Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНО-РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

КОНКУРЕНТНО-РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНО-РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Армашова-Тельник Г.С.

В статье рассматривается понятийный аппарат содержательной сущности конкуренции, условия формирования подходов для высокой конкурентоспособности субъектов хозяйствования как основного элемента функционирования рыночной экономики. Проанализирована современная конъюнктура конкурентно-рыночного пространства в России. Проведена сравнительная оценка состояния российской конкурентной среды в 2016 и 2020 годах в контексте: определения сфер с наиболее высокой (и низкой) степенью влияния на конкурентный рынок, ориентиры усиления конкурентоспособных позиций, положительных эффектов от конкуренции для субъектов хозяйствования и т.д. Сформулированы ключевые направления повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Приведен актуальный комплекс методов оценки конкурентоспособности. Определены преимущества здоровой конкуренции в системе рыночных отношений для роста благосостояния субъектов хозяйствования, экономического развития страны и, соответственно повышения уровня жизни населения. В России, в настоящее время, выработка и реализация государственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства в регионах является недостаточной для формирования эффективной конкурентно-рыночной среды экономики в регионах. Тогда как развитие здоровых конкурентных отношений позволяет наиболее эффективно воздействовать на рыночные механизмы в регионах, а также способствует устойчивому развитию социально-экономических, технических направлений функционирования экономики. И ключевой задачей государства в этом случае является обеспечение возможностей для реализации конкурентного потенциала региона, то есть его готовность к эффективной конкуренции и устойчивому функционированию определенной конкурентно-рыночной среды. Формирование такой среды обеспечивает эффективность межрегиональных и международных связей региона, что обуславливает положительные эффекты в социально-экономическом развитии государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE MARKET SPACE IN THE CONTEXT OF THE NEED TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN ECONOMIC SYSTEM

The article considers the conceptual framework of the content essence of competition, the conditions for the formation of approaches for high competitiveness of business entities as the main element of the functioning of the market economy. The article analyzes the current state of the competitive market space in Russia. A comparative assessment of the state of the Russian competitive environment in 2016 and 2020 is carried out in the context of: determining the areas with the highest (and lowest) degree of influence on the competitive market, guidelines for strengthening competitive positions, positive effects of competition for business entities, etc. The key directions of increasing the competitiveness of business entities are formulated. An up-to-date set of methods for assessing competitiveness is presented. The advantages of healthy competition in the system of market relations for the growth of the welfare of economic entities, the economic development of the country and, accordingly, the improvement of the standard of living of the population are determined. In Russia, at present, the development and implementation of state programs for the development of small and medium-sized businesses in the regions is insufficient for the formation of an effective competitive market environment for the economy in the regions. While the development of healthy competitive relations allows the most effective impact on market mechanisms in the regions, and also contributes to the sustainable development of socio-economic, technical areas of the economy. And the key task of the state in this case is to provide opportunities for realizing the competitive potential of the region, that is, its readiness for effective competition and sustainable functioning of a certain competitive market environment. The formation of such an environment ensures the effectiveness of interregional and international relations of the region, which leads to positive effects in the socio-economic development of the state as a whole.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНО-РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

ВестнщФТУМт:/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202

DOI: http://doi.org/1Q.2Q914/2310-12Q2-2Q21-2-259-264_Оригинальная статья/Research article_

УДК 338.12.017_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru

Конкурентно-рыночное пространство в контексте потребности роста конкурентоспособности _российской систем хозяйствования_

Галина С. Армашова-Тельник 1 atgs@ya.ru ® 0000-0001-9370-5875 '

1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, ул. Большая Морская, 67 А,

Санкт-Петербург, 190000, Россия Аннотация. В статье рассматривается понятийный аппарат содержательной сущности конкуренции, условия формирования подходов для высокой конкурентоспособности субъектов хозяйствования как основного элемента функционирования рыночной экономики. Проанализирована современная конъюнктура конкурентно-рыночного пространства в России. Проведена сравнительная оценка состояния российской конкурентной среды в 2016 и 2020 годах в контексте: определения сфер с наиболее высокой (и низкой) степенью влияния на конкурентный рынок, ориентиры усиления конкурентоспособных позиций, положительных эффектов от конкуренции для субъектов хозяйствования и т.д. Сформулированы ключевые направления повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Приведен актуальный комплекс методов оценки конкурентоспособности. Определены преимущества здоровой конкуренции в системе рыночных отношений для роста благосостояния субъектов хозяйствования, экономического развития страны и, соответственно повышения уровня жизни населения. В России, в настоящее время, выработка и реализация государственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства в регионах является недостаточной для формирования эффективной конкурентно-рыночной среды экономики в регионах. Тогда как развитие здоровых конкурентных отношений позволяет наиболее эффективно воздействовать на рыночные механизмы в регионах, а также способствует устойчивому развитию социально-экономических, технических направлений функционирования экономики. И ключевой задачей государства в этом случае является обеспечение возможностей для реализации конкурентного потенциала региона, то есть его готовность к эффективной конкуренции и устойчивому функционированию определенной конкурентно-рыночной среды. Формирование такой среды обеспечивает эффективность межрегиональных и международных связей региона, что обуславливает положительные эффекты в социально-экономическом развитии государства в целом.

Ключевые слова: конкурентно-рыночное пространство, конкурентоспособность, рыночная экономика, эффективность хозяйствования, экономическое развитие

Competitive market space in the context of the need to increase _the competitiveness of the Russian economic system_

Galina S Armashova-Telnik 1 atgs@y~ ® 0000-0001-9370-5875

1 Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentationsuai, 67, Bolshaya Morskaia str., Saint-Petersburg, 190000, Russia Abstract. The article considers the conceptual framework of the content essence of competition, the conditions for the formation of approaches for high competitiveness of business entities as the main element of the functioning of the market economy. The article analyzes the current state of the competitive market space in Russia. A comparative assessment of the state of the Russian competitive environment in 2016 and 2020 is carried out in the context of: determining the areas with the highest (and lowest) degree of influence on the competitive market, guidelines for strengthening competitive positions, positive effects of competition for business entities, etc. The key directions of increasing the competitiveness of business entities are formulated. An up-to-date set of methods for assessing competitiveness is presented. The advantages of healthy competition in the system of market relations for the growth of the welfare of economic entities, the economic development of the country and, accordingly, the improvement of the standard of living of the population are determined. In Russia, at present, the development and implementation of state programs for the development of small and medium-sized businesses in the regions is insufficient for the formation of an effective competitive market environment for the economy in the regions. While the development of healthy competitive relations allows the most effective impact on market mechanisms in the regions, and also contributes to the sustainable development of socioeconomic, technical areas of the economy. And the key task of the state in this case is to provide opportunities for realizing the competitive potential of the region, that is, its readiness for effective competition and sustainable functioning of a certain competitive market environment. The formation of such an environment ensures the effectiveness of interregional and international relations of the region, which leads to positive effects in the socio-economic development of the state as a whole.

Keywords: competitive market space, competitiveness, market economy, economic efficiency, economic development

Введение

На данный момент в сфере экономики Российской Федерации значимую позицию занимает проблема повышения конкурентоспособности предоставляемых товаров и услуг как на внешнем, так и на внутреннем рынках. На качество товаров и услуг, предоставляемых

Для цитирования Армашова-Тельник Г.С. Конкурентно-рыночное пространство в контексте потребности роста конкурентоспособности российской систем хозяйствования // Вестник ВГУИТ. 2021. Т. 83. № 2. С. 259264. ао1:10.20914/2310-1202-2021 -2-259-264

предприятиями электроэнергетической отрасли, оказывает положительное влияние стремление субъектов хозяйствования получить разнообразные преимущества, помогающие повысить конкурентоспособность. Также, стоит рассматривать повышение уровня конкурентоспособности, как основной элемент экономики предприятия.

For citation

Armashova-Telnik G.S. Competitive market space in the context of the need to increase the competitiveness of the Russian economic system. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2021. vol. 83. no. 2. pp. 259264. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2021-2-259-264_

© 2021, Армашова-Тельник Г.С. / Armashova-Telnik G.S.

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

Armashova-7eCnik,g.S. Proceedings of VSUET, 2021, vot 83,

В условиях недостаточного государственного регулирования, отсутствия актуальных оценок проводимых реформ в экономической сфере, первостепенной становится задача повышения качественных характеристик производимых товаров и услуг, что в свою очередь непосредственно коррелирует с конкурентоспособностью. Однако, достижению данной цели препятствует высокий уровень производственных издержек, критическое состояние основных фондов, устаревшее оборудование, низкая квалификация сотрудников [8, 12]. Для успешной борьбы с конкурентами, а также повышения качества производимых товаров/услуг, предприятию необходимо выполнять следующие действия:

1. Заменить морально и технически устаревшее оборудование на современное, отвечающее международным и отечественным стандартам в соответствующей сфере рынка;

2. Проводить исследования внутреннего рынка, если предприятие поставляет товары и услуги только в своём государстве, дополнительно исследовать внешний рынок, если предприятие поставляет товары и услуги не только в своём государстве, а также в других государствах или если предприятие имеет цель - выйти на международный рынок;

3. Проводить внутренние исследования предприятия, с целью определения преимуществ и недостатков по сравнению с предприятиями-конкурентами, составлять различные планы развития или выхода на новые рынки.

Производителю, выпускающему товар как для внутреннего, так и для внешнего рынка, желающему долгое время занимать лидирующие позиции, не стоит ориентироваться только на показатели конкурентоспособности, так как данный фактор стоит рассматривать лишь в совокупности с показателями спроса, предложения, учитывать рост требований к качеству продукции, принимать во внимание изменение издержек. Ученые-экономисты в лице Джозефа Стиглица, Пола Кругмана, Карла Айгингера выделяют конкуренцию, как катализатор развития предприятия, что в свою очередь неразрывно связано с повышением уровня жизни населения, так как на рынок выходят товары и услуги только лучшего качества. В условиях рыночной экономики конкуренция является основным катализатором санации экономики [7, 10].

Обсуждение

При принятии решения, несущего за собой определенные последствия для субъекта хозяйствования, необходимо провести анализ, позволяющий выявить рациональность, логичность и своевременность принятого решения.

. 2, pp. 259-264 post@vestnik-vsuet.ru

Воздействие конкуренции в экономической сфере состоит в исследовании и изобретении наиболее рациональных способов развития предприятия в целом, путей производства товаров и услуг, снижения издержек на них и т. д.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от того, насколько рационально предприятие ведёт инвестиционную деятельность, использует новейшие технические и технологические решения в производстве, повышает качество товаров и услуг, повышает производительность труда и снижает издержки на производство. Исходя из сложившейся ситуации, на данный момент, выделим несколько недостатков экономической политики в России [6, 7, 9]:

1. Сырьевая ориентация;

2. Дефицит капитала внутри страны.

Данные недостатки способствуют накоплению инвестиционных ресурсов в компаниях с «простой» цепочкой производства, базируемых в обрабатывающей промышленности. Предприятия не смогли достаточно обновить производственное оборудование, что привело к снижению конкурентоспособности субъектов хозяйствования данной сферы по сравнению с зарубежными предприятиями.

Таким образом, повышение конкурентоспособности российской продукции считается одним из основных факторов в настоящем и будущем экономической политики в России. Отметим, что данная проблема находится в стадии решения: распоряжением правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 года утверждена стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации с 2024 года до 2035 года [5, 20].

Представленные показатели отражают следующее: Россия за последние четыре года находится в топ-50 стран, которые были рассмотрены в докладе Всемирного экономического форума.

Таблица 2 демонстрирует рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности за 2019 год [2, 11, 19].

Таблица 1 .

Динамика рейтинга глобальной конкурентоспособности России за период 2012-2019 гг. [1, 17]

Table 1.

Dynamics of Russia's Global Competitiveness rating for the period 2012-2019

Год Year 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Место Place 67 64 53 45 43 38 43 43

Число стран Number of countries 144 148 144 140 138 137 140 141

Ярмашова-Шельник,Т.С. Вестник,<ВГУИШ, 2021, Ш. 83, №. 2, С. 259-264 post@vestnik-;vsuet.ru

Таблица 2.

Рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности за 2019 год

Table 2.

Ranking of the world's countries on the global competitiveness Index for 2019

Позиция в рейтинге Position in the rating Страна Country Значение индекса Index value

1 Сингапур Singapore 84.8

2 США USA 83.7

3 Гонконг Hong Kong 83.1

4 Нидерланды Netherlands 82.4

5 Швейцария Switzerland 82.3

6 Япония Japan 82.3

7 Германия Germany 81.8

8 Швеция Sweden 81.2

9 Великобритания Great Britain 81.2

10 Дания Denmark 81.2

25 Объединённые Арабские Эмираты United Arab Emirates 75.0

28 Китай China 73.9

43 Россия Russia 66.7

55 Казахстан Kazakhstan 62.9

141 Республика Чад Republic of Chad 35.1

Таблица 2 отражает лидирующие места, как и за 2018 год, которые занимают Сингапур, США и Гонконг. Последнее место занимает Республика Чад. Представленные в таблице страны СНГ, а именно Россия и Казахстан, занимают 43 и 55-е места соответственно, что свидетельствует, в целом, о благоприятном значении полученной оценки, однако необходимо принять

меры для повышения значения индекса с целью попадания в топ-10 стран.

Краткое сравнение оценки состояния конкурентной среды в России с использованием данных докладов аналитического центра при Правительстве Российской Федерации за 2016 и 2020 год [3, 4, 18].

Таблица 3.

Сравнительная оценка состояния конкурентной среды в России в 2016 и 2020 гг.

Table 3.

Comparative assessment of the state of the competitive environment in Russia in 2016 and 2020

Год | Year 2016 2020

1 2 3

Сферы с наиболее сильным конкурентным воздействием Пищевая промышленность, IT-технологии, производители стройматериалов и неметаллических изделий Машиностроение, химическая промышленность, финансовые услуги, пищевая промышленность, IT-технологий.

The areas with the strongest competitive impact. Food industry, IT technologies, manufacturers of building materials and non-metallic products Mechanical engineering, chemical industry, financial services, food industry, IT technologies.

Сферы с наиболее слабым конкурентным воздействием Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, топливно-энергетический комплекс Ремонтные услуг, деревообрабатывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс

Areas with the weakest competitive impact Woodworking, pulp and paper industry, fuel and energy complex Repair services, woodworking industry, fuel and energy complex

Уровень конкуренции, % 51 49

Level of competition

Способы повышения конкурентоспособности Снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг, новые маркетинговые стратегии, обучение персонала Снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг, новые маркетинговые стратегии, обучение персонала

Ways to improve competitiveness Cost reduction for production and sales of products and services, new marketing strategies, staff training Cost reduction for production and sales of products and services, new marketing strategies, staff training

Armashova-Telnik, G-S- Proceedings of VSUET, 2021, vol. 83, no. 2, pp. 259-264 post@vestnik-vsuet.ru

Продолжение таблицы 3 | Continuation of table 3

1 2 3

Польза конкуренции для развития бизнеса, % 33 40

The benefits of competition for business development, %

Снижение числа конкурентов, % 20 24

Reducing the number of competitors, %

Количество респондентов, которые не планируют выходить на новые рынки, % 27 30

The number of respondents who do not plan to enter new markets, %

В 2016 году респондентами являлись представители малого бизнеса, примерно у 80% опрошенных были микропредприятия с годовым оборотом до 120 млн. рублей, численность сотрудников таких предприятий составляет примерно 100 человек.

В 2020 году типичные представители выборки выглядят следующим образом: владелец собственного бизнеса (68%), возраст этого бизнеса составляет более 5 лет (77,8%), целевыми рынками для него являются рынки отдельных российских регионов или муниципальных образований (62%) или рынок Российской Федерации в целом (33%).

Таким образом, необходимо отметить, что выделяют следующие способы повышения конкурентоспособности [13, 16]:

1. Рост объёмов производства. Этот способ необходимо использовать с осторожностью и на его основе планировать организационные и производственные процессы, чтобы избежать переизбытка товаров и услуг на рынке;

2. Улучшение качества. Такой способ является эффективным, поскольку повышение качества продукта или услуги укрепит репутацию у клиентов, привлечет новых покупателей, а также откроет доступ к выходам на другие рынки;

3. Уменьшение расходов. Данный способ, как и рост объёмов производства, должен использоваться с большой осторожностью, так как для внедрения этого способа требуется скоординированная работа всего предприятия - от производственного департамента до отдела логистики и управления;

4. Бенчмаркинг (от англ. сравнительный анализ). Суть сравнительного анализа заключается в постоянном мониторинге конкурентов и компаний в смежных отраслях, проведении исследований для определения потребности в модернизации, разработке эталонной модели производства и сравнении фактического производства с этой моделью.

Методы оценки конкурентоспособности [14]:

1. Матричные методы. Они проводят анализ между жизненным циклом продукции и конкурентоспособностью;

2. Комплексные методы. Они позволяют оценить сразу два аспекта конкурентоспособности: текущую (оценивается как конкурентоспособность продукции) и потенциальную (оценивается по теории эффективной конкуренции);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции.

Они строятся по такому принципу, что конкуренция товара или услуги прямо пропорциональна конкурентоспособности предприятия;

4. Методы, в основе которых лежит теория эффективной конкуренции.

Суть методов заключается в балльной оценке конкурентоспособности организации, исходя из имеющихся данных.

Таким образом, с экономической точки зрения конкуренция рассматривается как предмет, а именно товар или услуга, за которые на рынке конкурирующие фирмы ведут борьбу и стремятся привлечь к себе потенциальных клиентов. С одной стороны, конкуренция направлена на выявление оппонентов, выпускающих товары-субституты, с другой - на удовлетворение потребностей покупателей.

Объектами конкурирующей борьбы на рынке являются потребитель и покупатель. Такое разделение свидетельствуют о том, что существуют две сферы воздействия: товар или услуга (предмет) и потребитель или покупатель (объект).

Деятельность хозяйствующих субъектов направлена на достижение конечного результата в конкурентоспособности, которые основаны на результатах систематических и комплексных усилий. Таким образом, движущая сила развивающихся рыночных объектов и субъектов является конкуренцией для других компаний.

Ярмашова-тельник,Т.С ВестницФТУИШ, 2021, Т. 83, №. 2, С- 259-264

postßvesinik-vsuet. ru

Заключение

В России, в настоящее время, выработка и реализация государственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства в регионах является недостаточной для формирования эффективной конкурентно-рыночной среды экономики в регионах. Тогда как развитие здоровых конкурентных отношений позволяет наиболее эффективно воздействовать на рыночные механизмы в регионах, а также способствует устойчивому развитию социально-экономических, технических направлений функционирования

экономики. И ключевой задачей государства в этом случае является обеспечение возможностей для реализации конкурентного потенциала региона, то есть его готовность к эффективной конкуренции и устойчивому функционированию определенной конкурентно-рыночной среды. Формирование такой среды обеспечивает эффективность межрегиональных и международных связей региона, что обуславливает положительные эффекты в социально-экономическом развитии государства в целом.

Литература

1 Рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index

2 Оценка состояния конкурентной среды в России. URL: https://ac.gov.ru/uploads / 2-Publications/ Konkurenciya_doklad_2020.pdf

3 Россия сохранила 43-е место в рейтинге конкурентоспособности. URL: https://www.rbc.ru/economics / 09/10/2019/5d9d59749a7947fd9be94ef5

4 Ungerman O., Dedkova J., Gurinova K. The impact of marketing innovation on the competitiveness of enterprises in the context of industry 4.0 // Journal of Competitiveness. 2018. V. 10. №. 2. P. 132. doi: 10.7441/joc.2018.02.09

5 Салихов Б.В. Механизм «вековой стагнации» экономики в зеркале системной парадигмы // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2020. №. 1. С. 15-25.

6 Федоров И.С., Бабанова Ю.В. Международная стратегия компании в условиях глобализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11. №. 2.

7 Горбунов В.К. Проблема цен в экономической теории и государственном управлении // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №. 62.

8 Осадчий Е.И., Мираньков Д.Б. Международная конкурентоспособность российских предприятий в контексте глобальных хозяйственных трансформаций // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5. №. 1.

9 Грузан А.В. Конкуренция как фактор развития хозяйствующих субъектов и экономических систем // Конкурентоспособность предприятия, региона, национальной экономики на международных рынках в контексте инвестиционно-инновационного развития. 2020. С. 201-208.

10 Нечеухина Н.С., Мустафина О.В., Куклина Л.Н. Конкурентоспособность различных сегментов потребительского рынка региона // Экономика региона. 2018. Т. 14. №. 3.

11 Вишневская Н.Г., Нафиков И.А. Повышение конкурентоспособности предприятий в контексте их стратегического развития // Вектор экономики. 2018. №. 3. С. 55-55.

Степанова И.П. Конкурентоспособность менеджмента как фактор конкурентоспособности организации в современных условиях хозяйствования // Совершенствование инструментария повышения конкурентоспособности отечественных компаний. 2018. С. 57-64.

13 Яшева Г.А. Конкурентоспособность экономических систем в контексте сетизации социально-экономического пространства: теория, методология, практика. Витебский государственный технологический университет, 2018.

14 Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Фундаментальные исследования. 2017. №. 4-2. С. 330-338.

15 Салихов Б. В. Механизм «вековой стагнации» экономики в зеркале системной парадигмы // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2020. №. 1. С. 15-25.

16 Kucher A. Assessment of the impact of land quality on competitiveness of enterprises // Agricultural and Resource Economics: International Scientific E-Joumal. 2019. V. 5. №. 2. P. 99-120.

1 7 Nykolyuk O. Conceptual principles of competitiveness of enterprises // Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. 2014. V. 36. №. 3. P. 608-615. doi: 10.15544/mts.2014.057 "

1S Komarkova L., Pirozek P., Pudil P. The factors and other characteristics influencing competitiveness of enterprises in countries in the post-transition phase of the economy // Engineering Economics. 2014. V. 25. №. 5. P. 513-521. doi: 10.5755/j01.ee.25.5.3136

19 Boyko N., Mochurad L., Stetsiv I., Kryvenchuk Y. Modeling of the Information System for Processing of a Large Distilled Data for the Investigation of Competitiveness of Enterprises // COLINS. 2020. P. 964-978.

Obradovic D., Obradovic D. The role innovation on strategic orientations and competitiveness of enterprises // Ecoforum Journal. 2016. V. 5. №. 1.

References

1 Ranking of the world's countries on the Global Competitiveness Index. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index (in Russian).

2 Assessment of the state of the competitive environment in Russia. Available at: https://ac.gov.ru/uploads / 2 Publications/Konkurenciya_doklad_2020. pdf (in Russian).

Armashova-TeCnik,Ç.S. Proceedings of VSUET, ZGZ1, vot 83, no. Z, pp. Z59-Z64

post@vestnik-vsuet. ru

3 Article on RBC "Russia has retained the 43rd place in the competitiveness rating". Available at: https://www.rbc.ru/economics / 09/10/2019/5d9d59749a7947fd9be94ef5 (in Russian).

4 Ungerman O., Dedkova J., Gurinova K. The impact of marketing innovation on the competitiveness of enterprises in the context of industry 4.0. Journal of Competitiveness. 2018. vol. 10. no. 2. pp. 132. doi: 10.7441/joc.2018.02.09

5 Salikhov B.V. The mechanism of "century-old stagnation" of the economy in the mirror of the system paradigm. Information and economic aspects of standardization and technical regulation. 2020. no. 1. pp. 15-25. (in Russian).

6 Fedorov I.S., Babanova Yu.V. International strategy of the company in the conditions of globalization. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 2017. vol. 11. no. 2. (in Russian).

7 Gorbunov V.K. The problem of prices in economic theory and public administration. Electronic Bulletin. 2017. no. 62. (in Russian).

8 Osadchiy E.I., Mirankov D.B. International competitiveness of Russian enterprises in the context of global economic transformations. Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. Vernadsky. Economics and Management.

2019. vol. 5. no. 1. (in Russian).

9 Gruzan A.V. Competition as a factor in the development of economic entities and economic systems. Competitiveness of an enterprise, region, and national economy in international markets in the context of investment and innovation development.

2020. pp. 201-208. (in Russian).

10 Necheukhina N.S., Mustafina O.V., Kuklina L.N. Competitiveness of various segments of the consumer market in the region. The economy of the region. 2018. vol. 14. no. 3. (in Russian).

11 Vishnevskaya N.G., Nafikov I.A. Improving the competitiveness of enterprises in the context of their strategic development. The vector of the economy. 2018. no. 3. pp. 55-55. (in Russian).

12 Stepanova I.P. Competitiveness of management as a factor of competitiveness of the organization in modern economic conditions. Improving the tools for improving the competitiveness of domestic companies. 2018. pp. 57-64. (in Russian).

13 Yasheva G.A. Competitiveness of economic systems in the context of social and economic space setization: theory, methodology, practice. Vitebsk State Technological University, 2018. (in Russian).

14 Voloshin A.V., Alexandrov Yu. L. Evolution of the theories of competition and competitiveness in economic science. 2017. no. 4-2. pp. 330-338. (in Russian).

15 Salikhov B.V. The mechanism of "secular stagnation" of the economy in the mirror of the system paradigm. Information and economic aspects of standardization and technical regulation. 2020. no. 1. pp. 15-25. (in Russian).

Сведения об авторах Галина С. Армашова-Тельник к.э.н., доцент, кафедра программно-целевого управления в приборостроении, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, ул. Большая Морская, 67 А, Санкт-Петербург, 190000, Россия, atgs@ya.ru https://orcid.org/0000-0001-9370-5875

Вклад авторов Галина С. Армашова-Тельник написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несет ответственность за плагиат

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about authors Galina S Armashova-Telnik Cand. Sci. (Econ.), associate professor, programtarget management in instrument engineering department, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Bolshaya Morskaia str. ,67, Saint-Petersburg, 190000, Russia, atgs'o va.ru https://orcid.org/0000-0001-9370-5875

Contribution

Galina S Armashova-Telnik wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Поступила 29/03/2021_После редакции 29/04/2021_Принята в печать 27/05/2021

Received 29/03/2021_Accepted in revised 29/04/2021_Accepted 27/05/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.