Научная статья на тему 'Конкурентно-интеграционный бенчмаркинг в условиях современного состояния розничной торговли в России'

Конкурентно-интеграционный бенчмаркинг в условиях современного состояния розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ФИНАНСЫ / КРИЗИС / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ТОВАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Островская В.Н.

В данной статье рассматриваются основные параметры сегмента розничной торговли в России. Автор производит сравнительный анализ темпов развития данного рынка в целом, а также выделяет продовольственный и непродовольственный сегмент рынка и анализирует характер их взаимодействия и взаимовлияния в период кризиса. Также автором даются рекомендации по повышению конкурентоспособности торговых компаний в период кризиса с применением конкурентно-интегрированного бенчмаркинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентно-интеграционный бенчмаркинг в условиях современного состояния розничной торговли в России»



КОНКУРЕНТНО-ИНТЕГРАЦИОННЫМ БЕНЧМАРКИНГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

в.н. ОСТРОВСКАЯ,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ГОУВПО «Ставропольский государственныйуниверситет»

В данной статье рассматриваются основные параметры сегмента розничной торговли в России. Автор производит сравнительный анализ темпов развития данного рынка в целом, а также выделяет продовольственный и непродовольственный сегмент рынка и анализирует характер их взаимодействия и взаимовлияния в период кризиса. Также автором даются рекомендации по повышению конкурентоспособности торговых компаний в период кризиса с применением конкурентно-интегрированного бенчмаркинга.

Ключевые слова: розничная торговля, конкурентно-интеграционный бенчмаркинг, финансовый кризис, продовольственные товары, непродовольственные товары.

В настоящее время все отрасли российской экономики находятся под влиянием мирового финансового кризиса. Уровень потребления товаров и услуг постепенно снижается, что приводит к росту конкуренции в отраслях, осложнению предпринимательской деятельности. Сегмент розничной торговли не является исключением. Проанализируем его современное состояние в условиях воздействия негативных кризисных тенденций на отрасль.

Для этого в первую очередь обратимся к данным табл. 1.

Как видно из данных, представленных в табл. 1, последний квартал 2008 года, а также начало 2009 г. демонстрируют постепенное снижение оборотов розничной торговли в России. Если до этого отрасль демонстрировала стабильный рост в каждом отчетном периоде по сравнению с предыдущим, то февраль 2009 г. стал первым месяцем, в котором обороты рынка даже снизились по сравнению с

Таблица 1

Динамика оборота розничной торговли

Период Млрд руб. В%к

соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду

2008 г.

Январь 937,9 116,3 74,7

Февраль 958,0 118,0 101,1

Январь — февраль 1895,9 117,2

Март 1042,5 115,8 107,4

I квартал 2938,4 116,7 87,0

Апрель 1069,9 114,3 101,1

Май 1108,6 114,7 102,2

Июнь 1131,6 114,1 101,2

II квартал 3310,1 114,4 108,4

I полугодие 6248,5 115,5

Июль 1179,7 114,9 103,8

Август 1223,2 114,1 103,4

Сентябрь 1237,3 114,3 100,4

III квартал 3640,2 114,5 108,0

Январь — сентябрь 9888,7 115,1

Октябрь 1272,0 112,4 101,6

Ноябрь 1238,9 108,0 96,6

Декабрь 1453,6 104,8 116,7

IV квартал 3964,5 108,2 106,3

Год 13853,2 113,0

2009 г.

Январь 1078,5 103,1 73,4

Февраль 1050,1 97,6 95,7

Январь — февраль 2128,6 100,3

Источник: На основании данных Федеральной службы ста-

тистики1

1 Федеральная служба государственной статистики. Торговля и услуги населению. 2009. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ b09_00/IssWWW.exe/Stg/d02/3-l.htm.

аналогичным месяцем 2008 г. на 2,4%. Такое понижение только на первый взгляд кажется незначительным, однако, если обратить внимание на то, что на протяжении 2008 г. рынок каждый месяц «прибавлял» в среднем 13 — 14 %, можно согласиться, что снижение оборотов рынка на 2,4 % — свидетельство значительных проблем в отрасли.

Таким образом, на рассматриваемом рынке наблюдается отчетливый нисходящий тренд, основной причиной которого являются глобальные экономические проблемы.

В целом динамика развития рынка может быть представленаследующим образом (рис. 1).

При этом следует отметить, что снижение оборотов рынка совпало с началом мирового финансового кризиса (последний квартал 2008 года), что напрямую подтверждает наше предположение

120 115 110 105 100 95

116,7

114.4 114.5

108,2

100,3

I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 Янв.-

февр. 2009

Рис. 1. Динамика развития сегмента розничной торговли в России за период 2008 — 2009 гг. (в процентном выражении, составлено автором)

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2938.4

3964,5

3640,2

3310,1

1^=71

2128,6

I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 Янв.-

февр. 2009

Рис. 2. Динамика развития сегмента розничной торговли в России за период 2008 — 2009 гг. (в абсолютном выражении, составлено автором)

о том, что причиной наблюдаемых нами в розничной торговле явлений является именно негативное воздействие мирового кризиса.

Однако если рассматривать динамику рынка не в процентном, а в абсолютном выражении, следует заметить, что тренды не будут совпадать (рис. 2). Несмотря на замедление темпов роста, в абсолютном выражении рынок сохранил тенденцию к росту. При этом даже значительное падение оборотов в начале 2009 года по сравнению с концом 2008 г. не должно служить основанием для поспешных выводов. Причиной такого падения является в первую очередь несопоставимость представленных данных, так как остальные показатели на рис. 2 демонстрируют квартальные значения оборота, т. е. совокупный оборот за 3 месяца, а не за 2, как в случае с январем — февралем 2009 г. Также следует учитывать, что последний квартал 2008 г. включает в себя обороты предновогоднего периода, когда количество покупок в розничной торговле существенно растет. Представляется вполне логичным, что после «новогоднего бума» наступит определенная коррекция, которая проявится в снижении рыночных оборотов.

Кроме того, следует проследить также, какие сегменты розничного сектора оказались в большей степени подвержены кризисным настроениям. Для этого проанализируем соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в структуре розничной торговли России за аналогичный период (табл. 2).

Таблица 2 позволяет нам утверждать, что темпы роста сегмента продовольственных товаров изначально были ниже, чем прирост непродовольственного сегмента. Однако к началу 2009 г. они практически сравнялись, так как снижение оборотов непродовольственного сегмента происходило более высокими темпами (рис. 3). Это можно объяснить в первую очередь тем, что в состав продовольственных товаров входят продукты питания, которые являются товарами первой необходимости и спрос на которые

□ В%к

соответствующему периоду

предыдущего года

□ млрд руб.

Таблица 2

Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями,

непродовольственными товарами

Период Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия Непродовольственные товары

млрд руб. в%к млрд руб. в%к

соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду

2008 г.

Январь 427,5 111,7 74,1 510,4 120,1 75,1

Февраль 436,4 111,3 100,4 521,6 123,8 101,6

Январь-февраль 863,9 111,5 1032,0 121,9

Март 477,6 109,6 107,3 564,9 121,1 107,5

I квартал 1341,5 110,8 87,1 1596,9 121,6 86,9

Апрель 473,7 104,9 97,1 596,2 122,5 104,6

Май 510,5 109,0 105,6 598,1 119,5 99,5

Июнь 514,7 107,7 99,7 616,9 119,6 102,4

II квартал 1498,9 107,2 105,5 1811,2 120,5 110,8

I полугодие 2840,4 108,9 3408,1 121,0

Июль 530,3 109,2 103,0 649,4 119,9 104,5

Август 545,6 109,5 103,0 677,6 118,1 103,8

Сентябрь 550,0 109,4 100,1 687,3 118,5 100,7

III квартал 1625,9 109,4 106,8 2014,3 118,8 109,0

Январь-сентябрь 4466,3 109,1 5422,4 120,2

Октябрь 567,5 108,8 101,6 704,5 115,5 101,7

Ноябрь 561,2 105,7 97,7 677,7 110,0 95,7

Декабрь 675,8 102,5 119,2 777,8 106,7 114,6

IV квартал 1804,5 105,4 107,5 2159,8 110,5 105,3

Год 6270,8 108,0 7582,4 117,3

2009 г.

Январь 519,4 102,1 73,9 559,1 103,6 73,0

Февраль 509,4 97,9 96,3 540,7 97,0 95,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Январь-февраль 1028,8 100,0 1099,8 100,3

Источник: На основании данных Федеральной службы статистики2.

I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 Янв.-февр.

2009

Рис. 3. Динамика развития продовольственного и непродовольственного сегментов розничной торговли в России за период 2008 — 2009 гг. (в процентном выражении, составлено автором)

2 Федеральная служба государственной статистики. Торговля и услуги населению. 2009. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ b09_00/IssWWW. exe/Stg/d02/3-l.htm.

является низко эластичным. В то же время сегмент непродовольственных товаров был в значительной степени составлен из таких товаров, как бытовая техника, средства мобильной связи, ПК и так далее. Перечисленные товары являются более дорогими, т. е. такими товарами, решение о покупке которых принимается в течение определенного периода, поэтому нетрудно предположить, что в условиях финансовой неопределенности настоящего времени многие потребители отказываются от совершения таких покупок, откладывая этот момент до более благоприятных финансовых времен.

Таким образом, в рамках проведенного нами анализа было выявлено, что основными тенденциями развития сегмента розничной торговли России в настоящее время являются:

— сохранение положительного прироста оборотов рынка в денежном выражении;

— снижение темпов прироста оборотов рынка в процентном выражении;

— перераспределение структуры прироста оборотов рынка: сглаживание диспропорций между продовольственным и непродовольственным сегментами.

В сложившихся условиях можно предположить, что осуществление предпринимательской деятельности на рассматриваемом рынке будет усложняться. Одной из возможностей противодействия кризису в отрасли является применение принципов конкурентно-интегрированного бенчмаркинга.

Для эффективного проведения конкурентно-интеграционного бенчмаркинга необходимо разработать четкую схему выполнения, состоящую из последовательных шагов. Существует несколько вариантов процесса бенчмаркинга. В литературе рассматривается общая схема проведения бенчмаркинга — «колесо бенчмаркинга», не доведенная до уровня практического применения ее в сфере услуг, поскольку разработана для промышленных предприятий. Также рассматриваются индивидуальные процессы бенчмаркинга в компаниях Motorola, Digital, Xerox, ЮМ3.

Внедрение конкурентно-интеграционного бенчмаркинга в практику ведения бизнеса осуществляется на стратегическом и оперативном уровнях. Применительно к существующим условиям российской экономики организация стратегического бенчмаркинга на предприятиях розничной торговли возможна только в зрелых и олигополистических отраслях, обладающих финансовой устойчивостью и имеющих уже достаточно сильные конкурентные позиции. Предприятия, функционирующие на рынке услуг монополистической и чистой конкуренции, в большей степени нуждаются в повышении их конкурентоспособности и при этом в состоянии проводить бенчмаркинговые мероприятия на оперативном уровне.

Таким образом, задача состоит в том, чтобы разработать методику проведения конкурентно-интеграционного бенчмаркинга в региональной

3 Михайлин М. Ю. Бенчмаркетинг как инновационная управленческая структура // Инновационные технологии в менеджменте организации: сборник научных трудов; под ред. В. М. Матиашвили. Н. Новгород: ННГУ, 2001. 238 с.

сфере услуг розничной торговли, адаптированную к существующему уровню их развития. Методика конкурентно-интеграционного бенчмаркингадолж-на соответствовать стратегическим целям, поставленным перед предприятием розничной торговли, а также учитывать специфику его организации. В основе методики интеграционного бенчмаркинга, как и во всех существующих, лежит цикл непрерывного совершенствования Деминга, и простота этой модели является одной из сильных сторон данного инструмента. Однако необходимо детализировать модель процесса конкурентно-интеграционного маркетинга в соответствии с отраслевыми особенностями предприятий розничной торговли.

Внедрение конкурентно-интеграционного бенчмаркинга в деятельность торговых организаций предполагает:

1. Создание рабочей группы. Оттого, насколько объективно будут подобраны члены рабочей группы и разграничена сфера их ответственности, будет зависеть дальнейший ход проекта и эффективность его результатов. Кроме этого, проект должен возглавлять человек, обладающий властью, достаточной для внесения изменений в бизнес-процессы, методы и технологии обслуживания в соответствии с полученными результатами.

2. Определение источника финансирования. Финансирование процесса конкурентно-интеграционного бенчмаркинга должно носить целевой характер. Размеры финансирования могут определяться сразу, если предприятие сильно ограничено в финансовых ресурсах, либо определяется исходя из разработанной процедуры проведения бенчмаркинга, что является более эффективным.

3. Разработка процесса конкурентно-интеграционного бенчмаркинга.

Процессы стратегического управления на различных рынках слишком сложны, чтобы предприятия самостоятельно могли находить соответствующие оптимальные решения. Практика показывает, что новые приемы ведения хозяйственной деятельности чаще всего появляются не как откровение отдельных лиц, принимающих решения, отделов маркетинга или целого предприятия, новации рождаются как результат тщательного анализа опыта многих субъектов рынка, их ошибок и успехов4.

4 Островская В. Н. Теоретико-практическое обоснование применения бенчмаркинга как метода конкурентного анализа // Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы: материалы научной конференции, посвященной 10-летию экономического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь: СГУ, 2004. 248 с.

Бенчмаркинг является способом создания новых продуктивных стратегий поведения предприятия на рынке. Предприятие, которое желает быть лидером на рынке, должно постоянно использовать накопленный опыт других как отправную точку своих собственных подходов. Активное привлечение чужого опыта позволит ускорить совершенствование собственных методов ведения хозяйственной деятельности, своевременно обнаруживать риски и возможности, открывающиеся на внешних рынках. Изучая поведение других предприятий, можно оценить свое место на рынке и лучше узнать своих покупателей. Более того, взаимное сотрудничество в процессе изучения на межфирменном уровне позволит значительно повысить собственный результат деятельности и вывести предприятие на мировой уровень. Данные факты подтверждают

Список литературы

необходимость использования технологии конкурентно-интеграционного бенчмаркинга в процессе формирования стратегии предприятия торговли.

Таким образом, формирование оптимальной конкурентной стратегии розничного торгового предприятия в современных кризисных условиях необходимо осуществлять путем синтеза возможностей традиционных моделей формального стратегического планирования, технологии конкурентно-интеграционного бенчмаркинга и математического (оптимизационного) моделирования. Подобный подход позволит существенно снизить риск ошибки и повысить достоверность и качество процедуры принятия решения за счет снижения доли субъективного, не исключая полностью воздействия личности лица, принимающего решение о выборе конкурентной стратегии предприятия.

1. Михайлин М. Ю. Бенчмаркетинг как инновационная управленческая структура // Инновационные технологии в менеджменте организации: сборник научных трудов; под ред. В.М. Матиашвили. Н. Новгород: ИНГУ, 2001. 238 с.

2. Островская В. Н. Теоретико-практическое обоснование применения бенчмаркинга как метода конкурентного анализа // Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы: материалы научной конференции, посвященной 10-летию экономического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь: СГУ, 2004. 248 с.

3. Федеральная служба государственной статистики. Торговля и услуги населению. 2009. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/b09_00/IssWWW.exe/Stg/d02/3-l.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.