258 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
МИХАЛКИНА Е.В., СТЕБАЕВ С.В.
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ЗЕРНОВОГО РЫНКА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Михалкина Е.В., Южный федеральный университет, доцент кафедры экономической теории, доктор
экономических наук, е-mail:[email protected]; Стебаев С.В., ЮФУ, аспирант, кафедра экономической теории, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
В статье обоснованы направления анализа конкурентной среды зернового рынка и осуществлена оценка степени рыночной концентрации на примере доминирующего поведения субъектов спроса на зерновую продукцию в регионе. В качестве одного из направлений анализа конкурентной среды осуществлена оценка барьеров вступления на рынок. Обосновано, что олигопсонистическую структуру рынка со стороны спроса определяют ограничения, связанные с масштабом инвестиций, уровнем вертикальной интегрированности.
Ключевые слова: зерновой рынок; конкурентная среда; направления комплексной оценки конкурентной среды; интенсивность конкуренции; индекс рыночной концентрации
П
Коды классификатора JEL: О 13, О 18
П За последние годы российский зерновой рынок в своем развитии совершил стремительный рывок при
¡5 нестабильной макроэкономической ситуации, коренной ломки основ хозяйствования. Сущностно-функци-
0 ональная роль зернового рынка состоит не только в обеспечении продовольственной безопасности, но и
® в том, что он является частью продовольственного рынка сельхозпродукции, а также системообразующим элементом современной аграрной сферы. Зерновой рынок как часть агропродовольственного рынка обладает следующими специфическими особенностями:
- масштабы зернового производства являются абсолютным показателем продовольственной безопасно ности страны (объем производства зерна на душу населения);
^ - отсутствие устойчивого механизма ценообразования вследствие взаимодействия малоэластичного
I- производства зерна и абсолютно неэластичного спроса;
00 - формирование олигопсонистической структуры рынка со стороны спроса (несколько крупных зер-
□ новых фирм, формирующих основной спрос на зерно) и двухполюсной конкурентной структуру рын-
¡=у ка со стороны предложения (крупные хозяйства и мелкотоварный аграрный сектор);
ф - взаимообусловленность факторов экономического, организационного, технологического и социаль-
0 ного характера.
ф Вследствие проявления этих особенностей состояние зернового хозяйства выступает важным показа-
^ телем осуществляемых рыночно-трансформационных преобразований в аграрной отрасли.
о. В настоящее время актуальность сохраняют ряд проблем, связанные с развитием зернового рынка, и
т прежде всего, это организационно-экономический механизм его функционирования с характерной для
1 зернового рынка высокой степенью саморегуляции при низком уровне государственного воздействия. К о числу устойчиво сохраняющихся проблем зернового подкомплекса, по мнению Алтухова А., относятся [1,
0 с. 32]:
1 - стихийный характер складывающихся экономических отношений между производителями и потреби бителями зерна;
^ - рост неустойчивости доходности зернового производства;
о - снижение доли зерна в конечной продукции зернопродуктового подкомплекса;
> - низкая эффективность межотраслевых экономических отношений как важнейшего условия обеспе-
о чения расширенного воспроизводства в зерновой отрасли (сохранение диспаритета цен на зерно и
о промышленную продукцию).
о Рассмотренные особенности рынка зерна и отсутствие эффективного организационно-экономическо-о го механизма его функционирования актуализируют проблему формирования конкурентной среды зеро нового рынка как условия обеспечения его устойчивости. В условиях значительного ослабления функции ^ государства в области регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, ряда сохраняющихся признаков кризисного состояния аграрной отрасли теоретический и практический интерес представляет выявление характера, особенностей конкурентных отношений, степени развития конкурен-£ ции на рынке зерна. О необходимости исследования конкурентной среды говорит и то обстоятельство, что $ рынки еще не достигли того уровня, когда конкуренция между производителями приобретает необходи->! мую остроту [2, с. 42]. Исследование конкурентной среды позволит обосновать не только методы и инстру-^ менты государственного регулирования аграрного рынка, выработать меры по ограничению нарастающих ю монополистических тенденций и развитию конкурентных отношений в классических формах, по ослабле-| нию барьеров, препятствующих свободному передвижению товаров и затрудняющих формирование еди-о ного рынка, но и определить тип рыночной структуры зернового рынка.
о Проанализируем основные параметры, в совокупности определяющие тип зернового рынка на основе
0) анализа экономического поведения субъектов, формирующих спрос.
CL
Комплексная оценка конкурентной среды осуществляется по следующим последовательным направлениям, таким как:
- определение типа продукта, обращающегося на рынке (зерно), и географии его размещения (Ростовская область);
- определение субъектов продовольственного рынка (список участников рынка - ведущие операторы рынка зерна);
- определение уровня интенсивности конкуренции на рынке зерна;
- определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного продукта (определение доли рынка, занимаемой фирмой);
- оценка барьеров вступления на рынок.
Тип продукта является однородным, специфицированным, характеризующимся измеримыми качественными признаками. Определение географического размещения рынка зерна ограничено территорией Ростовской области. Непосредственно саму диагностику и прогнозирование перспективной конкурентной ситуации необходимо начать с определения субъектов выбранного продовольственного рынка. На основе экспертных оценок и данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области составлен список основных операторов зернового рынка, формирующих спрос, а значит определяющих ценовую политику на данном рынке. С этой целью определен перечень наиболее успешных участников регионального зернового рынка (таблица 1).
Таблица 1
Основные операторы на рынке зерна
Наименование организации
Виды деятельности
Структура компании
П Л
ь о (О X СП
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
I—
^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф ш н О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
о
ш ■&
о о.
о
О О О
Покупка и экспорт зерновых культур
В Группу компаний «Агрофест-Дон» входят: трас-портно-экспедиторская фирма ООО «Агрофест-Сервис», «Юридическая компания «Агрофест-Дон», Багаевский Водный Терминал «Росагрейн», компания-перевозчик «Агрофест-Авто», сельскохозяйственное подразделение «Агрофирма Багаевская», основной экспортёр «Морское Агентство «Агрофест-Дон»
О А
со
Покупка зерновых, производство растительного масла, хлебобулочных изделий, торговая деятельность, таможенные услуги, племенное скотоводство.
В группу компаний «Юг Руси» входят:
ОАО МЭЗ «Аннинский»
ОАО «Тарасовский КХП»
ОАО «Сальск Юг Агро»
ОАО «Ростовхлеб»
ОАО «Ростовский Хлебозавод №1»
ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»
ОАО «Маслоэкстракционный завод "Лискинский»
ОАО «Масложиркомбинат "Краснодарский"
ОАО «Кировский КХП»
ОАО «Донской хлеб»
ОАО «Белокалитвенскхлебопродукт»
ЗАО «Ростовский»
ЗАО «Колос»
Н О
С А
Покупка зерновых, производство растительного масла, муки, крупы; торговая деятельность, услуги по агентированию и фрахту, услуги по судоремонту, обслуживание судов при доковании.
Сегодня в структуре группы компаний «АСТОН» находятся пять сельскохозяйственных предприятий: ОАО «Родина» (Тацинский район, Ростовская область)
ОАО «Зазерское» (Тацинский район, Ростовская область)
ОАО «Крутоярское» (Мартыновский район, Ростовская область)
ООО «Юбилейное» (Боковский район, Ростовская область)
АО «Нива» (Морозовский район, Ростовская область)
Обеспечением торгово-закупочной деятельности группы «АСТОН» занимаются две специализированные компании — Торговый Дом «АСТОН» и Торговый Дом «Волшебный край» Операциями в сфере комплексного обслуживания флота в группе компаний «АСТОН» занимаются две структуры — компании «АСТОН Энтерпрайз», Ростов-на-Дону и «АСТОН Энтерпрайз»
0
1
О
ОАО «Югтран-зитсервис» Покупка зерновых, производственная и торговая деятельность В структуру компании «Югтранзитсервис» входят взаимосвязанные и дополняющие друг друга профильные предприятия: - сельхозпроизводители; - элеваторы; - операторы-закупщики; - операторы-экспортеры; - морские перегрузочные комплексы; - структуры логистики. Таганрогский зерновой терминал Азовский зерновой терминал Матвеево-Курганский элеватор Развиленский элеватор Мечетинский элеватор
Каргилл Юг Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
«Международная зерновая компания-Ростов» Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
ООО «Бунге СНГ» Покупка зерновых, производство продуктов питания; торговая деятельность Нет данных
Луис Дрейфус Восток Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
ГК ООО «Юг Зерно» Покупка зерновых, производство продуктов питания; торговая деятельность Элеваторы: ОАО «Неклиновское ХПП» ОАО «Мальчевский элеватор» ОАО «Чертковский элеватор» ОАО «Хлебная база» ОАО «Хвалынск-Зерно» ОАО «Атаманский элеватор» Агропредприятия: ЗАО «Зеленая Роща» ЗАО «Фоминская дубрава» ООО «Центр-Агро-Инвест» ОАО «Северное» ООО «Юг-Зерно-Агро»
Валары Трейд Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
ОАО «РАЗГУЛЯЙ» Покупка зерновых, производство продуктов питания; торговая деятельность ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» ООО «Разгуляй-Агро» Сахарная компания «Разгуляй» Зерновая компания «Разгуляй»
ПКФ НБ Центр Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
Донские закрома Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
Агропромимпэкс Покупка зерновых, торговая деятельность Нет данных
о а
о £
о
0
1_
0
1_
о о
со О 1—
О
о о.
о ф
В Ростовской области достаточно предприятий по хранению и переработке зерна. В Ростовской области сконцентрировано 69 элеваторов, ХПП с общей мощностью единовременного хранения белее 6 млн. т., из них 12 портовых элеваторов и зерновых терминалов с круглогодичной отгрузкой зерна на экспорт, с общей мощностью перевалки до 10 млн. т. в год. Торгово-закупочную деятельность только на территории Ростовской области осуществляют более 30 фирм и организаций. Среди них за последние несколько лет появились крупные транснациональные компании, осуществляющие торговлю зерном на мировом рынке. Многие из них имеют собственные представительства в Ростовской области и в Москве («МЗК-Ростов», которое является дочерним предприятием частной трейдинговой компании «Гленкор Интернэшнл» (Швейцария); ООО «Бунге СНГ» - дочернее предприятие крупного мирового концерна по производству сельскохозяйственной продукции «Бунге Лтд» (Швейцария); ООО «Луис Дрейфус Восток» - дочернее предприятие Луис Дрейфус (Франция) и др).
Уровень интенсивности конкуренции всего рынка оценивается с помощью агрегированных коэффициентов, отражающих динамику (й), рентабельность (Кг) и конкурентную активность (М) [3]. Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции анализируемого рынка рассчитывается, как среднее геометрическое данных показателей по следующей формуле:
о ф
т
0
1
О
о
К - V Кг • КГ •
При стремлении значения показателя К к 1 степень конкуренция на анализируемом рынке растем. Для определения динамики рассматриваемого рынка, как правило, рассчитывается показатель динамики рынка (Т):
„ Г1-К 12 ,
т»_ т_т_ ___|_ 1
~ К. г
т
где Чт1- объем совокупных ресурсов фирмы, имеющихся на анализируемом рынке в отчетном периоде; Чт - объем совокупных ресурсов фирмы, имеющихся на анализируемом рынке в базисном периоде.
Максимальная и минимальная границы показателя динамики рынка находятся в пределах от 140 до 70% в год. Если Т >1,4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, если значение показателя (Т) находится в интервале от 1,4 до 0,7 , то рынок характеризуется состоянием стагнации, а если величина (Т)<0,7, то рынку свойственна кризисная ситуация.
На основе показателя динамики рынка (Т) рассчитывается показатель интенсивности конкуренции. Так, если Т>1,4, то К^=0; если 0,7<Т<1,4, то Кг=(1,4-Т)/0,7; если Т=0,7, то К=1. Показатель интенсивности конкуренции характеризует степень остроты конкуренции. Так, при К^=1 конкуренция на рынке будет самая максимальная.
Р 12
Затем необходимо рассчитать показатель оценки рентабельности продаж на рынке (Я): Я =---,
Ж I
где Р - прибыль, полученная конкурентами в рассматриваемом периоде; Ш - выручка конкурентов от реализации продукции на конец анализируемого периода; t - длительность анализируемого периода, мес.
Степень интенсивности конкуренции по рентабельности производства продукции характеризует коэффициент (Кг). Если значение показателя оценки рентабельности продаж на рынке изменяется в интервале от 0 до 1 (0<Я<1), то Кг рассчитывается по формуле: 1-Я; а в случае, если Я<0, то Кг стремится к 1.
от =
СП
Интенсивность конкуренции по распределению рыночных долей (И) определяется формуле: ¡5
О
„ Л ОБ „ „ , (О
К. =1--, где О^ - дисперсия рыночной доли предприятий, определяется по формуле: X
и о
1 „ г
1 ш
Sm - средняя рыночная доля определяется по формуле: 8т = —, где N - общее количество предпри- □
ятий на данном рынке. N ¡=у
Интенсивность конкуренции по распределению рыночных долей тем выше, чем ниже коэффициент
вариации рыночных долей на конец анализируемого периода. 0
Оценка доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного продукта опре- ф
деляется с помощью коэффициента рыночной концентрации (СЯ) рассчитывается, как процентное отноше- ^
ние реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на £1
данном товарном рынке. Уровень концентрации является индикатором степени монополизма товаропро- т
изводителей по отношению к потребителям, а также товаропроизводителей по отношению к поставщикам х
в случае монопольного потребления (последнее характерно для сфер переработки сельскохозяйственной 0
продукции). о
Вторым индексом является индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (НН1), который рас- х
п со
считывается как сумма квадратов рыночных долей фирм данной отрасли (рынка): НН1 = У я« . Индекс ££
«■=1 °
при суммировании взвешивает рыночные доли фирм с помощью их собственных значений. В соответствии >
с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются о
три типа рынков: о
I тип - высококонцентрированные рынки: НН1 > 2000; 9
II тип - умеренно концентрированные рынки: 1000< НН1 < 2000; о
III тип - низкоконцентрированные рынки: НН1 < 1000. ¡2 Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени моно- о
полизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. ^
Названный индекс для 14 крупнейших операторов на зерновом рынке в Ростовской области в 2007 ^
году составил 1029,62. Полученное значение индекса говорит об умеренной концентрации рынка. Возмож- о
ное укрупнение небольших операторов в дальнейшем приведет к формированию олигопсонистической $
структуры рынка зерна со стороны спроса. Ч
Кроме того, для оценки степени концентрации фирм на рынке применяются три других индекса: ин- ^
дексы Ханна и Кея, учитывающие различные веса фирм в отрасли (вес определяется исследователем в ®
соответствии с весом фирмы) и индекс Холла-Тайдмана, рассчитываемый на основе сопоставления рангов |
фирм рынка. Максимальное значение индекса Холла-Тайдмана равное 1 означает преобладание на рынке о
условий монополии. Особенностью индекса Холла-Тайдмана является учет ранга фирмы по степени ее зна- о
чимости, что позволяет более глубоко проанализировать рыночную структуру отрасли. О
Таблица 2
Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка зерна Ростовской области в 2007 г.
П
л ь о ш х
СП
а
г ш
о I-
00 □
□
ш
о
о
1—
ф
1—
^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф ш н О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со О 1—
О
о о.
о ф
о ф
т
0
1
о о
№ Организация (фирма) Объемы экспортной реализации зерна (т) Доля на рынке среди крупных операторов (%) ^ Si2- квадрат рыночных долей
1 ООО «Агрофест-Дон» 300 000 8,2 67,24
2 «Юг Руси» ЗАО 570900 15,6 243,36
3 ГК «АСТОН» 532180 14,5 210,25
4 «Югтранзитсервис-Агро» 527809 14,4 207,36
5 Каргилл Юг 361833 9,8 96,04
6 «Международная зерновая компания-Ростов» 329026 8,9 79,21
7 ООО «Бунге СНГ» 288874 7,8 60,84
8 ООО «Луис Дрейфус Восток» 165424 4,5 20,25
9 ГК ООО «Юг Зерно» 140009 3,8 14,44
10 Валары Трейд 112564 3,0 9
11 ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» 112489 3,0 9
12 ПКФ НБ Центр 84592 2,3 5,29
13 Донские закрома 80901 2,2 4,84
14 «Агропром-Импекс» 50965 1,3 1,69
Итого: 3657539 100 £1029,62
Оценка барьеров вступления на рынок показала, что из числа традиционно выделяемых барьеров таких, как организационно-экономических, административных, развития инфраструктуры, степени вертикальной интеграции, олигопсонистическую структуру рынка со стороны спроса характеризуют ограничения, связанные с масштабом инвестиций, уровнем вертикальной интегрированности. Объединенные в вертикальные структуры фирмы получают существенные преимущества от внутрикорпоративного взаимодействия и связей и воздействия этих отношений на конкурентов. К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты появления на рынке новых продавцов за анализируемый период. Если в результате анализа ситуации за последние 3 года выявляется редкое появление на рынке новых операторов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких вступительных барьеров. Однако отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен. Таким образом, в условиях олигополистичности зернового рынка обостряется конкуренция между отечественными заготовителями зерна и его импортерами, а также между крупнейшими оптовыми торговыми организациями. На мезо-, а частично и на макроуровне национального зернового рынка основной проблемой институционализации цивилизованной конкуренции является снижение высоких региональных административных барьеров входа на рынок.
В целом можно сделать вывод, что конкурентная среда зернового рынка, оцениваемая на основе анализа экономического поведения субъектов спроса в Ростовской области является умеренно концентрированной, то есть существуют явно выраженные лидеры и при дальнейшем развитии эффектов вертикального интегрирования уровень конкуренции будет снижаться. На уровне локальных (региональных) рынков основными субъектами конкурентных отношений выступают различные типы экономических агентов, специализирующихся на заготовке зерна и сбыте его перерабатывающим предприятиям и розничным торговцам.
Проявление данных тенденций существенным образом отражается на степени влияния фирм на формирования закупочных цен в регионе (при учете конъюнктуры мирового рынка зерна). Все это свидетельствует о необходимости поддержания оптимально необходимого уровня конкуренции. Кроме того, в России появится государственная компания, которая по замыслу Минсельхоза должна стать крупнейшим экспортером отечественного зерна. Правительство одобрило идею создания такого зернотрейдера на базе принадлежащего государству ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка». В перспективе по оценкам экспертов к 2011 году на долю ОАО будет приходиться 40-50% от общего объема экспорта зерна из России, который в 2008 году оценивается в 4,5-5,5 млрд. долл. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка 60% экспорта российского зерна контролируют шесть компаний: Международная зерновая компания, «Агри-ка», «Росинтерагросервис», «Югтранзитсервис», «Юг Руси», «АСТОН». Ограничение степени монополизации данного сегмента продовольственного рынка осуществимо на основе дифференцированности госрегулирования зернового рынка, комплементарности монопольного участия государства в сфере экспортной торговли зерном и политики поддержания необходимого уровня конкуренции на этапе формирования закупочных цен устойчиво функционирующими на рынке зерна крупнейшими операторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов А.И. Организационно-экономический механизм функционирования зернового рынка: проблемы и возможные пути решения // Социально-экономические преобразования в аграрном секторе Рос-