Научная статья на тему 'Конкурентная среда вуза культуры и искусств: опыт исследования'

Конкурентная среда вуза культуры и искусств: опыт исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА / ФАКТОРЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / COMPETITION / COMPETITION ENVIRONMENT / HIGHER SCHOOLS COMPETITIVENESS / CULTURE AND ARTS HIGHER EDUCATION / CHELYABINSK STATE ACADEMY OF CULTURE AND ARTS / THE URAL REGION / THE CHELYABINSK REGION / OUTER CONTEXT OF A HIGHER SCHOOL FUNCTIONING / PRICE FACTORS OF EDUCATIONAL PROGRAMS POSITIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штолер Наталья Николаевна

В статье представлены результаты исследования места вуза культуры и искусств в региональном образовательном пространстве. Выявлены экономические и социальные контексты функционирования вуза, влияющие на позиционирование его образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штолер Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition environment of culture and arts higher education institution: research experience

The research results and position of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts in the regional educational environment are presented. The given research allowed to designate the outer context of the Academy functioning and to determine its unique rate and meaning of price factors of its educational programs positioning.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда вуза культуры и искусств: опыт исследования»

Н.Н. ШТОЛЕР, доцент Челябинская государственная академия культуры и искусств

Конкурентная среда вуза культуры и искусств: опыт исследования

В статье представлены результаты исследования места вуза культуры и искусств в региональном образовательном пространстве. Выявлены экономические и социальные контексты функционирования вуза, влияющие на позиционирование его образовательных программ.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность учебных заведений, высшее образование в сфере культуры и искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Уральский регион, Челябинская область, внешний контекст функционирования вуза, факторы позиционирования образовательных программ.

Конкуренция традиционно рассматривается как условие и фактор функционирования и развития рыночной системы хозяйствования. При этом интерпретация данного явления предполагает использование трех подходов: поведенческого, морфологического и функционального [1]. В первом случае конкуренция определяется как состязательность на рынке (как правило, товарном), как форма поведения его участников. При этом объектом соперничества становятся ограниченные экономические ресурсы различного характера, доступ к которым и становится результатом конкуренции. Второй подход базируется на теории морфологии рынка, предлагающей различные модели строения отраслевых рынков, описывающих степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников [2]. Третий подход рассматривает конкуренцию как базовый элемент рыночного механизма, реализующий взаимодействие спроса и предложения и тем самым определяющий рыночную цену. Фактически данные подходы раскрывают сущность конкуренции на уровне поведения отдельных хозяйствующих субъектов, взаимодействия субъектов в рамках отраслевых рынков, структурных изменений экономической системы.

Уровень и интенсивность различных форм конкуренции определяются ее проактивной реакцией на изменения внешней сре-

ды. Требование адаптации предприятий к динамике их окружения исходя из возможностей, задаваемых в том числе развитием конкуренции, предполагает использование различных методик ее анализа. Методики диагностики конкуренции, применяемые при нормативном регулировании, в научных исследованиях и практических разработках, нацелены на идентификацию и оценку факторов, определяющих характер изменения состояний конкурентной среды (поведение конкурирующихфирм, институциональные ограничения, типологию рынка, уровень концентрации и др.) [1, 3].

Универсальность данных подходов к трактовке конкуренции,методик ее диагностики предопределяет их использование при анализе различных рынков. Изучение факторов конкуренции на рынке образовательных услуг, источников формирования конкурентных преимуществ высших учебных заведений и других аспектов данной проблематики формирует актуальное предметное поле научных исследований экономических основ функционирования высшей школы (например, [4]).

Высшее профессиональное образование

- сектор отечественной образовательной системы, в наибольшей степени включенный в рыночную модель функционирования. Так, по данным Минобрнауки РФ, в 2006 г. в контингенте государственных вузов впервые число платных студентов пре-

высило количество студентов-бюджетни-ков. С 1995 по 2005 гг. контингент студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат, вырос более чем в 13 раз, в то время как число студентов, обучающихся за счет средств бюджета, увеличилось лишь на 24,4%. В 2008 г. количество студентов-платников (с учетом негосударственных образовательных учреждений) составило около 62% контингента студентов российских вузов.

Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования остается чрезвычайно фрагментированным. По данным Минобрнауки РФ, в 2008 г. в стране действовало около 2800 вузов и их филиалов. На долю 1035 негосударственных вузов и их филиалов (37% от общего числа) пришлось лишь более 17% совокупного контингента студентов. В столичных вузах, составляющих чуть более 33% от их общего количества, обучалось 23,6% студентов. Можно говорить о доминировании вузов Москвы на рынке образовательных услуг применительно к экстернату и очно-заочному обучению (77,5% и 40,1%). Правда, на данные формы обучения приходится лишь около 7% общей численности студентов.

При этом высшее образование как сектор национальной образовательной системы является формально структурированным (по типам учебных заведений, требованиям регулирующих органов к содержанию и организации учебного процесса, кадровому, материально-техническому обеспечению и прочим характеристикам). Столь жесткое институциональное регулирование высшего образования обусловлено значительной долей общественных расходов в его финансировании, что, по мнению декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессора В. Колесова, придает продукту образовательной услуги характер общественного блага; эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал общества [5, с. 5]. Обозначенная цель зафиксирова-

на, к примеру, в программе развития Уральского федерального университета, на финансирование которой Правительство РФ выделяет более 5 млрд. руб. [6, с. 13]. Аналогичная целевая установка реализуется правительством Пермского края при определении приоритетов финансирования и материального стимулирования научно-педагогических коллективов, лучших абитуриентов, учащихся местных национальных исследовательских университетов [7]. Данное обстоятельство в определенной мере задает ограничения на использование рыночной модели в интерпретации процессов функционирования высшей школы, поскольку рынок образовательных услуг формирует лишь фрагмент профессиональной образовательной системы.

Конкурентное соперничество за абитуриентов, бюджетное и внебюджетное финансирование, признание властных структур, профессиональных сообществ на жестко структурированном и одновременно чрезвычайно фрагментированном рынке образовательных услуг высшего профессионального образования обусловливает пристальное внимание к проблеме конкурентоспособности высших учебных заведений.

Исходной посылкой анализа конкурентоспособности вуза становится выяснение его конкурентных позиций в образовательном пространстве. При этом масштаб образовательного пространства (международный, федеральный, региональный, отраслевой) задается географией «присутствия» вуза, его ведомственной принадлежностью, претенциозностью менеджмента учебного заведения, формализованными в его миссии и стратегии.

Челябинская государственная академия культуры и искусств - один из крупнейших вузов Урала, осуществляющий подготовку специалистов преимущественно для Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской областей, Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации.

В настоящее время приведенный кон-

тингент академии составляет более 3 тыс. человек. Вуз реализует 38 образовательных программ пяти укрупненных групп: 070000 Культура и искусство (22 программы); 030000 Гуманитарные науки (9 программ); 080000 Экономика и управление (3 программы); 050000 Образование и педагогика (3 программы); 040000 Социальные науки (1 программа).

В 2009 г. в рамках реализации плана внедрения системы менеджмента качества в академии был осуществлен 2-й этап исследования конкурентной среды вуза (1-й этап

- в 2007 г., при разработке данного плана). Целью исследования являлось сопоставление позиций ЧГАКИ в образовательном пространстве региона с позициями аналогичных вузов соответствующего профиля и вузов, реализующих аналогичные образовательные программы. Основные задачи исследования включали:

♦ анализ факторов внешней среды, влияющих на позиции вуза в образовательном пространстве;

♦ оценку степени уникальности / типичности образовательных программ, реализуемых вузом;

♦ анализ ценовых факторов в позиционировании образовательных программ вуза.

Источником информации для проведения исследования стали данные по специальностям подготовки и контингенту студентов, опубликованные на федеральном портале «Российское образование» в разделе «Абитуриент» (http://www.edu.ru/ аЫшг/Ьг^ехр^ф), сайты и приемные комиссии региональных вузов.

Анализ внешней среды позволил выделить ряд принципиальных обстоятельств и направлений развития образовательного пространства, задающих контекст функционирования вуза. Среди них:

■ переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат - магистратура», что сопровождается сокращением числа образовательных программ (в академии -до 28) и контингента студентов (на 20-25%) [8, с. 14];

■ последствия «демографической ямы». По прогнозам, значительное снижение численности выпускников средних школ приведет, через три-четыре года к уменьшению количества студентов в России в два раза;

■ минимизация мобильности абитуриентов. По данным журнала «Эксперт Урал», до 90% выпускников остаются в своем регионе, предпочитая обучение в вузах столицы субъекта РФ [9, с. 12];

■ повышение «доступности » бюджетных мест. В 2008 г. на 1 тыс. выпускников школ приходилось 396 бюджетных мест приема на первый курс по очной форме обучения, в 2009 г. - 418 мест [10, с. 11]. В 2009 г. дополнительный набор были вынуждены объявить в 29 вузах, 11 из которых не выполнили контрольные цифры приема [11]. В 2010 г., по мысли руководителей Минобрнауки РФ, данная пропорция должна остаться неизменной с целью сохранения социальных гарантий [12];

■ перераспределение бюджетных мест между укрупненными группами специальностей и направлениями подготовки (в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию). По данным Рособрнадзора, в отечественных вузах наибольшее число студентов обучается по укрупненным группам 080000 Экономика и управление и 030000 Гуманитарные науки (их доля составляет соответственно 34,5% и 19,2%). За пять лет (с 2005 по 2009 гг.) контрольные цифры по этим группам снизились на 44,6% и 26,7% [12]. В Челябинской государственной академии культуры и искусств на эти группы специальностей приходится только 12,7% бюджетных мест, но при этом обучается 51,7% контингента студентов;

■ уменьшение числа абитуриентов, имеющих возможность обучаться на платной основе. В 2009 г., по данным Минобрнауки России, прием в вузы на внебюджетные места был на 20-30% меньше, чем в 2008 г. [11];

■ введение нормативного ограничения

выбора. Более продуманный подход абитуриентов к выбору вузов и образовательных программ для части учебных заведений может привести к потере конкурса.

Оценка присутствия академии в образовательном пространстве предполагает ответ на вопрос об уникальности ее образовательных услуг (программ). Данный параметр может быть описан как частота повторения соответствующих образовательных программ в вузах Челябинской области, Уральского региона *.

Поскольку для каждой из 38 реализуемых в академии основных образовательных программ (ООП) частота повторения в других региональных вузах будет различной, данные программы распределены по уровню представленности на четыре группы: ООП, реализуемые в 10 и более вузах Урала (группа 1); реализуемые в 6-9 вузах (группа 2); реализуемые в 3-5 вузах (группа 3); реализуемые в 1-2 вузах (группа 4).

По данным Минобрнауки России, в 2008-2009 учеб. г. в первую группу вошли 8 образовательных программ укрупненных групп: 080000 Экономика и управление (13-я позиции); 030000 Гуманитарные науки (4-6-я позиции в списке); 040000 Социальные науки (7-я позиция); 050000 Образование и педагогика (8-я позиция). Безусловным «лидером» в данной группе является специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), которую реализуют около 60 уральских вузов. Территориальное распределение данной группы специальностей и направлений подготовки (в порядке убывания числа реализующих их вузов) складывается следующим образом: Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Пермская, Оренбургская, Курганская области.

Во второй группе (образовательные программы, реализуемые в 6-9 вузах) нет

ярко выраженного лидера. В ней представлены девять специальностей укрупненных групп: 030000 Гуманитарные науки (1-я позиция); 050000 Образование и педагогика (5-я позиция); 070000 Культура и искусство. Очевидно, что присутствие семи специальностей последней группы продиктовано не столько динамикой спроса со стороны абитуриентов (за исключением направления 070600 Дизайн), сколько развитием системы профильных вузов в регионе.

Последнее обстоятельство подтверждается и географическим распределением указанных образовательных программ. Г еогра-фию вузов, осуществляющих подготовку по специальностям данной группы (в порядке убывания их числа), можно представить следующим образом: Челябинская область (большинство в академии), Республика Башкортостан, Тюменская, Свердловская, Пермская, Оренбургская, Курганская области.

Третью группу (образовательные программы, реализуемые в 3-5 вузах) сформировали семь специальностей укрупненных групп: 030000 Гуманитарные науки; 050000 Педагогика; 070000 Культура и искусство (5 позиций из 7). Территориальное распределение данных образовательных программ, подтверждая обозначенную ранее тенденцию, оказывается значительно уже, чем в предыдущих группах: Челябинская область (все в академии), Республика Башкортостан, Свердловская, Тюменская, Пермская области.

Четвертую группу формируют специальности и направления подготовки укрупненных групп, реализуемые в 1-2 вузах: 030000 Гуманитарные науки (две позиции); 070000 Культура и искусство (семь позиций), представленные в профильных вузах Челябинской (все в академии), Тюменской, Пермской областей. По сути, третья и чет-

" Уральский регион рассматривается в широком контексте - как совокупность субъектов РФ, входящих в состав Уральского и Приволжского федеральных округов. Данный подход продиктован не только социально-экономическими и социокультурными связями территорий, но и географией абитуриентов, поступающих в академию.

вертая группы ООП образуют блок уникальных образовательных программ вуза.

Данные территориального размещения специальностей, представленных в академии и других региональных вузах, позволяют обозначить перспективные направления экстенсивного развития вуза (Курганская, Оренбургская области) с учетом минимизации мобильности абитуриентов.

Более конкретную картину можно увидеть при анализе места академии в образовательном пространстве Челябинской области, что особенно важно в условиях снижения территориальной мобильности абитуриентов. Из 38 образовательных программ, реализуемых в ЧГАКИ, 17 представлены и в других вузах области. По остальным специальностям и направлениям подготовки академия является, по сути, монополистом на областном рынке. Распределение по укрупненным группам специальностей общего контингента студентов Челябинской области, обучающихся на дневном отделении, формируется следующим образом: 080000 Экономика и управление

- 59,2%; 030000 Гуманитарные науки -23,9%; 070000 Культура и искусство -12,9%; 040000 Социальные науки - 3,2%; 050000 Педагогика - 0,8%.

Данные по доле образовательных программ ЧГАКИ в совокупном контингенте студентов Челябинской области были разделены на две группы: первая - специальности, по которым доля академии составила более 30% от контингента студентов; вторая - специальности, по которым доля академии не превышала 30%.

Первую группу образовательных направлений составляют специальности двух укрупненных групп:

• 070000 Культура и искусство: шесть образовательных программ, соответствующих профилю академии. По ряду специальностей академия является лидером среди всех вузов области и по общему контингенту студентов, и по количеству студентов, обучающихся на платной основе;

• 030000 Гуманитарные науки: две об-

разовательные программы, относительно новые для академии (032001 Документо-ведение и ДОУ; 032401 Реклама). Судя по значимой доле и в общем контингенте студентов, и в количестве обучающихся на платной основе, данные специальности относительно близки профилю вуза, т.е. их присутствие в академии не воспринимается абитуриентами как нечто из ряда вон выходящее.

Вторую группу образовательных направлений составляют специальности следующих укрупненных групп:

■ 030000 Гуманитарные науки: две образовательные программы. При довольно значительном контингенте (в том числе и обучающихся на платной основе) в абсолютных цифрах, академия все же значительно уступает другим вузам по привлечению абитуриентов;

■ 080000 Экономика и управление: две образовательные программы. Вновь заметим, что при довольно значительном контингенте (в том числе и обучающихся на платной основе) в абсолютных цифрах доля академии в совокупном контингенте студентов области минимальна (от 2,2 до 5,1%). Очевидно, что развитие направлений 070600 Дизайн, 080500 Менеджмент и специальности 080801 Прикладная информатика требует очень четкого позиционирования данных образовательных направлений - придания им уникальности (в границах профиля вуза) по организации и содержанию учебного процесса, научно- исследовательской деятельности, по решению проблемы трудоустройства выпускников, а также в плане трансляции данной позиции в профессиональное сообщество и абитуриентам.

Цена образовательной программы, зафиксированная в стоимости обучения, призвана, с одной стороны, обеспечивать возмещение затрат на подготовку специалистов, с другой - информировать абитуриентов об уровне качества соответствующей образовательной услуги. В условиях уменьшения общего числа абитуриентов, уменьшения количества студентов, имеющих

возможность обучаться на платной основе, экономического кризиса, ограничивающего бюджеты семей на оплату обучения детей роль, стоимости обучения как фактора привлечения абитуриентов значительно возрастает.

Анализ ценовой политики проводился по 13-ти образовательным направлениям, реализуемым в нашей академии и в других вузах Челябинской области. По имеющимся данным, в 2009 г. три образовательные программы продемонстрировали рост средних цен (в сравнении с 2007 г.) - от 12,6 до 34,4%. Если учесть, что в течение последних двух лет стоимость обучения в академии по всем образовательным направлениям оставалась неизменной, то для указанных специальностей произошло отставание от роста средней стоимости обучения (размер отставания составляет от 5,5 до 32,5%).

Фактически только две специальности академии формируют верхний уровень стоимости обучения в Челябинской области. По всем остальным (из представленных в анализе) цены академии значительно ниже средних по области. Лидерами «повышенной ценностной значимости» стали шесть образовательных программ, по которым разница между стоимостью обучения в академии и средней ценой по Челябинской области колеблется от 23 до 40%. Но столь значительное снижение стоимости обучения не приводит к существенному росту и количества абитуриентов, и количества студентов, обучающихся на платной основе.

Безусловно, представленные материалы исследования формируют лишь предварительную картину места академии в образовательном пространстве региона. Но они могут служить отправной точкой для построения системы мониторинга конкурентной среды вуза, выбора направлений его развития, обозначения его позиций в образовательном пространстве региона.

Очевидно, что прямое применение экономических теорий конкуренции и марке-тинговыхконцепций формирования и реа-

лизации конкурентных преимуществ к сфере образования не всегда корректно. Декларируя переход экономического развития общества на стадию экономики знания, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН профессор Г.Б. Клейнер выделяет среди прочих следующие особенности микроэкономики: сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний; вместо конкуренции предприятий и корпоративных конфликтов - «коокуренция» и «конкоперация» [13, с. 32]. В экономике знаний, по его мнению, важна не конкурентоспособность производителей, что имело принципиальное значение в экономике материальных благ, а способность к сотрудничеству [Там же].

Данная концепция, отражающая принципиальные основы формирования образовательных систем различного уровня [14] , предполагает и изменение подхода к анализу конкурентных позиций вуза. В ее рамках способом обозначения (позиционирования) уникальности образовательных программ вуза, его позиций в региональном и отраслевом образовательном пространстве может и должно стать более активное сотрудничество, взаимодействие с заинтересованными профильными вузами, кафедрами, специальностями. Причем данное взаимодействие (в идеале) не должно сводиться к обмену творческими коллективами, студенческими группами, но может и должно включать самые разные формы: стажировки, обмен преподавателями и учебными курсами; интеграцию учебных планов, программ подготовки; разработку комплексных научно-исследовательских, социально-культурных и творческих программ и проектов; разработку образовательных программ, предоставляющих возможность получения двойных дипломов. Конечная цель подобного движения - не только повышение мобильности студентов и педагогов, но и формирование своеобразных сетевых образовательных структур.

Литература

1. Жигун Л.А., Третьяк Н.А. Методологичес-

кие основы динамических состояний конкуренции // Современная конкуренция. 2008. № 4.

2. Информационное обеспечение управления

конкурентоспособностью / Под. ред. проф. С.Г. Светунькова // Энциклопедия маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru/ read/m19/

3. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика

исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4.

4. Ивченко И.А. Методология конкурентно-

го анализа рынка образовательных услуг: на примере высших учебных заведений России: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 192 с.; Мартемьянова Л.Ф. Стратегическое планирование развития негосударственного вуза в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг: Дис. . канд. экон. наук. СПб., 2000. 163 с.; Тигун-цев В.М. Разработка методов прогнозирования и стратегического анализа для исследования рынка образовательных услуг: Дис. . канд. тех. наук. Иркутск, 2003. 130 с.; Щербина А.В. Конкуренция на региональных рынках профессионально-образовательных услуг: факторы, механизмы, регулирование (на материалах Рос-

товской области): Дис. ... канд. экон. наук. Ростов н|Д, 2002. 174 с.

5. Колесов В. Рынок образовательных услуг и

ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) II Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3-8.

6. Кокшаров В. Полет на инновационном ядре:

Интервью с ректором Уральского федерального университета || Эксперт Урал. 2010. № 41. С. 13-17.

7. Чиркунов О. Амбиции многослойного го-

рода II Эксперт. 2010. № Зб. С. 7б-79.

8. Бунтов С.Д. Об отдельных проблемах пра-

вового регулирования приема в вузы II Высшее образование в России. 2009. №11. С. 14-18.

9. Абанкина И. Самоподготовка: Интервью

с директором Института развития образования ГУ - ВШЭ 11 Эксперт Урал. 2010. № 7.

10. Коваленко А. В жертву абитуре II Эксперт Урал. 2010. № 7. С. 10-12.

11. http :| | mon.gov.ru| files| materials| 60 5 7| 09.10.07-spravka1.pdf

12. http :| | mon.gov.ru| files| materials| б 5 00| 09.12.23-spravka1.pdf

13. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории II Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.

14. Лукашенко М. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг II Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 47-56.

SHTOLER N. COMPETITION ENVIRONMENT OF CULTURE AND ARTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION: RESEARCH EXPERIENCE

The research results and position of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts in the regional educational environment are presented. The given research allowed to designate the outer context of the Academy functioning and to determine its unique rate and meaning of price factors of its educational programs positioning.

Keywords: competition, competition environment, higher schools competitiveness, culture and arts higher education, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, the Ural Region, the Chelyabinsk Region, outer context of a higher school functioning, price factors of educational programs positioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.