Научная статья на тему 'Конкурентное право и номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам'

Конкурентное право и номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ANTITRUST LAW / РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / MARKET COMPETITION / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON ECONOMIC SPACE / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / КОНКУРЕНЦИЯ ТОВАРОВ / КОНКУРЕНЦИЯ УСЛУГ / СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / FREE MOVEMENT OF GOODS / НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ / COMPETITION OF GOODS / COMPETITION OF SERVICES / NOMENCLATURE OF SCIENTIFIC SPECIALTIES IN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачева Елена Юрьевна, Власенко Николай Александрович

Рассматриваются роль и функции антимонопольного законодательства в сфере рыночной экономики и обеспечения единого экономического пространства. Анализируется мнение ученых-правоведов о том, что в системе права сложилась новая отрасль конкурентное право, под которым предлагается понимать регламентирование отношений по пресечению действий и соглашений, приводящих к нарушению, ограничению или устранению конкуренции на рынке товаров и услуг. Одновременно предлагается дополнить Номенклатуру научных специальностей по юриспруденции новой научной специальностью «Конкурентное право». Авторы считают, что конкурентное право не может претендовать на статус новой отрасли права по причине того, что проблема антимонопольной деятельности государства последовательно регламентируется гражданским и административным правом. Предложение считать конкурентное право новой научной специальностью юриспруденции также преждевременно. Вопросы предлагаемой специальности содержатся в Паспорте специальностей 12.00.03 (гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право), а также 12.00.14 (административное право; административный процесс). Авторы статьи приходят к выводу, что дифференциация научного знания в юридической науке достигла определенного уровня, ее дальнейшая детализация может негативно сказаться на формировании единой правовой картины в стране. В связи с этим предлагается сохранить сложившуюся систему научных специальностей по праву на обозримый период времени. Спешное изменение Номенклатуры и паспорта научных специальностей может негативно отразиться на системе подготовки научных кадров, эффективной работе диссертационных советов и развитии отечественной юриспруденции в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грачева Елена Юрьевна, Власенко Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition Law and Nomenclature of Scientific Workers’ Specialties in Law

The article discusses the role and functions of the antimonopoly legislation in the sphere of the market economy and ensuring the common economic space. The authors analyze the opinions of legal scholars concerning appearance of the new branch of law in the system of law the competition law, which is proposed to regulate the relations on combat actions and agreements leading to impairment, limitation or elimination of competition on the market of goods and services. At the same time, it is proposed to supplement the Nomenclature of scientific specialties in law with a new scientific specialty “Competition law”. The authors believe that competition law cannot get the status of a new branch of law due to the fact that the problem of antimonopoly activity of the state is consistently regulated by the civil and administrative law. The proposal to consider competition law as a new scientific specialty of law is prematurely. The issues of the proposed specialty contained in the Passport of the specialties 12.00.03 (civil law; entrepreneurial law; family law; international private law) and 12.00.14 (administrative law; administrative process). In addition, the authors conclude that the differentiation of the scientific knowledge in legal science reached a certain level, its further detalization can negatively affect the formation of a uniform legal situation in the country. In this regard, it is proposed to retain the existing system of scientific specialties in law to a reasonable amount of time. Changing the Nomenclature and Passports of scientific specialties can have a negative impact on the system of training of scientific personnel, effective work of dissertation councils, and the development of domestic jurisprudence in general.

Текст научной работы на тему «Конкурентное право и номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам»

ДИСКУССИЯ

Конкурентное право и Номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам

ГРАЧЕВА Елена Юрьевна, заведующая кафедрой финансового права, первый проректор Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, председатель экспертного совета по праву Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, доктор юридических наук, профессор

123286, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9 E-mail: msal@msal.ru

ВЛАСЕНКО Николай Александрович, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор Российского университета дружбы народов, эксперт Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, доктор юридических наук, профессор 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: theory@izak.ru

Рассматриваются роль и функции антимонопольного законодательства в сфере рыночной экономики и обеспечения единого экономического пространства. Анализируется мнение ученых-правоведов о том, что в системе права сложилась новая отрасль — конкурентное право, под которым предлагается понимать регламентирование отношений по пресечению действий и соглашений, приводящих к нарушению, ограничению или устранению конкуренции на рынке товаров и услуг. Одновременно предлагается дополнить Номенклатуру научных специальностей по юриспруденции новой научной специальностью «Конкурентное право».

Авторы считают, что конкурентное право не может претендовать на статус новой отрасли права по причине того, что проблема антимонопольной деятельности государства последовательно регламентируется гражданским и административным правом. Предложение считать конкурентное право новой научной специальностью юриспруденции также преждевременно. Вопросы предлагаемой специальности содержатся в Паспорте специальностей 12.00.03 (гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право), а также 12.00.14 (административное право; административный процесс). Авторы статьи приходят к выводу, что дифференциация научного знания в юридической науке достигла определенного уровня, ее дальнейшая детализация может негативно сказаться на формировании единой правовой картины в стране. В связи с этим предлагается сохранить сложившуюся систему научных специальностей по праву на обозримый период времени. Спешное изменение Номенклатуры и паспорта научных специальностей может негативно отразиться на системе подготовки научных кадров, эффективной работе диссертационных советов и развитии отечественной юриспруденции в целом.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, рыночная конкуренция, единое экономическое пространство, рыночная экономика, конкуренция товаров, конкуренция услуг, свободное перемещение товаров, Номенклатура научных специальностей по юриспруденции.

Competition Law and Nomenclature of Scientific Workers' Specialties in Law

E. Yu. GRACHEVA, head of the Department of financial law, first vice-principal of the Kutafin Moscow State Law University, doctor of legal sciences, professor 9, Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, Russia, 123286 E-mail: msal@msal.ru

N. A. VLASENKO, chief research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, professor at the Peoples' Friendship University of Russia, doctor of legal sciences, professor

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: theory@izak.ru

The article discusses the role and functions of the antimonopoly legislation in the sphere of the market economy and ensuring the common economic space. The authors analyze the opinions of legal scholars concerning appearance of the new branch of law in the system of law — the competition law, which is proposed to regulate the relations on combat actions and agreements leading to impairment, limitation or elimination of competition on the market of goods and services. At the same time, it is proposed to supplement the Nomenclature of scientific specialties in law with a new scientific specialty "Competition law".

The authors believe that competition law cannot get the status of a new branch of law due to the fact that the problem of antimonopoly activity of the state is consistently regulated by the civil and administrative law. The proposal to consider competition law as a new scientific specialty of law is prematurely. The issues of the proposed specialty contained in the Passport of the specialties 12.00.03 (civil law; entrepreneurial law; family law; international private law) and 12.00.14 (administrative law; administrative process). In addition, the authors conclude that the differentiation of the scientific knowledge in legal science reached a certain level, its further detalization can negatively affect the formation of a uniform legal situation in the country. In this regard, it is proposed to retain the existing system of scientific specialties in law to a reasonable amount of time. Changing the Nomenclature and Passports of scientific specialties can have a negative impact on the system of training of scientific personnel, effective work of dissertation councils, and the development of domestic jurisprudence in general.

Keywords: antitrust law, market competition, common economic space, market economy, competition of goods, competition of services, free movement of goods, nomenclature of scientific specialties in law.

DOI: 10.12737/а^_2018_2_14

Антимонопольное законодательство и его роль в условиях рыночной экономики. Современные экономические отношения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики строятся на принципах свободы предпринимательства и государственного невмешательства в экономическую деятельность. Правовой основой формирования рыночной экономики являются конституционные положения, гарантирующие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств, а также поддержку конкуренции и равную защиту всех форм собственности (ст. 8, 34 Конституции РФ). Гражданское законодательство в качестве основных начал современного предпринимательства провозглашает равенство участников регулируемых им отношений и свободу договоров (ст. 1 ГК РФ). Основной предпосылкой формирования товарных рынков, функционирующих на конкурентных нача-

лах, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» справедливо видит конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В России антимонопольная составляющая системы законодательства выполняет важнейшие экономическую и социальную функции. Все это является объективной предпосылкой научных оценок и суждений о роли данного комплекса правовых норм в юридической практике, перспективах их развития в системе права и, соответственно, характере и направлениях научных исследований наукой о праве.

Ситуация появления новых или кардинально обновленных комплексов юридических предписа-

ний — явление для современной правовой системы закономерное, что не может не вдохновлять ученых-правоведов. Направление исследований в сфере развития антимонопольного законодательства получило название «конкурентное право».

Конкурентное право: содержание и перспективы развития. Исследования в сфере действия законодательства о конкуренции ряд авторов привели к следующим выводам. В системе права сформировалась новая отрасль — конкурентное право как важнейший регулятор рыночной экономики, который сложился как объективный фактор. Предметом конкурентного права являются общественные отношения по защите и развитию конкуренции, включающие отношения по пресечению действий и соглашений, приводящих к нарушению, ограничению, недопущению или устранению конкуренции, отношения по предупреждению ограничения, недопущения или устранения конкуренции, а также процедурно-процессуальные отношения по профилактике и пресечению нарушений антимонопольного законодательства1.

Между тем формирование новой отрасли права и, соответственно, новой юридической науки и научной специальности представляет собой достаточно сложный процесс, обусловленный рядом факторов.

1 Подробнее см., например: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / отв. ред. И. Ю. Артемьев. М., 2016; Конкурентное право России / под ред. И. Ю. Артемьева и др. М., 2014; Конкурентное право / под ред. С. А. Пузыревского. М., 2015; Писенко К. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право. 2014. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Кинев А. Ю, Гав-рилов Д. А, Пузыревский С. А. Антиконкурентные соглашения и недобросовестные соглашения. М., 2016; Петров Д. А. Конкурентное право: теория и практика применения / под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2015.

Прежде всего выделение в системе права ранее не существующей отрасли связано с необходимостью определения самостоятельного характера предмета и метода правового регулирования, т. е. тех критериев, которые положены в основу структурирования и функционирования всей системы российского права, что в настоящее время является учебной истиной2. Заметим, в условиях реформирования всех сфер общественной жизни с неизбежностью возникают дискуссии о ревизии традиционных подходов к структуре системы права, что сопровождается стремлениями ее «улучшения», «актуализации» в целях «приведения ее в соответствие с потребностями времени», и, как следствие, многочисленные непрекращающиеся уже в течение двух последних десятилетий стремления обосновывать появление новых отраслей права.

С учетом сказанного конкурентное право вряд ли можно выделить в самостоятельную отрасль права, поскольку оно представляет собой комплексное образование, сочетающее разнородные по своей юридической природе публично-правовое и частноправовое регулирование, т. е. конкурентное (антимонопольное) законодательство. Попытка механического изъятия соответствующих юридических норм из таких отраслей права, как гражданское, предпринимательское, административное и др., и их искусственное обособление в отдельную отрасль права противоречит объективным закономерностям развития системы российского права, несет риски нарушения соотношения объективного и субъективного в комплексе факторов, обусловливающих динамику развития правового массива.

2 См., например: Оксамытный В. В. Общая теория государства и права. М., 2015. С. 400—401; Радько М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2015. С. 361—386.

Проблема легитимации научной специальности. В исследованиях, посвященных действию антимонопольного законодательства, конкуренции в сфере современных рыночных отношений, высказывается мнение о необходимости выделения отдельной научной специальности «конкурентное право». Очевидно, что в современной научной юридической периодике можно встретить суждение о придании легитимности (юридической официальности) научному направлению, исследующему функционирование того или иного законодательного массива. Другое дело, когда имеет место официальное обращение в Министерство образования и науки РФ с просьбой о включении в Номенклатуру специальностей по юриспруденции той или иной научной специальности. В частности, с просьбой о включении специальности «конкурентное право» в названную Номенклатуру обратилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) (2 августа 2017 г. № АГ/52997/17; № АГ 5305/17). В представленном ею объемном документе обратим внимание на следующее.

Использование хозяйствующим субъектом рыночной власти в своих экономических интересах способно существенно ущемить и нарушить экономические права контрагентов хозяйствующего субъекта и нарушить принцип равенства участников гражданских отношений (так как юридическое равенство и экономическое равенство — разные вещи).

Рыночная власть, которой обладают доминирующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, монополисты, часто не позволяет реализовать на практике юридический принцип равенства участников гражданских отношений. Это связано с тем, что экономически более сильный хозяйствующий субъект при вступлении в условиях рыночной экономики в гражданские отношения с субъектом (контрагентом), не обладающим существенной ры-

ночной властью, определяет условия договора (условия обращения товара) не на основе равенства в обсуждении его условий, а на основе диктата. Таким образом, юридическое равенство участников гражданских правоотношений при наличии экономического неравенства хозяйствующих субъектов на товарном рынке превращается в полную фикцию и не может быть реализовано.

К сожалению, мерами гражданско-правового регулирования указанную ситуацию в полной мере исправить невозможно. Поэтому для обеспечения подлинного равенства участников рыночных отношений включаются механизмы публично-правового регулирования, содержащиеся в системе антимонопольного законодательства.

Нормы конкурентного права, считают авторы указанного обращения, призваны в том числе обеспечить реализацию основополагающих принципов гражданского права, определяющих условия товарного обращения и лежащих в основе функционирования рыночной экономики, основанной на эффективной конкуренции.

Конкурентное право не может, по мнению авторов обращения, претендовать на статус основной отрасли права. Однако представляется вполне оправданным рассмотрение вопроса о выделении конкурентного права в качестве комплексной отрасли права, основанной на самостоятельной системе законодательства, общности регулируемых отношений и специфике метода регулирования. Это дает право ставить вопрос об отдельной научной специальности «конкурентное право».

Экспертный совет по праву ВАК в ответ на данное обращение подготовил заключение, в котором отмечается следующее. В настоящее время представителями антимонопольных органов активно предлагается включение в Номенклатуру научных специальностей новой научной специальности «конкурентное пра-

во», что, по мнению заявителей, является следствием уже сформировавшейся новой отрасли права и науки с аналогичным названием.

Вопросы так называемого конкурентного права содержатся в п. 2.7 и 2.11 Паспорта специальности 12.00.03 (Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право)3. В пункте 2.7 Паспорта специальности 12.00.03 (раздел «Предпринимательское право») сформулированы проблемы правового регулирования естественных монополий, доминирующего положения предпринимателя на товарных и финансовых рынках, а также антимонопольного контроля за экономической конкуренцией на рынках. В пункте 2.11 Паспорта в развернутом виде изложены все важнейшие составные элементы конкурентного права:

во-первых, дано понятие конкуренции, монополистической деятельности и сформулированы признаки недобросовестной конкуренции по российскому законодательству;

во-вторых, изложены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения,устране-ния конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ;

в-третьих, как самостоятельная сформулирована проблема защиты

3 См. Заключение Экспертного совета

по праву ВАК при Минобрнауки России о включении в Номенклатуру научных специальностей новой специальности «конкурентное право» от 30 ноября 2016 г.

от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности;

в-четвертых, сформулированы положения об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции.

Таким образом, включение в Номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, такой научной специальности, как «конкурентное право», не требуется, поскольку все правовые вопросы, относящиеся к ней, получили надлежащее место и обоснование в рамках Паспорта специальности 12.00.03. Кроме того, выделение научной специальности «конкурентное право» неизбежно приведет к нарушению логики внутри специальности 12.00.03, а также необоснованным противоречиям между данной специальностью и новой специальностью «конкурентное право»; это не только повлечет дифференциацию научной специальности 12.00.03, но и породит неблагоприятную тенденцию, ведущую к нарушению целостности данной специальности, а также неоправданной фрагментации юридического знания, исключающего комплексный подход к изучению и рассмотрению соответствующих проблем.

Проблемы, касающиеся их компетенции, организационной структуры, процедур взаимодействия государственных органов, специально созданных для поддержания здоровой конкурентной среды, а также для борьбы с монополизмом и недобросовестной конкуренцией, с другими государственными органами, а также вопросы правового положения государственных служащих и прохождения ими государственной службы закреплены в рамках специальности 12.00.14 (Административное право; административный процесс).

Кроме того, сложилась традиция, в соответствии с которой кафедры, научные отделы, научные руководители и консультанты ориентируют-

ся на действующие Номенклатуру и Паспорт научных специальностей по праву. Выделение конкурентного права потребует перерегистрации многих диссертационных советов, внесет сумятицу в системную работу аспирантур, которая сложилась благодаря обновлению указанных документов.

Таким образом, представляется преждевременной постановка вопроса о появлении новой научной специальности «конкурентное право», что объясняется главным образом отсутствием в настоящее время объективных предпосылок дальнейшей дифференциации и ограничения научной специальности 12.00.03 путем исключения из области исследования проблемы конкуренции и действия антимонопольного законодательства (п. 2.7, 2.11 Паспорта специальности 12.00.03).

Ведение научных исследований в области правового регулирования конкуренции как одной из важных составляющих рыночной экономики возможно в современных условиях в рамках уже существующих отраслевых специальностей, что подтверждается многочисленными опубликованными научными работами и успешно защищенными диссертациями по специальностям 12.00.03 и 12.00.144.

Номенклатура и Паспорт специальностей по праву и предложения по их модернизации. В октябре 2017 г. в рамках совместного заседания Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции и Экспертного совета ВАК при Минобр-науки России по инициативе ФАС России состоялся круглый стол на тему «О дополнении Номенклатуры научных специальностей специальностью "конкурентное право"». Дискуссия (участники: И. Ю. Артемьев, руководитель ФАС России; А. Г. Ли-сицин-Светланов, академик РАН; С. А. Пузыревский, зам. руководи-

4 См. Заключение Экспертного совета ВАК по праву от 30 сентября 2016 г.

теля ФАС России, кандидат юридических наук; Е. Ю. Грачева, доктор юридических наук, профессор, председатель Экспертного совета ВАК по праву; Н. А. Власенко, доктор юридических наук, профессор, эксперт ВАК по праву; и др.) выявила два противоположных мнения по вопросу вхождения конкурентного права в Номенклатуру научных специальностей по юриспруденции. По существу эти мнения изложены выше. Итогом обсуждения явилось решение Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции о повторном обращении в Минобрна-уки России с просьбой о включении конкурентного права в действующую Номенклатуру специальностей по юриспруденции.

В связи с этим отметим, что современная Номенклатура научных специальностей по праву и Паспорт специальностей действуют около пяти лет. Модернизация данных документов сопровождалась серьезной научной дискуссией. В адрес комиссии при ВАК РФ поступило около 80 документов с предложениями по содержанию Номенклатуры специальностей по праву и около 60 — по содержанию Паспорта специальностей по праву5.

Вместе с тем согласно некоторым исследованиям, проведенным в рамках общей теории права, в настоящее время различными российскими учеными выдвигаются идеи о самостоятельном отраслевом характере порядка 90 правовых образований (акционерное право, арктическое право, атомное право, биржевое право, бухгалтерское право, биоэтическое право, военное право, избирательное право, культур-

5 См. подробнее: Власенко Н. А., Мацке-вич И. М. Модернизация специальностей в юриспруденции: сборник материалов по итогам подготовки Паспорта специальности научных работников. М., 2012; Мацке-вич И. М, Власенко Н. А. Паспорт специальностей научных работников по юриспруденции. Проект и итоги. М., 2016.

ное право, кредитное право, полицейское право, спортивное право, экономическое право и т. п.)6. Возникает вопрос: насколько уместно для каждого формирующегося правового образования создавать отдельную научную специальность? И если закрепить конкурентное право как отдельную научную специальность, то на каких основаниях можно отказать в том же перечисленным выше законодательным массивам?

В современной науке, в том числе юридической, дифференциация научного знания достигла такой степени, что уже, на наш взгляд, негативно сказывается на формировании единой научной картины мира. В таких условиях юридическая на-

6 См.: Радько Т. Н, Головина А. А. Современная системно-правовая теория: новый этап развития или методологический кризис // Государство и право. 2017. № 2. С. 34—40; Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации / под ред. Р. Л. Хачатурова. М., 2017. С. 8; Система права: история, современность, перспективы / под ред. Т. Н. Радько. М., 2018. С. 6—24.

ука нуждается скорее в интеграции научного знания, а не в дальнейшем дроблении ее на составляющие.

Сказанное не исключает возможности преподавания соответствующих специальных курсов, учебных дисциплин, формирования соответствующих магистерских программ в вузах в целях подготовки фундаментально образованных юристов в данной сфере. Динамику формирования и развития соответствующих учебных программ необходимо приветствовать и способствовать их распространению.

В связи с этим представляется целесообразным и объективно обоснованным сохранение сложившейся системы научных специальностей на обозримый период времени, а также установление моратория на «нововведения» в Номенклатуру научных специальностей по праву. Спешная модернизация указанных документов негативно отражается на системе подготовки научных кадров, эффективной работе диссертационных советов и на развитии юриспруденции в целом.

Библиографический список

Власенко Н. А., Мацкевич И. М. Модернизация специальностей в юриспруденции: сборник материалов по итогам подготовки Паспорта специальности научных работников. М., 2012.

Кинев А. Ю., Гаврилов Д. А., Пузыревский С. А. Антиконкурентные соглашения и недобросовестные соглашения. М., 2016.

Конкурентное право / под ред. С. А. Пузыревского. М., 2015.

Конкурентное право России / под ред. И. Ю. Артемьева и др. М., 2014.

Мацкевич И. М., Власенко Н. А. Паспорт специальностей научных работников по юриспруденции. Проект и итоги. М., 2016.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / отв. ред. И. Ю. Артемьев. М., 2016.

Оксамытный В. В. Общая теория государства и права. М., 2015.

Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации / под ред. Р. Л. Ха-чатурова. М., 2017.

Петров Д. А. Конкурентное право: теория и практика применения / под ред. В. Ф. По-пондопуло. М., 2015.

Писенко К. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право. 2014. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Радько М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2015.

Радько Т. Н., Головина А. А. Современная системно-правовая теория: новый этап развития или методологический кризис // Государство и право. 2017. № 2.

Система права: история, современность, перспективы / под ред. Т. Н. Радько. М., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.