам представляется, связана с потребностью подчеркнуть направленность конкретных институтов, норм данного правового массива.
Нормы конкурентного права представляют собой комплексный нормативный массив, определенная часть которого носит гражданско-правовой характер. Нормы конкурентного права лежат в основании возникновения конкурентных правоотношений. В рамках этого массива между нормами складываются двоякого рода связи: предметная и функциональная21. Предметная взаимосвязь между нормами обусловлена единством, однородностью предмета правового регулирования: «Предметное единство вытекает из объективного единства общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования»22. Функциональная связь возникает при различии предметов правового регулирования, находящихся между собой в состоянии тесной связи и взаимодействия23. Данные связи
21 О предметной и функциональной связи правовых норм см.: Красавчиков О.А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) // Правоведение. 1975. № 2. С. 69-71.
22 Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 69.
23 Однако необходимо заметить, что «функциональное единство правовых норм не приводит к формированию в системе права (законодательства) или его отраслей каких-то
отражаются в соответствующих нормах конкурентного права: 1) предметной, существующей между нормами, регулирующими гражданско-правовые отношения; 2) функциональной, возникающей между нормами, регулирующими гражданские и административные отношения, проявляющейся в том, что они направлены на обеспечение конкуренции.
Таким образом, в рамках конкурентного права существуют разные предметы регулирования, но они находятся в тесной функциональной взаимосвязи.
Что касается конкурентного законодатель-ства24, то оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, выражающих комплексный массив норм, часть из которых относится к гражданскому праву, различным его институтам, в частности к институту поставки, подряда, коммерческой концессии, институту принудительной лицензии, кредитному институту и др.
В научной литературе ряд авторов высказывают суждения о формировании новой отрасли российского законодательства — конкурентного законодательства25. Представляется, что с учетом специфики сферы регулирования к настоящему времени сложились предпосылки к формированию конкурентного законодательства именно как специфической отрасли законодательства (но не права).
По мнению Д.А. Петрова, для антимонопольного регулирования характерно использование норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного и др.), а их сочетание с учетом установления специальных механизмов правового регулирования позволяет осуществить меры по защите конкуренции. Вследствие этого, по мнению вышеназванного автора, антимонопольное законодательство носит комплексный характер, сочетает диспозитив-ные и императивные нормы, частноправовые и публично-правовые начала26.
Для определения границ законодательства о конкуренции необходимо определить особую сферу регулирования данного законодательства и его цель. Сферой законодательства о конкурен-
новых институтов, что не исключает обособления в теоретическом анализе тех или иных взаимосвязей в целях наиболее полного познания взаимодействующих норм, институтов и отраслей» (Красавчиков О.А. Указ.соч. С. 70).
24 Конкурентное законодательство можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Конкурентное законодательство в широком смысле включает в себя не только законодательные акты, но также и подзаконные акты. В нашем исследовании конкурентное законодательство понимается в широком смысле.
25 См.: Жидков О.А. Предисловие // Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты. М., 1996. С. 7.
26 См.: Петров Д.А. Конкурентное право: теория и прак-
тика применения. М., 2013. С. 51.
ции являются конкурентные отношения, которые включают в себя отношения, складывающиеся в процессе осуществления, развития и защиты конкуренции, а также отношения по государственному регулированию конкуренции.
Необходимо обратить внимание, что в ст. 1, 3 Закона о защите конкуренции закреплен предмет и сфера его применения. Так, предметом регулирования Закона о защите конкуренции являются отношения по защите конкуренции, в том числе по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
По мнению В.Ф. Попондопуло: «по своей природе указанные отношения (отношения по защите конкуренции. — Р.А.) являются публичными, основанными на власти и подчинении»27. И далее он заключает: «нормы, регулирующие указанные отношения, направлены на ограничение свободы предпринимательства в целях обеспечения общего блага конкуренции»28. По мнению ученого, данные отношения являются публичными, поскольку направлены на обеспечение публичных интересов: защиту прав и интересов участников рынка — предпринимателей и потребителей, а также государства.
Такой подход представляется односторонним, не учитывающим различный характер правовых связей, складывающихся в процессе конкурентных отношений.
На наш взгляд, сферой законодательства о конкуренции в целом являются конкурентные отношения, которые включают в себя отношения, складывающиеся в процессе осуществления, развития и защиты конкуренции, а также отношения по государственному регулированию конкуренции. Необходимо подчеркнуть, что конкурентные отношения представляют собой не только отношения между антимонопольным органом и хозяйствующими субъектами (публичные отношения), но также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами (гражданско-правовые отношения). Думается, нельзя считать, что конкурентными являются отношения только между хозяйствующими субъектами и антимонопольным органом. Это упрощенное и достаточно ограниченное понимание конкурентных отношений.
Что же касается направленности норм, регулирующих конкурентные отношения, то думается, что ограничение свободы предпринимательства — это не самоцель, а лишь средство, применяемое лишь в определенных случаях, когда оно (ограничение свободы) необходимо для развития предпринимательства.
27 Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова // СПС «КонсультантПлюс»
28 Там же.
Целью законодательства о конкуренции в целом является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.
Исходя из положения о том, что конкурентное право представляет собой комплексный массив норм, содержащий в себе нормы различной отраслевой принадлежности, которые входят в различные отрасли права, для настоящего исследования интерес представляет тот элемент из данного массива, который относится к институтам гражданского права.
Так, представляется возможным отнести к названному элементу массива нормы, регулирующие отношения по взысканию в бюджет прибыли, полученной вследствие нарушения «антимонопольного законодательства». Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П29, данная мера «призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушений». Названная мера ответственности носит компенсационный характер, который присущ гражданско-правовому регулированию.
Конституционный Суд в названном Постановлении обратил внимание на то, что защита конкуренции в сфере предпринимательской деятельности является частноправовым институтом, опосредующим реализацию права собственности и свободу экономической деятельности30.
Что касается вопроса определения правовой природы предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, то Конституционный Суд РФ отметил, что «данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений».
Возникающие вследствие вынесения предписания антимонопольным органом отношения являются по своей сути административно-правовыми. Но в случае отказа хозяйствующего субъекта от исполнения данной санкции (перечисления полученного дохода в бюджет), с учетом этого юридического факта между антимонопольным органом и хозяйствующим субъектом возникает от-
29 Собрание законодательства РФ. 2009. № 28. Ст. 3581.
30 П. 4.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П.
ношение иного рода, для которого не характерны власть и подчинение. В Постановлении по данному поводу в частности отмечено: «Поскольку принудительное взыскание суммы, подлежащей перечислению в бюджет, осуществляется в исковом порядке, ограничение возможности такого взыскания пределами общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством, при отсутствии иного специально установленного применительно к данным правоотношениям срока согласуется с существующей системой правового регулирования и обеспечивает минимальные конституционные гарантии прав и законных интересов лиц, с которых взыскивается в бюджет полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства доход».
Представляется, что Конституционный Суд РФ в регулировании конкурентных отношений ориентирует на разноотраслевой характер лежащих в его основе норм.
Думается, что природа данной санкции, учитывая её компенсационный характер, применение к ней принципов частного права, использование в отношении нее исковой давности, является близкой к гражданско-правовым мерам воздействия.
Нужно отметить, что в настоящее время в законодательстве31 и в юридической литературе преобладает использование категории «антимонопольное законодательство». Думается, что это связано с известным дуализмом конкурентного законодательства, в рамках которого выделяются две обособленных сферы: акты антимонопольного законодательства и акты законодательства о недобросовестной конкуренции32.
Однако представляется, что категория «антимонопольное законодательство» является не вполне точной, как в юридическом, так и в экономическом смысле. Антимонопольное законодательство, если следовать буквальному значению слова «антимонопольное», направлено на борьбу с монополистической деятельностью, в то время как Закон о защите конкуренции не направлен на борьбу с монополией как таковой. С юридической точки зрения, понятие «монополия» представляет собой исключительное право на какие-либо действия или объекты33. С
31 Так, например, в ГК РФ в п. 3 ст. 1033 «Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии»; п. 2 ст. 1244 «Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе»; п. 7 ст. 1252 «Защита исключительных прав»; п. 1 ст. 1362 «Принудительная лицензия на изобретение, полезную модель или промышленный образец» содержится ссылка на антимонопольное законодательство, в Законе о защите конкуренции также используется категория «антимонопольное законодательство».
32 См.: Бикебаев А. Асимметрия конкурентного законодательства // СПС «КонсультантПлюс»; Паращук С.А. О конкурентном законодательстве России // Законодательство. 1999. № 3.
33 Большой юридический словарь. URL: http://jurisprudence.
academic.ru/9412.
экономической точки зрения, под «монополией» понимается крупная корпорация или компания, а поведение участников рыночных отношений, направленное на установление господства на рынке, означает «монополизм». В этом смысле правильнее было бы употреблять наименование «конкурентное законодательство», тем более что так называемый антимонопольный закон именуется «законом о защите конкуренции»34. Данный вопрос имеет не только теоретический, но и практический характер, так как «в настоящее время центр тяжести от концепции антимонопольного регулирования перенесен в область поддержки и обеспечения конкуренции»35.
На наш взгляд, категория «конкурентное законодательство» является более широкой по смыслу, чем «антимонопольное законодательство», так как в ее основе лежат нормы, как частного, так и публичного характера. Конкурентное законодательство включает в себя не только нормы о борьбе с монополистической деятельностью, ограничением конкуренции, но и нормы, направленные на стимулирование и поддержание конкуренции. Конкурентное и антимонопольное законодательство объединяет единая сфера — защита конкуренции, кроме того, они подчинены единой цели — обеспечения развития конкуренции. Таким образом, формой выражения конкурентных норм является законодательство, которое целесообразно назвать конкурентным законодательством. С правотворческих позиций нецелесообразно выделять конкурентное и антимонопольное законодательство, поскольку основным (главным) в законодательном регулировании соответствующих отношений является обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами, предоставление им равной возможности в осуществлении хозяйственной деятельности. Антимонопольное регулирование не является главным, а играет подчиненную функцию, поэтому правовое регулирование этих отношений выражается в системе законодательных и иных нормативно правовых актов, которые в целом могут быть названы конкурентным законодательством.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что конкурентное право представляет собой комплексное нормативное образование, имеющее разноотраслевую природу, юридической формой выражения которого является конкурентное законодательство.
34 Шальман О.В. Роль антимонопольного законодательства в становлении и развитии рынка: дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 69.
35 Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М., 2006. С. 109. См. об этом также: Лукашенко О.А. Переход от антимонопольной политики к политике защиты конкуренции в современных экономических условиях: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Томск, 2011. С. 7-8.
Библиография:
1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. M., 2009. 432 с.
2. Бикебаев А. Асимметрия конкурентного законодательства || СПС «Консультант Плюс»,
3. Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. M., 2001. 31 с.
4. Жидков О.А. Предисловие// Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты. M., 1996. С. 3—7.
5. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. M., 2006. 491 с.
6. Козлова M^. О содержании понятия «конкурентное право» || Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруд. 2012. № 2 (17). С. 127-131.
7. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) | под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. || СПС «Консультант Плюс».
8. Конкурентное право России: учеб. | под ред. И.Ю. Артемьева, А.Г. Сушкевича. M. 2012. 391 с.
9. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве || Категории науки гражданского права: избр. тр.: в 2 т. M., 2005. Т. 2. 494 с.
10. Красавчиков О.А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) || Правоведе-ние.1975. № 2. С. 62-71.
11. Лукашенко О.А. Переход от антимонопольной политики к политике защиты конкуренции в современных экономических условиях: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Томск. 2011. 24 с.
12. Паращук С.А. О конкурентном праве России || Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии. M., 2010. С. 97-111.
13. Паращук С.А. О конкурентном законодательстве России || Законодательство. 1999. № 3. С. 32-39.
14. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения. M., 2013. 318 с.
15. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций | под ред. С.В. За-польского. M., 2010. 414 с.
16. Проблемы теории государства и права: учеб. | под ред. С.С. Алексеев M.1987. 448 с.
17. Страунинг Э.Л. Самозащита гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. M.,1999. 167 с.
18. Сухоруков А.С. Антимонопольное и конкурентное право в российской и немецкой правовых системах || Российский юридический журнал. 2010. № 1. С. 206-208.
19. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учеб. M., 2000. 352 с.
20. Четвергова Н.Ю. Правовая охрана конкурентной среды в Российской Федерации и Европейском Союзе: дис. ... канд. юрид. наук. M., 2004. 163 с.
21. Чорновол Е.П. Предпринимательское право: понятие, принципы и система || Актуальные проблемы циви-листических отраслей права: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007. Вып. 6. С. 20- 69.
22. Чорновол Е.П. Понятие и юридическая природа конкурентного права || Актуальные проблемы частного права: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2010. Вып. 4. С. 20-30.
23. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. M., 2012. 428 с.
24. Шайхеев Т.И. О некоторых категориях конкурентного (антимонопольного) права. || Современная конкуренция. 2012. № 3. С. 15-24.
25. Шальман О.В. Роль антимонопольного законодательства в становлении и развитии рынка: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. 271 с.
26. Шумилов ВЖ. Mеждународное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики: Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. M., 2001. 400 с.
References (transliteration):
1. Belykh V.S. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoi deyatel'nosti v Rossii. M., 2009. 432 s.
2. Bikebaev A. Asimmetriya konkurentnogo zakonodatel'stva || SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Eremenko V.I. Pravovoe regulirovanie konkurentnykh otnoshenii v Rossii i za rubezhom: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2001. 31 s.
4. Zhidkov O.A. Predislovie || Tot'ev K.Yu. Konkurentsiya i monopoliya. Pravovye aspekty. M., 1996. S. 3-7.
5. Knyazeva I.V. Antimonopol'naya politika v Rossii. M., 2006. 491 s.
6. Kozlova M.Yu. O soderzhanii ponyatiya «konkurentnoe pravo» || Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 5: Yurisprud. 2012. № 2 (17). S. 127-131.
7. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «O zashchite konkurentsii» (postateinyi) | pod red. V.F. Popondopulo, D.A. Petro-va || SPS «Konsul'tant Plyus».
8. Konkurentnoe pravo Rossii: ucheb | pod red. I.Yu. Artem'eva, A.G. Sushkevicha. M., 2012. 391 s.
9. Krasavchikov O.A. Yuridicheskie fakty v sovetskom grazhdanskom prave || Kategorii nauki grazhdanskogo prava: izbr. tr.: v 2 t. M., 2005. T 2. 494 s.
10. Krasavchikov O.A. Sistema prava i sistema zakonodatel'stva (grazhdansko-pravovoi aspekt) || Pravovedenie.1975. № 2. S. 62-71.
11. Lukashenko O.A. Perekhod ot antimonopol'noi politiki k politike zashchity konkurentsii v sovremennykh ekonomi-cheskikh usloviyakh: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Tomsk, 2011. 24 s.
12. Parashchuk S.A. O konkurentnom prave Rossii || Pravo i biznes v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: opyt Rossii i Germanii. M., 2010. S. 97-111.
13. Parashchuk S.A. O konkurentnom zakonodatel'stve Rossii || Zakonodatel'stvo. 1999. № 3. S. 32-39.
14. Petrov D.A. Konkurentnoe pravo: teoriya i praktika primeneniya. M., 2013. 318 s.
15. Pravovoe regulirovanie konkurentsii i monopolii v Rossiiskoi Federatsii: kurs lektsii | pod red. S.V. Zapol'skogo. M., 2010. 414 s.
16. Problemy teorii gosudarstva i prava: ucheb. | pod red. S.S. Alekseeva. M., 1987. 448 s.
17. Strauning E.L. Samozashchita grazhdanskikh prav: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1999. 167 s.
18. Sukhorukov A.S. Antimonopol'noe i konkurentnoe pravo v rossiiskoi i nemetskoi pravovykh sistemakh // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2010. № 1. S. 206-208.
19. Tot'ev K.Yu. Konkurentnoe pravo (pravovoe regulirovanie konkurentsii): ucheb. M., 2000. 352 s.
20. Chetvergova N.Yu. Pravovaya okhrana konkurentnoi sredy v Rossiiskoi Federatsii i Evropeiskom Soyuze: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004. 163 s.
21. Chornovol E.P. Predprinimatel'skoe pravo: ponyatie, printsipy i sistema // Aktual'nye problemy tsivilisticheskikh otraslei prava: mezhvuz. sb. nauch. tr. Ekaterinburg, 2007. Vyp. 6. S. 20-69.
22. Chornovol E.P. Ponyatie i yuridicheskaya priroda konkurentnogo prava // Aktual'nye problemy chastnogo prava: mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Ekaterinburg, 2010. Vyp. 4. S. 20-30.
23. Shishkin S.N. Predprinimatel'sko-pravovye osnovy gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2012. 428 s.
24. Shaikheev TI. O nekotorykh kategoriyakh konkurentnogo (antimonopol'nogo) prava // Sovremennaya konkuren-tsiya. 2012. № 3. S. 15-24.
25. Shal'man O.V. Rol' antimonopol'nogo zakonodatel'stva v stanovlenii i razvitii rynka: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb.,
26. Shumilov V.M. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo v kontekste globalizatsii mirovoi ekonomiki: Problemy teorii i praktiki: dis. ... d-ra yurid. nauk. M, 2001. 400 s.
2002. 271 s.
Материал поступил в редакцию 8 июня 2014 г.